Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
мися волнами (рис. 95,6). Обе системы носовых и кормовых волн, таким образом, обращаются в одиночную волну перемещения, об ладающую определенной поступательной скоростью. Эта волна несет в себе большой запас энергии и может быть опасной для встречных мелких судов.
При FrH >l судно отрывается от одиночной волны перемеще ния и волнообразование ограничивается пучками расходящихся волн, зарождающихся в носовой и кормовой оконечностях судна
(рис. 95,в).
В канале, где поток жидкости ограничен не только по глубине, но и по ширине, ограниченность судового хода оказывает еще более сильное влияние на волнообразование, чем на мелководье.
Рис. 95
Одиночные волны перемещения в канале возникают при меньшей скорости судна, чем на фарватере, имеющем такую же глубину, но не ограниченном боковыми стенками.
Если скорость судна превысит критическую, сопротивление во ды движению значительно уменьшится, а скорость судна увели чится. Но достижение такой скорости для практических целей — трудная техническая задача (необходимы двигатели огромной мощности).
Действие судовых волн на берега, дно и стоящие суда. Волны, образующиеся при движении судна, подходя к берегу, разрушают его. При малом запасе воды под днищем в результате работы дви жителей дно размывается, поэтому скорость движения судов на каналах ограничивается.
При приближении к отлогому берегу судна, идущего полным ходом, уровень воды около берега заметно повышается, а стоящие около него суда начинают перемещаться по направлению движе ния подходящего судна и к берегу. Это — результат вытесняемой судном воды, вкатывающейся на берег.
Как только судно поравняется со стоящими у берега судами, начнется отлив воды и резкое понижение уровня. Вода увлекает в реку стоящие у берега суда, при этом могут порваться швартовы, сломаться мостки, сбиться трапы и др.
После того как судно пройдет мимо, на берег вкатывается большая волна, иногда с пенистым гребнем, которая может вы звать, большие разрушения.
183
Иногда при подходе судна к месту стоянки корма стоящего судна начинает удаляться от берега, а нос приближаться к нему. Когда проходящее судно поравняется со стоящим, корма послед него начнет подходить к берегу, а нос — отклоняться от него.
Проходящее судно оказывает аналогичное воздействие и на судно, стоящее на якоре. В результате последнее может быть наведено на свой якорь, сорвано с него или выброшено на от мель.
При ходе судна по течению и с составом влияние судовых волн на берега и стоящие суда несколько меньше.
Во избежание аварии при проходе мимо судов, стоящих у бе рега, необходимо снижать скорость.
Дополнительная осадка при движении судна. При движении у судов наблюдается изменение осадки, вызванное увеличением скорости и перераспределением давления на корпус по сравнению с давлением, действующим на него при отсутствии хода. Увели чение осадки иногда называют п р о с а д к о й судна.
Характеристикой быстроходности судов является относитель
ная скорость судна, |
определяемая числом Фруда по формуле |
|
||
|
|
Fr = |
v |
(44) |
|
|
VTL |
||
|
|
|
|
|
В отличие от формулы (42) вместо глубины Н в формуле |
(44) |
|||
берется |
длина судна L. |
|
со |
|
При |
увеличении |
скорости судна его осадка изменяется в |
ответствии с тремя режимами движения.
П е р в ы й р е ж и м — движение, когда Fr^.1. При этом режи ме происходит незначительное по сравнению со статическим по ложением увеличение осадки, вызываемое тем, что на большую часть корпуса, за исключением носовой и кормовой оконечностей, давление воды будет меньше гидростатического. В результате бу дет создаваться небольшой дифферент на корму или нос в за висимости от остроты обводов носовой и кормовой оконечностей судна, а следовательно, и давления воды на большую или мень шую площадь этих оконечностей.
В т о р о й и т р е т и й р е ж и м ы соответствуют движению с очень большой скоростью, при которой числа Фруда намного пре вышают единицу. Когда числа Фруда большие, у судна уменьша ется осадка и оно может глиссировать или даже рикошетировать. Транспортные суда не имеют таких высоких скоростей, их отно сительная скорость невысока, что соответствует F r ^ 0,15—0,30.
Более значительно осадка судна увеличивается на мелково дье, особенно при увеличении скорости до критической. При про садке уменьшается зазор между днищем судна и грунтом, увели чивается скорость обтекания потока вблизи корпуса и дополни тельно снижается давление, действующее на корпус судна. Про садка при крайнем мелководье увеличивает осадку судна до 50%. Если давление воды на корпус понизилось сильно, то судно может касаться днищем грунта.
184
Приближение скорости движения судна к критической вызы вает значительное увеличение просадки и дифферента на корму, который достигает наибольшей величины в момент образования
одиночной волны. |
При малом запасе |
под днищем (когда |
Н_ < 1.2ч-1,5) и |
движении с критической |
скоростью возможно |
Т |
|
|
не только касание грунта, но и кратковременное присасывание небольших судов ко дну.
