Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
III. П е р е к а т - р о с с ы п ь (рис. 27, в). Такие перекаты воз никают на расширенных участках русла. В результате избыточ ной ширины поток здесь не может транспортировать наносы, фор мировать косы и плесовые лощины, поэтому русло заполняется беспорядочными мощными отложениями (заструги, осередки, шалыги), из которых формируется перекат.
Перекат-россыпь не имеет определенной формы. Под воздей ствием течения (особенно при резких колебаниях уровня) песча ные отложения, непрерывно перемещаясь, изменяют форму пере ката. Корыто не имеет ясно выраженного углубления. Судовой ход извилистый и мелкий. Перекат очень неустойчивый, судовой
ход в период межени может сменить свое положениенесколько раз. Течение на перекатах-россыпях беспорядочное и неровное.
Небольшие глубины, неопределенный судовой ход, неровные течения создают большие трудности для движения судов через перекаты этого типа.
IV. |
Г р у п п о в о й п е р е к а т |
(рис. 27, г) представляет |
собой |
участок |
русла, на котором находятся |
вблизи друг от друга |
не |
сколько перекатов различного типа. Косы у группового переката расположены так, что нижняя коса верхнего переката является верхней косой для нижнего переката. Перекаты разделяются не большими плесовыми лощинами. Иногда такая лощина настоль ко мала, что создается как бы двойное подвалье одного переката. Протяженность группового переката может достигать нескольких десятков километров.
К групповым можно отнести перекаты, образовавшиеся от разделения русла островами или крупными осередками при сли янии рек или впадении в русло небольшого притока.
Судовой ход на групповых перекатах извилистый, иногда не сколько раз переваливает от одного берега к другому. Групповые
52
перекаты обычно неустойчивы, режимы их взаимосвязаны, раз мыв одного переката может явиться причиной обмеления другого, и наоборот. На перекате часто создаются свальные и затяжные течения.
Узкий и извилистый судовой ход, свальные и затяжные тече ния превращают групповой перекат в участок, трудный для пла вания судов.
Виды подвалий. Подвалье — наиболее трудное место при про водке судов через перекат. Все подвалья можно разделить натри вида, причем каждый рассмотренный тип перекатов может иметь любой вид подвалья.
1. Р о в н о е (рис. 28,а). Такое подвалье образовано ровным тыловым скатом седловины переката, расположенным по нормали к оси корыта. Течение на подвалье ровное, совпадает с осью ко рыта.
В некоторых случаях две крупные заструги верхней и нижней косы (рис. 28,6), сближаясь к середине корыта, создают ровное подвалье со значительным понижением гребня. Косы и заструги
таких подвалий направляют воду к |
середине |
корыта, |
создавая |
||
сосредоточенное течение. |
|
большой |
трудности для дви |
||
Ровное подвалье |
не представляет |
||||
жения .судов. |
(рис. |
28, в, г). Этот вид подвалья имеет в пла |
|||
2. В ы п у к л о е |
|||||
не и поперечном разрезе |
выпуклую |
форму. Подвалье |
создается |
при большом перемещении наносов через седловину переката, оно очень неустойчиво и не имеет глубокого корыта. Течение на под валье веерообразное, слабое, иногда с двусторонним сливом воды по обе стороны выпуклости. В большинстве случаев у верхней ко сы течение слабее, а более сильное направлено к нижней косе.
53
Для судоходства подвалье неблагоприятно. При движении че рез перекат (особенно вверх) необходимо уметь определить на правление основного слива воды и свального течения.
3. |
Н е р о в н о е |
( и с к р и в л е н н о е и л и н е о п р е д е л е н |
||
н о й |
ф о р м ы ) . Искривленное подвалье |
(рис. |
28, д) создается |
|
двумя |
застругами или |
ухвостьями кос, |
которые |
заходят друг за |
друга. Такое подвалье очень неустойчиво, течение на нем неров ное. Возле каждой косы создается различное направление слива воды.
При большой подвижности наносов образуется подвалье не определенной формы (рис, 28. е). Такое подвалье очень искрив лено или не имеет ясно выраженного очертания, оно также очень неустойчиво.
Для судоходства неровные подвалья наиболее неблагопри ятны
На некоторых участках рек ведется интенсивное землечерпа ние: плесовые лощины соединяют сплошным подводным каналомпрорезью, поэтому перекат не имеет четкого подвалья. В судоход ном отношении такое подвалье по сравнению с предыдущими ви дами более благоприятно.
Группировка перекатов по трудности судовождения. Условия судоходства в основном зависят от типа переката и вида его под валья, а также от размеров и осадки состава, направления дви жения судна и других факторов.
