Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. П е р е к а т - р о с с ы п ь (рис. 27, в). Такие перекаты воз никают на расширенных участках русла. В результате избыточ­ ной ширины поток здесь не может транспортировать наносы, фор­ мировать косы и плесовые лощины, поэтому русло заполняется беспорядочными мощными отложениями (заструги, осередки, шалыги), из которых формируется перекат.

Перекат-россыпь не имеет определенной формы. Под воздей­ ствием течения (особенно при резких колебаниях уровня) песча­ ные отложения, непрерывно перемещаясь, изменяют форму пере­ ката. Корыто не имеет ясно выраженного углубления. Судовой ход извилистый и мелкий. Перекат очень неустойчивый, судовой

ход в период межени может сменить свое положениенесколько раз. Течение на перекатах-россыпях беспорядочное и неровное.

Небольшие глубины, неопределенный судовой ход, неровные течения создают большие трудности для движения судов через перекаты этого типа.

IV.

Г р у п п о в о й п е р е к а т

(рис. 27, г) представляет

собой

участок

русла, на котором находятся

вблизи друг от друга

не­

сколько перекатов различного типа. Косы у группового переката расположены так, что нижняя коса верхнего переката является верхней косой для нижнего переката. Перекаты разделяются не­ большими плесовыми лощинами. Иногда такая лощина настоль­ ко мала, что создается как бы двойное подвалье одного переката. Протяженность группового переката может достигать нескольких десятков километров.

К групповым можно отнести перекаты, образовавшиеся от разделения русла островами или крупными осередками при сли­ янии рек или впадении в русло небольшого притока.

Судовой ход на групповых перекатах извилистый, иногда не­ сколько раз переваливает от одного берега к другому. Групповые

52

перекаты обычно неустойчивы, режимы их взаимосвязаны, раз­ мыв одного переката может явиться причиной обмеления другого, и наоборот. На перекате часто создаются свальные и затяжные течения.

Узкий и извилистый судовой ход, свальные и затяжные тече­ ния превращают групповой перекат в участок, трудный для пла­ вания судов.

Виды подвалий. Подвалье — наиболее трудное место при про­ водке судов через перекат. Все подвалья можно разделить натри вида, причем каждый рассмотренный тип перекатов может иметь любой вид подвалья.

1. Р о в н о е (рис. 28,а). Такое подвалье образовано ровным тыловым скатом седловины переката, расположенным по нормали к оси корыта. Течение на подвалье ровное, совпадает с осью ко­ рыта.

В некоторых случаях две крупные заструги верхней и нижней косы (рис. 28,6), сближаясь к середине корыта, создают ровное подвалье со значительным понижением гребня. Косы и заструги

таких подвалий направляют воду к

середине

корыта,

создавая

сосредоточенное течение.

 

большой

трудности для дви­

Ровное подвалье

не представляет

жения .судов.

(рис.

28, в, г). Этот вид подвалья имеет в пла­

2. В ы п у к л о е

не и поперечном разрезе

выпуклую

форму. Подвалье

создается

при большом перемещении наносов через седловину переката, оно очень неустойчиво и не имеет глубокого корыта. Течение на под­ валье веерообразное, слабое, иногда с двусторонним сливом воды по обе стороны выпуклости. В большинстве случаев у верхней ко­ сы течение слабее, а более сильное направлено к нижней косе.

53


Для судоходства подвалье неблагоприятно. При движении че­ рез перекат (особенно вверх) необходимо уметь определить на­ правление основного слива воды и свального течения.

3.

Н е р о в н о е

( и с к р и в л е н н о е и л и н е о п р е д е л е н ­

н о й

ф о р м ы ) . Искривленное подвалье

(рис.

28, д) создается

двумя

застругами или

ухвостьями кос,

которые

заходят друг за

друга. Такое подвалье очень неустойчиво, течение на нем неров­ ное. Возле каждой косы создается различное направление слива воды.

При большой подвижности наносов образуется подвалье не­ определенной формы (рис, 28. е). Такое подвалье очень искрив­ лено или не имеет ясно выраженного очертания, оно также очень неустойчиво.

Для судоходства неровные подвалья наиболее неблагопри­ ятны

На некоторых участках рек ведется интенсивное землечерпа­ ние: плесовые лощины соединяют сплошным подводным каналомпрорезью, поэтому перекат не имеет четкого подвалья. В судоход­ ном отношении такое подвалье по сравнению с предыдущими ви­ дами более благоприятно.

Группировка перекатов по трудности судовождения. Условия судоходства в основном зависят от типа переката и вида его под­ валья, а также от размеров и осадки состава, направления дви­ жения судна и других факторов.

