Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

син, дизельное топливо и мазут. Товарными продуктами являются керосин и дизельное топливо. Бензин идет на риформинг, а мазут служит сырьем термического крекинга. Результаты обследования сведены в табл. 7.

Т а б л и ц а

7.

Результаты обследования ректификационной

колонны

 

с S-образными тарелками установки типа А-12/6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С ечение колон ны

но

т а р е л к а м

 

П о к азател и

 

43

35

33

25

 

23

15

 

 

 

 

 

 

Нагрузка по пару, кг/ч

1 7 2 8 0 0

165 6 0 0

2 2 2

3 0 0

15 9 6 0 0

19 2 2 0 0

2 0 8 6 5 0

Нагрузка

по

жидкости,

1 9 2 5 0 0

10 5 3 0 0

161

2 0 0

61

3 0 0

8 6 2 0 0

5 6 5 5 0

кг/ч

 

 

 

паров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секундный объем

6 , 0 6

5 ,3 1

6 ,7 1

5

, 2 7

 

5 , 7 8

7 , 2 8

м3/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость папов, м/с

 

0 , 3 0 9

0 ,2 7 1

0 , 3 4 2

0

, 2 6 9

0

, 2 9 5

0 . 3 7 4

Плотность паров, кг/м3

8 , 3

9 , 0 5

9 , 5

8

, 7 5

 

9

, 5 5

8 , 1 9

Удельная

нагрузка на еди­

4 6 , 5

2 3 , 2

3 5 , 8

1 3 ,3

 

1 8 ,5

1 1 ,9

ницу

длины

слипа,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м3/(м-ч)

 

рабочей ско­ 4 3 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

3 8 0

4 0 4

 

3 6 9

 

 

4 2 0

 

4 8 4

рости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

максимально 7 1 3 , 8

8 0 " , 2

7 5 6 , 8

8 4 6 , 8

 

8 2 1

 

8 5 2 , 4

допустимой скорости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимально

 

допустимая

0 , 5 0 7

0 , 5 7 6

0 , 5 2 3

0

, 6 1 7

0

, 5 8

0 , 6 5 5

скорость, м/с

 

 

3 , 1 9

1 ,0 5

 

 

 

0 , 2 6

0 , 0 6 -

Флегмовое число

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведенное обследование позволило сделать следующие выво­ ды и предложения: 1) колонна работает с большим запасом по производительности (на 13% выше проектной); 2) четкость погоноразделения в различных сечениях колонны неодинакова: хорошая в верхних сечениях и неудовлетворительная в нижних, хотя каче­ ство полученных продуктов и удовлетворяло межзаводским нор­ мам; 3) для раздельного вывода зимнего и летнего дизельных топ­ лив необходимо в сечениях нижних секций колонны обеспечить более высокое флегмовое число; 4) для обеспечения нормальных условий работы нижних секций основной колонны в испарителе следует установить ректификационные тарелки; 5) давление в ко­ лонне должно быть не выше проектного, для чего необходимо уве­ личить конденсатор верхних продуктов колонны. Было также отме­ чено отсутствие на всех тарелках коррозии и следов закоксованности. На основании эксплуатационных данных можно заключить о работоспособности колонны с S-образнымн элементами и реко­ мендовать их для широкого применения.

Ректификационные тарелки из S-образных элементов являются прогрессивной конструкцией; их преимущества перед колпачковы­ ми и желобчатыми тарелками — меньшая металлоемкость (расход металла для S-образных элементов тарелок в 1,85 раза меньше, чем для желобчатых, и в 1,45 раза меньше, чем для колпачковых), простота и дешевизна. Диапазон устойчивости работы ш к. п. д.

5*

67


тарелок с S-образными элементами близок к колпачковым и зна­ чительно выше, чем для желобчатых; производительность их в 1,25 раза больше, чем желобчатых.

Обследование отбензинивающей колонны диаметром 3800 мм покаазло, что к. п. д. для верхней секции разделения бензина и ке­ росина равен 0,31. Сопротивление S-образных тарелок составляло 4—5 мм рт. ст.

Колонны с S-образными тарелками, эксплуатируемые на бло­ ках стабилизации и вторичной перегонки установки АВТ НовоЯрославского НПЗ, уже в начале ее пуска обеспечивали удовлетво­ рительное погоноразделение и показали надежность работы при изменении нагрузок. Спустя некоторое время эти колонны стали работать еще лучше. Получаемые продукты имеют высокую чет­ кость погоноразделения.

