Файл: Иванько, В. Ф. Пультовщик сталеплавильной электропечи учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
той первичной обмоткой от источника (из сети). Мощно сти Р\ и Р2 можно рассчитать по следующим формулам:
Р2 = f/2 /2 cos92 . }
Коэффициент мощности (cos ср2) на зажимах вторич ной нагрузки зависит от вида нагрузки: если трансфор матор питает освещение, то cos фг практически равен единице; если же включены двигатели переменного то ка, соленоиды, то cos фг меньше единицы.
Таким образом, для одного и того же трансформато ра используемая активная мощность Р2 при номиналь ных токах будет тем выше, чем больше cos фг приемни ка. Поэтому, чтобы лучше использовать трансформато ры, нужно принимать меры к увеличению коэффициента мощности приемника.
Очевидно также, что мощность Р2 меньше мощности Рі на величину потерь в самом трансформаторе. Потери могут быть двух видов:
1. Потери в стали, определяемые из опыта холостого хода. Эти потери зависят только от изменения напряже ния сети (пропорциональны квадрату изменения напря жения). Принято считать, что эти потери не зависят от нагрузки. Обозначим потери в стали Рх.х.
2. Потери в обмотках, определяемые из опыта ко роткого замыкания. Эти потери при номинальных токах в обмотках обычно в 2—3 раза больше, чем в стали. Обозначим эти потери Рк.3 и запишем их выражение:
Следовательно, потери в обмотках изменяются про порционально квадрату изменения тока или квадрату изменения нагрузки. Обозначим коэффициент нагрузки ß (бета). Тогда соотношение между Р{ и Р2 для любой нагрузки будет
Рг = Р2 + Лс.х " I - РРК.»
На основании вышеизложенного коэффициент полез ного действия трансформатора ті (эта) определяется:
ті = - А = |
£і |
. |
(65) |
92
Коэффициент полезного действия трансформатора достигает максимума при нагрузке, когда постояннце потери в стали становятся равными переменным поте рям в обмотках, т. е. Рх.х—$Рк.а. Очевидно, к. п. д. транс форматора достигает максимума при нагрузке меньше номинальной. Это используется при составлении схемы электроснабжения промышленного предприятия. Вооб ще коэффициент полезного действия силовых трансфор маторов высок и у мощных трансформаторов достигает 0,990—0,995.
При работе трансформатора в его обмотках и в стали выделяется тепло, которое должно быть отведено от трансформатора. Существует несколько способов ох лаждения трансформаторов, они рассматриваются кон кретно для электропечных трансформаторов совместно с их устройством.
Т р е х ф а з н ы е т р а н с ф о р м а т о р ы . |
На |
всех |
|||
электростанциях |
вырабатывается |
трехфазный перемен |
|||
ный ток, поэтому его необходимо |
преобразовывать |
с по |
|||
мощью трехфазных |
трансформаторов. |
Трехфазный |
|||
трансформатор |
может |
быть получен при |
соединении |
трех однофазных трансформаторов в трехфазную груп пу. Но экономичнее по расходу материалов, особенно трансформаторной и обычной стали, изготовить трех
фазный трансформатор. |
Трехстержневой |
магнитопровод |
||
такого трансформатора |
представлен на рис. 31. На каж |
|||
дом |
стержне |
такого |
магнитопровода |
располагаются |
первичная и вторичная |
обмотки, соединяющиеся между |
|||
собой |
звездой |
или треугольником. При |
этом соедине |
ние обмоток может быть одинаковым или неодинако
вым, например первичная |
соединена |
звездой, |
а вторич |
ная — треугольником. В зависимости |
от схемы |
соедине |
|
ния обмоток существуют |
различные |
группы соединения. |
Номинальная мощность трехфазного трансформатора определяется через фазные или линейные значения номи нальных напряжений и токов:
5„ |
= Зі/ф.и/ф.,, = l,73f/H /„ в-a. |
(66) |
|
А в т о т р а н с |
ф о р м а т о р ы . |
Автотрансформатор |
в отличие от трансформатора, кроме магнитной, имеет
еще электрическую связь |
между |
обмотками. У него об |
|||
мотка |
низшего |
напряжения |
является частью |
об |
|
мотки |
более |
высшего |
напряжения (рис. 32). |
Как |
93
Автотрансформаторы применяют на крупных подстан циях с высокими напряжениями, для связи энергетичес ких систем с различными номинальными напряжениями, например 330 и 220 кв. Автотрансформаторы широко рас пространены в лабораториях. Автотрансформаторы на ходят применение также в схемах автоматического регу лирования мощности электропечи. Нельзя использовать автотрансформатор для получения безопасного напряже ния 12 и 36 в, так как вторичная обмотка имеет электри ческую связь с первичной.
