Файл: Ящерицын, П. И. Шлифование с подачей СОЖ через поры круга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
очистки СОЖ от шлама в такой центрифуге также до статочно велика, а срок службы внутришлифовальных кругов невелик. Поэтому на отдельных операциях шли фовальные круги работают без засорения до их полного износа. Однако длительные испытания показали, что при большой скорости вращения шпинделя происходит достаточно быстрый износ трущихся поверхностей раз делителя потока 8 (см. рис. 44). Для этого в комплекте встроенной центрифуги должны быть взаимозаменяе мые запасные разделители потока.
На рис. 47 показаны разработанные нами в Минском
филиале |
ВНИПП две конструкции |
шпинделя: |
СШ-І-ІО(І) |
(рис. 47, а) и СШ-1-10(2) (рис. |
47,6) для |
шлифования отверстий внутренних колец двухрядных сферических роликоподшипников диаметром 140— 180 мм. Так как шлифуемые детали имеют небольшую высоту (80—120 мм), то нами был принят ряд кон структивных мер с целью повышения жесткости и виб роустойчивости данных шпинделей. В частности, они обладают рядом особенностей:
1. Повышенной жесткостью корпуса в передней части за счет увеличения его диаметра до 120 мм, а для прохода правящего алмаза сделана лыска (на рис. 47 не показана). Так как концевая часть корпуса имеет диаметр 100 мм и благодаря наличию лыски суммарный износ круга не уменьшился.
2.Осевой фиксацией шпинделя гайкой, что позво ляет крепить его в бабке станка без деформации корпу са шпинделя, а следовательно, и подшипников задней опоры.
3.Применением в передней и задней опорах ра диально-упорных подшипников различных типоразме ров, что позволило снизить колебания шпинделя ампли тудно-переменного характера. Это является следствием того, что радиально-упорные подшипники различных типоразмеров отличаются друг от друга или количест вом, или массой тел качения (шариков), или тем и дру гим одновременно. Этим самым исключаются резонанс
ные биения в амплитудно-частотном спектре колебаний шпинделя.
4. Подшипники качения в обеих опорах собраны с предварительным натягом, бёз пружинной компенсации на «износ подшипников», как это сделано в шпинделях
120
Рис. 47. Конструкция внутришлкфовальных шпинделей: а — СШ -І-Ю (І); б — СШ-1-10(2)
121
конструкции завода «Калибр» и Воронежского станко строительного завода. Установка подшипников с предва рительным натягом повышает радиальную п особенно осевую жесткость опор, увеличивает срок службы комп лекта подшипников.
5.Перераспределением массы металла с вращающе гося вала шпинделя на его невращающийся корпус, в результате чего снижается уровень колебаний с часто той вращения шпинделя.
6.Установкой в обеих опорах по четыре подшипника.
При этом в каждой опоре левая и правая пары подшип
ников устанавливаются |
по системе «Тандэм», а пары |
|||
подшипников между собой — по системе «Спина |
к спи |
|||
не». Установкой такого количества |
подшипников |
и по |
||
такой системе |
обеспечивается: |
шпинделя |
в 2— |
|
повышение |
точности |
вращения |
||
2,5 раза при условии, что |
на внутренних и наружных |
кольцах подшипников отмечены точки максимального радиального биения, которые на валу и в корпусе рас ставлены в различных диаметральных плоскостях (сме щены друг относительно друга по фазе);
повышение осевой жесткости шпинделя в 2,5—5 раза; повышение жесткости вала шпинделя в межопорном пространстве в 1,4—1,6 раза, при этом представляется возможным уменьшить массу вращающихся деталей на
25-40% ;
увеличение осевой и радиальной жесткости опор шпинделя в 2—2,5 раза;
уменьшение межопорного пролета вала шпинделя примерно в 2 раза.
Перечисленные преимущества относятся к шпинде лям обеих конструкций. Помимо этого, у шпинделя СШ-1-10(2) имеются дополнительные преимущества:
за счет выполнения планшайбы за одно целое с валом существенно повышается жесткость передней консоли шпинделя;
безгаечная фиксация подшипников исключает их пе рекос, что благоприятно сказывается на долговечности подшипников.
