Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВЫБОР
ОПТИМАЛЬНОЙ
Г. П. ЕГУРНОВ МОЩНОСТИ
УГОЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗО РУДНЫХ КАРЬЕРОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО |
« Н Е Д Р А » |
М о с к в а |
1974 |
УДК 622.271.3.013.3 : 622.33/34
Егурнов Г. П. Выбор оптимальной мощности уголь ных и железорудных карьеров. М., «Недра», 1974, 240 с.
В книге приведены обзор состояния добычи угля и железной руды и анализ использования производст венных мощностей действующих карьеров в этих отрас лях горной промышленности. Рассмотрены выбор и обоснование оптимальных параметров карьера, обеспе чивающих высокую эффективность отработки месторо ждения.
Разработан метод расчета производственной мощ ности карьера как функции длины фронта горных ра бот и удельных его значений, а также исследовано вли яние длины фронта горных работ и производственной мощности карьера на технико-экономические показа тели разработки.
Книга предназначена для работников научно-иссле довательских, учебных и проектных институтов угольной и горнорудной промышленности, а также для работни ков производства.
Табл. 85, ил. 66, список лит. 53 назв.
© Издательство «Недра», 1974
ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ ЕГУРНОВ
Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров
Редактор издательства Т. Н. |
М альцева |
|
Технический |
редактор В. Б. Максимова |
||||
Переплет художника Я. Я. Вовк |
|
|
|
Корректор А. |
А. Передерникова |
|||
Сдано в набор 20/VII 1973 г. |
Подписано |
в |
печать 4/11 1974 г. |
Т-03461. |
Формат |
60x 90Vi6. |
||
Бумага № 2. Печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 16,15. |
Тираж 1000 экз. Заказ |
№ 556/4647-10. Цена |
1 р. 83 к. |
|||||
Издательство «Недра», 103633, Москва, К -12, Третьяковский проезд, 1/19. |
|
|||||||
Ленинградская типография |
№ 8 |
«Союзполиграфпрома» |
при |
Государственном |
комитете |
|||
Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. |
||||||||
190000, |
Ленинград, |
Прачечный |
пер., 6 |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап в развитии экономики нашей страны органи чески связан с новым подходом к руководству народным хозяйст вом, с осуществлением экономической политики Коммунистической партии Советского Союза, направленной на всестороннее совер шенствование экономики, ускорение технического прогресса, всемер ное повышение эффективности общественного производства и обес печение на этой основе дальнейшего подъема благосостояния совет
ского народа.
Разработка и внедрение новой системы управления, планирова ния и экономического стимулирования, отвечающей современным требованиям, явились творческим применением в новых историчес ких условиях основных принципов социалистического хозяйствова ния, сформулированных и обоснованных В. И. Лениным.
Важные задачи, стоящие перед экономикой нашей страны, та кие, как повышение уровня и темпов развития промышленности, ускорение технического прогресса во всех отраслях народного хо зяйства и дальнейший подъем благосостояния народа, требуют мобилизации всех возможностей для полного использования имею щихся резервов предприятий, повышения эффективности производ ства, роста производительности труда, увеличения отдачи капи тальных вложений и основных фондов, осуществления режима эко номии, устранения излишеств и непроизводительных расходов, всемерного развития творческой инициативы трудящихся. Решение этих задач предполагается осуществить на основе широкого внед рения достижений науки и техники в производство, освоения новых, более прогрессивных технологических схем, развития специализа ции производства и научной организации труда, повышения квали фикации и усиления экономического стимулирования. В текущем пятилетием плане предусматривается увеличение среднегодовых темпов роста производительности труда в промышленности по срав нению с планом 1966—1970 гг. на 2% и получение за счет этого 87—90% общего прироста продукции.
На отрасли горной промышленности возложена ответственная задача обеспечения народного хозяйства страны минеральным
1* |
3 |
сырьем и топливом, в связи с чем в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусматривается значительное увеличение в девя той пятилетке добычи угля, руд черных и цветных металлов, горно химического сырья и строительных материалов. Рост объемов до бычи минерального сырья и топлива в текущем пятилетии плани руется в основном за счет преимущественного развития открытого способа разработки, который дает возможность при меньших удель ных капиталовложениях и в более короткие сроки по сравнению с подземным способом получить планируемые объемы добычи. Кроме того, себестоимость добычи сырья на карьерах значительно ниже, чем на шахтах.
