Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
син, дизельное топливо и мазут. Товарными продуктами являются керосин и дизельное топливо. Бензин идет на риформинг, а мазут служит сырьем термического крекинга. Результаты обследования сведены в табл. 7.
Т а б л и ц а |
7. |
Результаты обследования ректификационной |
колонны |
|
||||||||||
с S-образными тарелками установки типа А-12/6 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
С ечение колон ны |
но |
т а р е л к а м |
|
||||
П о к азател и |
|
43 |
35 |
33 |
25 |
|
23 |
15 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Нагрузка по пару, кг/ч |
1 7 2 8 0 0 |
165 6 0 0 |
2 2 2 |
3 0 0 |
15 9 6 0 0 |
19 2 2 0 0 |
2 0 8 6 5 0 |
|||||||
Нагрузка |
по |
жидкости, |
1 9 2 5 0 0 |
10 5 3 0 0 |
161 |
2 0 0 |
61 |
3 0 0 |
8 6 2 0 0 |
5 6 5 5 0 |
||||
кг/ч |
|
|
|
паров, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Секундный объем |
6 , 0 6 |
5 ,3 1 |
6 ,7 1 |
5 |
, 2 7 |
|
5 , 7 8 |
7 , 2 8 |
||||||
м3/с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость папов, м/с |
|
0 , 3 0 9 |
0 ,2 7 1 |
0 , 3 4 2 |
0 |
, 2 6 9 |
0 |
, 2 9 5 |
0 . 3 7 4 |
|||||
Плотность паров, кг/м3 |
8 , 3 |
9 , 0 5 |
9 , 5 |
8 |
, 7 5 |
|
9 |
, 5 5 |
8 , 1 9 |
|||||
Удельная |
нагрузка на еди |
4 6 , 5 |
2 3 , 2 |
3 5 , 8 |
1 3 ,3 |
|
1 8 ,5 |
1 1 ,9 |
||||||
ницу |
длины |
слипа, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
м3/(м-ч) |
|
рабочей ско 4 3 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Коэффициент |
3 8 0 |
4 0 4 |
|
3 6 9 |
|
|
4 2 0 |
|
4 8 4 |
|||||
рости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент |
максимально 7 1 3 , 8 |
8 0 " , 2 |
7 5 6 , 8 |
8 4 6 , 8 |
|
8 2 1 |
|
8 5 2 , 4 |
||||||
допустимой скорости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Максимально |
|
допустимая |
0 , 5 0 7 |
0 , 5 7 6 |
0 , 5 2 3 |
0 |
, 6 1 7 |
0 |
, 5 8 |
0 , 6 5 5 |
||||
скорость, м/с |
|
|
3 , 1 9 |
— |
1 ,0 5 |
|
|
|
0 , 2 6 |
0 , 0 6 - |
||||
Флегмовое число |
|
— |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведенное обследование позволило сделать следующие выво ды и предложения: 1) колонна работает с большим запасом по производительности (на 13% выше проектной); 2) четкость погоноразделения в различных сечениях колонны неодинакова: хорошая в верхних сечениях и неудовлетворительная в нижних, хотя каче ство полученных продуктов и удовлетворяло межзаводским нор мам; 3) для раздельного вывода зимнего и летнего дизельных топ лив необходимо в сечениях нижних секций колонны обеспечить более высокое флегмовое число; 4) для обеспечения нормальных условий работы нижних секций основной колонны в испарителе следует установить ректификационные тарелки; 5) давление в ко лонне должно быть не выше проектного, для чего необходимо уве личить конденсатор верхних продуктов колонны. Было также отме чено отсутствие на всех тарелках коррозии и следов закоксованности. На основании эксплуатационных данных можно заключить о работоспособности колонны с S-образнымн элементами и реко мендовать их для широкого применения.
Ректификационные тарелки из S-образных элементов являются прогрессивной конструкцией; их преимущества перед колпачковы ми и желобчатыми тарелками — меньшая металлоемкость (расход металла для S-образных элементов тарелок в 1,85 раза меньше, чем для желобчатых, и в 1,45 раза меньше, чем для колпачковых), простота и дешевизна. Диапазон устойчивости работы ш к. п. д.
5* |
67 |
тарелок с S-образными элементами близок к колпачковым и зна чительно выше, чем для желобчатых; производительность их в 1,25 раза больше, чем желобчатых.
Обследование отбензинивающей колонны диаметром 3800 мм покаазло, что к. п. д. для верхней секции разделения бензина и ке росина равен 0,31. Сопротивление S-образных тарелок составляло 4—5 мм рт. ст.
Колонны с S-образными тарелками, эксплуатируемые на бло ках стабилизации и вторичной перегонки установки АВТ НовоЯрославского НПЗ, уже в начале ее пуска обеспечивали удовлетво рительное погоноразделение и показали надежность работы при изменении нагрузок. Спустя некоторое время эти колонны стали работать еще лучше. Получаемые продукты имеют высокую чет кость погоноразделения.