§7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
Спомощью электрических машин можно:
а) механическую энергию преобразовать в электриче скую на основе закона электромагнитной индукции;та кие машины называются генераторами;
б) электрическую энергию преобразовать в механиче скую; такие машины называются электродвигателями.
Ниже рассматриваются электрические машины, при меняемые только на электропечах.
Из машин постоянного тока на электропечах применя ют генераторы и двигатели с параллельными и смешан ными соединениями обмоток возбуждения, электрома шинные усилители: из машин переменного тока — асин хронные трехфазные и синхронные двигатели. Последние
применяют в установках электромагнитного |
перемешива |
|
ния металла. |
|
|
Э л е к т р и ч е с к и е м а ш и н ы п о с т о я н н о г о т о - |
||
к а. Действие электрических |
генераторов |
основывается |
на законе электромагнитной |
индукции. Чтобы получить |
источник электродвижущей силы Е, нужно в магнитном поле с индукцией В перемещать проводник длиной / с не которой скоростью V.
Е = Віѵ в, |
(67) |
при этом направления магнитной индукции и движуще гося проводника взаимно перпендикулярны. Направление индуктированной э. д. с. определяется по правилу правой руки. В этом случае происходит преобразование механи ческой энергии в электрическую.
Работа двигателя основана на законе электромагнит-
95
пых сил. Если силу обозначить F, длину проводника, на ходящегося в магнитном поле, /, причем проводник ра сположен перпендикулярно к направлению магнитного поля индукции В, и по проводнику пропустить ток /, тог да проводник придет в движение, испытывая силу F. Ве личина этой силы определяется из уравнения
F - BU н, |
(68) |
направление силы определяется |
по правилу левой руки. |
В этом случае происходит преобразование электрической энергии в механическую.
Следовательно, |
в |
генера |
|||
торах и двигателях |
|
должна |
|||
быть часть машины, в кото |
|||||
рой постоянно создается ма |
|||||
гнитное |
поле. |
В |
машинах |
||
постоянного тока эта часть |
|||||
машины |
называется |
индук |
|||
тором. |
Индуктор |
представ |
|||
ляет |
собой стальную |
стани |
|||
ну, |
к которой |
привернуты |
|||
Рис. 33. Машина постоянлого тока болтами |
сердечники |
полю |
|||
сов |
(рис. 33). |
На |
полюсах |
крепятся обмотки по которым пропускают ток, и тогда между полюсами образуется магнитное поле. Магнитный поток выходит из северного полюса, проходит через якорь машины, входит в южный полюс, затем разветвляется по станине и замыкается в северном полюсе. Вторая основ ная часть машины постоянного тока есть якорь. При вра щении якоря в магнитном поле индуктора в нем индукти руется электродвижущая сила. Якорь — вращающаяся часть машины (рис. 33) имеет форму цилиндра, собира емого из тонких листов (0,5 мм) электротехнической ста ли для уменьшения потерь в стали. Каждый такой лист имеет форму круга с отверстием внутри для насадки на вал якоря и с пазами по наружной окружности для ук ладки изолированных проводов обмотки якоря. Эти стальные листы изолируются с обеих поверхностей тон кой пленкой лака.
На валу якоря укрепляют коллектор, представляю щий собой набор медных пластин специальной формы, изолированных между собой и от вала машины листовым
96
миканитом. Секции обмотки якоря соединены пайкой с пластинами коллектора.
Назначение коллектора: выпрямлять индуктирован ный в обмотке якоря переменный ток, с помощью непод вижных щеток, контактирующих с коллектором, отводить постоянный ток во внешнюю цепь (или принимать посто янный ток из сети для двигателя). Вал якоря вращается в шариковых или роликовых подшипниках, которые уста навливают в боковых крышках машины. Эти крышки на
зываются |
подшипниковыми щитами |
и крепятся |
болтами |
к станине |
машины — индуктору. На |
одной из |
боковых |
крышек, расположенной со стороны коллектора, устанав ливают на изолированных кронштейнах щеткодержатели с нажимными пружинами, в которых находятся электро щетки для съема или подвода тока к коллектору якоря. Электрощетки являются ответственной деталью машины, их изготавливают на специальных заводах из графита или смеси графита с другими составляющими (медью), разделяют по маркам и типам. Щетки при замене нужно ставить такие же, как были установлены заводом-изго товителем машины.
Электрические машины обратимы, т. е. генератор мо жет работать двигателем, а двигатель генератором. Например, если якорь машины вращать посторонним двигателем (при включенной обмотке возбуждения
машины), то в |
якоре будет индуктироваться э. д. с. и |
|
машина |
будет |
работать как генератор. Если же по |
якорю |
машины |
пропустить электрический ток из се |
ти, то |
машина |
будет работать как двигатель. Направ |
ление индуктированной в якоре э. д. с. зависит от двух факторов:
1) от направления индукции магнитного поля ин дукторов, а направление вектора индукции магнит ного поля зависит от направления тока в катушках по
люсов; |
|
|
; |
2) от направления |
вращения якоря-генератора. |
||
Следовательно, изменение |
направления |
индуктиро |
|
ванной э. д. с. в якоре |
можно |
получить путем |
изменения |
действия любого из двух рассмотренных факторов. Ча ще это выполняют путем изменения направления тока в обмотке возбуждения (полюсов).