Важнейшими критериями оценки работы каждого предприятия в настоящее время являются обеспечение наибольшей отдачи про изводственных фондов (по количеству и качеству реализуемой про дукции), получение максимума прибыли и высокого уровня рента бельности. Следовательно, в основу оценки эффективности работы карьеров должны быть положены в первую очередь высокие ско рости подвигания фронта горных работ (или понижения их при кру тых месторождениях), объемы добычи полезного ископаемого с еди ницы длины фронта работ, характеризующие степень интенсифика ции его отработки, и высокий уровень использования капиталовло жений (или основных фондов карьера), определяемый количеством добываемой продукции на 1 руб. основных фондов при обеспечении наилучших показателей производительности труда и себестоимости добычи полезного ископаемого.
Как показывают результаты анализа работы железорудных и угольных карьеров за несколько последних лет, этим вопросам уде ляется еще мало внимания. Скорости подвигания фронта работ и объемы добычи полезного ископаемого с единицы фронта работ на большинстве карьеров невелики и колеблются в весьма широких пределах даже при отработке месторождений с примерно одинако выми горно-геологическими условиями при применении однотипной
горнотранспортной техники. Фондоотдача (или |
объемы добывае |
мой продукции на 1 руб. основных фондов) |
также изменяется |
в больших пределах. |
|
Нетрудно себе представить влияние этих факторов на другие важнейшие параметры карьера: на его производственную мощность и технико-экономические показатели работы. Как известно, произ водственная мощность, карьера находится в прямой зависимости от скорости подвигания фронта работ: чем ниже последняя, тем меньше производственная мощность карьера, ниже технико-экономи ческие показатели его работы и тем меньше используются капи таловложения и природные ресурсы.
Основная причина, вызывающая недостаточно высокую интен сификацию разработки месторождений, по нашему мнению, состоит в несовершенстве применяемой в настоящее время методики рас чета мощности карьера, в которой не ставится задача обеспечения
4
высокой интенсификации отработки месторождения и использова ния природных ресурсов. Важнейший параметр карьера — длина фронта горных работ, приходящаяся на один экскаватор, от кото рой зависят производственная мощность карьера и уровень интен сификации разработки месторождения, до настоящего времени не регламентирован, и его величина, как показали результаты анализа данных работы карьеров, колеблется в широких пределах даже при использовании одних и тех же моделей машин, работающих при мерно в одинаковых горнотехнических условиях.
В настоящей книге разработана методика установления рацио нальной длины фронта работ на экскаватор и скорости подвигания (или понижения) горных работ, обеспечивающей высокую эффек тивность отработки месторождений полезных ископаемых.
|
КРАТКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ |
Г Л А В А I |
ДОБЫЧИ УГЛЯ и ЖЕЛЕЗНОЙ РУДЫ |
|
ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ |
§1. Общие положения
Внастоящее время открытому способу добычи минерального
сырья принадлежит |
главенствующая роль. Доля участия его |
|
в общей добыче по |
данным 1973 г. составила: |
в угольной про |
мышленности— 29,8, |
железорудной — 81 и руд |
цветных метал |
лов— примерно 70%.
Добыча угля и железной руды открытым способом в СССР воз
росла с 0,185 млн. |
т (уголь) |
и 6,9 млн. т (руда) в 1913 г. до |
197 млн. т (уголь) |
и 326,9 млн. |
т (сырая руда) в 1973 г. По уровню |
добычи железной руды этим способом |
СССР занимает первое |
||
место в мире, по уровню |
добычи угля — третье |
(после ГДР и |
|
США). |
произошли |
в технике |
и технологии |
Значительные изменения |
открытого способа разработки месторождений. Современные карь еры— мощные, высокомеханизированные горные предприятия, оснащенные высокопроизводительными горными и транспортными машинами и механизмами.