Для судов малого и большого водоизмещения, толкаемых со­ ставов, буксируемых судов или плотов трудность проводки через перекат неодинакова. Если, например, для плота существенное значение имеет ширина судового хода и направление слива воды,

то для крупного судна — глубина

переката.

 

высоком

Очень важно положение уровня воды. Обычно при

уровне условия плавания более благоприятны, чем

при

низком.

По степени трудности для судовождения перекаты можно раз­

делить на две группы в зависимости от типа переката,

вида его

подвалья и ряда других факторов.

принадлежат в

I. Н е з а т р у д н и т е л ь н ы е .

К этой группе

основном перекаты без развитой затонной части, которые имеют ровное подвалье, прямой судовой ход с достаточной для больших судов глубиной и шириной. На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, а свальные и затяжные течения незначи­ тельны. Вход и выход на перекат удобны. Расхождение и обгон на незатруднительном перекате возможны только для малых су­ дов, при этом должны быть приняты меры, полностью обеспечи­ вающие безопасность плавания.

II. З а т р у д н и т е л ь н ы е . К этой группе можно отнести пе­ рекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и группо­ вые перекаты. Подвалья у таких перекатов неровные или выпук­ лые.

Затруднительный перекат обычно имеет небольшие глубину и ширину судового хода, извилистое корыто, свальные или затяж­

54


ные течения. Вход и выход для судов на перекат сложны. Рас­ хождение и обгон для судов любых водоизмещений запрещены.

Для краткой характеристики переката можно использовать ус­ ловный шифр, например III-3-II. Это означает, что рассматривае­ мый перекат относится к III типу, имеет 3-й вид подвалья и при­ надлежит ко II группе (т. е. это перекат-россыпь с неровным подвальем, затруднительный для движения судов).

§ 14. ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ

Назначение. Реки в естественном состоянии имеют мно­ гочисленные препятствия, затрудняющие движение судов. Для улучшения судоходных условий на них ежегодно проводятся пу­ тевые работы, заключающиеся в руслоочищении, дноуглублении и выправлении рек, в обозначении направления и границ судового хода, а также отдельных препятствий, глубины и ширины затруд­ нительных участков и т. д. с помощью береговых и плавучих зна­ ков.

Путевые работы проводят как в навигационный, так и в меж­ навигационный (зимний) период. Они выполняются по проектам, составляемым на основании изысканий (исследований) речного русла.

Для производства изысканий в технических участках органи­ зуют изыскательские русловые партии, которые обычно закрепля­ ют за определенным участком реки. Состав партии достигает 10—20 человек. Изыскательская партия имеет геодезический ин­ струмент, эхолот и вспомогательный флот.

Для выполнения путевых работ технические участки имеют дноуглубительные и дноочистительные снаряды, вспомогатель­ ные суда; участкам придаются изыскательские партии и бригады путевых рабочих.

Руслоочищение. Для выявления подводных препятствий, уг­ рожающих плаванию судов и плотов, производят траление судо­ вого хода, выполняемое с помощью тралов. При этом на внутрен­

них водных путях используются гибкие и жесткие

тралы.

до

Г и б к и е ( мя г к и е )

т р а л ы состоят из троса

длиной

200 м с грузами. Трал

в растянутом состоянии перемещают

по

дну вниз по течению при помощи двух лодок или катеров. Когда

трал заденет за препятствие, суда останавливают и

сближают,

чтобы обследовать препятствие.

 

 

На водохранилищах судоходные трассы тралят на заданную

глубину. Для этого при помощи тросов трал подвешивается

к

специальным буйкам (поплавкам).

 

на

Ж е с т к и й т р а л состоит из промерной рамы, опускаемой

заданную глубину с двух лодок. На водохранилищах

раму тра­

ла с помощью стрелы опускают с судна.

Различают сплошное, местное и аварийное траление судовых ходов.

55


С п л о ш н о е

т р а л е н и е

проводится

на всем

протяжении

транзитного судового хода несколько раз в течение

навигации.

М е с т н о е

т р а л е н и е

выполняется

через каждые 5—10

Дней на перекатах, порогах, на подходах к пристаням, на участ­ ках сильного размыва берегов и в местах, где возможно засоре­

ние судового хода.

выполняют при потере якорей,

А в а р и й н о е т р а л е н и е

лотов или при авариях плотов

и судов, вызванных подводным

препятствием. Обнаруженное при тралении препятствие огражда­ ют обстановочными знаками или вехами.

