Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рушает рыхлый берег вокруг нее. В дальнейшем печина оказы­ вается в отдалении от подмываемого берега и превращается в

печинистый осередок. Печины, находящиеся на судовом

ходу,

представляют опасность для судов.

русле.

Г р я д а ( ши в е р а ) — большое скопление камней в

Грядой также называют каменистую косу. Течение на грядах бы­ строе, неровное, со скоростью до 2—5 м!сек. Судовой ход обычно глубокий, но узкий и извилистый.

О г р у д к и — небольшое обособленное скопление камней, ча­ ще всего около берега. Иногда огрудками называют небольшие каменистые осередки.

О п е ч к и — небольшие подводные галечные бугры на дне ре­ ки. Они образуются при весенних ледоходах, когда лед, упираясь в дно, нагромождает на дне гальку.

О д и н ц ы — камни больших размеров, лежащие отдельно в русле. Их переносит весенний ледоход, донный лед, они попа­

дают в русло при подмыве берегов и т. д.

береговая

га­

Л е щ а д ь ( д р е с в а ) — большая

подводная

лечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла.

 

 

П о р о г о м называется каменистый

участок русла с большим

уклоном. Течение на порогах быстрое

и неровное,

скорость

ино­

гда достигает 18 км/ч. Судовой ход обычно извилист и стеснен камнями. Пороги образовались в местах пересечения рекой ска­ листых мест (верхний Енисей) или мест с нагромождением об­ ломков горных пород, оставшихся от ледникового периода (Нева, Западная Двина и др.). Пороги — наиболее трудные и опасные для движения судов участки. Иногда пороги совершенно непро­

ходимы

и разделяют реку на два самостоятельных участка.

 

§ 11. ИЗВИЛИСТОСТЬ РЕЧНОГО РУСЛА

 

 

Причины

извилистости. Реки

имеют извилистую

форму,

прямолинейные

участки

большой

протяженности встречаются

редко.

Извилины русла

образуются

вследствие разных

скоро­

стей речного потока, неоднородности грунта дна и берегов и бо­ кового размыва русла.

По той или иной причине отклоняясь от прямолинейного на­ правления, поток размывает берег и несет продукты бокового размыва к противоположному берегу, где из-за слабого течения происходит отложение наносов и формируется выпуклый берег. Этот процесс продолжается непрерывно.

Извилистость русла меняется как на протяжении многих лет, так и в пределах одного года. Извилистость рек в скальных грун­ тах зависит от характера залегания и прочности пород.

Извилины бывают пологими и крутыми, длинными и корот­ кими. Степень разветвления рек неодинакова — разветвления могут быть на отдельных участках реки или ид всем ее протя­ жении.

43


Виды изгибов и коэффициент извилистости. Изгибы, образуе­ мые руслом, в зависимости от их величины и положения называ­

ют лукой, извилиной, излучиной и коленом.

извилина

русла

Л у к а

1

(рис.

24) — это длинная и

крутая

вместе с

долиной,

расстояние между началом и концом извили­

ны очень мало по сравнению с длиной.

 

 

пологий

изгиб

И з в и л и н а

2

представляет

собой длинный

русла вместе с долиной.

 

к о л е н о

4 — короткий

и

кру­

И з л у ч и н а

3 — длинный, а

той изгиб русла в пределах долины.

 

 

 

 

 

и з в и ­

Извилистость

реки

оценивается к о э ф ф и ц и е н т о м

л и с т о с т и ,

который

равен

отношению длины L

участка

реки

 

 

 

 

 

 

 

между

 

данными

пунктами

к

 

 

 

 

 

 

 

длине / по прямой между эти­

 

 

 

 

 

 

 

ми же пунктами,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К = - ~ - .

 

 

 

( 12)

 

 

 

 

 

 

 

Чем

больше

коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

извилистости, тем больше из­

 

 

 

 

 

 

 

вилистость, и наоборот. Малые

 

 

Рис.

24

 

 

 

реки

более

извилисты,

чем

 

 

 

 

 

 

 

крупные. Коэффициент извили­

Режим

излучин.

Речной

 

стости

больших рек

1,5—3,0.

