ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
А К А Д Е М И Я |
Н А У К |
С С' С Р |
РЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ «НАУЧНО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ АН СССР
ПО РАЗРАБОТКЕ НАУЧНЫХ БИОГРАФИЙ ДЕЯТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ:
доктор биол. наук Л. Я . Вляхер, доктор фпз.-мат. наук А. Т. Григорьян,
доктор фнз.-мат. наук Я. Г. Дорфман, академик Б. М . Кедров доктор экоп. наук Б. Г. Кузнецов, доктор хнм. паук В. И. Кузнецов,
доктор биол. паук А. И. Купцов, канд. истор. наук Я. В. Левшин члеи-корр. АН СССР С. Р. Микулинский, доктор истор. паук Д . В. Ознобишин,
капд. техи. наук 3. К. Соколовская (ученый секретарь), канд. техи. наук В. Н. Сокольский, доктор хим. наук 10. И. Соловьев,
канд. техн. наук А. С. Федоров (зам. председателя), каид. техн. паук И. А. Федосеев,
доктор хим. наук Н. А. Фигуровский (зам. председателя), доктор техи. наук А. А. Чеканов, доктор техи. наук С. В. Шухардин,
доктор физ.-мат. наук А. П. Юшкевич, академик А. Л. Яншин (председатель), доктор пед. наук М . Г. Ярошевский
Е. М. К л а у с , У. И. Ф ранкф урт,
А. М. Ф ренк
Гендрик Антон
ЛОРЕНЦ
1853-1928
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
МОСКВА
1974
Гендрпк Антон Лоренц (1853—1928) — крупнейший голландский физик-теоретик конца XIX — начала XX в., сыгравший огромную роль в становлении идей теоретической физики. Лоренц — творец электронной теории и прямой предшественник Эйнштейна в создании теории относительности. Важное место в его творчестве занимали также работы по оптике, термодинамике, ста тистике.
Развернутая биография Лоренца на русском языке из дается впервые. Для написания книги авторами исполь зована большая научная и мемуарная литература, а также переписка Лоренца.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Главы I—VI написаны Е. М. Клаусом,
VII, XI—XIV—
У. И. Франкфуртом, VIII—X—А. М, Френком.
„ 20401-0278 |
|
К 054(01)-74 80-74НП |
© Издательство «Наука», 1974 г. |
I
Детство в Арнеме. Школа
1
К середине XIX в. некогда могущественная Голлан дия превратилась в захолустное аграрное государство. Правда, ее флот, в прежние времена равный флоту всех других стран, вместе взятых, еще удерживал четвертое место в мире, а площадь колоний, захваченных в начале XVII в., в шестьдесят раз превышала площадь самой Гол ландии. Но и судостроение, и заморская торговля сокра щались. Голландия уже не могла соперничать пи с Анг лией, ни с Францией. «История упадка Голландии как господствующей торговой нации,— писал Маркс,—. есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу» х.
Наступил застой и в пауке. Голландские университе ты — Лейденский, Утрехтский, Роттердамский, Дельфтский и Амстердамский, которые когда-то славились на всю Европу и где мысль и жизнь били ключом, теперь, казалось, смирились с участью заурядных провинциаль ных заведений...
При Вильгельме I (1815—1840) Голландия стала ко ролевством с почти неограниченным абсолютистским ре жимом. Но когда воцарился Вильгельм III (1849—1890), монархия под влиянием революционных событий в Евро пе вынуждена была пойти на уступки, ограничивавшие ее власть. Было создано либеральное правительство и принята новая конституция. Кабинет министров возгла вил автор этой конституции — либерал Торбеке, которо
го |
король неодобрительно называл «резким министром».1 |
1 Е. |
Маркс и Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. 25, ч. I, стр. 366. |
5
В 1862 г. Торбеке пытался видоизменить колониаль ное управление и ослабить жестокую барщину, процветав шую в Голландской Индонезии. Толчком послужила кни га Мультатули «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы нидерландского торгового общества», вышедшая двумя годами ранее в Амстердаме. Под псевдонимом Мультатули скрывался крупный колониальный чиновник Деккер. Не идеальным «уголком тюльпанов» виделась ему с далекой Явы его буржуазно-мещанская родина, а «маленькой стра ной с большим ртом»; вот уже третье столетие сосала она кровь порабощенной Индонезии и запятнала себя тыся чами бесчеловечнейших преступлений. Но голландская буржуазия делала вид, что в мире царит гармония, что колонии благоденствуют так же, как и сама метрополия. Беспощадно-обличительный роман Мультатули произвел впечатление разорвавшейся бомбы.
Будущему великому голландскому ученому и гума нисту — Гендрику Антону Лоренцу — шел тогда деся тый год.
2
Предки Лоренца были выходцами из прирейиской Гер мании. Основным их занятием всегда оставалось земледе лие. Жили они в достатке, но достаток этот держался на их труде. Дочь Гендрика Антона, написавшая воспо минания о своем замечательном отце, которые являются основным документом для изучения его жизни 2, сообща ет, что ее дед и прадед имели возле Велпа питомник пло довых деревьев. Они не были людьми образованными, но любили читать и всегда тянулись к культуре.
Мать Лоренца, Гертруда, урожденная ван Гинкель, выросла в Ренсвуде (провинция Утрехт). Ее первым му жем был Якоб Янссен, рано умерший. На третьем году вдовства она вышла за Геррита Фредерика Лоренца. От Янссена у нее был сын Гендрик Ян Якоб, а от Лоренца — двое сыновей. Старший из них, Гендрик Антон, родился 15 июля 1853 г. в Арнеме. Второй умер в младенчестве. А вскоре умерла и Гертруда. В памяти Гендрика Антона
2G. L. De Haas-Lorentz. Н. А. Lorentz. Impressions of his life and •work. Amsterdam, 1957. В последующих ссылках: «Воспоминания о Лоренце», с указанием страницы.