Большие успехи в развитии открытого способа добычи полезных ископаемых в СССР были достигнуты в результате постоянной за боты и внимания, которые уделяли и уделяют этому способу разра ботки месторождений Коммунистическая партия и Советское пра вительство. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. пред усматривается дальнейшее опережающее развитие открытого спо соба добычи угля и железной руды: в 1975 г. объемы добычи желез ной руды в карьерах достигнут 393,6 млн. т сырой руды, или 82,5% общей добычи, и около 212 млн. т угля, или 29%. Рост до бычи руды и угля в девятой пятилетке будет осуществляться за счет дальнейшего увеличения производственных мощностей горнообогатительных комбинатов Криворожского бассейна, Казахстана, Курской магнитной аномалии, угольных карьеров Кузбасса, Казахской ССР, районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
6
§ 2. Горно-геологические условия и горнотехнические параметры действующих карьеров и разрезов
Угольная промышленность
Угольные месторождения разрабатываются открытым способом почти на всей обширной территории нашей страны, характеризую щейся большим разнообразием природных, климатических и горно геологических условий. Месторождения бывают горизонтальные, наклонные и крутые, мощности разрабатываемых залежей изме няются от 2 до 230 м, крепость пород — от I до IV категории (по ЕНВ).
В табл. 1 приведены горно-геологическая и горнотехническая характеристики наиболее крупных угольных разрезов СССР.
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
Горно-геологическая характеристика главнейших угольных разрезов |
|||||
|
Угол падения |
Общая мощ |
Мощность |
|
Крепость раз |
Разрезы |
|
ность залежи, |
покрываю |
рабатываемых |
|
залежи, градус |
щих пород, |
|
|||
|
м |
м |
|
пород (по ЕНВ) |
|
|
|
|
|||
Кумертауский........................... |
0 -3 0 |
36 |
60* |
|
1 - 2 |
Богословский ........................... |
0 -8 0 |
55-70 |
100* |
|
2—3 |
Волчанский ................................ |
0 -9 0 |
40—60 |
90* |
|
2 - 3 |
Коркинский .............................. |
15-90 |
230 |
275* |
|
2—3 |
Центральный, Западный . . . |
13—90 |
140 |
90* |
|
2 - 4 |
Кедровский .............................. |
0—70 |
19 |
110* |
|
2 - 4 |
Им. 50-летия Октября . . . . |
40 -90 |
57 |
50* |
|
2 - 4 |
Краснобродский ................... |
40-90 |
23 |
80* |
|
2—4 |
Красногорский ....................... |
10-15 |
40 |
115* |
|
2 - 4 |
Томусинский .............................. |
6 -1 6 |
25 |
90 |
|
2 - 3 |
Междуреченский....................... |
5 -3 0 |
27 |
70 |
|
2—3 |
Сафроновский .......................... |
0—3 |
7 |
21 |
|
2—4 |
Храмцовский.............................. |
0—5 |
6 |
17 |
|
2—4 |
Ново-Гришевский ................... |
0—5 |
5,1 |
21 |
|
2 - 4 |
Северо-Восточный................... |
0 - 3 |
4,3 |
33 |
|
1 -2 |
Юго-Западный ....................... |
0 - 3 |
3,5 |
30 |
|
' 1 -2 |
Широкий .................................. |
0—3 |
4,1 |
32 |
|
1—2 |
Ирша-Бородинский ............... |
3 - 4 |
36 |
70 |
|
1—2 |
Назаровский ........................... |
0—15 |
22,5 |
40 |
|
1—2 |
Кимовский .............................. |
0 - 5 |
2 |
37 |
|
1—2 |
Семеновско-Головковский . . |
0 - 6 |
5,4 |
45 |
|
1 -2 |
Б андуровский ........................... |
0 - 3 |
5,1 |
44 |
|
1 - 2 |
Ангренский .............................. |
4 -1 0 |
37 |
105 |
|
2—3 |
* Глубина разреза на 1/1 1971 |
г. |
|
|
|
|
Максимальная глубина разработки 335 м имеет место на Кор кинских разрезах, а на большинстве угольных разрезов она не пре вышает 100 м.