С целью получения более полной информации о шпин делях данной конструкции были проведены исследова ния их жесткости, точности вращения и виброустойчивостн в сравнении со шпинделем завода «Калибр»
122
(рис. |
48, а) и шпинделем станка мод. СВАИГЛ-200 |
производства ГДР (рис. 48,6). |
|
Исследование жесткости внутришлифовальных шпин |
|
делей. |
Точность обработки и производительность при |
внутреннем шлифовании во многом зависят от жесткости внутришлифовального шпинделя. Чтобы получить дан ные по жесткости разработанных нами шпинделей в сравнении с известными шпинделями конструкции заво да «Калибр» и станка мод. СВАИГЛ-200, были выполне ны исследования жесткости шпинделей. При этом нагру жение шпинделя производилось в направлении силы Рѵ механизмом поперечной подачи станка, а контроль за ве личиной приложенной нагрузки осуществлялся по дина мометру. В процессе нагружения производилось измере ние деформации на конце вала шпинделя, конце корпу са, хвостовике вала шпинделя и на бабке станка, в которой крепится шпиндель. В процессе исследований установлено, что деформация бабки практически отсут ствует даже при Рѵ= 117 кгс.
Полученные экспериментальные данные приведены в табл. 6 и на рис. 49. Из рисунка видно, что жесткость шпинделя СШ-І-ІО(І) и шпинделя станка мод. СВАИГЛ200 примерно одинакова. Жесткость шпинделя завода «Калибр» примерно в 2 раза ниже, чем шпинделя станка мод. СВАИГЛ-200; в то же время жесткость шпинделя СШ-1-10(2) почти в 2 раза выше этого же шпинделя станка мод. СВАИГЛ-200.
Достигнуто существенное повышение жесткости шпин деля СШ-1-10(2) (рис. 49) за счет рациональной конст рукции и создания замкнутых опор, которые в осевом направлении являются для вала защемлениями высокой
жесткости.
Жесткость шпинделя СШ-І-ІО(І) ниже жесткости шпинделя СШ-1-10(2). Это снижение жесткости проис ходит из-за некоторого ослабления конусного конца вала шпинделя вследствие его меньшего диаметра и наличия резьбы.
Исследование точности вращения шпинделей. Точ ность вращения шпинделя характеризуется изменением положения мгновенной оси вращения его во времени — биением оси вращения. На точность вращения шпинде лей существенное воздействие оказывают как погреш ности подшипников, так и отклонения от заданных раз-
123
124
Рис. 48. Конструкции внутришлифовальных шпинделей: а — завода «Калибр»; б — станка мод. СВАИГЛ-200
Т а б л и ц а 6
Зависимость деформации шпинделей от силы Ру
Шпиндель
Завода «Ка либр»
Станка мод. СВАИГЛ200
СШ -Ы О (І)
011-1-10(2)
Нагрузка Ру, кгс |
0 |
13 |
26 |
39 |
52 |
65 |
78 |
91 |
104 |
117 |
||
Деформация: |
|
|
|
|
|
|
44 |
52 |
60 |
67 |
|
|
на |
конце вала |
0 |
4 |
12 |
20 |
28 |
35 |
|
||||
корпуса |
0 |
0 |
0,5 |
1 |
2 |
3 |
5 |
8 |
10 |
13 |
||
на |
хвостовике ва- |
|
|
|
|
|
|
|
1,5 |
1,5 |
2 |
|
ла |
|
0 |
0 |
0 |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
|||
на конце вала |
0 |
2 |
6 |
11 |
17 |
22 |
31 |
40 |
50 |
61 |
5 |
|
корпуса |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
1,5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
на |
хвостовике ва- |
|
|
|
2 |
3 |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
|
ла |
|
0 |
0 |
1 |
4 |
|
||||||
на |
конце вала |
0 2,5 |
7 |
12 |
17 |
24 |
32,5 42 |
51 |
63 |
|
||
корпуса |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3,5 |
5,0 6,0 7,5 9,0 |
|||||
на хвостовике ва- |
|
|
|
|
3 |
3,5 |
3,5 3,5 3,5 3,5 |
|||||
ла |
|
0 |
0 |
1 |
2 |
|||||||
на |
конце вала |
0 |
0,7 |
4 |
8 |
12 |
16 |
22 |
29 |
34 |
40 |
|
корпуса |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
1 |
2,5 |
3,5 |
5 |
6 |
7,5 |
||
на |
хвостовике ва- |
|
|
|
1 |
1 |
1,5 |
|
1,5 |
|
|
|
ла |
|
0 |
0 |
0 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
меров и формы деталей шпиндельных узлов, сопряжен ных с подшипниками качения.
Главными источниками биения шпинделей и оси вра щения шпинделей, смонтированных на подшипниках качения, являются:
эксцентричность отверстия внутреннего кольца под шипника по отношению к дорожке качения и к посадоч ной поверхности под планшайбу круга;
некруглость дорожек качения, их волнистость и боко вое биение;
некруглость и разноразмерность тел качения. Величина биения шпинделя определяется совмест
ным действием указанных выше погрешностей, В биении шпинделя эти погрешности проявляются с различной амплитудой, частотой и фазой.
