Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние трубы располагается в недоступном месте, то можно вре­ менно до замены всего змеевика закоротить его (рис. 52). Чугунные водяные экономайзеры уплотняют, законопачивая ас­ бестовым шнуром неплотности между ребрами. Уменьшение присосов может быть также достигнуто закладкой красным кир­

пичом проема, в котором рас­

 

полагаются калачи. Стенки из

 

кирпича

выкладываются

без

 

перевязки с основной обмуров­

 

кой (рис. 53).

 

 

 

 

Перед

 

выявлением

необхо­

 

димого

ремонта

поверхности

 

нагрева

воздухоподогревателя

Рис. 51. Ремонт труб водяного эконо­

предварительно

следует

очи­

стить

его

наружную

поверх­

майзера ЦККБ.

ность

от

 

возможных

отложе­

1 — поврежденная труба; 2 стальная

 

ний сажи.

Очистить

от

сажи

труба.

 

можно обдувкой

сжатым

воз­

духом давлением не ниже 6 кгс/см2 или прочисткой трубчатых воздухоподогревателей ершами, шарошками и т. п. После этого воздухоподогреватель опрессовывают давлением воздуха, пода­ ваемого дутьевым вентилятором котла, при одновременном за­ бросе во всасывающий патрубок вентилятора сухого порошкооб­ разного мела. При ремонте воздухоподогревателей приходится чаще всего встречаться с коррозией труб, расстройством вальцо­ вочных соединений или повреждением сварных швов в местах

Рис. 52. Ремонт змеевикового экономайзера.

1 — поврежденное место трубы; 2 — отрезаемые элементы змеевиков; 3 — место отреза; 4 — новый элемент для закорачивания.

крепления трубок к трубным доскам трубчатых воздухоподогре­ вателей, нарушением плотности сальниковых или линзовых уплот­ нений по периметру соединения подвижных трубных досок с каркасом или рамой воздухоподогревателя, а также в местах соединения секций у воздухоподогревателя типа Оргэнерго.

В чугунных пластинчатых, трубчатых и ребристых воздухо­ подогревателях и воздухоподогревателях типа Каблиц неплотно­ сти наблюдаются в местах сопряжений фланцев пластин и труб между собой, а также в местах уплотнений фланцев пластин и труб с каркасом, на который они опираются.

194


Устранение неплотностей в чугунных воздухоподогревателях обычно производится следующими способами:

а) в местах сопряжений и соприкосновения элементов — уплотнением массой, состоящей из 40% цемента, 16% асбеста, 10% жидкого стекла и 34% воды;

б) во фланцевых соединениях — конопачением асбестовым шнуром с последующей густой промазкой указанной выше уплотнительной массой;

Рис. 53. Установка уп­ лотнительных стенок в экономайзере.

1 — соединительные ка­

лачи труб;

2 — трубы

экономайзера;

3 — уплот­

нительная стенка.

в) между плоскостями соединений кубов и рам — установкой прокладок из листового асбеста толщиной до 5 мм на жидком стекле.

Ремонт стальных пластинчатых воздухоподогревателей при значительном повреждении пластин производится чаще всего заменой отдельных дефектных кубов. Наиболее распространен­ ные в настоящее время трубчатые стальные воздухоподогрева­ тели ремонтируют, устанавливая временные заглушки на де­ фектных трубах и затем заменяя их новыми во время капиталь­ ного ремонта. Неплотности в линзовых уплотнениях ликвиди­ руют подваркой дефектных мест.

13*

195

ГЛАВА IX

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И КОТЛОАГРЕГАТОВ

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

При обслуживании систем газоснабжения персонал выпол­ няет работы, связанные с эксплуатацией межцеховых и внутри­ цеховых газопроводов, оборудования ГРП (ГРУ), а также уста­ новленной арматуры и других устройств (конденсатоотводчики, коверы, нюхательные трубки). Безопасное обслуживание систем газоснабжения прежде всего обусловлено культурно-техниче­ ским уровнем и квалификацией персонала. В процессе эксплуа­ тации приходится встречаться с самыми разнообразными слу­ чаями, которые невозможно заранее предусмотреть в инструк­ циях и правилах. В таких случаях принять правильное решение может только персонал, отчетливо представляющий себе смысл выполняемых мероприятий и особенности газового топлива. Спе­ цифические особенности выполнения различных работ вытекают из токсических свойств газа и его способности при определен­ ных условиях образовывать взрывоопасные смеси.

