Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Номограмма имеет три шкалы, причем каждая из них для удобства — двойную размерность. Правило пользования номограм­ мой понятно по ее ключу. Например, между теплоходом, идущим со скоростью 2 0 км/ч, и толкаемым составом в момент подачи сигналов на расхождение расстояние равно 2,5 км. Требуется оп­ ределить скорость состава, если время сближения равно 300 сек.

Для определения скорости толкача прикладываем линейку (ка­

рандаш,

лист бумаги, нитку) на верхней шкале к отметке 300 сек,

а на средней — к отметке 2,5 км.

Ответ читаем на нижней шка­

ле — 30

км/ч. Это — совместная

скорость сближения, следова­

тельно,

скорость толкача 1 0 км/ч.

 

С помощью РЛС. Для определения скорости движения наи­ большее применение из числа технических средств находят ра­ диолокаторы. С помощью неподвижных кругов дальности (НКД) на экране РЛС можно определить расстояние (см. рис. 85). Неко­ торые РЛС имеют подвижные круги дальности (ПКД), которые еще удобнее для измерения расстояния. Измерив по какому-либо предмету с помощью РЛС пройденное расстояние и заметив вре­ мя, рассчитывают скорость движения.

Скорость

может

быть определена также по н а в и г а ц и о н ­

н о й к а р т е

или т

а р и ф н о м у с п р а в о ч н и к у . В этом случае

по карте или справочнику замечают пройденное расстояние, а по часам— время. Путем деления длины пройденного участка на время вычисляется скорость движения. Этот способ наиболее рас­ пространен при плавании на речных судах.

§ 40. ОРИЕНТИРОВКА ПО БЕРЕГОВЫМ ЕСТЕСТВЕННЫМ

И ИСКУССТВЕННЫМ ПРИМЕТАМ

О р и е н т и р о в к а — это определение местонахождения судна относительно стран света или окружающих предметов на местности или карте. Она необходима для выбора наиболее ко­ роткого и безопасного курса судна и наилучшего маневра.

Ориентировка относительно стран света и окружающих пред­ метов с помощью навигационных приборов и карт применяется на озерах, в морских устьях рек и иногда на водохранилищах. На ре­ ках рриентируются в основном визуально по окружающим предме­ там и в редких случаях по приборам.

В последнее время на судах внутреннего плавания получили распространение электрорадионавигационные приборы, значи­ тельно облегчающие ориентировку и позволяющие осуществлять движение судов в любых условиях видимости. Наряду с этими приборами широко применяется магнитный компас, особенно при движении в тумане. Хорошие результаты дает совместное приме­ нение радиолокатора, авторулевого или компаса.

Для ориентировки особенно важно умело пользоваться нави­ гационными картами и пособиями.

Современное судоходство на основных магистралях почти не­

172


возможно без навигационной обстановки водного пути. Поэтому судоводитель ориентируется на внутренних судоходных путях в большинстве случаев по знакам обстановки.

Несмотря на быстрое развитие средств электрорадионавига­ ции, качественное улучшение и количественное увеличение зна­ ков навигационной обстановки, судовождение по естественным и искусственным приметам сохраняет свое значение и в настоящее время. Если судоводитель способен ориентироваться только по знакам обстановки, он будет беспомощен при плохой видимости, при снятой (в начале и конце навигации) или сбитой проходящи­ ми судами обстановке. Использование естественных и искусствен­ ных примет позволяет сократить простои судов, возникающие изза плохой видимости и неисправности знаков судоходной обста­ новки.

Естественными приметами для ориентировки могут служить отдельное дерево, группа деревьев, плечи яра, рынки гор, примет­ ные кустарники, осередки, приверхи и ухвостья островов, устья притоков и др.

Ориентировка на внутренних водных путях осуществляется также по случайным искусственным приметам, к которым отно­ сятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, по­ стройки, высокие трубы промышленных предприятий, мосты, во­ дозаборные сооружения, мачты, будки бакенщиков и т. п. Слу­ чайные искусственные приметы следует использовать не отдельно, а совместно с естественными.

Запомнив расположение судового хода относительно естествен­ ных и искусственных примет, места поворотов, неправильные те­ чения, ширину судового хода и глубины, можно выбрать направ­ ление движения судна.

Для примера на рис. 90 показан участок реки с естественными приметами. Двигаясь левым яром, необходимо перевалить в пра­ вый. Начало поворота будет определяться нижним плечом яра в тот момент, когда судно еще не дойдет до рощи. Двигаясь правым яром, нужно не отклоняться от него влево и, кроме того, пра­ вильно выбрать место начала перевала в следующий яр с ку­ стами.

Необходимо точно выбрать начало перевала, так как при за­ поздалом повороте можно выйти на огрудки, а при преждевре­ менном— посадить судно на ухвостье косы. В данном случае пере­ вал начинается не доходя до рынка горы в направлении на левобережные кусты. Этот яр нечист из-за высыпки, поэтому до устья притока судно должно двигаться примерно посередине русла.

