Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
экскаваторов ЭКГ-4,6 на угольных разрезах значительно ниже воз можных ее значений по техническим параметрам этих машин (вы сота уступа экскаватора ЭКГ-4,6 в зависимости от крепости разра батываемых пород может приниматься от 10 до 15 м).
Уменьшение высоты уступов, особенно при применении ж.-д.. транспорта, приводит к увеличению их числа и к,повышению затрат на транспортирование угля и вскрышных пород.
В целом по угольной промышленности объемы вскрышных по род, транспортируемых в 1970 г. различными видами транспорта, составили: железнодорожным — 35,5% общих, объемов вскрыши (в том числе с применением электровозов и тепловозов — 85,1%), автотранспортом — 16%, транспортно-отвальными мостами и ‘отвалообразователями — 5,1 %, конвейерами —•0,6%, гидромеханизационным способом — 4,7%. При этом на долю бестранспортной си стемы разработки приходится 38%.
Основными видами транспорта на добычных работах являются железнодорожный (54,9% общих объемов добычи угля), автомо бильный (31,7%) и конвейерный (15,7%).
Основным видом транспорта угля на карьерах с бестранспорт ной системой разработки до настоящего времени является малоэф фективный для этой системы железнодорожный транспорт — более 80% общих объемов добываемого угля транспортируется с исполь зованием рельсового транспорта и только около 20% — автосамо свалами. Более экономичным при разработке месторождений с не посредственным перемещением вскрышных пород в выработанное пространство, как показал опыт работы карьеров США, является автотранспорт. Применение в этих условиях железнодорожного транспорта вызывает усложнение организации работ на карьере и значительное увеличение затрат на транспортирование угля.
Экскаваторный парк угольных разрезов в большинстве случаев состоит из устаревших моделей с небольшой емкостью ковша: удельный вес экскаваторов ЭКГ-12,5 и ЭКГ-8 (ЭКГ-8И) с ковшами емкостью 12 и 8 м3 составляет всего лишь около 15% общего числа экскаваторов, применяемых для погрузки в транспортные средства. Число мощных экскаваторов для непосредственной переэкскавации породы в отвал (ЭШ-20/65, ЭШ-15/90, ЭВГ-35/65 и ЭВГ-15) также невелико — их удельный вес в общем парке машин, используемых при бестранспортной системе, в настоящее время не превышает 10%. Это также приводит к увеличению затрат на экскавацию, сни жению темпов отработки карьерных полей и к уменьшению воз можных производственных мощностей действующих угольных раз резов.
Железорудная промышленность
В настоящее время железную руду добывают во многих рай онах: в Украинской ССР, на Кольском полуострове, в центральных районах (КМА), Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Вос токе и в Казахской ССР. Железорудные месторождения характери
10
зуются также большим разнообразием природных климатических и горно-геологических условий (табл. 3).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
Горно-геологическая характеристика главнейших железорудных карьеров |
|||||
|
|
Угол падения |
Общая мощ |
Мощность |
Крепость |
|
|
покрываю |
руды и пород |
||
|
Карьер |
|
ность залежи, |
(по шкале |
|
|
залежи, градус |
щих пород, |
|||
|
|
м |
м |
М. М. Про- |
|
|
|
|
|
|
тодьяконова) |
Оленегорский |
.......................... |
50-80 |
50—315 |
10 |
X—XII |
Ковдорский |
.............................. |
80-90 |
150-200 |
10 |
X—XV |
Лебединский |
........................... |
0 |
15—25 |
50-110 |
11 —V |
Михайловский ....................... |
0 |
9—15 |
40—180 |
11—V |
|
Гороблагодатский ................... |
40—60 |
30—50 |
15 |
X—XIII |
|
Качканарский ............................ |
80-90 |
70—200 |
10 |
IX—XII |
|
М агнитогорский....................... |
30-60 |
30-60 |
15 |
VI I I —X |
|
Корш уновский......................... |
85—90 |
350—450 |
10 |
X—XII |
|
Соколовский |
.......................... |
55—85 |
25—250 |
50—150 |
VIII —XII |
Сарбайский |
.............................. |
40 -80 |
100-220 |
70-130 |
X—XV |
ю г о к ...................................... |
|
18—20 |
400-600 |
25 |
X11—XVIII |
н к г о к ...................................... |
|
30-80 |
110—230 |
20 |
X—XV |
и г о к ...................................... |
|
70—80 |
45—120 |
30 |
X—XII |
СевГОК .................................. |
Г О К |
60—80 |
40—450 |
25 |
X—XIV |
Ингулецкий |
18—20 |
70-200 |
20 |
Х -Х П |
|
Черноморский № 1 ............... |
0 |
5—10 |
40 |
11—111 |
|
Черноморский |
№ 2 ............... |
0 |
5 -1 0 |
40 |
I I —III |
Участок «Е» ....................... |
0 |
5—10 |
40 |
II—III |
Максимальная глубина разработки достигнута на карьерах Го роблагодатского рудоуправления и на Сарбайском карьере; на остальных карьерах она колеблется от 30 до 170 м (табл. 4).
Экскаваторный парк предприятий железорудной промышленно сти представлен в основном одноковшовыми экскаваторами (98,8% общего парка машин), среди которых наибольшее применение имеют экскаваторы — механические лопаты (94,3%) и из них — ма шины с ковшами сравнительно небольшой емкости (ЭКГ-4,6, ЭКГ-4, СЭ-3 и др.). Удельный вес экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И с ковшом емкостью 8 м3 в общем парке экскаваторов—-механических лопат невелик и составляет всего 15,4%.