Направление вращения электродвигателя постоянно го тока также зависит от двух факторов:
7—85 |
97 |
1) от направления индукции магнитного поля в ин дукторе1 ;
2) от направления тока в обмотке якоря.
В практике изменение направления двигателей дости гается раздельным использованием обоих факторов, т.е. для реверсирования двигателя необходимо изменить на правление тока в обмотке возбуждения или направление тока в обмотке якоря. При одновременном изменении на правлений токов в якоре и обмотке возбуждения двига тель продолжает вращаться в ту же сторону.
При прохождении тока по обмотке якоря образуется магнитное поле якоря, которое влияет на магнитное поле индуктора. Магнитное поле якоря направлено поперек направлению магнитного поля индуктора и искажает по ле индуктора. Это явление действия магнитного поля якоря на поле полюсов называют реакцией якоря. Реак цию якоря компенсируют установкой дополнительных полюсов, создающих поле, противоположное полю реак ции якоря. Дополнительные полюса устанавливаются между главными полюсами (см. рис. 33). Обмотку до полнительных полюсов рассчитывают на ток якоря и включают в цепь якоря так, чтобы направление магнит ной индукции дополнительных полюсов было противопо ложно направлению индукции от поля якоря.
Одновременно дополнительные полюсы улучшают ра боту электрических машин постоянного тока, способст вуя лучшей коммутации. Коммутацией называется про цесс изменения направления тока в секции обмотки (сек ция — катушка из нескольких витков), когда провод ники секции при вращении якоря переходят из зоны одного магнитного полюса в зону другого.
Т и п ы м а ш и н п о с т о я н н о г о т о к а . Машины постоянного тока разделяются на типы в зависимости от способа соединений обмоток возбуждения. Различные схемы соединения обмоток возбуждения машин приводят к различным качественным особенностям этих машин.
Соединения обмоток возбуждения по отношению к обмотке якоря следующие.
1. Обмотка возбуждения соединяется последователь но с обмоткой якоря (рис. 34, а).
Машины этого типа на электропечах не применяют,
Этот фактор одинаков для генератора и двигателя.
98
но последовательную обмотку возбуждения используют
вдвигателях со смешанным возбуждением.
2.Машина с параллельным возбуждением1 . Схема включения обмотки возбуждения приведена на рис. 34,6.
Обмотка возбуждения включена параллельно обмотке якоря на электропечах. Такие машины используются как двигатели перемещения электродов благодаря свойствам плавно и в больших пределах изменять число оборотов двигателя.
Рис. 34. Соединения обмо |
|
|
|
||||
ток |
в о з б у ж д е н и я машин по |
|
|
|
|||
|
стоянного |
тока: |
|
|
|
||
а — машина |
с |
последова |
|
|
|
||
тельным |
в о з б у ж д е н и е м ; б — |
|
|
|
|||
машина |
с |
параллельным |
|
|
|
||
в о з б у ж д е н и е м ; |
|
в — машина |
|
|
|
||
со |
смешанным |
в о з б у ж д е н и |
|
|
|
||
ем; |
г — м а ш и н а |
с независи |
|
|
|
||
|
мым |
в о з б у ж д е н и е м |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
S |
в |
г |
|
3. Машина со смешанным возбуждением |
(рис. 34, в) |
|||||
имеет |
последовательную |
и параллельную обмотки воз |
|||||
буждения, |
в связи с чем |
приобретает особые |
свойства: |
у генератора можно получить на зажимах якоря напря жение, очень мало изменяющееся в зависимости от на грузки, а у двигателя — повышенный момент вращения. Эти машины применяются на электропечах как генерато ры для получения постоянного тока и как двигатели для перемещения электродов в схемах с релейно-контактор- ной автоматикой.
4. Машина с независимым возбуждением (рис. 34, г) имеет питание обмотки возбуждения от независимого ис точника постоянного тока.
Пуск двигателей постоянного тока в большинстве слу чаев производится с помощью пускового реостата, вклю
чаемого в цепь якоря (рис. 34,6). При наличии |
пускового |
сопротивления ток пусковой в обмотке якоря |
шунтового |
двигателя определяется по закону Ома: |
|
Ліуск = Uсети! (Гя "Т* ?пуск) 2/І ; ом- |
(69) |
1 Машину с параллельным возбуждением называют также шун-
товой машиной. |
|
7* |
99 |
|