Файл: Ящерицын, П. И. Шлифование с подачей СОЖ через поры круга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ворота, при этом СОЖ поднимается к выходному патруб ку 5 в верхней части гидроциклона.
Так как по пути следования вверх большая центро бежная сила воздействует на оставшиеся твердые части цы, то происходит эффективная дополнительная очист ка, т. е. имеющиеся во вторичном потоке частицы вновь захватываются первичным водоворотом. Очищенная СОЖ выводится через выходной патрубок 5 из гидро циклона и подается в зону обработки на станке. Скон центрированная взвесь (шлам) вместе с определенной частью (3—5%) СОЖ выводится из сливного отверстия 4 в небольшой резервуар для отстоя.
U
Рис. 39. Схема гидроциклона [97]: 1—патрубок для подачи СОЖ в гидроциклон; 2 — цилинд рическая часть гидроциклона; 3 — конусная часть гидроциклона; 4 — сливное отверстие для слива шлама; 5 — патрубок для отвода очи
щенной СОЖ из гидроциклона
105
Правильным подбором диаметра сливного отверстия 4 и выходного отверстия в патрубке 5 можно привести утечки СОЖ через отверстие 4 к минимуму. На эффек тивность гидроциклона влияют:
величина давления СОЖ в верхнем патрубке; величина давления СОЖ во входном патрубке (по
данным Ц. X. Пайкина и В. О. Ситова [97], оптимальным давлением является 2—2,5 кгс/см2)\
удельный вес, величина и форма частиц шлама; кинематическая вязкость СОЖ и ее фактический рас
ход через гидроциклон; геометрические параметры гидроциклона и другие
факторы.
С увеличением содержания шлама в СОЖ эффек- - тивность гидроциклона возрастает и в отдельных слу чаях достигает 95%. При этом тонкость очистки при номинальном режиме работы гидроциклона составляет
примерно 10—20 |
мкм. |
Преимущества |
гидроциклона — непрерывность про |
цесса, простота конструкции и обслуживания, отсутствие механических подвижных элементов, малая стоимость, возможность очистки СОЖ как от металлических, так и неметаллических примесей.
К недостаткам гидроциклона следует отнести выделе ние шлама вместе с определенной частью СОЖ, что тре бует дополнительной сепарации седиментацией или дру гими методами, невысокую тонкость сепарации и необхо димость подавать загрязненную СОЖ в гидроциклон под давлением, для чего нужны специальные насосы.
Витебским СКВ ЗШ и ЗС [97] последний недостаток разрешен посредством модернизации серийно выпускае мых центробежных насосов типа ПА. Суть этой модер низации состоит в уменьшении осевых зазоров между рабочим колесом и диффузором до 0,1—0,2 мм на сторо ну и уменьшении радиального зазора между ними до 2 мм. При этом требуется улучшить уплотнение вала при вода рабочего колеса. В результате такой модернизации при номинальном расходе насос развивает давление до 2—2,5 кгс/см2 и повышается его к.п.д.
Применять для подачи СОЖ в гидроциклон другие
насосы высокого |
давления |
(шестеренные, лопастные |
|
и т. |
д.) нецелесообразно из-за |
их заклинивания и быст |
|
рого |
абразивного |
износа. |
|
106
Метод центробежной очистки СОЖ в центрифугах.
Для проведения экспериментальных работ по шлифованшо с охлаждением через поры круга нами была разра ботана, изготовлена н испытана простейшая по конструк ции центрифуга для очистки СОЖ от шлама (рис. 40).
СОЖ со станка сливается самотеком в воронкообраз ную крышку 1 и через патрубок 2 в ротор 3, который вра-
1
Рис. |
40. Схема центрифуги для очистки СОЖ |
от шлама: / — ворон |
|||
кообразная крышка; 2 — патрубок для подачи СОЖ |
в ротор центри |
||||
фуги; |
3 — ротор; |
4-— кожух; |
5 — сливное отверстие; |
6 — резервуар; |
|
7 — центробежный |
насос; |
8 — кронштейн; |
9 — электродвигатель; |
||
|
10— грузики для балансировки ротора |
щается с большой скоростью, и его полезный диаметр составляет 330 мм. Под действием центробежной силы шлам отбрасывается к стенкам ротора, а очищенная СОЖ переливается из ротора в кожух 4, а оттуда через отверстие 5 в резервуар 6. Центробежным насосом 7 СОЖ подается к станку в зону обработки.
