Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■f*.

Т а б л и ц а 5

Технико-экономические показатели работы главнейших угольных разрезов

 

 

 

Годовая

производ­

 

 

Производительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

труда рабочего

Себестоимость,

руб.

 

 

 

 

 

ственная мощность

Промыш­

Коэффи­

 

 

 

 

 

в год

 

 

 

Фондоем­

Фондоот­

 

 

 

 

 

ленные

циент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрезы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кость,

дача,

 

 

по углю,

по породе,

запасы,

вскрыши,

по добыче

по выемке

 

1

М3

 

 

 

 

руб/т

т/руб

 

 

 

млн. т

млн. м3

млн. т

м3/т

угля, т

горной

1 т угля

вскрыши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

массы, м3

 

 

 

 

 

Кумертауский

. . . .

7,0

9,6

118,3

1,4

6260

13 840

1,33

0,44

е л

0,164

Богословский...............

 

 

9,0

9,2

10,7

1,0

3810

6 870

1,6

0,39

2,33

0,385

Волчанский .....................

 

 

7,3

21,1

56,5

2,96

2810

10 470

2,19

0,38

4,11

0,242

Коркинский ....................

 

 

5,8

28,1

30,9

4,87

1630

9 200

3,57

0,54

6,18

0,162

Западный ........................

 

 

12,2

( д а о

178,8

1,74

7000

17 000

1,44

0,42

3,45

0,290

Центральный ...............

 

 

10,5

16,9

140,3

1,95

7350

19 400

1,49

0,40

3,72

0,270

Кедровский ...................

 

 

2,9

178,2

5,83

1950

И 800

4,67

0,74

9,63

0,104

Им. 50-летия Октября

2,5

21,0

85,7

8,16

1510

14 100

5,72

0,54

11,54

0,087

Краснобродский . . . .

2,7

14,9

155,1

5,24

1690

10 400

3,77

0,64

8,81

0,114

Красногорский................

 

 

3,5

13,2

73,4

3,75

3000

13 250

3,64

0,74

4,50

0,222

Томусинский ...............

 

. . .

2,4

9,7

178,2

4,1

1410

6 740

5,89

1,09

15,20

0,065

Междуреченский

 

3,7

12,7

195,9

3,5

2140

8 950

4,87

1,02

15,95

0,063

Сафроновский

. . . .

4,3

9,5

60,7

2,22

8330

24 300

1,24

0,31

2,4

0,416

Храмцовский ...............

 

. .

2,5

6,9

14,5

2,76

3620

12 400

1,97

0,21

3,0

0,332

Ново-Гришевский

 

2,1

7,0

4,8

3,4

2480

10 000

2,29

0,48

6,0

0,166

Азейский .......................

 

 

3,3

3,1

133,7

0,93

5310

8 740

1,58

0,49

4,7

0,213

Северо-Восточный . . .

5,3

32,2

119,8

6,06

5740

39 600

1,71

0,14

2,8

0,357

Юго-Западный

. . . .

3,4

22,7

26,6

6,7

4810

35 600

1,96

0,15

3,0

0,334

Широкий .......................

 

. .

2,2

14,2

49,3

6,5

4160

30 400

2,32

0,20

4,0

0,250

Ирша-Бородинский

9,5

12,1

867,4

1,28

5110

10 500

1,24

0,55

3,75

0,267

Назаровский ...............

 

 

8,6

11,5

202,7

1,33

5660

11 800

1,09

0,40

3,12

0,322

Кимовский ...................

 

 

1,7

17,1

16,4

9,9

3040

32 800

2,84

0,15

8,80

0,114

Семеновско-Головковский

2,7

20,4

9,3

7,5

2730

21 500

3,16

0,23

5,0

0,200

Бандуровский ...............

 

 

1,3

12,0

17,5

8,9

1590

15 400

4,69

0,31

13,2

0,075

Ангренскии ...................

