Файл: Иванько, В. Ф. Пультовщик сталеплавильной электропечи учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
Очевидно, если бы не было пускового регулируемого сопротивления, то пусковой ток определялся по формуле Ліуск= Усетп/гя и был бы в момент пуска чрезмерно велик, что опасно для двигателя. Обычно пусковое сопротивле ние подбирается так, чтобы пусковой ток не превышал двукратного значения номинального тока двигателя (69).
После разгона двигателя с увеличением числа оборо тов частями выводится пусковое сопротивление, а при достижении номинальных оборотов оно выводится пол ностью.
Когда якорь двигателя начинает вращаться, его про водники пересекают магнитное поле полюсов индуктора и в них индуктируется э.д. с , направление которой опре деляется по правилу правой руки. При работе машины постоянного тока в режиме двигателя э.д. с. обмотки якоря всегда имеет направление, противоположное на
правлению |
напряжения сети, |
поэтому |
индуктированную |
|||
в якоре двигателя |
э.д. с. называют противодействующей |
|||||
э.д.с . (ERB), |
тогда |
ток якоря |
двигателя |
определяется |
по |
|
следующей |
формуле |
(для шунтового двигателя): |
|
|||
|
|
h |
= 1/сети — |
Едв/Гя- |
( 7 ° ) |
|
У большинства |
двигателей |
постоянного тока Еяв |
до |
стигает 93—97% от напряжения сети, поэтому при вра
щении якоря исключается |
пусковое сопротивление. |
|
Р е г у л и р о в а н и е |
с к о р о с т и |
д в и г а т е л е й |
п о с т о я н н о г о т о к а . |
Установим |
закономерность из |
менения числа оборотов п двигателя постоянного тока с
параллельным возбуждением. |
На |
основании |
формулы |
(70) можно записать: |
|
|
|
^ д в = ^ с е т и |
I"J |
я- |
(^О |
Из формулы (67) э.д. с , индуктируемая водном про воде обмотки якоря, Е = ВШ. Так как длина провода не изменна, то переменными величинами будут: магнитная индукция, которую можно выразить через магнитный по ток, и скорость перемещения проводника Ф, которую мо жно выразить через число оборотов якоря п. Если вве сти коэффициент пропорциональности, учитывающий за мену индукции магнитным потоком, замену скорости движения проводника числом оборотов двигателя, а так же число проводов якоря, соединенных последовательно,
100
и обозначить |
этот коэффициент |
пропорциональности Се, |
||||||
то значение |
Елп |
можно записать |
так: £ д в = СеФ/г. |
Под |
||||
ставим в формулу (71) |
это выражение |
Елв, |
тогда |
число |
||||
оборотов двигателя |
я |
составит |
(для |
шунтового |
двига |
|||
теля) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я = |
( ^ с е т „ - Г я / я |
) : С в Ф . |
|
|
(72) |
|
Из формулы |
(72) |
вытекают |
следующие |
положения, |
определяющие регулирование числа оборотов двигателя постоянного тока.
1. Если уменьшать напряжение, приложенное к яко рю, то число оборотов двигателя будет уменьшаться. Для этого в цепь якоря последовательно включают регулиру емое сопротивление, с помощью которого можно снижать число оборотов двигателя ниже номинального. Для этой цели можно пользоваться и пусковым реостатом. В этом случае число оборотов двигателя (с параллельным воз буждением) снижается пропорционально снижению на пряжения на якоре [т. е. значение числителя дроби в формуле (72)]. Этот способ неэкономичен, особенно для двигателей большой мощности, так как снижение напря жения производится за счет нагрева сопротивлений в це пи якоря.
2. Число оборотов двигателя можно снижать при уве личении магнитного потока сверх номинального значения
и увеличивать, |
когда магнитный |
поток |
уменьшается. |
Этот способ регулирования более экономичен. |
|||
3. Регулирование по схеме Г—Д |
(генератор — двига |
||
тель) — по этой |
схеме якорь генератора |
и якорь двига |
теля соединяются между собой. Отпадает необходимость в пусковых и регулировочных реостатах. Скорость дви гателя регулируется в широких пределах, так как напря жение генератора может изменяться от нуля до допусти мого значения.
Такое регулирование скорости применяется во многих установках, в том числе в схеме автоматического регули рования перемещением электродов электропечи с элект ромашинными усилителями (см. рис. 58). В этом случае обмотка возбуждения двигателя включена на неизмен ное напряжение постоянного тока, а обмотка возбужде ния генератора или электромашинного усилителя пита ется от изменяющегося напряжения постоянного тока в зависимости от заданной скорости и заданного направ
ки
ления вращения двигателя. Очевидно, что для изменения направления вращения двигателя в описываемой схеме необходимо изменить направление тока в обмотке воз буждения генератора, т. е. в обмотке управления ЭМУ, тогда изменяются направления индуктированной э.д.с. на зажимах якоря генератора, тока в обмотке якоря дви гателя и вращения двигателя согласно правилу левой руки. Якорь ЭМУ соединен с якорем двигателя.
Следовательно, на основании правила левой руки для реверсирования двигателя постоянного тока нужно вы полнить одно из двух: изменить направление тока в об мотке якоря двигателя на обратное или изменить направ ление тока в обмотке возбуждения двигателя на обрат ное. Одновременное выполнение двух изменений не дает реверса вращения двигателя.
