Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
рушает рыхлый берег вокруг нее. В дальнейшем печина оказы вается в отдалении от подмываемого берега и превращается в
печинистый осередок. Печины, находящиеся на судовом |
ходу, |
представляют опасность для судов. |
русле. |
Г р я д а ( ши в е р а ) — большое скопление камней в |
Грядой также называют каменистую косу. Течение на грядах бы строе, неровное, со скоростью до 2—5 м!сек. Судовой ход обычно глубокий, но узкий и извилистый.
О г р у д к и — небольшое обособленное скопление камней, ча ще всего около берега. Иногда огрудками называют небольшие каменистые осередки.
О п е ч к и — небольшие подводные галечные бугры на дне ре ки. Они образуются при весенних ледоходах, когда лед, упираясь в дно, нагромождает на дне гальку.
О д и н ц ы — камни больших размеров, лежащие отдельно в русле. Их переносит весенний ледоход, донный лед, они попа
дают в русло при подмыве берегов и т. д. |
береговая |
га |
|
Л е щ а д ь ( д р е с в а ) — большая |
подводная |
||
лечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла. |
|
|
|
П о р о г о м называется каменистый |
участок русла с большим |
||
уклоном. Течение на порогах быстрое |
и неровное, |
скорость |
ино |
гда достигает 18 км/ч. Судовой ход обычно извилист и стеснен камнями. Пороги образовались в местах пересечения рекой ска листых мест (верхний Енисей) или мест с нагромождением об ломков горных пород, оставшихся от ледникового периода (Нева, Западная Двина и др.). Пороги — наиболее трудные и опасные для движения судов участки. Иногда пороги совершенно непро
ходимы |
и разделяют реку на два самостоятельных участка. |
||||
|
§ 11. ИЗВИЛИСТОСТЬ РЕЧНОГО РУСЛА |
|
|||
|
Причины |
извилистости. Реки |
имеют извилистую |
форму, |
|
прямолинейные |
участки |
большой |
протяженности встречаются |
||
редко. |
Извилины русла |
образуются |
вследствие разных |
скоро |
стей речного потока, неоднородности грунта дна и берегов и бо кового размыва русла.
По той или иной причине отклоняясь от прямолинейного на правления, поток размывает берег и несет продукты бокового размыва к противоположному берегу, где из-за слабого течения происходит отложение наносов и формируется выпуклый берег. Этот процесс продолжается непрерывно.
Извилистость русла меняется как на протяжении многих лет, так и в пределах одного года. Извилистость рек в скальных грун тах зависит от характера залегания и прочности пород.
Извилины бывают пологими и крутыми, длинными и корот кими. Степень разветвления рек неодинакова — разветвления могут быть на отдельных участках реки или ид всем ее протя жении.
43
Виды изгибов и коэффициент извилистости. Изгибы, образуе мые руслом, в зависимости от их величины и положения называ
ют лукой, извилиной, излучиной и коленом. |
извилина |
русла |
||||||||||||
Л у к а |
1 |
(рис. |
24) — это длинная и |
крутая |
||||||||||
вместе с |
долиной, |
расстояние между началом и концом извили |
||||||||||||
ны очень мало по сравнению с длиной. |
|
|
пологий |
изгиб |
||||||||||
И з в и л и н а |
2 |
представляет |
собой длинный |
|||||||||||
русла вместе с долиной. |
|
к о л е н о |
4 — короткий |
и |
кру |
|||||||||
И з л у ч и н а |
3 — длинный, а |
|||||||||||||
той изгиб русла в пределах долины. |
|
|
|
|
|
и з в и |
||||||||
Извилистость |
реки |
оценивается к о э ф ф и ц и е н т о м |
||||||||||||
л и с т о с т и , |
который |
равен |
отношению длины L |
участка |
реки |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
между |
|
данными |
пунктами |
к |
|||
|
|
|
|
|
|
|
длине / по прямой между эти |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ми же пунктами, |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К = - ~ - . |
|
|
|
( 12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чем |
больше |
коэффициент |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
извилистости, тем больше из |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
вилистость, и наоборот. Малые |
|||||||
|
|
Рис. |
24 |
|
|
|
реки |
более |
извилисты, |
чем |
||||
|
|
|
|
|
|
|
крупные. Коэффициент извили |
|||||||
Режим |
излучин. |
Речной |
|
стости |
больших рек |
1,5—3,0. |
||||||||
поток, имея |
наибольшую |
скорость |
течения у вогнутых берегов, подмывает их и увеличивает тем са мым протяжение и кривизну излучин (рис. 25, а). Этому способ ствует и то, что продукты размыва откладываются у выпуклых берегов. Наибольшему размыву излучина подвергается несколь ко ниже середины вогнутости. Поэтому наряду с увеличением длины излучины происходит постепенное ее перемещение по на правлению течения реки (рис. 25,6). Через десятилетия на месте вогнутого берега будет выпуклый и наоборот. С годами русло может прийти в прежнее положение.
