Файл: Диткин, В. А. Интегральные преобразования и операционное исчисление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
T. Котарбиньского ir его учеников,13 в работах Ф. Цвикки и др.14
Наконец, из числа многочисленных примеров, иллю стрирующих эвристическое значение концепции неодно родного времени для экспериментального обнаружения но вых явлений и эффектов, мы сошлемся здесь на уже упо минавшиеся выше опыты Дж. Пиккарди с коллоидными растворами.15 Видоизменение методики эксперимента
вработах Пиккарди сводится к двум главным пунктам:
1)проведение отдельных испытаний в согласованные мо менты суток и соответственно года, в разных географиче ских точках; 2) систематическое проведение испытаний на протяжении достаточно длительных интервалов вре мени, вплоть до нескольких десятилетий.
Использование такой модифицированной методики мо жет привести к обнаружению неожиданных закономерно стей в самых, казалось бы, привычных явлениях. Так, по явились сообщения о зависимости скорости химических реакций окисления и горения от состояний напряженности геомагнитного поля и, возможно, каких-то других гелиогеофизических факторов.16 На этой основе намечается воз
можность рационального истолкования необъяснимых до того нарушений технологических процессов в химическом, хлебопекарном, фармацевтическом производствах, колеба тельных изменений удельного расхода топлива на единицу мощности в двигателях внутреннего сгорания, явлений са мовозгорания, самопроизвольных взрывов рудничного газа и т. п. По-видимому, подобные открытия возможны и в других отраслях пауки и практики.
Само собой разумеется при этом, что приемы структур но-диахронического исследования сохраняют свою эври стическую роль лишь до тех пор, пока они не становятся органической чертой общепринятого в данной отрасли паук стиля мышления.
l3T. Kotarbinski. Traktat о dobrej robocie. Warszawa, 1960; J. Zielenewski. Organizacja zespolów Iudzkich. War szawa, 1967, и др.
14 F. Zwicky. Discovery, Invention, Research Uirought the Morphological Approach. N. Y., 1969.
15 Дж. Пиккарди. Медицинская биоклиматология. JI., 1967. ɪɑ А. П. Дубров. О глобальной иевоспропзводимости био логических и физико-химических реакций. — В кн.: Солнце, элек тричество, жизнь. Μ., 1972, с. 48—49; И. Ф. Усманов. Почему трещит свеча? (Влияние космоса на процессы горения). — Химия
и жизнь, 1973, № 12, с. 40—43, и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Круг методологических проблем структурно-ди ахронического исследования очень широк и далеко не ис черпывается теми проблемами, которые были рассмотрены пли хотя бы только затронуты в нашем изложении.
Очень широк также тот диапазон уровней общности, универсальности, в котором обсуждаемые проблемы раз мещаются. На одном конце этого диапазона — проблемы общефилософского, мировоззренческого, теоретико-позиа- вательпого характера; на другом — конкретно-методологи ческие п методические проблемы.
Можно было бы по-разному сгруппировать эти проб лемы и рассматривать их в разной последовательности. Мы старались придерживаться в их обсуждении единой логической пити, определяемой принципом восхождения от абстрактного к конкретному, принципом перехода от генеральных философских обобщений ко все более деталь ным вопросам, возникающим на уровне прикладного ис пользования методов структурно-морфологического изуче ния конкретных явлений в той или иной области действи тельности, в тех или иных отраслях науки и практики.
В каких направлениях мокла бы развиваться пробле матика методологии структурно-диахронического исследо вания как одного из многих специализированных видов изучения реальных процессов?
Нам представляется, что таких направлений несколько. Первое из иих — сугубо философское обсуждение общеме тодологических основ структурно-диахронического иссле дования, его связей с диалектико-материалистической теорией познания.
Мировоззренческие и гносеологические принципы ма териалистической диалектики создают биягодяτ∏p⅛πτyτ∩ почву для обоснования теоретических предпосылок струк турно-диахронического подхода к изучению конкретных
184
явлений действительности, для решения многих конкрет
но-методологических проблем.