Т р е х ф а з н ы е |
а с и н х р о н н ы е |
д в и г а т е л и |
||
применяются на электропечах |
как двигатели |
вспомога |
||
тельных механизмов |
печи и |
как приводные |
двигатели |
электромашинных усилителей и генераторов постоянного тока для получения постоянного тока на печной подстан ции. Эти двигатели работают по принципу кругового вращающегося магнитного поля, которое создается, если по трем независимым катушкам, расположенным по ок ружности симметрично' (оси катушек образуют между собой углы по 120°), проходит трехфазный ток. Число оборотов этого вращающегося магнитного поля гі\ опре деляется по формуле
|
«! = /60'р |
об1 |
мин, |
(73) |
где /—• частота переменного |
тока; |
|
||
р — число пар |
полюсов. |
|
|
|
Число полюсов |
асинхронного |
двигателя кратно |
двум |
и может быть: 2, 4, б, 8, 10, тогда число пар полюсов со
ставляет 1, 2, 3, 4, 5. В зависимости |
от числа пар |
полю |
|
сов |
число оборотов вращающегося магнитного поля мо |
||
жет |
быть при / = 50 гц 3000, 1500, 1000, 750, 600 |
об/мин. |
|
Эти числа получим, если в формулу |
(73) поочередно бу |
||
дем подставлять значения числа пар |
полюсов. |
|
Асинхронный трехфазный двигатель состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статор — неподвиж ная часть двигателя, в пазах которого по окружности расположены три обмотки статора, соединенные в звезду
102
или треугольник. Ротор — вращающаяся часть двигате ля. Он может иметь три независимые обмотки, соединен ные в звезду. В пазах ротора можно также проложить стержни из цветного металла и с обоих концов замкнуть их кольцами путем пайки или сварки. Такое соединение стержней ротора имеет вид беличьей клети, и ротор на зывают короткозамкнутым. Ротор с обмоткой называет ся фазным, имеет соединение начал обмотки звездой внутри ротора, а концы обмоток соединяются с тремя контактными металлическими кольцами, изолированны ми от вала и между собой и вращающимися вместе с ро тором. На кольца налегают электрощетки, снимающие ток с колец; по проводникам ток, снятый с колец ротора, проходит в регулируемое трехфазное сопротивление (реостат), где и замыкается.
Принцип действия трехфазного асинхронного двига теля состоит в следующем: при подаче трехфазного тока в цепь статора двигателя в нем образуется магнитное поле, вращающееся со скоростью гі\. Это магнитное поле сцепляется с обмоткой ротора и индуктирует в ней трех фазную э.д.с. При замкнутой цепи по обмоткам ротора протекают токи, которые, взаимодействуя с магнитным полем статора, приводят ротор во вращение в направле нии вращающегося магнитного поля. Но число оборотов вращающегося ротора всегда несколько меньше (на 3— 6%), чем число оборотов вращающегося магнитного по ля, поэтому такие двигатели называют асинхронными. Разница в оборотах вращающегося магнитного поля и ротора называется скольжением ротора. Число оборотов двигателя, которое указывается на паспортной табличке двигателя, есть число оборотов, соответствующее номи нальной механической нагрузке двигателя. При увеличе нии нагрузки число оборотов двигателя снижается, при снижении увеличивается.
Для изменения направления вращения асинхронного двигателя нужно поменять местами два провода на под ключении статора (поменять две фазы), тогда изменя ются направления вращения магнитного поля и ротора.
Чтобы регулировать число оборотов короткозамкнутого асинхронного двигателя, нужно изменять частоту сети и число пар полюсов, что следует из формулы (73). На машинах загрузки извести и других материалов в печь применяют двух- и трехскоростные двигатели.
103
В этом случае двигатель имеет две пли три обмотки на статоре, рассчитанные на различное число полюсов.
Число оборотов асинхронного двигателя с фазным ротором можно уменьшать введением сопротивления в цепь ротора (рис. 35). Одновременно это сопротивление является и пусковым сопротивлением; чтобы уменьшить бросок тока при пуске — развороте дви гателя. Величину сопротивления для пу ска двигателя с фазовым ротором подби рают так, чтобы пусковой ток не превы шал двукратный номинальный ток дви
гателя.
Чем больше сопротивление введенно го в цепь ротора, тем меньше число обо ротов двигателя, тем более плавный пуск. Затем введенное сопротивление постепен но уменьшается замыканием секций соп ротивлений и исключается полностью, по сле чего двигатель приобретает свои но минальные обороты (при номинальной нагрузке), указанные в его паспортной табличке.
Двигатели с фазовым ротором приме няются на механизмах наклона печи, по ворота ванны, выката ванны для обеспе чения плавной работы этих механизмов и регулирования скорости, что особенно ва жно для механизма наклона. На осталь
ных механизмах печи (кроме перемещения электродов) используют короткозамкнутые асинхронные двигатели, если печь с электромеханическим приводом.
Короткозамкнутый асинхронный двигатель неболь шой мощности включают непосредственно в сеть. Пока двигатель разворачивается, пусковые токи достигают 5—7-кратной величины; они снижаются при возрастании оборотов; ток становится равным номинальному, когда двигатель развернется до номинальных оборотов. Для асинхронного двигателя очень опасна работа «на две фа зы», при которой двигатель сгорает (обмотка статора). Это происходит, когда на линии, питающей двигатель, сгорает предохранитель, обрывается провод или по ка ким-то причинам отсутствует одна фаза. Если двигатель был неподвижен, он не разворачивается, при включении
104