На основе эксплуатации тарелок с S-образными элементами были сделаны следующие выводы: при достаточном числе тарелок и необходимых флегмовых числах, а также соблюдении требуемых технологических условий работы колонны эти тарелки обеспечива ют заданную четкость разделения продуктов; колонна работает устойчиво в большом диапазоне нагрузок (от 65 до 130% по срав нению с проектной). Поэтому тарелки с S-образными элементами могут быть рекомендованы для широкого использования в нефте перерабатывающей и нефтехимической промышленности при про ведении таких процессов, как атмосферная перегонка, вторичная перегонка бензина и газофракционирование.
Клапанные тарелки. На Сызранском НПЗ сотрудниками ВНИИнефтемаш проводилось промышленное испытание атмосфер ной колонны установки АВТ, оборудованной клапанными прямо точными тарелками. Диаметр колонны 3,2 м, число тарелок 23. Из них 19 установлено в укрепляющей части и 4 — в отгонной ча сти. Колонна была подключена в схему установки параллельно ко лонне с желобчатыми тарелками диаметром 3 м. Обследованная колонна предназначалась для получения широкой фракции, дизель ного топлива и мазута. Температурный режим и давление в ко лонне в период обследования изменялись в следующих пределах:
Температура, °С |
|
|
|
отбензиненной нефти на выходе из печи |
280—330 |
||
вакуумный зм еевик........................................................ |
|
||
атмосферный |
зм еев и к ................................................... |
|
335—371 |
в эвапорационном пространстве под 5-й тарелкой |
306—-350 |
||
вверху колонны .................................................................. |
|
200—218 |
|
внизу колонны....................................................................... |
тарелки |
|
300—336 |
в кармане 15-й |
|
257—296 |
|
:в кармане 21-й |
тарелки |
(вывод циркуляционного |
|
орошения)............................................................................ |
|
орошения |
217—243 |
на входе циркуляционного |
70—83 |
||
низ отпарной колонны ........................................................ |
|
240—290 |
|
Давление, кгс/см2 |
|
|
1,85-—2,57 |
под 5-й тарелкой.................................................................. |
|
||
под 14-й тар ел к ой ............................................................. |
|
1,79—2,3 |
68
Как это видно, температурный режим колеблется почти во всех обследуемых точках. Результаты обследования колонны с клапан ными тарелками приведены в табл. 8. Анализ полученных продук тов показал, что колонна работала хорошо. Качество продуктов было стабильным при различных нагрузках и температурных ре жимах.
Колонна с желобчатыми тарелками при максимальной произ водительности 3200 т/сут работала неудовлетворительно. Наложе ние фракции между керосином и дизельным топливом было 95 °С, между дизельным топливом и мазутом 139 °С. Содержание свет лых в мазуте составляло 30%. При работе колонны на заниженной производительности—2200 т/сут (по сырой нефти) качество про дуктов было удовлетворительным.
Т а б л и ц а 8. Результаты обследования |
колонны с клапанными тарелками |
|||||
|
|
|
|
Номер опыта |
|
|
Показатели |
|
I |
II |
III |
IV |
|
|
|
|
||||
Производительность |
по |
отбензиненной |
108 000 |
121 000 |
84 000 |
118 500 |
нефти, кг/ч |
|
|
41,4 |
32,2 |
24,9 |
29,5 |
Отбор светлых, вес. % |
|
|||||
Сечение под 21-и тарелкой |
88 800 |
86 000 |
63500 |
75 800 |
||
количество паров, кг/ч |
||||||
количество жидкости, кг/ч |
67 500 |
64 000 |
52 100 |
55 800 |
||
рабочая скорость паров, м/с |
0,4 |
0,5 |
0,374 |
0,484 |
||
удельная нагрузка по жидкости на |
83,5 |
79,5 |
68 |
82 |
||
единицу длины, м3/(м-ч) |
7,95 |
6 |
5,89 |
7,16 |
||
плотность паров, кг/м3 |
||||||
плотность жидкости, кг/м3 |
620 |
649 |
643 |
620 |
||
рабочий коэффициент |
скорости |
539 |
572 |
— |
612 |
|
флегмовое число |
|
|
2,28 |
2,16 |
4,04 |
2,19 |
Характеристика погоноразделения, °С |
22 |
60 |
67 |
95 |
||
наложение между широкой фрак- |
||||||
дней и дизельным |
топливом |
45 |
44 |
16 |
139 |
|
наложение между дизельным топ- |
||||||
ливом и мазутом |
|
|
0,41 |
|
0,25 |
|
К. и. д. тарелки |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
“ |
|
В результате |
обследования |
было установлено, что |
колонна |
с клапанными прямоточными тарелками быстро и хорошо выво дится на заданный режим, устойчиво работает при изменении про изводительности, обеспечивает хорошее разделение фракций и хо рошее качество разделяемых продуктов. При сравнении точек фракционного состава 5 и 95% налегание между широкой фрак цией и дизельным топливом было 14±22°С, а между дизельным топливом и мазутом всего 7±8°С. На основании полученных дан ных клапанные тарелки были рекомендованы для промышленного внедрения. Во вновь проектируемых колоннах промышленных уста новок АТ и АВТ применяют исключительно клапанные тарелки.
