Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

релки данной секции, к количеству дистиллята или ректификата ■секции. Флегмовое число и число тарелок определяют заданную фракционировку в процессе ректификации. При увеличении флегiMOBoro числа необходимое число тарелок уменьшается, при умень­ шении флегмового числа оно возрастает. Минимальное значение флегмового числа наблюдается при движущейся силе процесса разделения в каком-либо сечении колонны, равной нулю. Часто таким сечением является питательная секция колонны.

Для практических расчетов флегмового числа (среднего его значения) ре­ комендуется формула:

где £ср — среднее значение кратности орошения (флегмового числа); ’ g0 — крат­ кость орошения верхней секции; gx — кратность орошения ннжней^секции.

Теоретически разработанных методов расчета флегмового числа при ректи­ фикации таких сложных смесей, как нефть, пока еще нет. Поэтому его опреде­ ляют главным образом на основании опыта промышленной эксплуатации.

Весовая скорость паров (IF). В свободном сечении колонны весовая скорость

паров [(в кг/(м2-ч)] равна:

где GH, GB— количество нефтяных п водяных

паров, кг/ч;

^СВ

свободное се­

чение колонны над тарелкой, ы2.

 

 

как разность

полного ее сечения

Свободное сечение колонны определяется

и сечения, занятого сливными устройствами.

 

 

 

Поперечное сечение колонны (в м2)

определяется так же, как у цилиндри­

ческого сосуда, по формуле:

 

 

 

 

 

 

F =

 

 

 

 

где V — максимальный объем паров, поднимающихся по колонне,

м3/с;Н ^д —

допустимая линейная скорость паров в свободном сечении колонны, м/с.

Объем паров (в м3/с) вычисляют следующим путем:

 

 

273 -Н

, G

Z

 

 

У = 62,4

я

VМ

18

 

 

 

 

 

где t — температура пара, °С; я—

абсолютное давление в колонне, мм рт. ст.;

G — количество нефтяных паров,

кг/ч;

Z — количество водных

паров, кг/ч;

М — молекулярный вес нефтяных паров; 18 — молекулярный вес

водяных па­

ров.

Линейная скорость паров. Линейная скорость паров в свободном сечении

<IFCB) колонны, а также в живом сечении (Ц7Ж) тарелки определяется по фор­ муле (в м/с):

,у/ Ун + Ув.п

'Гсв— р

г СВ

шУн + Ув.П

"'ж — с

Iт

где Va и Кв.п — объемный расход нефтяных и водяных паров, м3/с; Fc0 — сво­

бодное сечение колонны, м2; /т — площадь живого сечения тарелки, м2.

Для расчета диаметра колонны очень важно правильно определить допусти­ мую весовую или линейную скорость паров. При этом установление оптнмаль-

58


ной нагрузки по парам является основным показателем расчета. Оптимальная паровая нагрузка характеризуется отношением:

 

или

VСВ

«''доп

Vдоп

 

где WCB и VCB — фактическая весовая

и линейная скорости паров в свободном-

сеченн и колонны; lt^on н «'доп — допустимая весовая и линейная скорости па­ ров в свободном сечении.

Большинство действующих АВТ оборудованы колоннами, размеры кото­ рых определены методом Саудерса и Брауна. Согласно этому методу

Уж—Уп

W,доп - ‘ V - Уп

где В — коэффициент, учитывающий диаметр частиц уносимой жидкости, рас­

стояние между тарелками и физическое свойство жидкости и пара; уж и уп — плотности жидкости и пара в рабочих условиях, кг/м3.

Для весовой скорости паров №Доп [в кг/(м3-ч)]:

«''доп = К V Уп (Уж — Уп)

где К = 3600 В.

Саудерс и Браун установили зависимость коэффициента К от расстояния между тарелками и поверхностного натяжения жидко­ сти. Установлено, что ректификационные колонны работают удов­ летворительно и при нагрузках, превышающих 20—30% от допу­ стимых по Саудерсу — Брауну. Не случайно, что на установках АВТ, построенных ранее, колонна выдерживает перегрузку от 25. до 50% от проектной производительности.

Более точен и универсален для ректификационной системы ме­ тод Нельсона, установившего зависимость коэффициента К от рас­ стояния между тарелками, конструктивных данных и условий ра­ боты тарелок. Легко найдя по графику Нельсона (рис. 27) значе­ ние К, можно быстро определить допустимую скорость паров. На рис. 27 нанесены кривые, соответствующие типу тарелок и услови­ ям их работы. Фактический опыт работы колонн установок АВТ подтверждает данные Нельсона. Следовательно, они более точны; и надежны, чем данные Саудерса и Брауна. Кроме того, данные Нельсона получены на основе более обширного современного ма­ териала.