 

 

2,8

13,8

225,6

4,9

1890

10 700

4,49

0,48

13,1

0,076


с годовой производственной мощностью более 5 млн. т (в ГДР наи­ более мощным является карьер «Шпрееталь» с годовой производ­ ственной мощностью 18,6 млн. т, в ФРГ — карьер «Фортуна» — 32 млн. т). Среднегодовой объем вскрыши по карьерам составлял 9,7 млн. м3; наибольшие объемы вскрышных работ имели место на Северо-Восточном разрезе комбината Дальвостокуголь.

Коэффициент вскрыши в среднем по угольным разрезам в 1970г. составлял 3,9 м3/т (в США — 18, в ГДР — 3,2 и в ФРГ — 2,8 м3/т). Удельный вес наиболее эффективных бестранспортной и транспорт­ но-отвальной систем разработки в общих объемах вскрышных ра­

бот на угольных разрезах нашей страны составлял

более 43%

(в США — более 80, в ГДР — 43,5 и в ФРГ — 50%).

 

На угольных разрезах производительность труда рабочего на

выход в 1970 г. достигла 14,6

т товарного угля (в

США — 32,7,

в ГДР — 25,2 и в ФРГ — 64 т);

по отдельным разрезам она коле­

балась от 2,6 до 47,8 т.

 

 

Большая разница в уровнях производительности труда на уголь­ ных разрезах рассмотренных стран объясняется в основном разли­ чием горно-геологических условий разрабатываемых месторожде­ ний и применяемых горнотранспортных средств.

Буроугольные месторождения ГДР и ФРГ, отрабатываемые от­ крытым способом, характеризуются горизонтальным залеганием пластов мощностью около 20 м и мягкими породами вскрыши, мощ­ ность которых, как правило, составляет 40—100 м. На карьерах этих стран применяются в основном мощные многочерпаковые и роторные экскаваторы (с черпаками емкостью около 4000 л и тео­ ретической производительностью приблизительно 11000 м3/ч), транспортно-отвальные мосты и ленточные конвейеры.

Угольные месторождения США представлены главным образом одним или несколькими сближенными угольными пластами мощно­ стью от 0,8 до 2 м, покрытыми толщей в основном крепких пород мощностью от 10 до 30 м. Такие условия благоприятствуют приме­ нению на карьерах наиболее эффективной бестранспортной системы разработки, высокопроизводительного горнотранспортного оборудо­ вания. На карьерах США широко применяются на вскрышных ра­

ботах мощные

экскаваторы — механические лопаты и

шагающие

драглайны

(с ковшом емкостью около

168 м3 и годовой производи­

тельностью около 3,5 млн. м3 породы)

и на добычных работах —

автосамосвалы большой грузоподъемности

(около 240 т).

Себестоимость добычи

1 т угля по угольным разрезам СССР

колебалась

в

пределах

от

1,04 руб.

(разрез Тулунский — произ­

водственная мощность

2350 тыс.

т/год,

коэффициент

вскрыши

0,96 м3/т)

до

15,02 руб.

(разрез

Новиковский — производствен­

ная мощность

100 тыс. т/год, коэффициент вскрыши 8,81); стои­

мость выемки

1

м3 вскрыши — от 11 коп. (разрез Стрижевский,

породы мягкие,

бестранспортная система разработки) до 185 коп.

(разрез Новиковский, породы средней крепости, транспортная система разработки).

15


Технико-экономические показатели работы главнейших железорудных карьеров

 

 

Годовая производ­

 

 

 

 

Производительность труда

Себестоимости руб.

 

 

 

 

ственная мощность

 

Размеры

Коэффи­

рабочего в год

Фондоем­

Фондоот­

 

 

 

 

 

Карьеры

 

 

 

карьерного

циент

 

 

 

 

 

 

по руАе,

по породе,

вскрыши,

 

по выемке

 

 

кость,

дача,

 

 

 

 

 

 

1 М3

 

 

поля,

км

мэ/т

по добыче

 

руб/т

 

 

 

млн. т

млн. м3

 

 

 

 

руды, т

горной

1 т руды

породы

т/руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

массы, м3

 

 

 

 

Оленегорский . .