При обходе трасс газопроводов необходимо соблюдать сле­ дующие меры предосторожности.

1.Проверять наличие газа в колодцах только через имею­ щиеся отверстия по запаху или отбором пробы воздуха.

2.В случае необходимости открытия люка колодца для его проветривания открывать крышку с подтветренной стороны,

предварительно очистив ушко колодца от грязи, и, пользуясь специальным крючком, поднять крышку на 60—80 мм, второй рабочий в этот момент должен вставить под крышку деревян­ ную опору. Если колодец расположен на проезжей части дороги, то перед открыванием крышки необходимо на расстоянии 5 м от колодца установить предупредительный дорожный знак, а в ноч­ ное время на предупредительный знак укрепить сигнальный фо­ нарь красного цвета.

3.Ни при каких условиях не спускаться в колодцы.

4.Проверять плотность соединений надземных газопроводов только путем обмыливания мыльной эмульсией.

5.Осмотр надземных газопроводов производить только с по­ верхности земли, в случае необходимости осмотр может произ­ водиться при помощи переносной лестницы, если газопровод

196


расположен в пределах одного этажа. При работе на лестнице один из слесарей должен находиться внизу, и поддерживать лестницу.

6. В случае воспламенения газа при утечке его из газопро­ вода низкого давления тушение пламени, в зависимости от ха­ рактера очага, производится одним из следующих способов:

а) замазыванием места выхода газа глиной; б) набрасыванием на пламя мокрых брезентов или кошм;

в) сбиванием пламени струей воды, воздуха или инертного газа (азота, углекислого газа) давлением в 4—6 кгс/см2;

г) на газопроводах высокого и среднего давления — частич­ ным закрытием задвижек для понижения давления, но не ниже 40 мм вод. ст., после чего пламя гасится одним из указанных выше способов.

7.При проверке наличия газа в колодце газоанализатором не во взрывобезопасном исполнении после отбора пробы шланг должен быть удален из колодца и только после этого можно проводить анализ.

8.Анализ воздуха в подвалах зданий может производиться непосредственно в подвале газоанализаторами взрывозащищен­

ного типа, а при отсутствии их — путем отбора пробы воздуха

ианализа ее вне здания.

9.При нахождении в подвале, а также у колодцев, шахт, кол­ лекторов и других сооружений курить и пользоваться открытым огнем запрещается.

10.Применение огня допускается только для проверки нали­ чия газа в контрольных трубках, находящихся на расстоянии более 3 м от зданий и подземных сооружений.

При обслуживании конденсатоотводчиков подземных газо­ проводов необходимо соблюдать следующие меры предосторож­

ности.

1.Работа по обслуживанию конденсатосборников должна производиться двумя рабочими, из которых один назначается старшим.

2.При удалении конденсата из газопроводов высокого и среднего давления собственным давлением газа до открытия кранов на стояках конденсатосборников следует соединять сто­ яки с емкостью автоцистерны. После окончания откачки кон­ денсата следует закрыть кран на стояке конденсатосборника, вывернуть отвод и завернуть глухую пробку.

3. Курить во время откачивания конденсата и допускать

кместу работы посторонних лиц запрещается.

4.Конденсат из цистерн должен сливаться в специально от­

веденные места.

5. При откачке конденсата на проезжей части территории предприятия на расстоянии 5 м от места производства работ не­ обходимо установить предупреждающий знак. Рабочие, находя­

197


щиеся на проезжей части, должны стоять лидом к движущемуся транспорту.

При обслуживании оборудования ГРП (ГРУ) необходимо выполнять следующие меры предосторожности.

1. Выявление утечек газа производится только применением мыльной эмульсии.

2.В помещении ГРП запрещается курить и пользоваться от­ крытым огнем, о чем должны быть вывешены снаружи и внутри помещения предупредительные плакаты.

3.Во время ремонтных работ в помещении ГРП за рабочими должен быть организован непрерывный надзор с улицы. Для

этого назначается дежурный, который неотлучно находится у входа в помещение, следит за телефонными звонками, держит связь с работающими, не допускает курения или разведения огня вблизи помещения, оказывает в случае необходимости по­

мощь

работающим и сообщает о случившемся администрации.