Однако эти отношения не односторонни: уже явственно обрисовывается ряд пунктов, в которых методология структурно-диахронического исследования с ее тенденцией к широкому использованию количественно определенной меры времени могла бы оказать обратное влияние на ре шение некоторых проблем теории познания, диалектичес кой логики, методологии и логики научного знания, анализа развивающейся системы категорий материали стической диалектики. Детальное изучение таких пунк
тов — пока что дело будущего.
Второе из направлений — разработка строгих логиче ских основ теории структурно-диахронического исследо вания с целью построения адекватного математического аппарата, необходимого для обобщенного морфологиче ского анализа различных по своей природе процессов.
Выше мы уже отмечали, что в известных пределах справедлива аналогия между теорией структурно-диахро нического исследования и геометрией. Однако, если вну шительный дворец современной геометрии с ее многочис ленными разделами в основном уже выстроен трудами многих поколений математиков, в теории структурно-диа хронического исследования процессов пока еще только намечаются контуры будущих фундаментов.
Третье и, видимо, наиболее широкое направление — развитие методов структурно-диахронического анализа процессов в конкретных науках — в медицине и химии, в биологии и геологии, в психологии и социологии, в исто рии и прогностике и т. д. Для широкого прикладного ис пользования методов и приемов структурного анализа про цессов было бы крайне важно выработать достаточно про стой свод практических правил, удобный для запоминания и оперативного применения — своего рода «таблицу умно
жения».
Важнейшее значение для последнего направления имеет, очевидно, выявление уже имеющихся методологи ческих и методических достижений в разных отраслях со временной теоретической и экспериментальной науки, обобщение этих достижений с целью переноса их в другие отрасли знания и практики. Немалую роль в решении дан ной задачи призваны сыграть историко-науковедческие исследования, посвященные выяснению развития идей
185
диахронического подхода в разных научных дисциплинах. Все это — более или менее отдаленная перспектива. Пока же попытаемся выразить в самой краткой форме основные итоги проведенного обсуждения.
Понятие процесса является центральным понятием структурно-диахронического исследования. Специфиче ский предмет последнего — временные (диахронические) характеристики хода конкретных процессов. При этом в отличие от распространенных обсуждений некоего аб страктного, «пустого», однородного времени мы рассма тривали время реальное, земное. Оно определяется усло виями и обстоятельствами фактического многосложного движения нашей планеты в закономерно структурирован ном перемепчнвом космическом пространстве — поле. По следовательные моменты и интервалы реального времени, вообще говоря, не эквивалентны для протекания конкрет ных физических, химических, биологических и т. п. явле ний. Для разных явлений неоднородность последователь ных интервалов времени может быть более или менее существенной — от пренебрежимой до весьма значитель ной. Чередование неоднородных интервалов реального вре мени подчиняется целому ряду разномасштабных периоди ческих закономерностей.
Мера продолжительности конкретных явлений опреде ляется путем сопоставления их с выверенными по своей периодичности процессами. Надежное техническое обес печение этой процедуры стало возможным после основа ния всемирной службы времени в 20-х годах нашего сто летия, после выработки методов определения продолжи тельности больших п очень больших интервалов времени
вгеологии, астрономии и других науках.
Воснову анализа диахронических характеристик кон кретных процессов были положены следующие предпо
сылки: 1) продолжительности протекания некоторого мно жества однородных процессов группируются около опре деленной средней величины, которая была названа моду лем продолжительности данного класса процессов; 2) всякий процесс с определенным модулем продолжитель ности складывается из последовательных элементов более дробного модуля, формирующих иерархически упорядо ченную хроноструктуру процесса; 3) всякий целостный процесс представляет собой элемент в хроноструктуре более крупномодульного процесса.
186
Опираясь иа эти предпосылки и понятия, мы выдви нули следующие конструктивные предложения: 1) прин цип формальной классификации процессов по величине модуля продолжительности; 2) уточнение схемы логиче ской дефиниции конкретных процессов за счет включения в нее прямых указаний на величину модуля продолжи тельности и рсобенности хроноструктуры процесса; 3) раз граничение элементарной, углубленной и расширенной разновидностей структурно-диахронического исследова ния; 4) способ введения количественных характеристик (на основе анализа топологических особенностей траекто рий процессов) в изучение качественных аспектов явле ний; 5) принцип уточнения условий сопоставимости эм пирических данных о процессах некоторого рода за счет стандартизации величин общей продолжительности наблю дения, шага анализа во времени и продолжительности единичного акта измерения (момента анализа).
