Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
л
приведет к еще б о л ь ш е й э ф ф е к т и в н о с т и к а п и т а л о в л о ж е н и й на к р у п н ы х к а р ь е р а х по с р а в н е н и ю с к а р ь е р а м и н е б о л ь ш о й п р о и з в о д с т в е н н о й м о щ н о с т и .
§ 5. Оптимальная величина производственной мощности карьера
Оптимальная величина производственной мощности карьера, при которой достигается минимальная себестоимость добычи 1 т по лезного ископаемого, может быть определена на основе анализа за
трат на добычу полезного ископаемого. |
учета затрат на |
|
Известно, |
что эксплуатационные затраты (без |
|
амортизацию) |
Сэ на горном предприятии прямо |
пропорциональны |
его производственной мощности Qr, т. е. |
|
|
|
|
( 220) |
где С' и С" — постоянные величины эксплуатационных затрат, зна
чения которых зависят от различных геологических и технических факторов.
Следовательно, между себестоимостью 1 т полезного ископае мого по эксплуатационным затратам и производственной мощностью карьера будет иметь место обратно пропорциональная зависимость
( 221)
Из выражения (221) следует, что с увеличением величины Qr се бестоимость добычи 1 т полезного ископаемого по эксплуатацион ным затратам уменьшается.
Как показали исследования [5, 19, 24 и 26], между объемами ка питальных затрат (или основных фондов) горного предприятия и его производственной мощностью существует прямо пропорциональ ная зависимость, т. е.
К —Ск-(- CKQr, |
(222) |
где С' и С" — постоянные величины капитальных затрат.
Согласно действующему в настоящее время порядку начисления амортизационных отчислений на горных предприятиях амортиза ция объектов основных фондов, срок действия которых равен сроку службы предприятия (горные выработки,' некоторые здания и со оружения), производится на весь объем промышленных запасов, отрабатываемых карьером, и амортизация объектов, срок действия которых не зависит от срока службы предприятия (оборудование, некоторые здания и др.), — по установленным годовым нормам амортизации. Кроме того, в амортизационные начисления для пер вых объектов включаются суммы на их капитальный ремонт, рас считываемые по установленным годовым нормам амортизации.
232
Учитывая сказанное выше, себестоимость добычи 1 т полезного ископаемого по амортизационным затратам будет составлять
СК1 + |
CKiQr |
I |
|
СК1 + CKlQr |
|
Ск2 + CK2Qr |
|
|
Qnp. з |
^ |
|
Qr |
|
К' РС^ |
100Qr |
|
|
|
Ск1 |
| |
^к1а к. pc |
I |
Ск2аа. мс | CKiQr |
|
||
_ |
О ^ Т " 1 |
|
100 |
I |
100 |
Г Qnp. з |
|
|
|
|
I |
|
Ск1ак. рС |
|
С к 2 а а - мс |
|
(223) |
|
|
"Г- |
Qr |
“1 |
lOOQr |
’ |
||
|
|
|
где С' и С"2— постоянные величины капитальных затрат соответ
ственно первой и второй групп основных фондов; Qnp. 3 — промыш ленные запасы карьерного поля; ак. рс и аа. мс — средневзвешенная величина нормы амортизации на капитальный ремонт по объектам соответственно первой и второй групп основных фондов.
Из этого уравнения видно, что между себестоимостью Ск и про изводственной мощностью горного предприятия существует слож ная зависимость второй степени, причем наличие четвертого, пятого и шестого членов этого уравнения указывает на существование ми нимума функции Cx=f(Qr)-
Следовательно, возможна определенная величина производст венной мощности карьера, при которой себестоимость добычи 1 т полезного ископаемого по амортизационным затратам будет мини мальной.
Общая себестоимость добычи 1 т полезного ископаемого может быть определена суммированием себестоимости по эксплуатацион ным затратам Сэ и по амортизации основных фондов Ск, т. е.