4.

При обнаружении утечек газа немедленно должны быть

приняты меры по вентиляции помещения, сообщено ответствен­ ному за газовое хозяйство, запрещен вход в помещение без про­ тивогазов.

5. Смену перегоревших электрических ламп производить только после того, как будет обесточена система электроснабже­ ния помещения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КОТЛОАГРЕГАТОВ

Основное внимание при эксплуатации котлоагрегатов на га­ зовом топливе должно быть обращено на предотвращение и свое­ временное обнаружение утечек газа. Для этого необходимо си­ стематически следить за плотностью газопроводов, их соедине­ ний и арматуры, а также быстро принимать меры по ликвида­ ции обнаруженных неплотностей.

Утечку газа своевременно обнаруживают по запаху и анали­ зом проб воздуха из помещения котельной. Места утечки опре­ деляются путем регулярного осмотра и проверкой обмыливанием соединений внутрицеховых газопроводов, фланцевых сое­ динений и сальников арматуры.

Строжайшее соблюдение правил безопасности необходимо при пуске и остановке котлоагрегатов, так как при этих опера­ циях наиболее вероятны нарушения режима работы газогорелочных устройств и возможность загазования топочной камеры, что при нарушении правил безопасности может привести к взрыву. Анализ, проводившийся в течение ряда лет, показал, что из общего числа взрывов различных газовоздушных смесей более 60% происходит в топках и боровах котлоагрегатов и лишь менее 40% — в помещениях.

Взрывы газа в агрегатах по обусловившим их причинам рас­ пределяются примерно следующим образом:

198


а) из-за нарушения инструкций и правил безопасности по

розжигу газовых горелок — 50 %; б) вследствие отрыва пламени из-за увеличения давления

газа перед горелками и при чрезмерном увеличении тяги в то­

почной камере— 15—20%; в) в результате скопления газовоздушной смеси в топках, га­

зоходах и боровах из-за неплотности газовой арматуры— 10—

15%;

г) вследствие неполного сгорания газа и образования в бо­ ровах взрывчатых смесей — 5—10%.

Перед зажиганием газовых горелок и даже при осмотре то­ почной камеры при помощи внесенной в нее переносной лампы необходимо прежде всего убедиться, что топка не загазована. Все операции по подготовке котла к пуску следует производить не торопясь, в полном соответствии с имеющимися инструк­ циями. Поспешные действия в момент зажигания горелок часто приводят к серьезным авариям. При зажигании горелок не сле­ дует находиться на близком расстоянии от запального отвер­ стия, так как через него возможен выброс пламени, и человек, неосторожно наблюдающий за горелкой, может быть обожжен.

При переходе с твердого топлива на газообразное у котлоаг­ регатов, имеющих комбинированные пылегазовые горелки, не­ обходимо тщательно очистить все площадки и наружную часть обмуровки от возможных скоплений угольной пыли, которая при работе агрегата на газе может загореться и привести к аварии или отравлению персонала. На одной из промышленных ТЭЦ после двухдневной работы котлоагрегата на газовом топливе при контрольном анализе воздушной среды в верхних зонах по­ мещения котельной было обнаружено недопустимое содержание окиси углерода, однако, несмотря на тщательный осмотр всех газопроводов, горелок, взрывных клапанов и газоходов агрегата, не было обнаружено никаких неисправностей. Тогда было вы­ сказано предположение, что где-то на котле имеются очаги тле­ ющей угольной пыли. Осмотр агрегата подтвердил, что на пло­ щадке потолочного перекрытия находилась тлеющая пыль, кото­ рая, подсохнув на горячей обмуровке, загорелась. После удале­ ния пыли анализы проб воздушной среды, взятых в помещении цеха, не обнаружили содержания в воздухе окиси углерода.

При обслуживании котельного агрегата необходимо система­ тически проверять состояние предохранительных взрывных кла­ панов, особенно если они расположены в газоходах, которые при работе агрегата могут находиться под давлением (газоходы от выхлопного патрубка дымососа до дымовой трубы). Появление неплотности в предохранительных клапанах приводит к присосам холодного воздуха в газоходы или к выбиванию продуктов горения в помещение цеха. Последнее наиболее опасно, так как в случае неполного горения окись углерода может попасть в по­ мещение цеха и отравить обслуживающий персонал.

199