На основе эксплуатации тарелок с S-образными элементами были сделаны следующие выводы: при достаточном числе тарелок и необходимых флегмовых числах, а также соблюдении требуемых технологических условий работы колонны эти тарелки обеспечива­ ют заданную четкость разделения продуктов; колонна работает устойчиво в большом диапазоне нагрузок (от 65 до 130% по срав­ нению с проектной). Поэтому тарелки с S-образными элементами могут быть рекомендованы для широкого использования в нефте­ перерабатывающей и нефтехимической промышленности при про­ ведении таких процессов, как атмосферная перегонка, вторичная перегонка бензина и газофракционирование.

Клапанные тарелки. На Сызранском НПЗ сотрудниками ВНИИнефтемаш проводилось промышленное испытание атмосфер­ ной колонны установки АВТ, оборудованной клапанными прямо­ точными тарелками. Диаметр колонны 3,2 м, число тарелок 23. Из них 19 установлено в укрепляющей части и 4 — в отгонной ча­ сти. Колонна была подключена в схему установки параллельно ко­ лонне с желобчатыми тарелками диаметром 3 м. Обследованная колонна предназначалась для получения широкой фракции, дизель­ ного топлива и мазута. Температурный режим и давление в ко­ лонне в период обследования изменялись в следующих пределах:

Температура, °С

 

 

 

отбензиненной нефти на выходе из печи

280—330

вакуумный зм еевик........................................................

 

атмосферный

зм еев и к ...................................................

 

335—371

в эвапорационном пространстве под 5-й тарелкой

306—-350

вверху колонны ..................................................................

 

200—218

внизу колонны.......................................................................

тарелки

 

300—336

в кармане 15-й

 

257—296

:в кармане 21-й

тарелки

(вывод циркуляционного

орошения)............................................................................

 

орошения

217—243

на входе циркуляционного

70—83

низ отпарной колонны ........................................................

 

240—290

Давление, кгс/см2

 

 

1,85-—2,57

под 5-й тарелкой..................................................................

 

под 14-й тар ел к ой .............................................................

 

1,79—2,3

68


Как это видно, температурный режим колеблется почти во всех обследуемых точках. Результаты обследования колонны с клапан­ ными тарелками приведены в табл. 8. Анализ полученных продук­ тов показал, что колонна работала хорошо. Качество продуктов было стабильным при различных нагрузках и температурных ре­ жимах.

Колонна с желобчатыми тарелками при максимальной произ­ водительности 3200 т/сут работала неудовлетворительно. Наложе­ ние фракции между керосином и дизельным топливом было 95 °С, между дизельным топливом и мазутом 139 °С. Содержание свет­ лых в мазуте составляло 30%. При работе колонны на заниженной производительности—2200 т/сут (по сырой нефти) качество про­ дуктов было удовлетворительным.

Т а б л и ц а 8. Результаты обследования

колонны с клапанными тарелками

 

 

 

 

Номер опыта

 

Показатели

 

I

II

III

IV

 

 

 

Производительность

по

отбензиненной

108 000

121 000

84 000

118 500

нефти, кг/ч

 

 

41,4

32,2

24,9

29,5

Отбор светлых, вес. %

 

Сечение под 21-и тарелкой

88 800

86 000

63500

75 800

количество паров, кг/ч

количество жидкости, кг/ч

67 500

64 000

52 100

55 800

рабочая скорость паров, м/с

0,4

0,5

0,374

0,484

удельная нагрузка по жидкости на

83,5

79,5

68

82

единицу длины, м3/(м-ч)

7,95

6

5,89

7,16

плотность паров, кг/м3

плотность жидкости, кг/м3

620

649

643

620

рабочий коэффициент

скорости

539

572

612

флегмовое число

 

 

2,28

2,16

4,04

2,19

Характеристика погоноразделения, °С

22

60

67

95

наложение между широкой фрак-

дней и дизельным

топливом

45

44

16

139

наложение между дизельным топ-

ливом и мазутом

 

 

0,41

 

0,25

К. и. д. тарелки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате

обследования

было установлено, что

колонна

с клапанными прямоточными тарелками быстро и хорошо выво­ дится на заданный режим, устойчиво работает при изменении про­ изводительности, обеспечивает хорошее разделение фракций и хо­ рошее качество разделяемых продуктов. При сравнении точек фракционного состава 5 и 95% налегание между широкой фрак­ цией и дизельным топливом было 14±22°С, а между дизельным топливом и мазутом всего 7±8°С. На основании полученных дан­ ных клапанные тарелки были рекомендованы для промышленного внедрения. Во вновь проектируемых колоннах промышленных уста­ новок АТ и АВТ применяют исключительно клапанные тарелки.