Для судов малого и большого водоизмещения, толкаемых со ставов, буксируемых судов или плотов трудность проводки через перекат неодинакова. Если, например, для плота существенное значение имеет ширина судового хода и направление слива воды,
то для крупного судна — глубина |
переката. |
|
высоком |
Очень важно положение уровня воды. Обычно при |
|||
уровне условия плавания более благоприятны, чем |
при |
низком. |
|
По степени трудности для судовождения перекаты можно раз |
|||
делить на две группы в зависимости от типа переката, |
вида его |
||
подвалья и ряда других факторов. |
принадлежат в |
||
I. Н е з а т р у д н и т е л ь н ы е . |
К этой группе |
основном перекаты без развитой затонной части, которые имеют ровное подвалье, прямой судовой ход с достаточной для больших судов глубиной и шириной. На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, а свальные и затяжные течения незначи тельны. Вход и выход на перекат удобны. Расхождение и обгон на незатруднительном перекате возможны только для малых су дов, при этом должны быть приняты меры, полностью обеспечи вающие безопасность плавания.
II. З а т р у д н и т е л ь н ы е . К этой группе можно отнести пе рекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и группо вые перекаты. Подвалья у таких перекатов неровные или выпук лые.
Затруднительный перекат обычно имеет небольшие глубину и ширину судового хода, извилистое корыто, свальные или затяж
54
ные течения. Вход и выход для судов на перекат сложны. Рас хождение и обгон для судов любых водоизмещений запрещены.
Для краткой характеристики переката можно использовать ус ловный шифр, например III-3-II. Это означает, что рассматривае мый перекат относится к III типу, имеет 3-й вид подвалья и при надлежит ко II группе (т. е. это перекат-россыпь с неровным подвальем, затруднительный для движения судов).
§ 14. ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ
Назначение. Реки в естественном состоянии имеют мно гочисленные препятствия, затрудняющие движение судов. Для улучшения судоходных условий на них ежегодно проводятся пу тевые работы, заключающиеся в руслоочищении, дноуглублении и выправлении рек, в обозначении направления и границ судового хода, а также отдельных препятствий, глубины и ширины затруд нительных участков и т. д. с помощью береговых и плавучих зна ков.
Путевые работы проводят как в навигационный, так и в меж навигационный (зимний) период. Они выполняются по проектам, составляемым на основании изысканий (исследований) речного русла.
Для производства изысканий в технических участках органи зуют изыскательские русловые партии, которые обычно закрепля ют за определенным участком реки. Состав партии достигает 10—20 человек. Изыскательская партия имеет геодезический ин струмент, эхолот и вспомогательный флот.
Для выполнения путевых работ технические участки имеют дноуглубительные и дноочистительные снаряды, вспомогатель ные суда; участкам придаются изыскательские партии и бригады путевых рабочих.
Руслоочищение. Для выявления подводных препятствий, уг рожающих плаванию судов и плотов, производят траление судо вого хода, выполняемое с помощью тралов. При этом на внутрен
них водных путях используются гибкие и жесткие |
тралы. |
до |
|
Г и б к и е ( мя г к и е ) |
т р а л ы состоят из троса |
длиной |
|
200 м с грузами. Трал |
в растянутом состоянии перемещают |
по |
дну вниз по течению при помощи двух лодок или катеров. Когда
трал заденет за препятствие, суда останавливают и |
сближают, |
|
чтобы обследовать препятствие. |
|
|
На водохранилищах судоходные трассы тралят на заданную |
||
глубину. Для этого при помощи тросов трал подвешивается |
к |
|
специальным буйкам (поплавкам). |
|
на |
Ж е с т к и й т р а л состоит из промерной рамы, опускаемой |
||
заданную глубину с двух лодок. На водохранилищах |
раму тра |
ла с помощью стрелы опускают с судна.
Различают сплошное, местное и аварийное траление судовых ходов.
55
С п л о ш н о е |
т р а л е н и е |
проводится |
на всем |
протяжении |
транзитного судового хода несколько раз в течение |
навигации. |
|||
М е с т н о е |
т р а л е н и е |
выполняется |
через каждые 5—10 |
Дней на перекатах, порогах, на подходах к пристаням, на участ ках сильного размыва берегов и в местах, где возможно засоре
ние судового хода. |
выполняют при потере якорей, |
А в а р и й н о е т р а л е н и е |
|
лотов или при авариях плотов |
и судов, вызванных подводным |
препятствием. Обнаруженное при тралении препятствие огражда ют обстановочными знаками или вехами.
Легкие препятствия со дна реки удаляют при помощи подруч ных средств, а тяжелые и громоздкие — при помощи специальных дноочистительных снарядов: камнеподъемниц, карчеподъемниц, подъемных кранов и т. п.