поток, имея

наибольшую

скорость

течения у вогнутых берегов, подмывает их и увеличивает тем са­ мым протяжение и кривизну излучин (рис. 25, а). Этому способ­ ствует и то, что продукты размыва откладываются у выпуклых берегов. Наибольшему размыву излучина подвергается несколь­ ко ниже середины вогнутости. Поэтому наряду с увеличением длины излучины происходит постепенное ее перемещение по на­ правлению течения реки (рис. 25,6). Через десятилетия на месте вогнутого берега будет выпуклый и наоборот. С годами русло может прийти в прежнее положение.

Рост излучины приводит к увеличению длины реки между оп­ ределенными пунктами. В то же время падение уровня воды между этими пунктами остается прежним. В связи с этим уклон русла и скорость течения уменьшаются. Уменьшение скорости может достичь такого предела, когда поток не в состоянии будет размывать берега и рост излучины прекратится. Кроме того, рост излучины прекращается при уменьшении уклонов в связи с уст­ ройством плотин гидроузлов, при укреплении берегов, прибли­ жении излучин к берегам долины и т. д.

Во время половодья вода может размыть узкий перешеек в основании излучины и создать п р о м о и н у ( прорву ) , кото­ рая начинает усиленно развиваться, превращаясь в новое русло. Образование прорвы вызывает изменения в условиях судоходст­ ва. Вначале в прорве наблюдаются большие скорости течения, которые препятствуют движению судов. Глубины в излучине

44


постепенно уменьшаются, а ниже прорвы откладывается большое количество наносов, выносимых из прорвы. Выше прорвы возни­ кают свальные течения, неблагоприятные для судоходства. В слу­ чае необходимости начало и конец излучины соединяют искусст­ венным путем. Исследованиями установлено, что прокоп будет устойчив, если стрела прогиба излучины больше радиуса кри­ визны.

При развитии прорвы быстрее начинает мелеть верхняя часть старого русла, а в нижней обычно значительное время сохраня­ ется достаточная глубина, поэтому в нужных случаях ее исполь­ зуют для з а т о н о в — мест зимней стоянки судов (рис. 25, в).

Иногда начало и конец излучины заносит и она превращается в

изогнутое озеро, называемое

с т а р о р е ч ь е м или с т а р и ц е й

Сем. рис. 25, в).

Со временем старица мелеет,

зарастает камышом

и кустарником,

превращается

в болото или

полностью исчезает.

Устойчивость речных русел. Под воздействием речного пото­ ка русло постоянно изменяется, причем на разных реках по-раз­ ному. Устойчивость русла зависит от многих факторов, и в пер­ вую очередь от уклона, скорости течения, характера и крупности частиц грунта. Чем крупнее частицы, слагающие русло, и медлен­ нее скорость течения, тем русло устойчивее.

По предложению русского инженера В. М. Лохтина устойчи­ вость русла принято характеризовать коэффициентом устойчиво­

сти1,

равным

отношению

среднего

диаметра

преобладающих

частиц грунта

d в миллиметрах

к

величине падения этого уча­

стка

реки h в метрах на 1

км, т.

е.

 

 

 

 

 

Л = — .

(13)

 

 

 

 

h

 

 

Из выражения (13) можно заключить, что большему коэф­ фициенту соответствует большая устойчивость русла, и наоборот.

1 Коэффициент Лохтина не является единственным критерием для оценки устойчивости русла; им можно пользоваться для сравнительной оценки устой­ чивости русла близких по размеру рек.

45


 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

Река

Пункт

Средняя

Падение ре­

Коэффициент

крупность

ки, м на 1 к м

устойчивости

 

 

частиц,

м м

 

русла

Западная Двина

Витебск

12,0

 

0,23

52,0

Енисей

Красноярск

15,0

 

0,44

34,0

Волга

Горький

0,63

 

0,05

8,7

Днепр

Киев

0,50

0,08

6,2

Дон

Ростов

0,32

0,06

5,3

Коэффициенты устойчивости

некоторых рек

СССР даны

в

табл. 10.

 

 

 

§ 12. ПЕРЕКАТЫ

 

 

 

Образование перекатов.

