Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экскаваторов ЭКГ-4,6 на угольных разрезах значительно ниже воз­ можных ее значений по техническим параметрам этих машин (вы­ сота уступа экскаватора ЭКГ-4,6 в зависимости от крепости разра­ батываемых пород может приниматься от 10 до 15 м).

Уменьшение высоты уступов, особенно при применении ж.-д.. транспорта, приводит к увеличению их числа и к,повышению затрат на транспортирование угля и вскрышных пород.

В целом по угольной промышленности объемы вскрышных по­ род, транспортируемых в 1970 г. различными видами транспорта, составили: железнодорожным — 35,5% общих, объемов вскрыши (в том числе с применением электровозов и тепловозов — 85,1%), автотранспортом — 16%, транспортно-отвальными мостами и ‘отвалообразователями — 5,1 %, конвейерами —•0,6%, гидромеханизационным способом — 4,7%. При этом на долю бестранспортной си­ стемы разработки приходится 38%.

Основными видами транспорта на добычных работах являются железнодорожный (54,9% общих объемов добычи угля), автомо­ бильный (31,7%) и конвейерный (15,7%).

Основным видом транспорта угля на карьерах с бестранспорт­ ной системой разработки до настоящего времени является малоэф­ фективный для этой системы железнодорожный транспорт — более 80% общих объемов добываемого угля транспортируется с исполь­ зованием рельсового транспорта и только около 20% — автосамо­ свалами. Более экономичным при разработке месторождений с не­ посредственным перемещением вскрышных пород в выработанное пространство, как показал опыт работы карьеров США, является автотранспорт. Применение в этих условиях железнодорожного транспорта вызывает усложнение организации работ на карьере и значительное увеличение затрат на транспортирование угля.

Экскаваторный парк угольных разрезов в большинстве случаев состоит из устаревших моделей с небольшой емкостью ковша: удельный вес экскаваторов ЭКГ-12,5 и ЭКГ-8 (ЭКГ-8И) с ковшами емкостью 12 и 8 м3 составляет всего лишь около 15% общего числа экскаваторов, применяемых для погрузки в транспортные средства. Число мощных экскаваторов для непосредственной переэкскавации породы в отвал (ЭШ-20/65, ЭШ-15/90, ЭВГ-35/65 и ЭВГ-15) также невелико — их удельный вес в общем парке машин, используемых при бестранспортной системе, в настоящее время не превышает 10%. Это также приводит к увеличению затрат на экскавацию, сни­ жению темпов отработки карьерных полей и к уменьшению воз­ можных производственных мощностей действующих угольных раз­ резов.

Железорудная промышленность

В настоящее время железную руду добывают во многих рай­ онах: в Украинской ССР, на Кольском полуострове, в центральных районах (КМА), Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Вос­ токе и в Казахской ССР. Железорудные месторождения характери­

10



зуются также большим разнообразием природных климатических и горно-геологических условий (табл. 3).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

Горно-геологическая характеристика главнейших железорудных карьеров

 

 

Угол падения

Общая мощ­

Мощность

Крепость

 

 

покрываю­

руды и пород

 

Карьер

 

ность залежи,

(по шкале

 

залежи, градус

щих пород,

 

 

м

м

М. М. Про-

 

 

 

 

 

тодьяконова)

Оленегорский

..........................

50-80

50—315

10

X—XII

Ковдорский

..............................

80-90

150-200

10

X—XV

Лебединский

...........................

0

15—25

50-110

11 —V

Михайловский .......................

0

9—15

40—180

11—V

Гороблагодатский ...................

40—60

30—50

15

X—XIII

Качканарский ............................

80-90

70—200

10

IX—XII

М агнитогорский.......................

30-60

30-60

15

VI I I —X

Корш уновский.........................

85—90

350—450

10

X—XII

Соколовский

..........................

55—85

25—250

50—150

VIII —XII

Сарбайский

..............................

40 -80

100-220

70-130

X—XV

ю г о к ......................................

 

18—20

400-600

25

X11—XVIII

н к г о к ......................................

 

30-80

110—230

20

X—XV

и г о к ......................................

 

70—80

45—120

30

X—XII

СевГОК ..................................

Г О К

60—80

40—450

25

X—XIV

Ингулецкий

18—20

70-200

20

Х -Х П

Черноморский № 1 ...............

0

5—10

40

11—111

Черноморский

№ 2 ...............

0

5 -1 0

40

I I —III

Участок «Е» .......................

0

5—10

40

II—III

Максимальная глубина разработки достигнута на карьерах Го­ роблагодатского рудоуправления и на Сарбайском карьере; на остальных карьерах она колеблется от 30 до 170 м (табл. 4).

Экскаваторный парк предприятий железорудной промышленно­ сти представлен в основном одноковшовыми экскаваторами (98,8% общего парка машин), среди которых наибольшее применение имеют экскаваторы — механические лопаты (94,3%) и из них — ма­ шины с ковшами сравнительно небольшой емкости (ЭКГ-4,6, ЭКГ-4, СЭ-3 и др.). Удельный вес экскаваторов ЭКГ-8 и ЭКГ-8И с ковшом емкостью 8 м3 в общем парке экскаваторов—-механических лопат невелик и составляет всего 15,4%.