Ротор 3 смонтирован на кронштейне 8 и получает вращение от электродвигателя 9 через плоскоременную
107
Т а б л и ц а 5
Техническая характеристика центрифуги
№ |
|
|
|
Скорость враще |
||
Параметры |
|
ния ротора, об/мин |
||||
п.п. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
2860 |
4000 |
5000 |
1 |
Производительность |
по отфильтрованной |
30 |
50 |
|
|
2 |
СОЖ, л/мин |
|
Фруда) |
60 |
||
Фактор разделения (критерий |
1500 |
3000 |
4600 |
|||
3 |
Содержание шлама, вес. %, |
в отфильт |
|
|
|
|
|
рованной СОЖ при исходной засорен |
|
|
|
||
|
ности, %; |
|
|
|
0,005 |
|
|
до 0,1 |
|
|
0,01 |
0,001 |
|
|
0,3 |
|
|
0,03 |
0,008 0,003 |
|
|
0,5 |
|
|
0,05 |
0,01 |
0,005 |
|
1,0 |
|
|
0,06 |
0,03 |
0,010 |
|
1,5 |
|
|
0,08 |
0,05 |
0,015 |
4 |
2,0 |
|
|
0,1 |
0,06 |
0,025 |
Тонкость очистки, мкм, при исходной |
|
|
|
|||
|
засоренности, %: |
|
|
15 |
5 |
0,5 |
|
до 0,1 |
|
|
|||
|
0,3 |
|
|
20 |
10 |
1 |
|
0,5 |
|
|
30 |
12 |
2 |
|
1,0 |
|
|
50 |
20 |
5 |
|
1,5 |
|
|
60 |
30 |
10 |
|
2,0 |
мм |
|
80 |
45 |
15 |
5 |
Занимаемая площадь, |
|
|
600 Xпоо |
передачу. На роторе имеется круговой паз, в котором на ходятся грузики 10. Посредством этих грузиков и с по мощью вибродатчиков К-001 и осциллографа Н-700 производится балансировка заполненного СОЖ ротора на рабочей скорости.
В табл. 5 приведена техническая характеристика данной центрифуги. Полученные значения параметров были установлены в результате исследований с целью оптимизации конструкции центрифуги и режима ее ра боты с помощью статистических методов планирования экспериментов и промышленных испытаний в условиях цеха роликовых подшипников № 1 11 ГПЗ.
Приведенные в табл. 5 (п. 4 и 3) данные являются средними за время работы центрифуги от одной до вто рой выгрузки шлама из ротора.
Чтобы получить наиболее оптимальные значения по степени и тонкости очистки СОЖ от шлама, необходимо
108
было производить ручную выгрузку шлама из ротора 1— 3 раза в смену. Внешним признаком необходимости очистки ротора от шлама было повышение уровня вибраций центрифуги. Заметное увеличение уровня виб раций наступает тогда, когда толщина слоя шлама в ро торе достигает 20—35 мм на сторону (рис. 41). Время достижения этой толщины слоя шлама зависит от степе ни засоренности шламом исходной СОЖ. Выгрузка шла ма из ротора занимает 10—15 мин.
л , %
т
во
60
w
го
о
Рис. 41. Зависимость степени очистки СОЖ А от толщины h слоь шлама в роторе центрифуги и степени засоренности исходной СОЖ б
Основным преимуществом центрифуги является до стижение весьма высокой тонкости и степени очистки СОЖ от шлама; к недостаткам ее следует отнести необ ходимость периодической ручкой выгрузки шлама из ро тора и наличие быстро вращающегося узла, который тре бует постоянного ухода (периодическая смазка, перебор ка и регулировка подшипников).
Метод противотока. На отдельных операциях, когда шлифование производится мелкозернистыми плотной структуры и высокой твердости шлифовальными круга ми большого диаметра, даже при применении центри-
109
фуги не представляется возможным сработать круг до полного износа без засорения, до прекращения расхода СОЖ через поры круга. В этом случае возникает необ
ходимость |
производить очистку шлифовального |
круга |
от шлама, |
проникшего в поровое пространство |
круга и |
отложившегося в виде слоя осадка на его внутренней по верхности.