Ниже высыпки находится большой песчаный остров, который своей протокой создает затяжное течение и имеет отмелый приверх. Преждевременный поворот в этом случае грозит посадкой судна на песок правого берега, а запоздалый — на приверх остро­ ва. Поэтому движение судна происходит здесь по линии, соеди­ няющей рощу левого берега с оврагом правой горы. Далее судно двигается вдоль правого судоходного яра.

173


Общее правило при использовании естественных примет — их взаимозаменяемость и контроль другими приметами. Нужно за­ помнить естественные приметы в их взаимной связи, чтобы про­ верять курс судна по многим приметам, не полагаясь всецело на одну из них.

Необходимо уметь свободно ориентироваться по естественным и искусственным приметам не только днем, но и в темное время суток. Для этого нужно запомнить очертания и силуэты примет, чтобы ночью безошибочно определять их и не путать друг с другом.

При пользовании естественными приметами следует учитывать основные положения гидрологии (например, у яра обычно нахо­ дится наибольшая глубина, а на его начало и конец указывают плечи; у проток острова могут быть сильные затяжные течения, а впадающие притоки у своих устьев образуют высыпки и т. д.).

Во время весеннего половодья особенно необходимо пользо­ ваться естественными и искусственными приметами. Большая пло­ щадь долины реки и яры в это время залиты водой. Часть есте­ ственных примет скрыта под водой, а у другой части видны только верхушки. Поэтому для безошибочной ориентировки необходи­ мо помнить и весенние приметы, а не только меженные.

Большое значение имеют береговые ориентиры, используемые как створы. На рис. 91, а показаны две возвышенности, а на рис. 91,6 — возвышенность и мыс, образующие естественный створ линейного типа. На рис. 91, в изображены возвышенности, соз­ дающие естественные створы прицельного типа.

174

Другой разновидностью естественных створов могут быть два близко расположенных мыса одного берега (рис. 92, а). На рис. 92, б показаны естественные створы противоположных бере­ гов. При движении по фарватеру мысы должны сливаться или

между ними должен быть небольшой просвет. Величина просвета будет меняться по мере приближения к мысам. Мысы и просвет обычно хорошо видны ночью на фоне светлого неба. Протяжен-

ность таких

створов

на

круп­

а)

ных реках, например Енисее,

достигает 10—15 км.

судна

на

 

Точкой поворота

 

другой

курс

может

служить

 

место

створивания островов

и

 

осередков, осередка

и

берега

 

и т. д. или открывшаяся лож­

 

бина высокого

берега,

кото­

б )

рая хорошо заметна ночью на

 

фоне неба. При движении

по

 

фарватеру ориентирами

явля­

 

ются различные объекты, рас­

 

положенные

впереди

и позади

 

судна,

острова,

мысы,

косы,

 

деревья, строения и др. В этом случае оба ориентира и судно

должны быть на одной прямой. Способ наиболее применим на рей­ ках и при некотором навыке дает возможность безошибочно про­ ходить самые сложные участки пути.

При плавании следует изучать естественные ориентиры, делать, зарисовки и пометки на карте. Искусство судоводителя заклю­ чается в хорошем знании всех примет, умелом использовании есте­ ственных ориентиров в сочетании со знаками судоходной обста­ новки.

175


§ 41. О РИ Е Н ТИ Р О ВК А П О С У Д О В Ы М З В У К О В Ы М С И Г Н А Л А М

Звуковая сигнализация используется для обнаружения пре­ пятствий, для ориентировки и связи. Особенно большое значение имеет она при плавании в тумане и в местах с крутыми поворо­ тами русла.

Скорость распространения звука в атмосфере непостоянна и зависит от температуры и влажности воздуха, скорости и направ­

ления ветра. Во время сухой

и тихой погоды, при температуре

0° С скорость распространения

звука 332 м/сек. С повышением

температуры воздуха на Г скорость звука увеличивается пример­ но на 0 , 6 м/сек, а при понижении — уменьшается на такую же ве­ личину. Ветер ускоряет или замедляет распространение звука в зависимости от их взаимного направления. Скорость звука во влажном воздухе больше, чем в сухом.

По слышимости звуковых сигналов можно определить расстоя­ ние до встречного судна. Если заметить момент появления пара из свистка на встречном судне и определить число секунд Т от этого момента до момента, когда свисток услышан, то расстояние S можно определить по формуле

S=332 Т. (40)

Дальность слышимости звуковых сигналов зависит от силы звука, турбулентности воздушной среды, ветра и остроты слуха наблюдателя. Звуковая энергия постепенно рассеивается и погло­

щается воздушной средой,

поэтому на определенном расстоянии

от своего источника звук

слабеет и становится неслышим.

На крупных водоемах самая лучшая слышимость звука бывает ночью в тихую погоду и при отсутствии осадков и тумана. Днем, когда происходит нагревание и перемешивание воздушных масс, слышимость звука уменьшается. Она также уменьшается при скоплении в воздухе значительного количества твердых и жидких частиц, которые рассеивают энергию звуковых волн.

