Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
и. И. ДРАКИН
ОСНОВЫ П РО ЕКТИ РО В АН ИЯ
ІЕС И И Я О Т Н Ы Х
ЛЕТАТЕЛ ЬН Ы Х АН П А РАТО В
СУЧЕТОМ
ЭКОНОННИЧЕСКОЙ
ЭФ Ф ЕКТИВНОСТИ
И. И. Д Р А К И Н
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
М о с к в а
«МАШИНОСТРОЕНИЕ»
Д 72
У Д К 629.735.33.001.2
Дракин И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппа ратов с учетом экономической эффективности. М ., «Машиностроение», 1973,
с.224.
Вкниге излагаются проектировочные методы определения основных ха рактеристик беспилотных летательных аппаратов (БЛА), методы сравнитель
ного анализа конструкций и оптимизации конструктивных, энергетических, баллистических и стохастических параметров.
В качестве основного критерия сравнительного анализа и оптимизации принимаются экономические затраты на выполнение целевой задачи. В ряде случаев в качестве критерия допускаются производственные затраты на БЛА, или его стартовый вес. Дается анализ различных критериев.
Для сравнительного анализа конструкций выводятся расчетные формулы, позволяющие учесть конструктивно-технологические, аэродинамические и энер гетические особенности вариантов БЛА. Для оптимизации параметров БЛА приводятся расчетные уравнения, на базе которых для конкретных парамет ров выводятся расчетные формулы.
Значительная часть книги посвящена стохастическим проектировочным
задачам, в числе которых — методы оптимизации надежности радиоэлектрон |
||
ных деталей и систем, а также силовых конструкций. |
экономических, весо |
|
Приводятся проектировочные методы |
определения |
|
вых, аэродинамических и баллистических |
характеристик, |
которые составляют |
' основу сравнительного анализа и оптимизации конструкций. |
Для облегчения пользования книгой при практических расчетах, большин ство рассматриваемых вопросов иллюстрируется численными примерами.
Книга предназначена для инженеров, научных работников, преподавате лей, аспирантов и студентов старших курсов, занимающихся вопросами про
ектирования летательных аппаратов. |
|
|
|
|
|
|||||
Табл. 14. Ил. 32. Список лит. |
135 назв. |
Г. С. Нариманов |
|
|||||||
|
|
|
Рецензент д-р физ.-мат. наук |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Редактор инж. |
В. Г. Немцов |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Иван Иванович Д р а к и н |
|
|
і |
|||
|
|
|
|
основы проектирования |
|
|
||||
|
|
БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ |
|
|||||||
|
|
С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
|
|||||||
Редактор издательства |
М. С. Аникина |
|
|
|
|
|
|
|||
Технический редактор |
Л. А. Макарова |
|
|
|
|
|
|
|||
Корректор |
|
В. Е. |
Блохина |
|
|
|
|
|
|
|
Художник |
А. Я. Шторкман |
|
|
|
|
|
|
|||
Сдано в набор 29/ХІІ |
1972 г. |
Подписано к |
печати |
26/ХІ 1973 г. |
Т—15969 |
|||||
Формат бОхѲОѴіб |
|
Бумага № 2 |
|
Печ. л. |
14,0 |
|
Уч.-изд. л. 12,8 |
|||
Тираж 3000 экз. |
|
|
Цена 78 коп. |
|
|
Изд. зак. 3909 |
||||
Издательство |
«М А Ш И Н О СТРО ЕН И Е », 107885 Москва, Б-78, |
1-й Басманный пер., 3 |
||||||||
|
|
|
Московская типография № 8 «Союзполиграфпрома» |
|
||||||
|
|
|
при Государственном комитете Совета Министров С С СР |
|
||||||
243—184 |
|
по делам издательств, полиграфии и книжной |
торговли, |
|
||||||
Д --------------- 1 8 4 - 7 3 |
Хохловский |
пер., 7. Тип. зак. 3125 |
|
|
||||||
038(01)—73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
( О Издательство „М аш иностроение‘‘,1973г.
ПРЕ Д И С Л О В И Е
Внастоящее время беспилотные летательные аппараты (БЛА) в развитых странах являются объектом широкого и да
же массового выпуска. |
Например, в СШ А |
на 1972 бюджетный |
год было ассигновано |
только министерству |
обороны на управ |
ляемые снаряды 5,78 млрд, долларов, причем 35% из этих средств-— на научно-исследовательские и опытные работы.