На величину погрешности формы (некруглость) и шероховатость обрабатываемого изделия, износ круга и производительность процесса шлифования решающее влияние оказывает совокупное воздействие всех состав ляющих биения шпинделя.
125
Составляющая биения шпинделя с частотой его вра щения имеет определяющее значение для точности обра-; ботки изделия. Амплитуда биений с частотой вращения шпинделя, как правило, составляет 80—90% всей вели чины биения.
Измерение биения шпинделей производилось на по садочной поверхности под планшайбу круга путем после довательного поворота шпинделя каждый раз на 1/12 оборота (всего 10 полных оборотов); в каждом положе-
1 3 3 Ч 5 6 7 В 10 13 N 16 18 30 30 А,мт
Рис. |
49. Зависимость деформации А, мкм шпинделей от силы Р ѵ, кгс: |
|
1 — завода «Калибр»; |
2 — станка мод. СВАИГЛ-200; 3—СШ -І-Ю (І); |
|
|
|
4 -0 1 1 -1 -1 0 (2 ) |
нии |
записывались |
показания измерительного прибора. |
В качестве измерительных приборов использовались микрокаторы (ИГП) с ценой деления 0,2 мкм (при раз махе биения шпинделя до 8 мкм) или 1 мкм (при боль ших размахах). Для отсчета угла поворота на шпинделе укреплялся лимб, разделенный на 12 частей.
Испытанию подвергались шпиндели завода «Калибр», станка СВАИГЛ-200 (ГДР), нашей конструкции со съемной планшайбой мод. СШ-1-10(1) и с планшайбой, выполненной за одно целое с валом шпинделя СШ-1-10(2).
Оценка точности вращения шпинделей производилась графо-аналитическим способом, который основывается на методах численного разложения в ряд Фурье.
126
Т а б л и ц а 7
Параметры точности вращения шпинделей
|
Размах биения, |
мкм |
Амплитуда, |
мкм |
|||
Шпиндель |
сред |
с частотой |
|
> |
1-іі гармо |
2-й гармо 3-й гармо |
|
|
ний |
вращения |
оси шпин |
||||
|
|
деля Н |
ники с 1 |
ники С2 |
ники Сз |
||
|
Я СР |
Нг |
|
|
|
|
|
Завода «К.а- |
24,90 |
23,20 |
|
8,70 |
11,60 |
2,90 |
1,50 |
л и б р » |
|
|
|
|
|
|
|
СВАИГЛ-200 |
8,80 |
8,60 |
|
1,53 |
4,30 |
0,13 |
0,06 |
СШ -Ы 0(1) |
5,20 |
4,38 |
|
2,20 |
2,19 |
0,36 |
0,12 |
СШ-1-10 (2) |
7,90 |
7,00 |
|
1,90 |
3,53 |
0,08 |
0,25 |
Методика графо-аналитического анализа точности вращения шпинделей разработана в ЭНИМСе [98]. На основании данной методики нами получены параметры точности вращения (табл. 7) и кривые биения шпинде лей (рис. 50).
Рассмотрим физический смысл полученных величин на примере шпинделя завода «Калибр». Средний размах кривой биения шпинделя (Яср= 24,9 мкм) является обобщенной характеристикой точности вращения шпин деля и служит мерой для проверки его по нормам точ ности на станки.
Амплитуда первой гармоники (Сі = 11,6 мкм) |
и раз |
||
мах ( # 2 = 2Сі —23,2 м к м ) |
характеризуют гармонику с |
||
частотой, |
равной частоте вращения шпинделя, |
и пред |
|
ставляют |
собой удвоенный |
приведенный эксцентриситет |
(векторная сумма). Эти величины характеризуют точ ность изготовления шпинделя, в первую очередь следую щие параметры: радиальное биение посадочных мест под подшипники; радиальное биение конусного хвостовика шпинделя под планшайбу; соосность посадочных поверх ностей под подшипники в гильзе (корпусе) шпинделя, их эксцентричность.
Амплитуда второй гармоники (С2= 2,9 мкм) являет ся обобщенной характеристикой воздействия погрешно стей комплектов тел качения подшипников передней опо ры шпинделя с частотой вращения сепаратора.
Амплитуда третьей гармоники (С3= 1,5 мкм) явля ется обобщенной характеристикой влияния погрешностей формы (волнистость, гранность) дорожек качения под шипников передней опоры на точность вращения шпин-
127