. и л

5,7

3 , 2 X 0 , 5

0,51

5 092

4100

1,57

1,43

17,1

0,058

Ковдорский . . .

7,0

3,4

 

1 , 8 X 0 , 5

0,48

7 442,6

5 660

1,35

1,17

18,0

0,055

Лебединский . .

6,7

12,9

 

2,3 X

1,2

1,92

3 100

10 000

2,97

0,71

16,7

0,06

Михайловский . .

6,9

17,6

 

6,5 X 2 , 5

2,55

1 909,1

5 540

3,07

0,57

22,7

0,044

Гороблагодатский

3,8

29

 

3,2 X 2 , 1

0,77

2 031,3

1 300

2;53

1,7

24,5

0,041

Качканарский . .

22,5

3,7

 

2 , 5 Х

1,6

0,16

7 823,5

3 440

1,02

1,4

69,0

0,015

Магнитогорский .

8,5

4,8

 

з х з

0,57

10 768

4 650

0,61

0,43

19,7

0,05

Коршуновский . .

13,5

10,1

 

2,3 X 0,6

0,77

4 408

4 800

1,45

0,76

28,2

0,035

Соколовский - . .

10,2

22,4

 

2,6 X 1 , 2

2,18

 

5 900

2,31

0,87

35,0

0,029

Сарбайский . . .

16,0

34,9

 

3 , 9 X 0 , 8

2,19

 

 

 

 

 

 

ю г о к

...............

33,5

13,9

 

3 X 2

0,42

6 727,2

4 770

0,7

0,96

17,2

0,058

НКГОК ...............

15,9

4,9

 

3,1 X

1,5

0,31

5 734,6

3 430

1,22

1,28

26,2

0,038

СевГОК

. . . .

31,7

22,2

 

■2,0 Х

1,5

0,7

5 297

5 260

1,31

0,98

18,7

0,053

ц г о к

...............

19,3

14,6.

 

5,0 Х

1,2

0,75

4 365,2

4 620

1,39

1,2

34,1

0,028

Ингулецкий ГОК .

26,1

6,9

 

2 , 6 Х

1,5

0,26

7 058,5

3 970

0,89

1,21

20,1

0,05

Черноморский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 1

...............

2,2

3,2

 

4 , З Х

1,5

1,42

 

 

 

 

 

 

Черноморский

2,9

 

 

 

 

 

3 347,4

5 050

0,93

0,29

16,9

0,059

№ 2

...............

1,5

 

5 , 2 Х

2,0

0,56

Участок «Е» . . .

2,1

2,6

 

4 , 8 Х 3,3

1,24

 

 

 

 

 

 


Железорудная промышленность

Среднегодовая производственная мощность железорудного карь­ ера по отчетным данным за 1970 г. составила более 4,6 млн. т сырой руды (в США — около 3 млн. т). Наибольшая производст­ венная мощность среди железорудных карьеров была достигнута на карьере Южно-обогатительного комбината в Криворожском бас­ сейне (табл. 6). Производственная мощность на семнадцати карье­ рах составляла более 5 млн. т сырой руды в год.

Коэффициент вскрыши по железорудным карьерам в среднем составил 0,93 м3/т (в США — 0,97, Канаде — 0,84 м3/т).

В этой отрасли горной промышленности разработка месторож­ дений в основном производится по транспортной системе — 98% об­ щих объемов вскрыши вывозится различными средствами транс­ порта (в том числе железнодорожным—-47,8 и автомобильным—• 43,2%).

Производительность труда рабочего на выход на железорудных карьерах достигла 21,5 т сырой руды (в США — 42 т), по отдель­ ным карьерам она изменялась от 3,2 до 55,3 т/смену.

Себестоимость добычи 1 т сырой руды по отдельным железоруд­ ным карьерам находилась в пределах от 0,61 (Магнитогорский руд­ ник— производственная мощность 8,5 млн. т в год, коэффициент вскрыши 0,57 м3/т) до 5,16 руб. (Стойленский рудник — производ­ ственная мощность 1,065 млн. т, коэффициент вскрыши 8 м3/т); стои­ мость выемки 1 м3 вскрыши на железорудных карьерах колебалась от 0,436 руб. (Магнитогорский рудник, породы крепкие) до 1,695 руб. (Гороблагодатское рудоуправление, породы крепкие).

