Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
дизельных топлив требуется нагрев ее до 340—360 °С. На совре менной установке первичной перегонки нефти АВТ производитель
ностью 6 млн. |
т/год для этого |
требуется затратить |
тепла 116- |
||
• Ю6 |
ккал/ч, или 16,6 т/ч (134,8 тыс. т/год) |
жидкого топлива, имею |
|||
щего |
теплоту |
сгорания 10 000 |
ккал/кг. |
Фактически |
на заводах |
нефть нагревается предварительно за счет утилизации тепла вто ричных источников; таким образом, расход топлива несколько со кращается.
Для обеспечения установок жидким и газообразным топливом в централизованном порядке на нефтяных заводах организуется топливное хозяйство. Имеются цехи подготовки топлива; идущиеот него топливопроводы закольцовываются и по ним беспрерывно циркулирует жидкое топливо. На технологические установки про кладывают линии (ответвления). Специальные топливные мерники на установках АВТ не предусматриваются. Имеются теплообмен ники для подогрева газового топлива перед его поступлением на форсунки печи.
Паротеплоснабжение. Как уже указывалось, на установках АВТ применяют насыщенный водяной пар давлением от 3 до 30 кгс/см2 и перегретый пар при 250—400 °С давлением 6—12 кгс/см2. Пар низкопотенциальный давлением до 3 кгс/см2 применяют в основ ном для подогрева нефтепродуктов до 70—90 °С с целью уменьше ния их вязкости (для облегчения перекачки по трубопроводам); поддержания нужной температуры в емкостях, аппаратах; поддер жания температуры застывающих продуктов в лотках, каналах; обогрева арматуры, фитингов и импульсных линий на установках, обогрева отдельных производственных помещений и др. Перегре тый пар применяют для технологических целей в атмосферных и вакуумных ректификационных колоннах; в печах — для распыла топлива; в пароэжекторных системах вакуумной аппаратуры; для приводов насосов и паровых турбин. Однако в связи с распростра нением электрических приводов паровые агрегаты применяют ред ко и в малом количестве. Основным источником пароснабжения современных заводов являются собственные ТЭЦ, теплоэлектро централи районного или городского типа. Собственные котельные установки при заводе сооружаются редко.
Водоснабоюение. Вода на установках используется в основном для охлаждения горячих нефтепродуктов до требуемой температу ры. Значительно меньше воды расходуется для промывки нефти,, растворения реагентов, питания паропроизводящих котлов, котловутилизаторов. Вода является также основным средством для пожа ротушения на заводах. Заводы оборудуются коллекторами водо снабжения, системами промышленной теплофикационной и хими чески очищенной воды, конденсатопроводами. Вода на завод поступает из рек, озер, прудов, моря и др. Для подачи воды сооружают специальные водозаборные системы и насосные стан ции с коллекторами. Применяют прямоточные и оборотные систе мы водоснабжения. Широко распространено оборотное водоснаб
201
жение, способствующее значительному сокращению объема свежей и загрязненной воды. Вода на установку поступает с оборота при 25—2б°С и возвращается в систему охлаждения при 45—50 °С.
На установке АВТ прокладывают водопроводные и канализа ционные коллекторы с учетом обслуживания водопотребляющих точек. Внутри установочные водопроводы и канализационные ли нии присоединяются к заводским коллекторам. Для сооружения блоков оборотного водоснабжения и очистных сооружений нефте заводов требуются большие капитальные вложения. Поэтому очень важно сократить расход воды и рационально ее использовать. Зна чительно (на 60—70%) сокращается расход оборотной воды и юбъем промышленных стоков на установках АВТ при использо вании аппаратов воздушного охлаждения (АВО), изготавливаемых отечественной машиностроительной промышленностью. При этом лишь немного увеличивается расход электроэнергии на двигате- ' ли вентиляторов АВО.
Электроснабжение. Электроэнергию на АВТ и на ЭЛОУ — АВТ потребляют электродвигатели, приводящие в движение насосы; компрессоры; воздуходувки; вентиляторы, работающие в условиях длительного и непрерывного режима; приводы механизмов; прибо ры контроля и автоматики; электродегидраторы и электрораздели тели блока выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов. Кроме того, электроэнергия расходуется на освещение производ ственных и подсобно-вспомогательных зданий, площадок и терри тории объектов. Суммарные расходы электроэнергии на установ ках первичной перегонки весьма велики. На установке сооружают трансформаторные подстанции и распределительное устройство преимущественно вблизи от центра нагрузок. Для снабжения неф тезаводов и установок электроэнергией сооружают ТЭЦ недалеко от завода, производится кольцевание с линиями электропередач, строятся повышающие или понижающие подстанции и т. д.
Воздухоснабжение. Сжатый воздух применяется для чистки труб печей и теплообменников; для смешения продуктов; обеспе чения работы пневматических механизмов, приборов контроля и автоматики. В последнее время воздух в большом количестве на гнетается индивидуальными вентиляторами через аппараты воз душного охлаждения. Воздух применяется также для распыла топ лива в форсунках печей вместо водяного пара. Для централизо ванного обеспечения потребителей сжатым воздухом сооружаются специальные воздушные компрессорные с воздуховодами. Воздух на технологические установки подводится из заводских магистра лей. В некоторых случаях пользуются передвижными агрегатами.