При движении судна в канале в районе корпуса образуется обратный поток воды, скорость которого тем больше, чем меньше живое сечение канала и больше скорость движения судна. Обрат ный поток вызывает уменьшение глубины и создает уклон сво бодной поверхности воды в сторону, противоположную движению судна. В результате у судна увеличивается осадка и создается
дифферент на корму. |
|
может |
быть вычислена по |
формулам |
|||||
Просадка |
кормы судна |
||||||||
П. Н. Шанчурова: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для отношений |
|
1 , 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДГк= 0 ,001356 -^ ( , м з - ф ) - |
|
|
(45) |
|||||
|
|
Н |
|
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для отношений ---- > 1 , 6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДГк=0,00112£^-7 i m s - A ) ! / Г Г . |
|
(46) |
||||||
В этих формулах: |
|
g \ |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
г. <7 |
|||
k — числовой |
коэффициент, |
принимаемый при |
5< |
||||||
для винтовых судов 1,15, для колесных судов 1,10; при |
|||||||||
7< — < 9 |
для винтовых судов 1,10, |
для колесных 1,05; |
|||||||
|
В |
|
(относительно |
берега) |
скорость, км/ч. |
||||
UK— техническая |
|||||||||
Например, |
если |
|
судно |
имеет |
Т—2 м, L=100 м, |
В = 20 м и |
|||
U—15 км/ч, то при |
Н = 3 м АТ по формуле (45) составит 0,35 м, |
||||||||
или 35 см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина просадки судна в канале ДТк может быть прибли |
|||||||||
женно определена по |
следующему |
выражению: |
|
|
|||||
|
|
|
ДГК= |
|
|
|
|
(47) |
|
где 2 — площадь |
живого |
сечения |
канала; |
|
|
судна в |
|||
ЗЙ— площадь |
подводной части |
поперечного сечения |
|||||||
наиболее широкой миделевой его части. |
|
|
|||||||
При буксировке барж последние приобретают дифферент пре |
|||||||||
имущественно |
на корму. Если буксируются две баржи |
в |
кильва |
185
тер, то у задней |
баржи просадка будет больше, чем у передней, |
и примерно вдвое |
меньше, чем просадка одиночной баржи. |
Притяжение судов при встречах и обгонах. В практике судо вождения встречаются случаи взаимного притяжения судов, или так называемого «присасывания». Оно иногда оказывается на столько сильным, что ни путем перекладки рулей на противопо ложный борт, ни маневрированием машинами нельзя предотвра тить столкновение.
Взаимное притяжение возникает обычно, если расстояние меж ду бортами мало. При этом поток сужается, увеличивается его скорость, а следовательно, гидродинамическое давление воды у середины внутренних бортов становит ся меньше, чем у внешних. Повышен ное давление воды у оконечности суд на и расходящиеся волны создают, кроме того, зарыск меньшего судна к большему. Взаимное притяжение в большой степени зависит от результа та наложения систем волн, образован
ных обоими судами (рис. 96).
Опыт судовождения показывает, что присасывание наблюдается при сочетании некоторых из перечислен ных ниже обстоятельств: при движе нии судов параллельными курсами на малом расстоянии друг от друга; при сравнительно высоких скоростях хода; при плавании на мелководье или в ус ловиях ограниченного фарватера; если водоизмещение одного судна значи
тельно больше водоизмещения другого; при обгоне одного судна другим на реках с быстрым течением и при движении вниз по течению.
Чем больше отношение ширины судна к его длине и меньше расстояние между бортами судов, тем больше силы взаимного притяжения. Присасывание наблюдается при движении судов около причалов, откосов берега и устоев мостов, особенно на ре ках с быстрым течением.
При встрече суда меньшее время находятся рядом, чем при обгоне, поэтому процесс присасывания редко приводит к столкно вению.
Сила притяжения начинает сказываться с того момента, ког да носовая оконечность обгоняющего судна находится примерно на траверзе кормовой части обгоняемого. При приближении об гоняющего судна к носовым расходящимся волнам обгоняемого давление в носовой части несколько возрастает (сказывается влияние повышенного давления гребня носовой расходящейся волны), толкающая сила к большому судну увеличивается. Взаи модействие присасывающей силы большого судна, действующей
186
в зоне пониженного давления, с толкающей силой меньшего судна вызывает стремительное движение меньшего судна в сторону большего (рис. 96).
Сила присасывания возрастает по мере сближения судов, ког да меньшее судно приближается к зоне наибольших величин отрицательного гидродинамического давления, созданного в ре зультате движения большего судна. Перекладкой руля столкнове ние предотвратить не удается — на маневр требуется до 1 0 — 15 сек, а за это время меньшее судно быстро преодолевает рас стояние между бортами.