С = С э |
Qnp. |
- Ск1а к. рс |
к2&а. мс |
|
с„ |
|
Qnp. : |
Qr |
|||||
|
|
|
||||
|
|
СкА. рс |
^ к 2 й а . мс |
|
(224) |
|
|
|
Qr |
Qr |
|
||
|
|
|
|
Для определения минимума функции необходимо взять первую
производную ■dС уравнения (224) и приравнять ее нулю. Решая uQr
полученное выражение относительно QT, находим
| 4” ^ к \ а к . |
рс С к 2 а я.. мс |
(225> |
у — |
Q Пр. 3 • |
|
|
С,к1 |
|
Значения постоянных величин в уравнениях (221) и (222) рас- . считаем способом наименьших квадратов.
Если обозначить ординаты фактических значений величины экс плуатационных и капитальных затрат соответственно через Згг-, Кн
233
и Кги а ординаты теоретической линии через C3 + C 3Qri, CKi+
+ СKiQri и Crt + C^Qri, то условие этого способа следующим образом:
' 3 Tl- C ' a- C l Q rl
К и — СК1— CKlQri =Ш1П.
можно выразить
(226)
К 21 С К2 |
C i{ 2 Q r i |
Дифференцируя выражение |
(226)' по С3, CKi и Скг и по С " , |
Ск1 и Скз в функции от Qr и приравнивая каждую из первых про изводных нулю, получаем следующие уравнения для расчета посто янных коэффициентов:
VI З гI— лСэ Д Сэ^ Qr/-; |
I3 hQh— |
Qri~\~C32 Qr/; |
|||
1 |
1 • |
|
|
|
|
|
П |
2>nQr/=c; S ^ + C ki^Q^; (227) |
|||
2 Кц = пСк\-[-Ск\ 2 Qr<; |
|||||
|
|
1 |
1 1 |
1 |
|
^ Кц—иСК2-(- СК2 ^ Qr/; |
^ <K 2 iQ ? i— Ck2 |
Qri“Г C y.2 ^ |
Qri- |
||
i |
i |
|
|
|
|
Значения |
постоянных в уравнениях |
(221) |
и (223), |
рассчитан |
ных по формулам (227),.для различных систем разработки приве дены в табл.84
Теоретические зависимости 3r= f(QT) и K = f(Qv) и разброс ве личин эксплуатационных и капитальных затрат по фактическим по казателям работы карьеров при транспортных и бестранспортных системах приведены на рис. 64 и 65. На графике, приведенном на рис. 64, верхние линии относятся к карьерам, разрабатывающим месторождения с большим значением коэффициента вскрыши (Кор кинские разрезы, разрезы Кузбасса и др.).
Наибольшие отклонения вычисленных по уравнениям (227) зна чений Зг и К с использованием данных табл. 84 от фактических со ставляют от —6,3 до +7,4%, т. е. находятся в пределах точности расчетов. Средневзвешенные значения норм амортизации на капи тальный ремонт основных фондов первой группы а„. рс и второй группы аа. мс Для рассматриваемых в табл. 84 карьеров, рассчитан ные по фактическим данным, составляют: на карьерах, отрабаты ваемых по транспортной системе,— 1,8 и 8,5%, по бестранспортной
системе— 1,6 |
и 7,5%, по |
транспортно-отвальной |
системе — 1,6 |
|
и 6%. |
оптимальной |
производственной |
мощности карьеров |
|
Величины |
||||
(в млн. т/год), рассчитанные по формуле (225) |
для |
отдельных си- |
234
I
Т а б л и ц а 84
Значения коэффициентов в выражениях (221) |
и (223) |
|
|
||||
|
Число |
|
|
|
|
|
// |
Системы разработки |
наблюде |
С9 |
Сэ |
< 1 |
< 1 |
Ск2 |
|
ний |
Ск2 |
||||||
|
п |
|
|
|
|
|
|
Транспортные (крутые и наклонные месторо ждения) :
снебольшим значе нием kB ...............
сбольшим значени-
ем k3 ...................
Бестранспортные (поро ды м я г к и е ) ...............