П е р е к а т ы

представляют

со­

бой скопление наносов, отложенных по всей ширине русла. Они вызывают местное уменьшение глубины, а в период низких уров­

ней— подпор

воды на

вышележащем участке

(плесе)..

 

 

Перекаты

являются

основным

препятствием

для

движения

судов на

реках.

Располагаясь группами, они

образуют

п е р е ­

к а т н ы е

у ч а с т к и .

У рек со слабоустойчивым руслом

разде­

ление на

перекатные и плесовые участки выражено

плохо.

На

плесовых

участках перекаты бывают редко, чаще

встречаются

п е р е в а л ы .

Перевал,

располагаясь на переходе судового хода

от одного

вогнутого берега к другому, имеет такую

же

форму,

как и перекат, но глубина его значительно больше. Особых

за­

труднений для судоходства не представляет.

перекатов — наи­

Установление

закономерности

образования

более сложная задача речной гидрологии. Считается, что основ­ ная причина образования перекатов •— отложение в русле боль­ шого количества наносов. Это отложение происходит из-за пере­ груженности ими потока, уменьшения скорости течения, затуха­ ния внутренних поперечных течений и подпоров потока.

Наносы перегружают поток в случае их дополнительного по­ ступления при размыве берегов, при выносе из оврагов или при­ токов, сдувании песка ветром, а также при уменьшении скорости течения до такой, при которой перенос наносов становится для потока непосильным.

Отложение наносов в связи со снижением скорости течения происходит в основном в период половодья при наибольшей мут­ ности реки. Снижение скорости бывает весной на участках, ко­ торые оказываются в подпоре, и на участках, где направление меженного русла образует значительный угол с общим направ­ лением течения воды на пойме.

Подпор весеннего потока наблюдается при слиянии двух рек, а также перед местом сужения долины. Скорость течения умень-

46


шается при расширении долины, когда поток, выходя из ее узкой части, распластывается в пойме.

Перекат может образоваться перед крутым поворотом русла, когда повышенное сопротивление движению воды создает подпор потока, а также при появлении в русле случайных подводных препятствий, оползней и заторов.

Чаще всего перекаты находятся в местах перехода потока из одной извилины в другую. На таких участках поперечные тече­ ния одного направления затухают и зарождаются течения друго­ го направления, поэтому здесь по всей ширине русла откладыва­ ются наносы. Из отложившихся наносов формируется седловина переката.

В результате движения по инерции поперечные течения зату­ хают не сразу в конце изгиба, а на расстоянии от него, равном примерно 1,5 ширины русла. Поэтому на коротких участках рус­

ла, соединяющих два изгиба, перекат не всегда создается.

 

Элементы перекатов. Основные элементы переката

следую­

щие (рис. 26, а

и б):

 

п о б о ч н и

(косы)

9 и /;

 

 

 

в е р х н и й

и н и ж н и й

 

 

 

в е р х н я я и н и ж н я я п л е с о в ы е л о щ и н ы — 11 и 3;

и

с е д л о в и н а

7 — вал

из

наносов,

соединяющий

верхнюю

нижнюю косы;

 

 

 

глубокая часть

седловины,

где эбыч-

к о р ы т о 6 — наиболее

но проходит судовой ход;

 

 

с к а т

13 — верховая

пологая

н а п о р н ы й

( в е р х н и й )

часть седловины;

 

 

и л и

н и ж н и й

скат )

4 — низовая

п о д в а л ь е

( т ы л о в о й

часть седловины, более

крутая, чем напорный скат;

 

наимень­

г р е б е н ь

5 — верхняя

кромка подвалья,

имеющая

шую глубину;

 

 

8 — верхняя часть

 

 

 

 

 

з а т о н н а я

ч а с т ь

нижней

плесовой

ло­

щины, находящаяся за

ухвостьем

верхней

косы (перекаты могут

не иметь затонной части; в этом случае плесовые лощины не за­ ходят одна за другую);

в ы б о и н а 12 — разработанное потоком углубление в верх­ ней части нижней косы, направленное своим устьем против тече­

ния

(нередко из выбоины вдоль корневой части побочня у бере­

га

образуется проток воды, называемый побочневым протоком).

47