При движении судов в канале на их взаимное притяжение большое влияние оказывают боковые стенки и дно канала. При движении по оси канала стеснение потока и понижение уровня воды будут одинаковыми с двух бортов, в результате у судна уве личится осадка и появится дифферент на корму. При приближении к откосу стеснение воды корпусом будет различное. Со стороны ближайшего берега оно будет больше, чем с противоположной сто роны, поэтому и скорость обтекания со стороны откоса будет больше. При таком обтекании уровень воды у носа судна повыша ется и затем значительно понижается в сторону кормы. С внеш него борта условия обтекания иные: здесь не происходит значи тельного повышения горизонта перед судном, уровень воды у се редины борта несколько понижается, а у кормы повышается до уровня в спокойном состоянии.
Разное положение уровней, а также разность давлений созда ют две силы, одна из которых стремится отвести нос судна к оси канала, другая — прижать корму к берегу.
Чем больше скорость движения судна и чем оно ближе к бе регу, тем больше момент гидромеханических сил, разворачиваю щих судно.
При встрече и обгоне в канале влияние стенок дополняет соб ственное взаимодействие судов. При встречах, когда после укло нения к откосам канала суда сближаются, подъем уровня воды перед ними создает силы отталкивания. Когда нос судна выйдет на траверз встречного судна, действие разворачивающего момен та гидродинамических сил (возникшего в период одиночного дви
жения у откоса) значительно уменьшается. Когда нос дойдет |
до |
|
кормы, разворачивающий момент вновь возрастает. |
96) |
|
Заведомо |
безопасное траверзное расстояние z (см. рис. |
|
при обгоне |
судов, движущихся параллельными курсами, когда |
фарватер достаточно широк, можно в первом приближении опре делить таким образом. (Траверзное расстояние условимся изме рять от носа малого судна до борта большого.) Безопасность об гона будет обеспечена и столкновения не произойдет, если при движении большого судна со скоростью va прежним курсом его корма через время Та пройдет точку О прежде, чем в ней через время Тм окажется нос меньшего судна, двигающегося по направ лению зарыска ао под углом у к диаметральной плоскости боль шего судна (см. рис. 96) .
187
За |
время |
движения |
большее |
судно |
должно |
|
пройти |
путь |
|||||
S = kL, |
где L — длина большего судна, |
a |
k — коэффициент, |
учи |
|||||||||
тывающий долю L от кормы до точки О. В свою очередь малое |
|||||||||||||
судно до точки |
столкновения О должно |
пройти |
путь d= —— . |
||||||||||
Для |
предотвращения столкновения необходимо, |
|
|
sin |
7 |
||||||||
|
чтобы время |
||||||||||||
движения большего судна |
kL |
было меньше или равно вре- |
|||||||||||
Тб = ---- |
|||||||||||||
|
|
d |
V6 |
|
|
|
|
kL |
|
|
2 |
|
|
мени зарыска |
|
|
т. |
|
|
|
|
|
|
||||
Тм= ---- малого судна, |
е. ---- ------------ , отсюда |
||||||||||||
|
|
vM |
|
|
|
|
|
v6 |
sin 7 |
vM |
сле |
||
формула безопасного траверзногорасстояния |
z |
будет |
иметь |
||||||||||
|
|
|
дующий вид: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
2 |
>&Z. — sin т . |
|
(48) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
V6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В случае сильного зарыска и |
||||||||||
|
|
|
разворота |
меньшего |
судна |
на |
|||||||
|
|
|
90° |
s i ny=l |
и |
безопасное |
тра- |
||||||
|
|
|
верзное |
расстояние |
может |
быть |
|||||||
|
|
|
определено |
по |
формуле |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
2 |
>/fcZ |
. |
|
|
|
(49) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Например, |
если |
^ = 0,5, |
|||||||
|
|
|
z = 1 0 0 |
м, пм = 2 0 км/ч, 1 >б = 1 0 км/ч, |
|||||||||
|
|
|
то по формуле |
(49) |
2 = 1 0 0 |
м. |
|||||||
|
|
|
Когда |
предполагаемая точка |
|||||||||
|
|
|
встречи |
находится |
|
впереди |
носа |
||||||
|
|
|
большего судна, оно должно, что |
||||||||||
|
|
|
бы |
предотвратить |
|
столкновение, |
пройти путь, равный своей длине L, и дополнительно путь, рав ный kL, считая от кормы большего судна. Тогда формула безопас
ного траверзного расстояния примет |
вид |
|
2 > (l- f^ ) L — |
sin 7 . |
(50) |
«б |
|
|
Величина траверзного расстояния в канале определяется ши риной последнего и габаритами судов и составов.
Рыскливость судов, вызываемая гидрологическими причинами.
Рыскливость — результат конструктивных особенностей судна, от сутствия рулей, неправильной погрузки груза и т. д. Но рыскли вость может возникать и от различных гидрологических причин. Рассмотрим основные из них.
По широкому и глубокому плесу судно идет сравнительно ров но и устойчиво. При выходе на мелкое место увеличивается сопро тивление воды движению судна, снижается упор движителей и вследствие этого уменьшается скорость хода. Поперечные волны догоняют судно и, неравномерно воздействуя на корпус и руль, вызывают рыскливость.
188