При транспортировании горной массы в этой отрасли горной промышленности нашли применение различные виды транспорта: железнодорожный — 46,3% общего объема перевозимого груза (в том числе электровозный — 38,2, тепловозный — 6,8 и паровоз­ ный— 1,3%), автомобильный — 47,5%, конвейерный— 1,6%, гидро­

транспорт— 3,2%, транспортно-отвальные мосты — 0,3%;

по

бес­

транспортной системе— 1,1% (по отчетным данным за

1970

г.).

Как видно из приведенных данных, на железорудных карьерах большое применение имеет автомобильный транспорт, в то время как качественная характеристика используемого парка автомашин недостаточно совершенна. В основном на карьерах применяются

И


 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Горнотехнические показатели главнейших железорудных карьеров

 

Глубина

Объем скаль­

 

Вид транспорта

 

ной горной

 

Карьер

разработки,

массы (в %

Типы буровых станков

(в % к общему

к общему

объему перевозимой

 

м

объему горной

 

 

массы)

 

горной массы)

 

 

 

Оленегорский . .

126

92,5

Ковдорский . . .

147

100

Лебединский . .

160

13,6

Михайловский . .

НО

11,9

Гороблагодатский 55-230

100

Качканарский . .

150

100

Магнитогорский .

140

100

Коршуновский

170

100

Соколовский . .

195

59

Сарбайский . . .

200

33

ЮГОК ...............

165

90

Шарошечные

(СБШ-250, БАШ-250)

Шарошечные

(СБШ-250)

Шарошечные и ударно-вра­ щательные

Шарошечные и шнековые

Шарошечные (БСШ-1м) и ударно-канат­ ные

Шарошечные

(БСШ-1м), 2СБШ-200, СБШ-250

Шарошечные

(СБШ-250)

и ударно-канат­ ные

Шарошечные

(БСШ-2м, 2СБШ-200, СБШ-800)

Шарошечные, ударно-канат­ ные и шнековые

То же

Шарошечные и огневые

(СБШ-250, СБШ-320)

Электровозный

(74,6), автомо­ бильный (25,4)

Автомобильный

Электровозный (54), автомобиль­ ный (24,3), гид­ ротранспорт

(21,7)

Электровозный

(29,1), автомо­ бильный (46), конвейерный

(24,8)

Электровозный

(55,6),

автомобильный

(44,4)

Электровозный

(63,7), тепло­ возный (19), автомобильный

(17,3)

Электровозный

Электровозный

(98,2), автомо­ бильный (1,8)

Электровозный

(70,5), автомо­ бильный (29,5)

Электровозный

(54,2), автомо­ бильный (45,4)

Электровозный

12


 

Глубина

Объем скаль­

 

Вид транспорта

 

ной горной

 

Карьер

разработки,

массы (в %

Типы буровых станков

(в % к общему

к общему

объему перевозимой

 

м

объему горной

 

 

 

горной массы)

 

 

массы)

 

н г о к ...............

173

95,5

ц г о к ..................

175

62,2

СевГОК . . . .

115-158

46,0

Ингулецкий ГОК

160

88,0

Черноморский

 

 

№ 1 ...............

35

Черноморский . .

 

 

№ 2 ...............

33

Участок «Е» . .

38

Огневые, шаро­

Тепловозный

шечные и удар­

(31,5), автомо­

но-канатные

бильный (68,5)

Шарошечные, Тепловозный ударно-канатные (28,9), автомо­

бильный (71,1)

Шарошечные Тепловозный (СБШ-250) (74,6), авто­

транспорт (25,4)

Шарошечные, Автомобильный огневые, ударно­ канатные

Электровозный

(34,8)

Автомобильный

(51,4)

- - Отвальные мосты

автосамосвалы БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т (70% наличного парка машин), автосамосвалов грузоподъемностью 40 т на этих карьерах в 1970 г. было всего около 5% общего числа машин.

Для железорудных карьеров характерно то, что здесь разраба­ тываются в основном крепкие руды и вскрышные породы, требую­ щие предварительного рыхления с помощью буровзрывных работ. В настоящее время бурение скважин на этих карьерах произво­ дится главным образом станками шарошечного бурения (79,1% общего объема взорванной горной массы); применялись также станки огневого бурения (9%), шнекового бурения (5,8%). ударно­ канатного бурения (4,2%) и ударно-вращательного бурения (1,8%).

§3. Производственная мощность карьера (разреза)

иосновные технико-экономические показатели его работы

Угольная промышленность

В 1970 г. в угольной промышленности работало 65 разрезов, среднегодовая производственная мощность разреза составляла около 2400 тыс. т угля (в США— 1400 тыс., в ГДР — 6900 тыс. и

ФРГ — 3700 тыс.). Наибольшая производственная

мощность была

достигнута

на разрезе Западный комбината

Экибастузуголь

(табл. 5),

всего в угольной промышленности работало 9 разрезов

13