69



Г л а в а IV

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРУПНЕННЫХ УСТАНОВОК АТМОСФЕРНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ (АТ)

На многих нефтеперерабатывающих заводах находится в экс­ плуатации большое число индивидуальных атмосферных трубчаток производительностью 0,6; 1,0; 1,5 млн. т/год сернистой и мало­ сернистой нефти и позднее сооруженных установок АТ производи­ тельностью 2,0; 3,0 и 6,0 млн. т/год. Ниже дается краткая харак­ теристика мощных атмосферных трубчаток АТ, наиболее распро­ страненных на отечественных и зарубежных заводах.

Реконструированная установка «советская трубчатка»

«Советские трубчатки» были первыми мощными установками в СССР, предназначенными для атмосферной перегонки нефти; при их сооружении использовали отечественное оборудование. Про ­ ектная мощность установок составляла 3500 т/сут малосернистых азербайджанских нефтей. При эксплуатации производительность их достигала 4200—4600 т/сут, т. е. на 35—40% превышала проект­ ную. Эти установки работают по схеме однократного испарения и снабжены предварительным эвапоратором для выделения из на­ гретой нефти легких фракций. На такой установке впервые было осуществлено непрерывное выщелачивание бензиновой фракции. Воздух, подаваемый в топку печей, нагревается теплом отходящих дымовых газов. Для лучшего предварительного подогрева нефти на установке регенерируется тепло горячих потоков нефтепродуктов. Схема установки «советской трубчатки» приведена на рис. 33.

Нефть двумя потоками с помощью насосов прокачивается че­ рез теплоомбенники 8 и направляется в дегидраторы 9. Отделив­ шаяся от воды и грязи нефть, проходя под собственным давлением через мазутные теплообменники, поступает в испаритель (эва­ поратор) 13. Отпарная колонна 12, смонтированная над эвапора­ тором, состоит из трех секций (по числу отбираемых из ректифи­ кационной колонны боковых фракций). Пары нефтепродуктов из эвапоратора поступают в нижнюю часть ректификационной колон­ ны 1. Отбензиненная нефть двумя потоками насосами И забирается с низа эвапоратора и прокачивается в две параллельно рабо­ тающие печи 10. Нагретая в печи до 310—315 °С нефть идет в ниж­

70

нюю часть колонны 1. Бензиновые пары с верха колонны направ­ ляются в конденсатор-холодильник 2 и далее поступают в водоот­ делитель 3. Из водоотделителя часть бензина насосом подается в основную колонну в качестве орошения, остальная часть после доохлаждения в холодильнике проходит в выщелачивающую ко­ лонну 5. Для отделения от бензина газа установлен газосепаратор 4. Боковые фракции колонны 1, отбираемые насосами из ко­ лонны, направляются в теплообменники 8 и далее в холодильники 7,

Рис. 33. Принципиальная схема установки «советская трубчатка» (реконструи­ рованная) производительностью 2,0 млн. т/год:

/ — ректификационная

колонна; 2 — конденсатор-холодильник;

3 — водоотделитель; 4 — га-

зосепаратор; 5 — выщелачивающая

колонна;

6 — насосы;

7 — холодильники; 8 — теплообмен­

ники; 9 — дегидраторы;

10 — печн;

11 — печные

насосы;

12 — отпарная колонна;

13 — испари­

тель (эвапоратор). 1,

11 — сырая

нефть;

HI—VII — фракции,

получаемые

нз

колонны;

VIII — циркуляционное

орошение;

IX — острое

орошение; X — паровая смесь;

XI — газы;

XII — выщелоченный бензин.

а затем в заводские мерники. Предусмотрена возможность отбора непосредственно из основной колонны соляровой фракции, которая, пройдя холодильник, поступает в мерники.

В зависимости от фракционного состава и свойств перерабаты­ ваемой нефти выход целевых светлых нефтепродуктов составляет 41,5—52,0%. В настоящее время в эксплуатации находятся пять установок «советской трубчатки». За время их эксплуатации был осуществлен ряд мероприятий, позволивших улучшить технологи­ ческие и технико-экономические показатели установки. Наиболее рациональными мероприятиями оказались следующие:

удаление из камеры печей пароперегревательных труб и замена их нагревательными секциями, что позволило намного увеличить поверхность нагрева нефтяных труб;

увеличение поверхности конденсаторов и подогревателей; очистка внешней поверхности труб конденсаторов (чтобы пред­

отвратить повышение давления в колонне) во время работы, без остановки аппаратов;

71