При транспортировании горной массы в этой отрасли горной промышленности нашли применение различные виды транспорта: железнодорожный — 46,3% общего объема перевозимого груза (в том числе электровозный — 38,2, тепловозный — 6,8 и паровоз ный— 1,3%), автомобильный — 47,5%, конвейерный— 1,6%, гидро
транспорт— 3,2%, транспортно-отвальные мосты — 0,3%; |
по |
бес |
транспортной системе— 1,1% (по отчетным данным за |
1970 |
г.). |
Как видно из приведенных данных, на железорудных карьерах большое применение имеет автомобильный транспорт, в то время как качественная характеристика используемого парка автомашин недостаточно совершенна. В основном на карьерах применяются
И
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Горнотехнические показатели главнейших железорудных карьеров |
||||
|
Глубина |
Объем скаль |
|
Вид транспорта |
|
ной горной |
|
||
Карьер |
разработки, |
массы (в % |
Типы буровых станков |
(в % к общему |
к общему |
объему перевозимой |
|||
|
м |
объему горной |
|
|
|
массы) |
|
горной массы) |
|
|
|
|
Оленегорский . . |
126 |
92,5 |
Ковдорский . . . |
147 |
100 |
Лебединский . . |
160 |
13,6 |
Михайловский . . |
НО |
11,9 |
Гороблагодатский 55-230 |
100 |
|
Качканарский . . |
150 |
100 |
Магнитогорский . |
140 |
100 |
Коршуновский |
170 |
100 |
Соколовский . . |
195 |
59 |
Сарбайский . . . |
200 |
33 |
ЮГОК ............... |
165 |
90 |
Шарошечные
(СБШ-250, БАШ-250)
Шарошечные
(СБШ-250)
Шарошечные и ударно-вра щательные
Шарошечные и шнековые
Шарошечные (БСШ-1м) и ударно-канат ные
Шарошечные
(БСШ-1м), 2СБШ-200, СБШ-250
Шарошечные
(СБШ-250)
и ударно-канат ные
Шарошечные
(БСШ-2м, 2СБШ-200, СБШ-800)
Шарошечные, ударно-канат ные и шнековые
То же
Шарошечные и огневые
(СБШ-250, СБШ-320)
Электровозный
(74,6), автомо бильный (25,4)
Автомобильный
Электровозный (54), автомобиль ный (24,3), гид ротранспорт
(21,7)
Электровозный
(29,1), автомо бильный (46), конвейерный
(24,8)
Электровозный
(55,6),
автомобильный
(44,4)
Электровозный
(63,7), тепло возный (19), автомобильный
(17,3)
Электровозный
Электровозный
(98,2), автомо бильный (1,8)
Электровозный
(70,5), автомо бильный (29,5)
Электровозный
(54,2), автомо бильный (45,4)
Электровозный
12
|
Глубина |
Объем скаль |
|
Вид транспорта |
|
ной горной |
|
||
Карьер |
разработки, |
массы (в % |
Типы буровых станков |
(в % к общему |
к общему |
объему перевозимой |
|||
|
м |
объему горной |
|
|
|
|
горной массы) |
||
|
|
массы) |
|
н г о к ............... |
173 |
95,5 |
ц г о к .................. |
175 |
62,2 |
СевГОК . . . . |
115-158 |
46,0 |
Ингулецкий ГОК |
160 |
88,0 |
Черноморский |
|
|
№ 1 ............... |
35 |
— |
Черноморский . . |
|
|
№ 2 ............... |
33 |
— |
Участок «Е» . . |
38 |
— |
Огневые, шаро |
Тепловозный |
шечные и удар |
(31,5), автомо |
но-канатные |
бильный (68,5) |
Шарошечные, Тепловозный ударно-канатные (28,9), автомо
бильный (71,1)
Шарошечные Тепловозный (СБШ-250) (74,6), авто
транспорт (25,4)
Шарошечные, Автомобильный огневые, ударно канатные
—Электровозный
(34,8)
—Автомобильный
(51,4)
- - Отвальные мосты
автосамосвалы БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т (70% наличного парка машин), автосамосвалов грузоподъемностью 40 т на этих карьерах в 1970 г. было всего около 5% общего числа машин.
Для железорудных карьеров характерно то, что здесь разраба тываются в основном крепкие руды и вскрышные породы, требую щие предварительного рыхления с помощью буровзрывных работ. В настоящее время бурение скважин на этих карьерах произво дится главным образом станками шарошечного бурения (79,1% общего объема взорванной горной массы); применялись также станки огневого бурения (9%), шнекового бурения (5,8%). ударно канатного бурения (4,2%) и ударно-вращательного бурения (1,8%).
§3. Производственная мощность карьера (разреза)
иосновные технико-экономические показатели его работы
Угольная промышленность
В 1970 г. в угольной промышленности работало 65 разрезов, среднегодовая производственная мощность разреза составляла около 2400 тыс. т угля (в США— 1400 тыс., в ГДР — 6900 тыс. и
ФРГ — 3700 тыс.). Наибольшая производственная |
мощность была |
|
достигнута |
на разрезе Западный комбината |
Экибастузуголь |
(табл. 5), |
всего в угольной промышленности работало 9 разрезов |
13