Фактическая высота породных и угольных уступов (табл. 2) при транспортных системах разработки и условии применения
7
оо |
Т а б л и ц а 2 |
|
Горнотехнические параметры главнейших угольных разрезов
Высота уступа, м |
|
Глубина |
|
Разрезы |
Система разработки |
разреза, м |
|
угольного |
породного |
Кумертауский ............... |
120 |
1 2 ,8 |
9,4 |
Транспортная |
Богословский ............... |
160-202 |
15,5— |
13,5 |
Транспортная (71%), |
|
|
15,9 |
|
бестранспортная (29%) |
В олчанский................... |
125 |
14,2 |
— |
Транспортная |
Коркинский . . . . . . . |
335 |
7,0 |
1 1 ,0 |
То же |
Центральный ............... |
95 |
9,5 |
9,6 |
>1 |
Западный ....................... |
80 |
10,4 |
10,7 |
>» |
Кедровский ............... |
130 |
6,5 |
1 1 ,0 |
Транспортная (65%) |
|
|
|
|
с применением гидромеханиза |
|
|
|
|
ции |
Им. 50-летия Октября |
108 |
6,5 |
1 0 ,0 |
Транспортная (67%) |
|
|
|
|
с применением |
|
|
|
|
гидромеханизации |
Вид транспорта
на добыче
Ж.-д.
Конвейерный
»>
„
Ж.-д. >»
Автомобильный
на вскрыше
ж .- д .
»»
4»
}>
»
tt
Ж.-Д., автомобиль ный, гидротранс порт
Автомобильный
Краснобродский |
. . . |
■86 |
7,5 |
11,1 |
Транспортная |
(91%) |
„ |
Красногорский |
. . . . |
105 |
3,9 |
14,0 |
Бестранспортная |
(63%), |
|
4 |
|
|
|
|
транспортная |
(37%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Томусинский ................... |
|
102 |
|
8,7 |
18,5 |
Транспортная (79%), |
|
|
|
|
|
|
бестранспортная (21%) |
Междуреченский . . . . |
102 |
|
8,5 |
14,9 |
Бестранспортная |
|
Сафроновский |
. . . . |
39 . |
|
7,9 |
21,0 |
|
Храмцовский.................. |
|
32 |
|
5,2 |
18,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ново-Гришевский . . . |
30 |
|
2,8 |
11,5 |
Бестранспортная (51%), |
|
|
|
|
|
|
|
транспортная (49%) |
Азейский ....................... |
|
36 |
|
12,2 |
12,8 |
Бестранспортная (57%), |
|
|
|
|
|
|
транспортная (43%) |
Северо-Восточный . . . |
51 |
|
4,3 |
33,8 |
Бестранспортная |
|
Юго-Западный |
. . . . |
56 |
|
3,5 |
29,6 |
м |
Широкий ....................... |
|
57 |
• |
4,2 |
33,2 |
|
Ирша-Бородинский . . |
100 |
|
8,2 |
9,5 |
Транспортная |
|
Назаровский ............... |
|
65 |
|
7,2 |
10,3 |
Транспортная (55%), |
|
|
|
|
|
|
бестранспортная (23%) |
|
|
|
|
|
|
с применением |
|
|
|
|
|
|
гидромеханизации |
ft
ft ft ft
Ж.-д.
Автомобильный
Ж.-д
„
>»
”
Семеновско-Головков- |
64 |
5,2 |
31,8 |
Транспортно-отвальная (85%), |
” |
||
с к и й |
|
|
|
транспортная |
(15%) |
' |
|
|
|
|
|
||||
Бандуровский . . . . |
80 |
9,4 |
19,0 |
Транспортно-отвальная (76), |
» |
||
|
|
|
|
транспортная |
(24%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ангренский ................... |
140 |
9,4 |
8,9 |
Транспортная |
(91%), |
|
> |
|
|
|
|
бестранспортная (9%i) |
|
|
»»
”
»
»
»
Ж.-д.
-
. „
>»
,,
„
”
Транспортно отвальные мосты
То же
>*