При расчете по Нельсону коэффициент К учитывает технологический режим

и конструктивные элементы тарелок.

Плотность паров (в кг/м3) определяется по формуле:

Оп

V n _ 3600Vn

где Gn — количество паров, кг/ч; Vn — количество паров внизу верхней тарел­

ки, м3/с.

Диаметр ректификационной тарелки (в м) равен:

D -V 4Vn

где Wn — линейная скорость паров в свободном сечении колонны, м/сек.

Приняв размер колонны, вновь проверяют по формуле допустимую ско­ рость.



В проектах комбинированных установок АВТ мощностью 2,0; 3,0; 6,0 млн. т/год нефти и более размер колонн был определен на основании линейной скорости паров по Нельсону.

Рис. 27. Кривые для расчета допустимой скорости паров в ректификационных колоннах по Нельсону:

/ —для максимально допустимой производительности тарелок ситчатых, каскадных и ре­ шетчатых провальных; 2 — для тарелок с круглыми колпачками, работающих с благоприят­

ными жидкостными

нагрузками,

а также для ситчатых,

каскадных, решетчатых, проваль­

ных и др.; 3 — для

нормальных

условий работы тарелок

с S-образными элементами и же­

лобчатыми колпачками при атмосферном и повышенном давлении и жидкостных нагрузках

20—40 м3

(м*ч);

За,

36 — для условий, когда жидкостная нагрузка тарелки

соответственно

меньше 10

или

выше

40 м3(м-ч); 4 — первоначальная кривая по Саудерсу —

Брауну (может

быть использована также для расчетов вакуумных колонн, в которых установлено брызго­

улавливающее

устройство); 5 — для отпарных колонн абсорбционных установок,

а также

для обычных

условий работы вакуумных колонн; 6 — для абсорбционных колонн;

7 — для

вакуумных колонн.

 

Результаты обследования. ГрозНИИ многочисленных действую­ щих колонн установок АВТ позволяют сделать следующие выводы:

метод Саудерса и Брауна устарел; поэтому пользоваться им при проектировании и строительстве современных промышленных уста­ новок не следует;

метод Нельсона позволяет достаточно точно определить допу­ стимую нагрузку; его можно рекомендовать для проектирования независимо от конструкции применяемой тарелки;

для ректификационных колонн, снабженных тарелками с S-об­ разными элементами, или ситчатыми, а также тарелками с круглы­ ми колпачками, когда конструкция тарелки позволяет выбрать раз­ личное соотношение между зонами барботажа и сливной зоной, можно рекомендовать метод Аткинса.

S0


Разновидности ректификационных тарелок и технологические особенности их работы

Во всех ректификационных колоннах первичной перегонки, по­ строенных до 1950 г., было ограниченное число тарелок. В основ­ ном распространение получили ректификационные колонны с же­

лобчатыми

тарелками

типа

 

«АЛКО». Известные в настоя­

 

щее врмя типы тарелок клас­

 

сифицируются по способу ор­

 

ганизации

движения

пара

и

 

жидкости

следующим

обра­

 

зом:

прямолинейные

(струй­

 

ные) ;

противоточные

(решет­

 

чатые) ; перекрестные (кол­

 

пачковые, с S-образными эле­

 

ментами, клапанные, ситча-

 

тые).

рис.

28

все тарелки

с

 

На

Рис. 28. Схема движения паров и жид­

перекрестными

и

прямолиней­

кости на тарелках:

ными движениями

фаз

имеют а — прямолинейное; б — протнвоточное; в — пе­

переливные устройства. Та­

рекрестное.

релки противоточные (про­

 

вального типа)

лишены этих устройств.

Вранее построенных отечественных и зарубежных установках

восновном применяли тарелки с круглыми колпачками. Тарелка этого типа состоит из основания в виде диска, перекрывающего большую часть сечения колонны. В диске имеются круглые отвер­ стия с установленными на них патрубками, над которыми крепят­ ся колпачки (рис. 29). Внизу колпачков делаются прорези 2. Та­ релка имеет переливные устройства, сливную регулируемую планку

ииногда затворную перегородку. Размеры колпачков определяют,

Рис. 29. Круглые колпачки на тарелках диаметром 100 мм:

а — круглый

колпачок; б —установка колпачка на тарелке.

1 — колпачок;

2 — прорезн для

паров;

3 — патрубок для прохода паров; 4 — болт для за­

крепления колпачка; 5 — диск

тарелки;

6 — гайка.

61