Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дизельных топлив требуется нагрев ее до 340—360 °С. На совре­ менной установке первичной перегонки нефти АВТ производитель­

ностью 6 млн.

т/год для этого

требуется затратить

тепла 116-

• Ю6

ккал/ч, или 16,6 т/ч (134,8 тыс. т/год)

жидкого топлива, имею­

щего

теплоту

сгорания 10 000

ккал/кг.

Фактически

на заводах

нефть нагревается предварительно за счет утилизации тепла вто­ ричных источников; таким образом, расход топлива несколько со­ кращается.

Для обеспечения установок жидким и газообразным топливом в централизованном порядке на нефтяных заводах организуется топливное хозяйство. Имеются цехи подготовки топлива; идущиеот него топливопроводы закольцовываются и по ним беспрерывно циркулирует жидкое топливо. На технологические установки про­ кладывают линии (ответвления). Специальные топливные мерники на установках АВТ не предусматриваются. Имеются теплообмен­ ники для подогрева газового топлива перед его поступлением на форсунки печи.

Паротеплоснабжение. Как уже указывалось, на установках АВТ применяют насыщенный водяной пар давлением от 3 до 30 кгс/см2 и перегретый пар при 250—400 °С давлением 6—12 кгс/см2. Пар низкопотенциальный давлением до 3 кгс/см2 применяют в основ­ ном для подогрева нефтепродуктов до 70—90 °С с целью уменьше­ ния их вязкости (для облегчения перекачки по трубопроводам); поддержания нужной температуры в емкостях, аппаратах; поддер­ жания температуры застывающих продуктов в лотках, каналах; обогрева арматуры, фитингов и импульсных линий на установках, обогрева отдельных производственных помещений и др. Перегре­ тый пар применяют для технологических целей в атмосферных и вакуумных ректификационных колоннах; в печах — для распыла топлива; в пароэжекторных системах вакуумной аппаратуры; для приводов насосов и паровых турбин. Однако в связи с распростра­ нением электрических приводов паровые агрегаты применяют ред­ ко и в малом количестве. Основным источником пароснабжения современных заводов являются собственные ТЭЦ, теплоэлектро­ централи районного или городского типа. Собственные котельные установки при заводе сооружаются редко.

Водоснабоюение. Вода на установках используется в основном для охлаждения горячих нефтепродуктов до требуемой температу­ ры. Значительно меньше воды расходуется для промывки нефти,, растворения реагентов, питания паропроизводящих котлов, котловутилизаторов. Вода является также основным средством для пожа­ ротушения на заводах. Заводы оборудуются коллекторами водо­ снабжения, системами промышленной теплофикационной и хими­ чески очищенной воды, конденсатопроводами. Вода на завод поступает из рек, озер, прудов, моря и др. Для подачи воды сооружают специальные водозаборные системы и насосные стан­ ции с коллекторами. Применяют прямоточные и оборотные систе­ мы водоснабжения. Широко распространено оборотное водоснаб­

201


жение, способствующее значительному сокращению объема свежей и загрязненной воды. Вода на установку поступает с оборота при 25—2б°С и возвращается в систему охлаждения при 45—50 °С.

На установке АВТ прокладывают водопроводные и канализа­ ционные коллекторы с учетом обслуживания водопотребляющих точек. Внутри установочные водопроводы и канализационные ли­ нии присоединяются к заводским коллекторам. Для сооружения блоков оборотного водоснабжения и очистных сооружений нефте­ заводов требуются большие капитальные вложения. Поэтому очень важно сократить расход воды и рационально ее использовать. Зна­ чительно (на 60—70%) сокращается расход оборотной воды и юбъем промышленных стоков на установках АВТ при использо­ вании аппаратов воздушного охлаждения (АВО), изготавливаемых отечественной машиностроительной промышленностью. При этом лишь немного увеличивается расход электроэнергии на двигате- ' ли вентиляторов АВО.

Электроснабжение. Электроэнергию на АВТ и на ЭЛОУ — АВТ потребляют электродвигатели, приводящие в движение насосы; компрессоры; воздуходувки; вентиляторы, работающие в условиях длительного и непрерывного режима; приводы механизмов; прибо­ ры контроля и автоматики; электродегидраторы и электрораздели­ тели блока выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов. Кроме того, электроэнергия расходуется на освещение производ­ ственных и подсобно-вспомогательных зданий, площадок и терри­ тории объектов. Суммарные расходы электроэнергии на установ­ ках первичной перегонки весьма велики. На установке сооружают трансформаторные подстанции и распределительное устройство преимущественно вблизи от центра нагрузок. Для снабжения неф­ тезаводов и установок электроэнергией сооружают ТЭЦ недалеко от завода, производится кольцевание с линиями электропередач, строятся повышающие или понижающие подстанции и т. д.

Воздухоснабжение. Сжатый воздух применяется для чистки труб печей и теплообменников; для смешения продуктов; обеспе­ чения работы пневматических механизмов, приборов контроля и автоматики. В последнее время воздух в большом количестве на­ гнетается индивидуальными вентиляторами через аппараты воз­ душного охлаждения. Воздух применяется также для распыла топ­ лива в форсунках печей вместо водяного пара. Для централизо­ ванного обеспечения потребителей сжатым воздухом сооружаются специальные воздушные компрессорные с воздуховодами. Воздух на технологические установки подводится из заводских магистра­ лей. В некоторых случаях пользуются передвижными агрегатами.