Одним из следствий этих предложений является вывод о том, что величина момента анализа (или эмпирического мгновения, по выражению акад. В. Н. Вернадского) может принимать различные абсолютные значения для процес сов разного модуля. В частности, она может выражаться сутками, неделями, месяцами и т. п. для процессов макро- п мегамодульных, что может ¡в свою очередь представить интерес при методологической профилактике ошибочных и поспешных заключений в ходе изучения этого типа процессов.
Принципиальное методологическое значение для экспе риментальных наук может иметь и вывод о необходимости разграничивать случаи непрерывной и прерывистой во времени воспроизводимости результатов эксперимента при диахроническом (т. е. в разные последовательные мо менты времени) исследовании явлений.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аналитические пространства
106—110, 139
Воспроизводимость эксперимен та 57, 75, 167—171
в любые моменты времени
75, 171
прерывистая во времени 75, 115, 171, 181
Время 44, 53, 59, 61, 67
две группы концепций 57— 60
интервалы времени 58, 68—
71, 76
моменты времени 58, 68— 71, 79
однородность и неоднород ность 57, 72-76, 88,115, 120, 183
отсчеты 61, 64—66, 70, 79 пространство—время 51,
53—57
пространство, поле и время
53-55, 76, 182
Геометрическое изображение траекторий процесса 105— 110, 135
Геометрия и структурно-диахро ническое исследование 5,134
Датировка траекторий процесса
93, 111, 114—116, 120, 147
Диахрония и синхрония 13, 15, 16, 18, 22, 93
Дискретность и непрерывность
62, 70, 103, 127, 135, 171
Модуль продолжительности про цесса 78, 83, 97, 175
определение 81 микромодульныѳ процессы
85-88
мезомодульныѳ процессы
85, 88-89
макромодульныѳ процессы
85, 90—93
мегамодульные процессы 85,
93—96 |
|
|
|
конкрет |
|||
схема дефиниции |
|||||||
ных |
процессов |
83, |
100, |
||||
139, |
171 |
|
|
71, |
103, |
111, |
|
Момент |
анализа |
|
|||||
114, |
136 |
|
|
|
|
|
|
Обобщение |
данпых 21, 88, 91, |
||||||
116, |
118, |
121, |
181 |
|
|
||
по времени 21, 120—121 |
|
||||||
по множеству 21, 76, 119— |
|||||||
|
121 |
|
|
|
|
|
|
Пауза 4, 23, 88, 109 |
наблюде |
||||||
Продолжительность |
|||||||
ния 88, |
90, |
94, |
103, |
111, |
114, |
||
167 |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжительность процесса 19, 42, 62, 79-81, 98
Процессы 3, 10—13, 37—44 графическое отображение
104, 105, 108—110
классификация формальная
83-86, 181
периодические 61-67, 125 реализация (экземпляр)
процесса 21, 78, 89 логические схемы дефини
ции И, 83, 139, 171 и время 11, 42, 44, 59, 67,
80
Ритмика 23, 29, 55, 66, 150—153
Стандартизация в структурно диахроническом исследова нии ПО, 111, 136—138, 156, 162
188
Структурно-диахроническое ис следование 3, 12, 20—22 основные задачи и цели З,
14, 20—22
предмет 3, 5, 11, 22, 25— 32, 71, 77, 131, 154
теоретические предпосылки
5, 10, И, 19, 42, 75
Уровень развития в разных отраслях науки 4, 25, 26,
35, |
40, |
72, |
116, |
183 |
философско - методологиче ские проблемы 6, 35, 36, 86, 90, 93, 95, 131, 147, 167
разновидности исследова ния 20
элемеитарпое 20—22 углубленное 21, 71, 131 расширепиоѳ 22, 77, 147,
154—156
прикладные аспекты 9, 112, 116, 143, 148, 172
Траектория (геометрический об раз хода процесса во вре мени) 107—116, 122—130,138, 141, 150
Уровень анализа процессов 131, 135, 140, 147