6
ее |
образ навсегда остался овеянным |
смутной печалью. |
Когда Лоренц попадал в Арнем, эта |
печаль влекла его |
|
к |
дорогой могшіе. |
|
|
Братья осиротели в 1857 г., а четыре года спустя в до |
ме у них появилась Луберта Гупкес, мачеха. Гендрику Яну Якобу было двенадцать лет, Гендрику Антону — около девяти. К счастью, Луберта оказалась мачехой не из сказки: своих приемных сыновей она искренне лю била, заботилась о них. Любили и они ее. (Когда у Ло ренца, двадцать лет спустя, родится дочь, он, соединив имя матери и мачехи, наречет ее Гертрудой Лубертой.) Навещая родственников, живших в Стэге, Луберта брала с собой и мальчиков. Им нравилось играть в лесу, окру жавшем городок,— ведь лесов в Голландии даже тогда было не так уж много. Сначала братья освоили окрестно сти Стэга, а затем и Арнема. Лоренц на всю жизнь сохра нил любовь к загородным прогулкам, особенно в общест ве друзей.
Арнем — главный город провинции Гельдерланд — был в ту нору шестым по числу жителей городом Голлан дии. Он расположен на реке Лек, или Недер-Рейне, не подалеку от того места, где Рейн сливается с Эйсселом. Плоский голландский рельеф к Арнему становится всхол мленным.
Известный французский географ и социолог Элизе Реклю так описывает эти места: «Арнем имел бы господ ствующее положение над тремя рукавами дельты, если бы Лек и Эйссел были многоводнее летом и судоходство по этим рекам могло производиться постоянно. Арнем, ко торый в местном четверостишии именуется «самым весе лым» из городов Голландии, действительно одно из наи более прелестных мест. Он выстроен на отлогом склоне песчаного холма, спускающегося к правому берегу Рей на. Широкая река, через которую перекинут понтонный мост, течет мимо городских ворот против основания ле систого холма, на котором раскинуты дачи, и, описывая обширный изгиб, исчезает вдали между деревьев. С вы сот закругленных холмов, возвышающихся амфитеат ром над городом, на севере виднеется слегка холмистое пло скогорье с его лесами, лугами, садами, изящными дачами, утопающими в зелени. Большая часть этих дач, так же как и богатых городских домов, принадлежит амстердам ским, роттердамским и батавским купцам, которые, уда-
8
Лоренц в возрасте 7 лет
лившись от дел, проводят среди этой прекрасной местно сти жизнь спокойную и веселую... Ниже Арнема на реке Лек нет ни одного значительного города вплоть до Рот тердама» 3.
3
Маленький Лоренц начал говорить очень поздно: когда его сводный брат Гендрик Ян Якоб пошел в школу, Гендрик Антон с трудом мог произнести «до свидания». Однако родные беспокоились напрасно: такое позднее раз витие было связано с особенностями его психического склада, а вовсе не с дефективностью...
Гендрик Антон рос мальчиком спокойным и послуш ным, но был хрупкого сложения и не отличался креп ким здоровьем. Он не очень увлекался резвыми играми сверстников, хотя и не сторонился их.
3 Э. Реклю, Бельгия и Голландия. М., 1897, стр. 213—214.
9
Детских книг в те времена было мало. Лоренц йотом рассказывал дочери, что у него в детстве была лишь одна-единственная книга, зато необыкновенно для него драгоценная. Но Гертруда Луберта, к сожалению, не сообщает ее названия.
Шести лет Гендрик был отдан в школу Тиммера, ко торая считалась одной из лучших в Арнеме. Уже на склоне дней ученый вспоминал: «Это была школа с рас ширенным начальным обучением, с шестью классами и всего тремя преподавателями, которые занимались с на ми днем и вечером. Нас обучали по системе, напоминают щей дальтон-план 4, и поэтому вечерние часы каждый из нас проводил по своему желанию. Таким образом мы по знавали основы математики и физики на уроках господи на Тиммера, который, будучи активным членом физиче ского общества в Арнеме и автором учебников и научноиопулярных книг по физике, нередко демонстрировал опыты в классе» 5.
Гендрик шел первым в классе, что радовало родных, но для него самого являлось причиной досадных пережи ваний: ему, как лучшему ученику, вменялось в обязан ность, стоя в дверях, соединяющих смежные классы, чи тать вслух утреннюю молитву. Эта обязанность для застен чивого Гендрика была настолько тягостна, что он всерьез помышлял сделать несколько преднамеренных ошибок по арифметике и таким образом избавиться от звания лучше го. Ио когда он мысленно перебрал ошибки, которые мог бы допустить, они показались ему настолько глупыми, что он сразу отказался от своей затеи.
Лоренц очень высоко ценил своего скромного настав ника Герта Корнелиса Тиммера, который был талантли вым педагогом и умел прививать ученикам навыки само стоятельной работы. С наиболее способными он занимал ся по особой программе, чтобы они усвоили предмет глуб же и полнее. Лоренц и здесь оказался не только лучшим, но и самым активным. В десять лет он уже свободно поль-
*Дальтон-план — система организации работы в школе, возникшая в начале XX в. в Америке и получившая свое название от города
Дальтона (штат Массачусетс). Ученики не связываются общей классной работой, им предоставляется свобода как в выборе учеб ных занятий, так и в использовании свободного времени.
5 Г. А. Лоренц. Старые и новые проблемы физики. М., «Наука», 1970, стр. 184.
10