Большие ассигнования на исследования и опытные работы по управляемым снарядам говорят о том, что этот класс летатель ных аппаратов находится в процессе интенсивного развития.
В технической литературе по БЛА обычно основное внимание уделяется вопросам баллистики (см., например, работы (34, 40, 46, 49, 60]) и гораздо меньше говорится о конструкции БЛА и оптимизации параметров. Однако при проектировании БЛА кон структор в первую очередь сталкивается с необходимостью реше ния задач выбора рациональных компоновочных и конструктив но-технологических схем БЛА и их основных параметров.
В первые годы развития БЛА основной задачей при их проек тирований являлась разработка БЛА, способных летать с задан ными баллистическими характеристиками по заданным законам управления. Вопросам эксплуатации придавалось второстепенное значение. В последующем оказалось, что при проектировании БЛА необходимо учитывать вёсь комплекс технических средств, связанный с их эксплуатацией и применением.
Комплексный (системный) подход к проектированию БЛА требует применения экономических критериев. Это особенно важно в связи с огромными затратами на комплексы современ ных БЛА и вовлечением большого количества людей в их экс плуатацию.
В отличие от самолетов большинство БЛА — аппараты одно разового действия. БЛА с автоматическим управлением имеют сравнительно малую надежность и целевую эффективность. Это позволяет ставить вопрос об оптимальной надежности систем управления, двигательных установок и конструкций планера. Оптимизация надежности должна также базироваться на эконо мических критериях.
В данной книге рассматриваются различные проектировоч ные задачи БЛА с учетом экономических критериев.
3
Основное внимание уделено методам нахождения оптималь ных решений. Излагаются методы сравнительного анализа эле ментов конструкций и компоновочных схем. Даются методы опти мизации параметров конструкций.
Значительное внимание уделено оптимизации надежности. Хотя вопросам надежности посвящено значительное количество работ, вопросам оптимизации надежности БЛА уделено очень мало внимания, что, в известной мере, объясняется комп лексностью этой проблемы. В книге рассмотрены оптимальная параметрическая надежность и допуски, даны методы оптимиза ции надежности различных типов деталей и агрегатов; в том числе и механических конструкций. Показывается экономическая целесообразность существенного снижения прочности конструк ций БЛА, рассмотрены методы оптимизации траекторий пара метрическим методом, упрощенные методы оптимизации топлива многоступенчатых ракет.
Любые методы оптимизаций ЛА базируются на весовых, аэродинамических и баллистических характеристиках ЛА.
В книге приведено достаточно большое количество численных примеров, иллюстрирующих описанные методы.
Автор выражает благодарность д-ру физ.-мат наук Г. С. Н а риманову и В. Г. Немцову за ценные советы и замечания, сде ланные ими при рецензировании и редактировании рукописи.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е В |
Г л а в а I |
|
ЕСО В Ы Х , Б А Л Л И С Т И Ч Е С К И Х |
ИЭ Н Е Р Г Е Т И Ч Е С К И Х Х А Р А К Т ЕР И СТ И К Л А
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕТНОГО ВЕСА ЛА
Вначальной стадии проектирования ЛА вес ЛА приходится определять, исходя из тактико-технического задания (ТТЗ), за даваясь количеством ступеней и типом двигательной установки. При этом должны использоваться статистические материалы по весам конструкции и аэродинамическому сопротивлению.
Для ЛА характерными являются относительные веса конст рукции и топлива, которые для данного типа или даже класса ЛА находятся в сравнительно узком диапазоне и могут быть оп ределены по статистике или рассчитаны из ТТЗ. Поэтому выра зим начальный полетный вес G0 через относительные веса кон струкции и топлива.
Пусть относительный вес конструкции ЛА (планера и двига тельной установки) будет
PK= G J G 0,
относительный вес топлива
Р г= О т/О0.
где GK и GT — соответственно веса конструкции и топлива. Если вес полезной нагрузки Gn. н, то очевидно
Go= Оп.н i - G K4“ G r —G nн-|- G 00 K-|- fAT), следовательно,
G 0= ------ |
Яш----- |
(1.1) |
1 |
(jAK-j- (J.T) |
|
В формуле (1.1) в вес полезной нагрузки входит вся на грузка, которая не зависит от полетного веса: экипаж, пассажи ры, оборудование, бронирование элементов полезной нагрузки, теплозащита и звукоизоляция кабин, вооружение с его установ кой, боевая часть, система автоматического управления (кроме силовых приводов органов управления и их источников пита ния), 'источники энергии для питания систем автоматического управления, вооружения, боевой части, для обслуживания обо рудования.