2 Заказ № 556

 

ВЫБОР

Г Л А В А II

ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

 

КАРЬЕРА

§ 1. Транспортные системы разработки

Определяющие параметры карьера при транспортных систе­ мах— высота и угол откоса уступа, ширина экскаваторной заходки, схема развития путей на уступе, глубина разработки, число усту­ пов, способ вскрытия и вид транспорта, величина руководящего уклона путей в выездных траншеях и их пропускная и провозная способность, ширина рабочих площадок на уступах и углы откосов бортов карьера.

П а р а м е т р ы э к с к а в а т о р н о г о з а б о я

Параметры, экскаваторного забоя — угол откоса уступа р или ф, высота его Н и ширина заходки А — важные параметры системы разработки, определяющие технико-экономические показатели ра­ боты экскаваторов и всего карьера.

От величины углов откосов зависит максимальная высота уступа, возможная для отработки данным типом экскаватора. Вы­ сота уступа и ширина заходки оказывают непосредственное влия­ ние на объем работ по передвижке железнодорожных путей (пе­ рестройке автодорог, конвейерных установок) на карьерах. Объем работ по передвижке путей имеет большой удельный вес в трудо­

вых затратах и, следовательно,

влияет

на себестоимость добычи

1 м3 горной массы.

заходки

оказывают существенное

Высота уступа и ширина

влияние на производительность экскаваторов. При большой высоте уступа ухудшаются условия черпания (уменьшается полнота за­ полнения ковша, увеличивается время черпания); изменение ши­ рины заходки приводит к увеличению или уменьшению угла пово­ рота экскаватора, а следовательно, и к изменению времени цикла.

Параметры экскаваторного забоя определяются в общем слу­ чае рабочими размерами экскаваторов, схемами их работы, физи­ ко-механическими свойствами разрабатываемых пород и полезного ископаемого, системами разработки и др.

Выбор углов откосов уступа и бортов карьера. На величину угла откоса уступа влияют физико-механические свойства пород (кре­

18


пость, влажность,

сцепление и коэффициент внутреннего

трения)

и их геологическая

структура

(характер напластования),

а также

высота уступа.

 

углов откосов

уступов регламентиро­

Величины допускаемых

ваны Едиными правилами

безопасности при

разработке месторож­

дений полезных ископаемых открытым способом [18].

 

Уг л ы о т к о с о в б о р т о в

к а р ь е р а

определяются характе­

ром напластования, физико-механическими свойствами пород ме­

сторождения

(крепостью, сцеплением и коэффициентом внутрен­

него трения),

глубиной и сроком службы карьера, высотой уступа

и Др-

 

Рис. 1. Схемы к определению углов откосов уступа и борта карьера

При разработке сыпучих пород угол откоса уступа не должен превышать угла естественного откоса слагающих его пород, опреде­ ляемого коэффициентом внутреннего трения.

В связных породах угол откоса определяется с учетом сил сцеп­ ления между частицами породы. Для расчета углов откоса в этих условиях многими авторами (В. В. Соколовским, М. Е. Цытовичем, Ю. Н. Малюшицким, С. И. Поповым, Г. Л. Фисенко) и институтами предложен ряд аналитических и графических методов.

Уг о л о т к о с а р а б о ч е г о б о р т а к а р ь е р а (рис. 1,а) при транспортной системе разработки может быть определен по

формуле

i-i

 

 

 

° - arc|g в. + и « 8 р(т)

'

(,)

Уг о л о т к о с а

н е р а б о ч е г о б о р т а

к а р ь е р а

(рис. 1,6)

рассчитывается по условиям размещения транспортного оборудова­

ния (или ширины соединительных берм)

по формуле

 

-c=arctg

Ну

 

( 2)

+ 2 я ctgp (9)

 

 

2*

19