Транспортно-отвальные
4 6 |
2 , 4 |
1 , 0 3 |
0 , 6 6 |
1 , 2 5 |
2 , 6 2 |
2 , 9 |
|
1 , 5 5 |
2 , 8 |
0 , 8 6 |
1 , 8 5 |
0 , 8 |
4 , 6 5 |
28 |
0 , 3 8 4 |
1,2 |
0 , 7 8 2 |
0 , 6 4 4 |
4 , 3 1 |
0 , 9 6 |
16 |
1 , 9 4 |
1 , 2 3 |
4 , 7 7 |
1 , 2 6 |
8 , 4 9 |
0 , 9 2 5 |
Рис. 64. Графики зависимости 3r=f(Qr) и |
Рис. 65. Графики |
зависимости 3r = /(Qr) |
|
K=f(Qr) при применении ж.-д. транспорта: |
и K=f(Qr) при бестранспортной системе |
||
—Зг= 1,55+2,8 Qr; 2' — Зг=2,4+ 1,03 Qr; |
/ - «2= |
разработки: |
|
=0,8+4,65 <?г ; 2 — «2=2,62 + 2,9 Qr, 3 - |
«, = 0,86+ |
/' — З г= 0,384+1,2 Qr ; |
/ - « 2 = 4,31 + 0,96 Qr ; |
+ 1,85 Qr ; 4 — «, = 0,65+ 1,25 Qr |
|
2 — «,=0,782+0,644 Qr |
235
стем разработки и переменной |
величине |
промышленных |
запасов |
|||
карьерных полей, приведены в табл. 85. |
|
|
Т а б л и ц а 85 |
|||
|
|
|
|
|
||
Оптимальная производственная мощность разреза Qr. он, млн. т/год |
||||||
|
|
|
Q T Qn при промышленных |
|||
Система разработки |
Расчетная формула |
|
запасах |
Qnp 3, |
млн. т |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
25 |
50 |
100 |
200 |
Транспортная: |
|
|
|
|
|
|
с большим значени |
|
^ >94 ~ \ f Qnp. 3 |
4,7 |
6,65 |
9,4 |
13,3 |
ем k B ........................ |
Qr. on — |
|||||
с небольшим значе |
|
|
7,25 |
10,25 |
14,5 |
20,6 |
нием &в ............... |
Or. on — 1 >45 ~ \f Qnp.3 |
|||||
Бестранспортная . . . |
Qr.on = |
1,056 Y Qnp.o |
5,28 |
7,45 |
10,56 14,9 |
|
Транспортно-отвальная |
Qr.on = 1 , 4 2 |
7,1 |
10 |
14,2 |
20,1 |
Как видно из данных этой таблицы, величина оптимальной про изводственной мощности карьеров, рассчитанная по формуле (225), в 2—3 раза превышает фактическую производственную мощность их в сравнимых условиях. Например, при Qnp. з= 360 млн. т Иртыш ские карьеры имеют производственную мощность 18 млн. т/год,
а величина |
Qr. оп, |
рассчитанная |
по формуле |
(225), |
составляет |
|
27,5 млн. т/год. На |
Коркинских |
карьерах № |
1—2 |
при |
QnP:3 = |
|
= 37 млн. т фактическая производственная мощность |
составляет |
|||||
4,7 млн. т, |
оптимальная — 5,85 млн. т. Это свидетельствует |
о том, |
что производственные мощности, установленные на карьерах, как правило, занижены, и предприятия работают не в оптимальных ре жимах по их производственным возможностям. Такие же выводы были получены, когда рассматривалась эффективность расчета про изводственной мощности карьера по рациональной длине фронта горных работ на экскаватор или вскрышной комплекс.
Исследуем, как будет изменяться себестоимость добычи 1 т по
лезного |
ископаемого с изменением |
производственной |
мощности |
карьера |
при Qnp. 3 = const. Для этого |
в формулу (224) |
подставим |
значения постоянных из табл. 84 и для конкретных условий и си стемы разработки рассчитаем себестоимость при заданных значе ниях производственной мощности карьера.
На рис. 66 приведена зависимость C = f(Qr) для транспортной системы разработки с большим коэффициентом вскрыши и для бес
транспортной |
(промышленные |
запасы карьерного поля приняты |
в объеме 100 |
млн. т). В данном случае, как это следует из табл. 85, |
|
-оптимальная |
производственная |
мощность карьера составляет |
9,4 млн. и 10,56 млн. т/год, а на рис. 66 она изменяется в пределах от 3 до 20 млн. т. Как видно из графика, при уменьшении пройз-
236