Рост излучины приводит к увеличению длины реки между оп ределенными пунктами. В то же время падение уровня воды между этими пунктами остается прежним. В связи с этим уклон русла и скорость течения уменьшаются. Уменьшение скорости может достичь такого предела, когда поток не в состоянии будет размывать берега и рост излучины прекратится. Кроме того, рост излучины прекращается при уменьшении уклонов в связи с уст ройством плотин гидроузлов, при укреплении берегов, прибли жении излучин к берегам долины и т. д.
Во время половодья вода может размыть узкий перешеек в основании излучины и создать п р о м о и н у ( прорву ) , кото рая начинает усиленно развиваться, превращаясь в новое русло. Образование прорвы вызывает изменения в условиях судоходст ва. Вначале в прорве наблюдаются большие скорости течения, которые препятствуют движению судов. Глубины в излучине
44
постепенно уменьшаются, а ниже прорвы откладывается большое количество наносов, выносимых из прорвы. Выше прорвы возни кают свальные течения, неблагоприятные для судоходства. В слу чае необходимости начало и конец излучины соединяют искусст венным путем. Исследованиями установлено, что прокоп будет устойчив, если стрела прогиба излучины больше радиуса кри визны.
При развитии прорвы быстрее начинает мелеть верхняя часть старого русла, а в нижней обычно значительное время сохраня ется достаточная глубина, поэтому в нужных случаях ее исполь зуют для з а т о н о в — мест зимней стоянки судов (рис. 25, в).
Иногда начало и конец излучины заносит и она превращается в
изогнутое озеро, называемое |
с т а р о р е ч ь е м или с т а р и ц е й |
||
Сем. рис. 25, в). |
Со временем старица мелеет, |
зарастает камышом |
|
и кустарником, |
превращается |
в болото или |
полностью исчезает. |
Устойчивость речных русел. Под воздействием речного пото ка русло постоянно изменяется, причем на разных реках по-раз ному. Устойчивость русла зависит от многих факторов, и в пер вую очередь от уклона, скорости течения, характера и крупности частиц грунта. Чем крупнее частицы, слагающие русло, и медлен нее скорость течения, тем русло устойчивее.
По предложению русского инженера В. М. Лохтина устойчи вость русла принято характеризовать коэффициентом устойчиво
сти1, |
равным |
отношению |
среднего |
диаметра |
преобладающих |
|
частиц грунта |
d в миллиметрах |
к |
величине падения этого уча |
|||
стка |
реки h в метрах на 1 |
км, т. |
е. |
|
|
|
|
|
|
Л = — . |
(13) |
||
|
|
|
|
h |
|
|
Из выражения (13) можно заключить, что большему коэф фициенту соответствует большая устойчивость русла, и наоборот.
1 Коэффициент Лохтина не является единственным критерием для оценки устойчивости русла; им можно пользоваться для сравнительной оценки устой чивости русла близких по размеру рек.