5
Формула (1.1) может быть применена как для одноступен чатого ЛА, так и для многоступенчатого. В последнем случае значения цк и цт соответствуют относительному весу конструк ций и топлива всех ступеней. Для практических расчетов проще определять относительные веса конструкции и топлива каждой ступени, т. е.
|
Gi |
* |
і = О к і ! ° і И IS i = G l i / G h |
|||
где |
— начальный полетный вес |
і- |
й ступени. Для 1-й ступени |
|||
Gi = G0. |
|
|
|
|
||
|
Под г-й ступенью понимается весь ЛА без отброшенных энер |
|||||
гетических блоков |
предыдущих |
(I |
— 1)-ступеней. Блок г-й сту |
|||
|
пени включает двигательную установку, несущие поверхности и другие элементы конструкции каркаса и силового привода. Счет ступеней ведется начиная со стартовой ступени. Последняя сту пень может иметь неотделяющуюся двигательную установку.
Для г-й ступени (при последовательной работе ступеней) по лезной нагрузкой является последующая (г+1)-я ступень, по этому
1 (Цк і Н Нт і)
Если вся полезная нагрузка находится в /г-й ступени, то старто вый вес «-ступенчатого ЛА будет
О0= О і = |
----------п |
^ |
і— |
------ • |
(1.2) |
|
П 1 [ 1 |
(цк |
Т |
Цт /)] |
|
Формула получена путем последовательной подстановки выра жений для веса отдельных ступеней.
Величину рк можно разделить на три части в зависимости от функциональных особенностей элементов конструкции. Первая часть — это относительный вес конструкции части корпуса или гондол, в которых находится полезная нагрузка. Вес этой части корпуса будет почти пропорционален весу полезной нагрузки
0ф.п.н=РфОй.н. Оф.п.н/О0 = рфОп.н/О0.
Вторая часть рк включает относительные веса конструкций, веса которых пропорциональны весу топлива (топливные баки, газогенераторы, газовые баллоны и баки системы подачи топли ва, РДТТ). Относительный вес этой части конструкции можно представить в виде арт.
Третья часть рк включает относительные веса конструкций, веса которых пропорциональны (или почти пропорциональны) полетному весу (крылья, оперение, камеры сгорания Ж РД , ВРД . механическое управление). Относительный вес этих конструкций обозначим через pg.
6
Следовательно,
ftc— fiqfin.JGo+ а^т IV Подставляя это выражение в формулу (1. 1), получим
(1 + |
Рф) Ѵ .н |
1.3) |
Оо= 1— Ѵ |
+ (1 + а) Дг] |
Для многоступенчатых ЛА соответственно из формулы (1.2)
„ (1 + Рф) О п.н
(1.4)
П {1 -- [Р-£Т + (1 + ai)Pr /] }
1
Формулы (1.3) и (1.4) более удобны для практических расче тов, формулы же (1.1) и (1.2) более удобны для теоретических выводов.
Значения Рф, це и а определяются по статистике или стати стическим формулам. При этом необходимо учитывать, что вели чины (.ig и а в общем случае составные. Так
!A^ = ! AKp + IAon + |
!Ayn+ |
!J-ÄB' |
(1-5) |
где-ркр — относительный вес крыльев; |
роп — относительный вес |
||
оперения; руп — относительный вес |
механического |
управления, |
включая источники питания; рдв — относительный вес двигателя (для Ж РД и ВРД) и его капотирования.
Величина а в конкретных случаях может иметь индекс, на пример, адв — для РДТТ, агг — для газогенератора; сад — для ба ков, ас. п — для системы подачи топлива, ат. с — для всей топлив ной системы. В частности для гибридного двигателя
а = аб4~ас.и4'аггі
Ниже приводятся статистические материалы о диапазонах зна чений величин Рф, jig и а.
1.1. Статистические значения относительных весов конструкции
На начальном этапе проектирования, когда еще не определен стартовый вес по расчету, приходится базироваться на статисти ческие значения относительных весов. В последующих расчетах, когда выявятся потребные тяги двигателя, удельные нагрузки на крыло, потребные объемы корпуса, можно в весовых расчетах базироваться на удельные характеристики.
Относительные веса конструкции можно разбить на две груп пы: на относительные веса планера и на относительные веса дви гательных установок. В табл. 1. 1 приведены значения относитель ных весов планера фф, рПл. б. кр и цКр для некоторых БЛА. Сле-
7