Г л а в а XI
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ ПРОЦЕССОВ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ И ПУТИ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Теплоэнергетическая характеристика установок АВТ
Получаемые на установках АТ и АВТ газы, пары и жидкие компоненты обладают высокой температурой и содержат большое количество потенциального тепла. Для обеспечения нормального хранения нефтепродуктов необходимо охладить их до 35—80 °С. Тепло выделяется также дымовыми газами, выходящими из труб чатых подогревателей, отработанным паром, конденсатом, охлаж дающей водой и др. Таким образом, все горячие потоки на уста новках обладают большими энергоресурсами и, следовательно, яв ляются вторичными энергоисточниками. Рациональное и эффек тивное использование вторичных энергоресурсов может значитель но повысить топливно-энергетический к.п.д. установок и заводов и уменьшить энергозатраты.
Ниже приводится температурный режим основных аппаратов установки ЭЛОУ — АВТ со вторичной перегонкой бензина (по двухколонной схеме) производительностью 3 млн. т/год:
|
Аппараты и потоки |
|
Т е м п е р ат у р а , |
|
|
oq |
|
Электродегидраторы первой и второй сту |
|
||
пеней .................................................................. |
|
105—115 |
|
Первая колонна атмосферной части . . |
. |
120—240 |
|
Основная |
колонна атмосферной части . |
. |
140—320 |
Дымовые газы из печей атмосферной части |
337—340 |
||
Стабилизатор ........................................................ |
|
75—180 |
|
Фракционирующий а б со р б ер ......................... |
40—80 |
||
Вакуумная |
к о л о н н а ......................................... |
. |
90—375 |
Дымовые газы из печи вакуумной части |
370—380 |
||
Колонны блока вторичнойперегонки . . . |
|
70—185 |
|
Блок выщелачивания......................................... |
50—55 |
Тепловая энергия, необходимая для ведения технологического процесса, получается в основном за счет сжигаемого в форсунках печей жидкого или газообразного топлива. Иногда для подогрева используют водяной пар высокого давления. Мощность теплоэнер гетических агрегатов зависит от характера и режимных условий процесса.
Основными факторами, определяющими потенциальную тепло вую энергию горячих нефтепродуктов, являются их масса и тем пература.
203
Т а б л и ц а |
41. Энтальпия горячих нефтепродуктов |
|
|
|
|
|
|
|||||
установок ЭЛОУ—АВТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
(Сырье—ромашкннская сырая нефть) |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Темпе |
Тепло в потоке |
|
|||
|
Поток |
|
|
Количество |
энтальпия |
общее тепло |
||||||
|
|
|
Gn. кг/ч |
ратура |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
t, |
°С |
ч- |
Q, ккал/ч |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ккал/(кг-°С) |
|
|
|
Э Л О У—А ВТ |
п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь ю |
3 |
млн. т/г о д |
|
|
|||||||
Блок, атмосферной |
перегонки |
|
100 980 |
|
|
|
|
|
|
|||
Верхний продукт первой ректифика |
1 2 0 |
138,1 |
14 935 000 |
|||||||||
ционной колонны н. к.—85 °С |
|
98 046 |
|
|
|
|
|
|
||||
Широкая бензиновая |
фракция |
85— |
1 2 2 |
139,1 |
13 638 200 |
|||||||
140 °С и водяной |
пар |
|
|
61 420 |
150 |
77,8 |
4 900 000 |
|||||
Керосин, фракция |
140—240 °С |
|
||||||||||
Дизельное |
топливо |
|
240—300 °С |
|
36 875 |
245 |
123,8 |
4 565 000 |
||||
летнее, |
фракция |
|
||||||||||
зимнее, |
фракция |
300—350 °С |
|
25 860 |
280 |
157,8 |
4 087 000 |
|||||
Мазут фракция >350 °С |
|
205 940 |
375 |
2 2 0 , 1 |
45 306 800 |
|||||||
|
|
|
И т о г о . . . |
— |
— |
— |
87 432 000 |
|||||
Промежуточное циркуляционное |
оро |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шение |
' |
|
|
|
|
114 000 |
|
|
108,2 |
12 334 800 |
||
первое |
|
|
|
|
2 0 0 |
|||||||
второе |
|
|
|
|
|
71 300 |
268 |
148,7 |
1 0 |
602 0 0 0 |
||
третье |
|
|
|
|
|
62 500 |
305 |
173,8 |
9 762 500 |
|||
|
|
|
Итого |
|
— |
— |
— |
32 699 300 |
||||
Итого по блоку атмосферной пере |
|
|
|
|
120 131 300 |
|||||||
гонки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок вакуумной перегонки мазута |
|
|
|
|
|
813 400 |
||||||
Масляные фракции, °С |
|
|
10 030 |
160 |
81,1 |
|
||||||
<350 |
|
|
|
|
|
|
813 400 |
|||||
350—400 |
|
|
|
|
25 934 |
225 |
123,5 |
3 6 8 6 |
700 |
|||
400—450 |
|
|
|
|
31 121 |
275 |
149,2 |
4 643 300 |
||||
450—490 |
|
|
|
|
24 484 |
315 |
179,3 |
4 390 000 |
||||
>490 |
|
|
|
|
|
112781 |
355 |
199,6 |
22 540 000 |
|||
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
36 573 400 |
|||
Циркуляционное орошение |
|
17 000 |
160 |
81,1 |
1 378 700 |
|||||||
первое |
|
|
|
|
|
|||||||
второе |
|
|
|
|
|
33 700 |
215 |
1 1 0 , 8 |
3 734 000 |
|||
третье |
|
|
|
|
|
38 200 |
260 |
139,3 |
5 316 400 |
|||
четвертое |
|
|
|
|
40 500 |
310 |
172,7 |
6 |
994 300 |
|||
пятое |
|
|
|
|
|
33 500 |
350 |
195,6 |
6 |
552 600 |
||
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
23 976 000 |
|||
Итого по блоку вакуумной перегонки |
|
|
|
|
60 549 400 |
|||||||
Всего по установке |
|
|
|
|
|
| |
. |
|
180 680 700 |