Рис. 29
Существуют в основном два типа дноочистительных снарядов: одно судно с кормовой стрелой (рис. 29, а) и два спаренных суд на с козловым краном между ними (рис. 29,6). Грузоподъемность таких снарядов 1,5—10 т. Для захвата препятствия служат раз
личные |
приспособления. В |
зимнее |
время над препятствием |
во льду |
прорубают майну, |
затем |
устанавливают подъемное |
средство.
На северных реках в некоторых случаях постепенно окалыва ют лед над препятствием, делая ледяной колодец, и работы по подъему ведут насухо. Большие камни и карчи перед удалением дробят взрывчатыми веществами.
При дноочистительных работах широко используется труд во долазов, которые исследуют препятствия, укрепляют захватные приспособления, проводят подготовительные работы для взры вания.
Дноуглубление. Судоходство на внутренних водных путях ис пытывает наибольшее затруднение из-за недостаточных глубин. Для увеличения глубин проводят землечерпание, скалоуборочные и взрывные работы. Преобладающее значение в этом комплексе работ имеет землечерпание (до 87% по затратам).
На реках землечерпательные работы в большинстве случаев выполняют на перекатах, прорывая на них подводные каналы-про рези. На многих перекатах прорези под воздействием речного по
56
тока заносит, поэтому их ежегодно восстанавливают. С помощью землечерпания на перекатах можно поддерживать глубину, в два раза превышающую их естественную.
Землечерпательные |
работы разделяются на два основных ви |
|||||||||
да: т р а н з и т н ы е — работы |
на основных |
судовых |
ходах; |
вне- |
||||||
т р а н з и т н ы е — работы |
по углублению |
портов |
и |
затонов, |
уст |
|||||
ройству каналов, строительству и др. |
|
|
|
|
|
|
||||
Землечерпательные |
работы |
могут быть: к а п и т а л ь н ы м и — |
||||||||
создание новых судовых ходов, каналов, |
рейдов |
и др.; |
в о с с т а |
|||||||
н о в и т е л ь н ы м и — ежегодное |
углубление |
перекатов, |
на |
кото |
||||||
рых ранее выполненные прорези оказались полностью или |
ча |
|||||||||
стично занесенными; |
р е м о н т н ы м и — периодическое |
удале |
||||||||
ние наносов с прорезей в течение навигации. |
|
|
|
|
|
|||||
Перекаты углубляют заблаговременно |
при высоком уровне во |
|||||||||
ды. Во время межени |
работы |
по землечерпанию |
проводятся |
на |
||||||
участках, где глубина |
становится |
|
|
|
|
|
|
|||
недостаточной. Сначала на перека |
|
|
|
|
|
|
||||
тах проводят изыскания, чтобы до |
|
|
|
|
|
|
||||
прибытия земснаряда |
запроектиро |
|
|
|
|
|
|
|||
вать |
землечерпательную |
прорезь, |
|
|
|
|
|
|
||
подсчитать объем работы и выста |
|
|
|
|
|
|
||||
вить |
знаки, указывающие |
границы |
|
|
|
|
|
|
||
прорези. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектирование землечерпатель |
состоит |
в |
определении |
|||||||
ных |
прорезей. Проектирование |
прорезей |
глубины и ширины прорези, ее направления, в выборе места для свалки удаляемого грунта.
Назначение направления и очертания прорези в плане назы вается т р а с с и р о в к о й . Трассируют прорезь на основании данных гидрологии, анализа режима переката, результатов ранее проводившихся дноуглубительных работ, сообразно с местны ми конкретными условиями. Прорези стараются проектировать так, чтобы их направление совпадало с направлением течения, но из-за колебаний уровня это не всегда удается. На перекатах воз можны три основных варианта трассы:
П е р в ы й — прорезь прижата к верхней косе (рис. 30,1). Обычно мало заносится в межень, но при высоком уровне мало устойчива. Заход снизу на перекат обычно удобный. Заход сверху в прорезь при повышенных уровнях и скоростях течения неудоб ный, так как от левого яра до входа в прорезь большое расстоя ние. При свальном течении, направленном к нижней косе, состав смещается к нижней кромке прорези.
В т о р о й |
— прорезь разрабатывается |
ближе к |
середине рус |
ла (см. рис. |
30,11). Этот вид встречается |
наиболее |
часто, он тре |
бует работ малого объема, прорезь получается сравнительно ус
тойчивой. Кроме того, |
она имеет удобные заходы |
сверху |
и снизу |
|
в перекат. |
разрабатывается |
ближе |
к нижней косе |
|
Т р е т и й — прорезь |
||||
(см. рис. 30,111). Она |
удобна для захода |
судов, |
идущих |
сверху. |
57