69
Г л а в а IV
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРУПНЕННЫХ УСТАНОВОК АТМОСФЕРНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ (АТ)
На многих нефтеперерабатывающих заводах находится в экс плуатации большое число индивидуальных атмосферных трубчаток производительностью 0,6; 1,0; 1,5 млн. т/год сернистой и мало сернистой нефти и позднее сооруженных установок АТ производи тельностью 2,0; 3,0 и 6,0 млн. т/год. Ниже дается краткая харак теристика мощных атмосферных трубчаток АТ, наиболее распро страненных на отечественных и зарубежных заводах.
Реконструированная установка «советская трубчатка»
«Советские трубчатки» были первыми мощными установками в СССР, предназначенными для атмосферной перегонки нефти; при их сооружении использовали отечественное оборудование. Про ектная мощность установок составляла 3500 т/сут малосернистых азербайджанских нефтей. При эксплуатации производительность их достигала 4200—4600 т/сут, т. е. на 35—40% превышала проект ную. Эти установки работают по схеме однократного испарения и снабжены предварительным эвапоратором для выделения из на гретой нефти легких фракций. На такой установке впервые было осуществлено непрерывное выщелачивание бензиновой фракции. Воздух, подаваемый в топку печей, нагревается теплом отходящих дымовых газов. Для лучшего предварительного подогрева нефти на установке регенерируется тепло горячих потоков нефтепродуктов. Схема установки «советской трубчатки» приведена на рис. 33.
Нефть двумя потоками с помощью насосов прокачивается че рез теплоомбенники 8 и направляется в дегидраторы 9. Отделив шаяся от воды и грязи нефть, проходя под собственным давлением через мазутные теплообменники, поступает в испаритель (эва поратор) 13. Отпарная колонна 12, смонтированная над эвапора тором, состоит из трех секций (по числу отбираемых из ректифи кационной колонны боковых фракций). Пары нефтепродуктов из эвапоратора поступают в нижнюю часть ректификационной колон ны 1. Отбензиненная нефть двумя потоками насосами И забирается с низа эвапоратора и прокачивается в две параллельно рабо тающие печи 10. Нагретая в печи до 310—315 °С нефть идет в ниж
70
нюю часть колонны 1. Бензиновые пары с верха колонны направ ляются в конденсатор-холодильник 2 и далее поступают в водоот делитель 3. Из водоотделителя часть бензина насосом подается в основную колонну в качестве орошения, остальная часть после доохлаждения в холодильнике проходит в выщелачивающую ко лонну 5. Для отделения от бензина газа установлен газосепаратор 4. Боковые фракции колонны 1, отбираемые насосами из ко лонны, направляются в теплообменники 8 и далее в холодильники 7,
Рис. 33. Принципиальная схема установки «советская трубчатка» (реконструи рованная) производительностью 2,0 млн. т/год:
/ — ректификационная |
колонна; 2 — конденсатор-холодильник; |
3 — водоотделитель; 4 — га- |
||||||
зосепаратор; 5 — выщелачивающая |
колонна; |
6 — насосы; |
7 — холодильники; 8 — теплообмен |
|||||
ники; 9 — дегидраторы; |
10 — печн; |
11 — печные |
насосы; |
12 — отпарная колонна; |
13 — испари |
|||
тель (эвапоратор). 1, |
11 — сырая |
нефть; |
HI—VII — фракции, |
получаемые |
нз |
колонны; |
||
VIII — циркуляционное |
орошение; |
IX — острое |
орошение; X — паровая смесь; |
XI — газы; |
XII — выщелоченный бензин.
а затем в заводские мерники. Предусмотрена возможность отбора непосредственно из основной колонны соляровой фракции, которая, пройдя холодильник, поступает в мерники.
В зависимости от фракционного состава и свойств перерабаты ваемой нефти выход целевых светлых нефтепродуктов составляет 41,5—52,0%. В настоящее время в эксплуатации находятся пять установок «советской трубчатки». За время их эксплуатации был осуществлен ряд мероприятий, позволивших улучшить технологи ческие и технико-экономические показатели установки. Наиболее рациональными мероприятиями оказались следующие:
удаление из камеры печей пароперегревательных труб и замена их нагревательными секциями, что позволило намного увеличить поверхность нагрева нефтяных труб;
увеличение поверхности конденсаторов и подогревателей; очистка внешней поверхности труб конденсаторов (чтобы пред
отвратить повышение давления в колонне) во время работы, без остановки аппаратов;
71