Фаза процесса 3, 23, 52 Фиксирование хода процессов
аналитическое 87—95, 102— 104, 139
Фон внешний естественный 55, 57, 88, 157, 163, 169—171
ивоспроизводимость про цессов 57, 167—171
иколебательная закономер ность его изменений 55,57,
66, 163
исложность ритмического рисунка 55, 66, 157
исхема дефиниции кон кретных процессов 171
Хроноструктура процесса 5, 18, 20, 34, 44, 131—141
определение 133, 134, 138— 139
иритмика 29, 150
Исхема дефиниции кон кретных процессов 139, 171
иуровни анализа процес сов 131, 135—141, 147
Шаг анализа во времени 103, 111, 135-139
Эвристика и структурно-диах роническое исследование 96, 180, 183
Элементы хроноструктуры про цесса 3, 132—134, 139
і
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стр. |
Введение |
............................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Глава |
I. |
Философские |
предпосылки |
структурно-дпахро- |
7 |
||||||||
|
|
іппіеского |
исследования............................. |
|
|
|
|||||||
|
|
§ |
1. |
Теория познания материалистической диа |
|
||||||||
|
|
|
|
|
лектики и структурно-диахроническое |
7 |
|||||||
|
|
§ |
2. |
|
исследование.................................................... |
|
|
|
|
||||
|
|
|
Специфика |
структурно-диахронического |
13 |
||||||||
|
|
§ |
3. |
|
исследования и его основные виды ... |
||||||||
|
|
|
Из истории |
дпахронпстикп |
...... |
|
22 |
||||||
|
|
§ |
4. |
|
Постановка проблем структурно-диахрони |
|
|||||||
|
|
|
|
|
ческого исследования в марксистско-ле |
31 |
|||||||
|
|
|
|
|
нинской философской литературе .... |
||||||||
Глава |
II. |
Понятие |
процесса |
и категория |
времени |
|
|||||||
|
|
в |
1. |
|
структурно-диахроническом |
исследовании |
37 |
||||||
|
|
§ |
|
Понятиепроцесса и его развитие.... |
37 |
||||||||
|
|
§ |
2. |
|
Развитие представлений о времени ... |
44 |
|||||||
|
|
§ |
3. |
|
Время, пространство и поле............ |
53 |
|
||||||
|
|
§ |
4. |
Периодические процессы и единицы счета |
|
||||||||
|
|
§ |
5. |
|
времени................................................... |
|
моменты |
времени |
ßl |
|
|||
|
|
Интервалы и |
в струк |
67 |
|||||||||
|
|
|
|
|
турно-диахроническом исследовании ... |
||||||||
Глава |
III. Модули |
продолжительности и |
формальная |
78 |
|||||||||
|
|
классификация процессов..................................... |
|
|
|
||||||||
|
|
§ 1. Понятие модуля продолжительности ... |
78 |
||||||||||
|
|
§ |
2. |
Принцип классификации процессов по ве |
83 |
||||||||
|
|
§ |
3. |
|
личине их |
модулей |
продолжительности |
||||||
|
|
|
Методологические |
особенности |
исследова |
87 |
|||||||
|
|
§ |
4. |
|
ния процессов с разным модулем .... |
||||||||
|
|
|
Несколько |
замечаний |
об |
эвристической |
|
||||||
|
|
|
|
|
роли формальной классификации про |
96 |
|||||||
|
|
|
|
цессов |
.................................................... |
|
|
|
|
|
•. . . |
||
Глава IV. Методология отображения процессов и ана |
102 |
||||||||||||
|
|
лиза |
траекторий |
.'................................................ |
|
|
|
|
|||||
|
|
§ |
1. |
|
Эмпирическая стадия структурно-диахро |
102 |
|||||||
|
|
§ |
2. |
нического |
исследования................................... |
|
■ |
||||||
|
|
|
Геометрическое |
отображение |
процессов. |
104 |
|||||||
|
|
|
|
|
Аналитические пространства н траектории |
190