При изучении механизма протекания загрязненной СОЖ через поры шлифовального круга нами было уста новлено, что глубина проникновения шлама внутрь порового пространства, как правило, невелика и в боль шинстве случаев составляет 1—3 мм. Глубина проникно вения шлама в поровое пространство круга зависит от его характеристики и фильтрационных свойств (зерни стости, твердости, номера структуры, пористости, прони цаемости, размера пор и удельной поверхности), а также от давления СОЖ в полости круга и места абразива, связки, СОЖ и шлама в трибоэлектрическом ряду и дру гих факторов. В частности, экспериментально было уста новлено, что чем меньше зернистость и номер структуры круга, больше его твердость, тем меньше глубина про никновения шлама в поровое пространство круга.
Этой особенностью механизма протекания загрязнен ной СОЖ через поры круга мы и воспользовались при разработке устройства для очистки засорившихся шла мом шлифовальных кругов.
Устройство состоит из кожуха 1, крышки 2 и ниппеля 3 (рис. 42). Засорившийся шлифовальный круг снимает ся со станка, помещается в кожух 1 и плотно закры вается крышкой 2. По торцам круга положены уплотня ющие резиновые прокладки. Ниппелем 3 кожух присое диняется к системе централизованной подачи СОЖ или к системе подачи технической воды, или к специальной насосной станции высокого давления с водой, СОЖ или маслом. Через ниппель 3 промывающая жидкость посту пает в кольцевое пространство между кожухом и кру гом и под действием избыточного давления протекает через поры круга в его внутреннюю полость, а оттуда — на слив. Таким образом, происходит вымывание шлама
из пор круга и слоя осадка на его внутренней поверх ности.
Для быстрой и эффективней промывки круга необхо димо подавать промывающую жидкость под давлением
ПО
Рис. 42. Устройство для очистки засоренного шламом шлифовального круга: 1 — кожух; 2 — крышка; 3 — ниппель
3—б кгс/см2. Чем больше путь фильтрации (разность между наружным и внутренним радиусами круга) и меньше его проницаемость, тем большее необходимо дав ление промывающей жидкости в кожухе.
Особых требований к степени очистки промывающей жидкости от шлама не предъявляется. Это объясняется следующим. При промывке загрязненной жидкостью имеющийся в ней шлам отлагается на наружной поверх ности круга, частично проникая в его поровое простран ство на небольшую глубину, т. е. происходит фильтро вание промывающей жидкости. Освободившаяся от шла ма жидкость проходит через поры круга и производит промывку пор у его внутреннего диаметра. Цикл про мывки длится 5—10 мин, за это время круг по наружно му диаметру засоряется незначительно. При этом отло жившийся шлам на наружном диаметре круга удаляется при его правке после установки на станок, а также вы мывается СОЖ, подаваемой через поры круга. Такую простейшую промывку круга на отдельных станках удается сделать, не снимая круга со станка.
Комбинации фильтров. Наряду с описанными выше типами фильтров имеется ряд их комбинаций, посред ством которых можно добиться более высокой эффектив ности и экономичности по очистке СОЖ от шлама.
Наиболее употребительными комбинациями фильтров являются: 1) магнитный сепаратор и седиментационный резервуар; 2) магнитный сепаратор и фильтр-транспор тер; 3) магнитный сепаратор и гидроциклон; 4) магнит ный сепаратор и центрифуга и т. д.
При применении первой комбинации фильтров не сколько повышается степень очистки СОЖ от шлама, сокращаются остановки станка для выгрузки шлама из седиментационного резервуара и несколько увеличивает ся срок службы СОЖ. Второй комбинацией фильтров достигается достаточно тонкая очистка СОЖ от шлама и существенно сокращается расход дорогостоящей фильт ровальной бумаги. Третья комбинация фильтров позво ляет повысить степень очистки СОЖ от шлама до 98% и сократить утечку СОЖ из гидроциклона через сливное отверстие. При четвертой комбинации более длительно происходит наполнение ротора центрифуги шламом, что увеличивает степень очистки СОЖ и в 2—3 раза сокра щает количество остановок станка для очистки ротора.
112