Звук распространяется от источника сферическими волнами, следующими одна за другой, во все стороны. Отдельно взятое на­ правление распространения звуковой волны называют звуковым лучом. В однородной воздушной среде при отсутствии ветра зву­ ковые волны распространяются во все стороны с одинаковой ско­ ростью; звуковые лучи при этом прямолинейны. В реальных усло­ виях такое распространение звука наблюдается редко.

Воздух атмосферы не бывает однороден и имеет (особенно в слоях, прилегающих к земле) разную температуру и плотность. В связи с этим звуковые волны распространяются неравномерно, что приводит к преломлению звуковых лучей, а иногда к образо­ ванию беззвуковых зон (звуковые тени) или отражению звука

(эхо)..

Беззвуковые зоны создаются при убывании температуры с увеличением высоты. Расстояние от источника звука до зоны мол­ чания зависит от степени убывания температуры и от высоты

176


источника над уровнем воды. Например, при высоте источника 1 м и падении температуры на 0,8° С на 100 м высоты расстояние до зоны молчания составит 370 м, 1° С на 100 м — 330 м. Такое явление чаще бывает днем при тихой и малооблачной погоде. Следовательно, в этот период суток слышимость хуже.

При возрастании температуры воздуха и высоты звуковые лу­ чи распространяются по траектории, выпуклость которой направ­ лена кверху, поэтому звуковая тень не создается и слышимость будет лучше. Это обычно бывает ночью и утром.

Влияние ветра на распространение звука в термически одно­ родной среде схематично показано на рис. 93. Здесь представ­

лено

три случая:

рис. 93, а

— ветер с

высотой не меняется;

рис.

93,6 — ветер

с высотой

усиливается;

рис. 93, в — ветер осла­

бевает, затем меняется на обратный и усиливается.

При плавании, особенно в тумане или ночью, следует учи­ тывать все обстоятельства, могущие исказить распространение звука. Полностью полагаться при движении в тумане на звуко­ вые сигналы других судов нельзя, так как слышимость звуковых сигналов меняется и зависит от густоты тумана, величины водя­ ных капель, высоты тона сигнала и от ветра. В крупнокапельном тумане лучшую звуковую проходимость имеют сигналы низкого тона, в мелкокапельном густом тумане — высокого тона. Сила звуковых сигналов встречного судна бывает настолько слаба, что

12 Заказ № 6484

177

сигнал может быть не слышен из-за шума на собственном судне даже на близком расстоянии и особенно в поворотах реки.

Для лучшей слышимости судовые гудки иногда комбинируют из звуковых свистков высокой и низкой частоты.

§ 42. ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВКИ

Определение глубины и препятствий по виду поверхности воды. Г л у б о к и е ме с т а . Поверхность реки может дать неко­ торое представление о рельефе дна. Вид поверхности зависит от слоя воды, скорости и направления течения, особенности рельефа дна, освещения, ветра и колебания уровней воды.

Днем при тихой погоде поверхность воды над глубокими ме­ стами кажется более темной и волнистой, чем над мелкими ме­ стами, где из-за ослабленного течения поверхность воды ровнее и светлее. При очень тихой погоде по этому признаку судить о глубине трудно, так как вся поверхность выглядит ровно.

При сильном ветре поверхность воды темнеет, покрывается волнами, поэтому по цвету воды судить о глубине становится не­ возможно. В ночное время глубокие места выглядят темнее мел­ ких, имеющих беловатый оттенок.

С т р е ж е н ь . На реках с быстрым течением, на глубоких местах с темной поверхностью воды стрежень виден как светлая прерывистая полоса. Обычно над глубокими местами на поверх­ ности воды в тихую погоду хорошо заметны водовороты в виде больших кругов, подобных кругам, образующимся при закипании воды. На реках с тихим течением стрежень не имеет ясно выра­ женных примет.

М е л к и е ме с т а . У рек с быстрым течением вода на мел­ ких местах бурлит, переливаясь через гребни, образуя буруны и сбои течения. У рек с тихим течением поверхность воды на мел­ ких местах обычно гладкая.

В тихую погоду на мелком месте вода светлая. При располо­ жении отмели против солнца поверхность воды приобретает зер­ кальный блеск.

Воронки водоворотов на мелких местах меньше, чем на глубо­ ких. Если отмели и косы песчаные, вода на них приобретает при волнении желтоватый оттенок.

Размеры волн на мелководных участках значительно меньше. На крупных и неглубоких отмелях при волнении начинается тол­ чея и образуются крупные волны с белыми гребнями.

Граница между глубоким и мелким местом обозначается вол­ нистой полосой темного цвета — «рубцом». При сильном волнении с помощью рубца четко определяются мелкие участки русла. На рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплеска­ ми. Особенно ясно рубец выражен с наветренной стороны мелкойодья. Когда коса вытянута вдоль течения, рубец при волнении может не возникнуть и она будет незаметна. Если коса располо­

178