Г л а в а XI

ЭНЕРГОРЕСУРСЫ ПРОЦЕССОВ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ И ПУТИ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Теплоэнергетическая характеристика установок АВТ

Получаемые на установках АТ и АВТ газы, пары и жидкие компоненты обладают высокой температурой и содержат большое количество потенциального тепла. Для обеспечения нормального хранения нефтепродуктов необходимо охладить их до 35—80 °С. Тепло выделяется также дымовыми газами, выходящими из труб­ чатых подогревателей, отработанным паром, конденсатом, охлаж­ дающей водой и др. Таким образом, все горячие потоки на уста­ новках обладают большими энергоресурсами и, следовательно, яв­ ляются вторичными энергоисточниками. Рациональное и эффек­ тивное использование вторичных энергоресурсов может значитель­ но повысить топливно-энергетический к.п.д. установок и заводов и уменьшить энергозатраты.

Ниже приводится температурный режим основных аппаратов установки ЭЛОУ — АВТ со вторичной перегонкой бензина (по двухколонной схеме) производительностью 3 млн. т/год:

 

Аппараты и потоки

 

Т е м п е р ат у р а ,

 

 

oq

Электродегидраторы первой и второй сту­

 

пеней ..................................................................

 

105—115

Первая колонна атмосферной части . .

.

120—240

Основная

колонна атмосферной части .

.

140—320

Дымовые газы из печей атмосферной части

337—340

Стабилизатор ........................................................

 

75—180

Фракционирующий а б со р б ер .........................

40—80

Вакуумная

к о л о н н а .........................................

.

90—375

Дымовые газы из печи вакуумной части

370—380

Колонны блока вторичнойперегонки . . .

 

70—185

Блок выщелачивания.........................................

50—55

Тепловая энергия, необходимая для ведения технологического процесса, получается в основном за счет сжигаемого в форсунках печей жидкого или газообразного топлива. Иногда для подогрева используют водяной пар высокого давления. Мощность теплоэнер­ гетических агрегатов зависит от характера и режимных условий процесса.

Основными факторами, определяющими потенциальную тепло­ вую энергию горячих нефтепродуктов, являются их масса и тем­ пература.

203


Т а б л и ц а

41. Энтальпия горячих нефтепродуктов

 

 

 

 

 

 

установок ЭЛОУ—АВТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Сырье—ромашкннская сырая нефть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темпе­

Тепло в потоке

 

 

Поток

 

 

Количество

энтальпия

общее тепло

 

 

 

Gn. кг/ч

ратура

 

 

 

 

 

 

 

t,

°С

ч-

Q, ккал/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ккал/(кг-°С)

 

 

 

Э Л О У—А ВТ

п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь ю

3

млн. т/г о д

 

 

Блок, атмосферной

перегонки

 

100 980

 

 

 

 

 

 

Верхний продукт первой ректифика­

1 2 0

138,1

14 935 000

ционной колонны н. к.—85 °С

 

98 046

 

 

 

 

 

 

Широкая бензиновая

фракция

85—

1 2 2

139,1

13 638 200

140 °С и водяной

пар

 

 

61 420

150

77,8

4 900 000

Керосин, фракция

140—240 °С

 

Дизельное

топливо

 

240—300 °С

 

36 875

245

123,8

4 565 000

летнее,

фракция

 

зимнее,

фракция

300—350 °С

 

25 860

280

157,8

4 087 000

Мазут фракция >350 °С

 

205 940

375

2 2 0 , 1

45 306 800

 

 

 

И т о г о . . .

87 432 000

Промежуточное циркуляционное

оро­

 

 

 

 

 

 

 

шение

'

 

 

 

 

114 000

 

 

108,2

12 334 800

первое

 

 

 

 

2 0 0

второе

 

 

 

 

 

71 300

268

148,7

1 0

602 0 0 0

третье

 

 

 

 

 

62 500

305

173,8

9 762 500

 

 

 

Итого

 

32 699 300

Итого по блоку атмосферной пере­

 

 

 

 

120 131 300

гонки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок вакуумной перегонки мазута

 

 

 

 

 

813 400

Масляные фракции, °С

 

 

10 030

160

81,1

 

<350

 

 

 

 

 

 

813 400

350—400

 

 

 

 

25 934

225

123,5

3 6 8 6

700

400—450

 

 

 

 

31 121

275

149,2

4 643 300

450—490

 

 

 

 

24 484

315

179,3

4 390 000

>490

 

 

 

 

 

112781

355

199,6

22 540 000

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

36 573 400

Циркуляционное орошение

 

17 000

160

81,1

1 378 700

первое

 

 

 

 

 

второе

 

 

 

 

 

33 700

215

1 1 0 , 8

3 734 000

третье

 

 

 

 

 

38 200

260

139,3

5 316 400

четвертое

 

 

 

 

40 500

310

172,7

6

994 300

пятое

 

 

 

 

 

33 500

350

195,6

6

552 600

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

23 976 000

Итого по блоку вакуумной перегонки

 

 

 

 

60 549 400

Всего по установке

 

 

 

 

 

|

.

 

180 680 700