Легкие препятствия со дна реки удаляют при помощи подруч­ ных средств, а тяжелые и громоздкие — при помощи специальных дноочистительных снарядов: камнеподъемниц, карчеподъемниц, подъемных кранов и т. п.

Рис. 29

Существуют в основном два типа дноочистительных снарядов: одно судно с кормовой стрелой (рис. 29, а) и два спаренных суд­ на с козловым краном между ними (рис. 29,6). Грузоподъемность таких снарядов 1,5—10 т. Для захвата препятствия служат раз­

личные

приспособления. В

зимнее

время над препятствием

во льду

прорубают майну,

затем

устанавливают подъемное

средство.

На северных реках в некоторых случаях постепенно окалыва­ ют лед над препятствием, делая ледяной колодец, и работы по подъему ведут насухо. Большие камни и карчи перед удалением дробят взрывчатыми веществами.

При дноочистительных работах широко используется труд во­ долазов, которые исследуют препятствия, укрепляют захватные приспособления, проводят подготовительные работы для взры­ вания.

Дноуглубление. Судоходство на внутренних водных путях ис­ пытывает наибольшее затруднение из-за недостаточных глубин. Для увеличения глубин проводят землечерпание, скалоуборочные и взрывные работы. Преобладающее значение в этом комплексе работ имеет землечерпание (до 87% по затратам).

На реках землечерпательные работы в большинстве случаев выполняют на перекатах, прорывая на них подводные каналы-про­ рези. На многих перекатах прорези под воздействием речного по­

56


тока заносит, поэтому их ежегодно восстанавливают. С помощью землечерпания на перекатах можно поддерживать глубину, в два раза превышающую их естественную.

Землечерпательные

работы разделяются на два основных ви­

да: т р а н з и т н ы е — работы

на основных

судовых

ходах;

вне-

т р а н з и т н ы е — работы

по углублению

портов

и

затонов,

уст­

ройству каналов, строительству и др.

 

 

 

 

 

 

Землечерпательные

работы

могут быть: к а п и т а л ь н ы м и —

создание новых судовых ходов, каналов,

рейдов

и др.;

в о с с т а ­

н о в и т е л ь н ы м и — ежегодное

углубление

перекатов,

на

кото­

рых ранее выполненные прорези оказались полностью или

ча­

стично занесенными;

р е м о н т н ы м и — периодическое

удале­

ние наносов с прорезей в течение навигации.

 

 

 

 

 

Перекаты углубляют заблаговременно

при высоком уровне во­

ды. Во время межени

работы

по землечерпанию

проводятся

на

участках, где глубина

становится

 

 

 

 

 

 

недостаточной. Сначала на перека­

 

 

 

 

 

 

тах проводят изыскания, чтобы до

 

 

 

 

 

 

прибытия земснаряда

запроектиро­

 

 

 

 

 

 

вать

землечерпательную

прорезь,

 

 

 

 

 

 

подсчитать объем работы и выста­

 

 

 

 

 

 

вить

знаки, указывающие

границы

 

 

 

 

 

 

прорези.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование землечерпатель­

состоит

в

определении

ных

прорезей. Проектирование

прорезей

глубины и ширины прорези, ее направления, в выборе места для свалки удаляемого грунта.

Назначение направления и очертания прорези в плане назы­ вается т р а с с и р о в к о й . Трассируют прорезь на основании данных гидрологии, анализа режима переката, результатов ранее проводившихся дноуглубительных работ, сообразно с местны­ ми конкретными условиями. Прорези стараются проектировать так, чтобы их направление совпадало с направлением течения, но из-за колебаний уровня это не всегда удается. На перекатах воз­ можны три основных варианта трассы:

П е р в ы й — прорезь прижата к верхней косе (рис. 30,1). Обычно мало заносится в межень, но при высоком уровне мало­ устойчива. Заход снизу на перекат обычно удобный. Заход сверху в прорезь при повышенных уровнях и скоростях течения неудоб­ ный, так как от левого яра до входа в прорезь большое расстоя­ ние. При свальном течении, направленном к нижней косе, состав смещается к нижней кромке прорези.

В т о р о й

— прорезь разрабатывается

ближе к

середине рус­

ла (см. рис.

30,11). Этот вид встречается

наиболее

часто, он тре­

бует работ малого объема, прорезь получается сравнительно ус­

тойчивой. Кроме того,

она имеет удобные заходы

сверху

и снизу

в перекат.

разрабатывается

ближе

к нижней косе

Т р е т и й — прорезь

(см. рис. 30,111). Она

удобна для захода

судов,

идущих

сверху.

57