45
|
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
Река |
Пункт |
Средняя |
Падение ре |
Коэффициент |
|
крупность |
ки, м на 1 к м |
устойчивости |
|||
|
|
частиц, |
м м |
|
русла |
Западная Двина |
Витебск |
12,0 |
|
0,23 |
52,0 |
Енисей |
Красноярск |
15,0 |
|
0,44 |
34,0 |
Волга |
Горький |
0,63 |
|
0,05 |
8,7 |
Днепр |
Киев |
0,50 |
■ |
0,08 |
6,2 |
Дон |
Ростов |
0,32 |
0,06 |
5,3 |
Коэффициенты устойчивости |
некоторых рек |
СССР даны |
в |
табл. 10. |
|
|
|
§ 12. ПЕРЕКАТЫ |
|
|
|
Образование перекатов. |
П е р е к а т ы |
представляют |
со |
бой скопление наносов, отложенных по всей ширине русла. Они вызывают местное уменьшение глубины, а в период низких уров
ней— подпор |
воды на |
вышележащем участке |
(плесе).. |
|
|
||||
Перекаты |
являются |
основным |
препятствием |
для |
движения |
||||
судов на |
реках. |
Располагаясь группами, они |
образуют |
п е р е |
|||||
к а т н ы е |
у ч а с т к и . |
У рек со слабоустойчивым руслом |
разде |
||||||
ление на |
перекатные и плесовые участки выражено |
плохо. |
На |
||||||
плесовых |
участках перекаты бывают редко, чаще |
встречаются |
|||||||
п е р е в а л ы . |
Перевал, |
располагаясь на переходе судового хода |
|||||||
от одного |
вогнутого берега к другому, имеет такую |
же |
форму, |
||||||
как и перекат, но глубина его значительно больше. Особых |
за |
||||||||
труднений для судоходства не представляет. |
перекатов — наи |
||||||||
Установление |
закономерности |
образования |
более сложная задача речной гидрологии. Считается, что основ ная причина образования перекатов •— отложение в русле боль шого количества наносов. Это отложение происходит из-за пере груженности ими потока, уменьшения скорости течения, затуха ния внутренних поперечных течений и подпоров потока.
Наносы перегружают поток в случае их дополнительного по ступления при размыве берегов, при выносе из оврагов или при токов, сдувании песка ветром, а также при уменьшении скорости течения до такой, при которой перенос наносов становится для потока непосильным.
Отложение наносов в связи со снижением скорости течения происходит в основном в период половодья при наибольшей мут ности реки. Снижение скорости бывает весной на участках, ко торые оказываются в подпоре, и на участках, где направление меженного русла образует значительный угол с общим направ лением течения воды на пойме.
Подпор весеннего потока наблюдается при слиянии двух рек, а также перед местом сужения долины. Скорость течения умень-
46
шается при расширении долины, когда поток, выходя из ее узкой части, распластывается в пойме.
Перекат может образоваться перед крутым поворотом русла, когда повышенное сопротивление движению воды создает подпор потока, а также при появлении в русле случайных подводных препятствий, оползней и заторов.
Чаще всего перекаты находятся в местах перехода потока из одной извилины в другую. На таких участках поперечные тече ния одного направления затухают и зарождаются течения друго го направления, поэтому здесь по всей ширине русла откладыва ются наносы. Из отложившихся наносов формируется седловина переката.
В результате движения по инерции поперечные течения зату хают не сразу в конце изгиба, а на расстоянии от него, равном примерно 1,5 ширины русла. Поэтому на коротких участках рус
ла, соединяющих два изгиба, перекат не всегда создается. |
|
|||||||||||
Элементы перекатов. Основные элементы переката |
следую |
|||||||||||
щие (рис. 26, а |
и б): |
|
п о б о ч н и |
(косы) |
9 и /; |
|
|
|
||||
в е р х н и й |
и н и ж н и й |
|
|
|
||||||||
в е р х н я я и н и ж н я я п л е с о в ы е л о щ и н ы — 11 и 3; |
и |
|||||||||||
с е д л о в и н а |
7 — вал |
из |
наносов, |
соединяющий |
верхнюю |
|||||||
нижнюю косы; |
|
|
|
глубокая часть |
седловины, |
где эбыч- |
||||||
к о р ы т о 6 — наиболее |
||||||||||||
но проходит судовой ход; |
|
|
с к а т |
13 — верховая |
пологая |
|||||||
н а п о р н ы й |
( в е р х н и й ) |
|||||||||||
часть седловины; |
|
|
и л и |
н и ж н и й |
скат ) |
4 — низовая |
||||||
п о д в а л ь е |
( т ы л о в о й |
|||||||||||
часть седловины, более |
крутая, чем напорный скат; |
|
наимень |
|||||||||
г р е б е н ь |
5 — верхняя |
кромка подвалья, |
имеющая |
|||||||||
шую глубину; |
|
|
8 — верхняя часть |
|
|
|
|
|
||||
з а т о н н а я |
ч а с т ь |
нижней |
плесовой |
ло |
||||||||
щины, находящаяся за |
ухвостьем |
верхней |
косы (перекаты могут |
не иметь затонной части; в этом случае плесовые лощины не за ходят одна за другую);
в ы б о и н а 12 — разработанное потоком углубление в верх ней части нижней косы, направленное своим устьем против тече
ния |
(нередко из выбоины вдоль корневой части побочня у бере |
га |
образуется проток воды, называемый побочневым протоком). |
47