Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ние трубы располагается в недоступном месте, то можно вре менно до замены всего змеевика закоротить его (рис. 52). Чугунные водяные экономайзеры уплотняют, законопачивая ас бестовым шнуром неплотности между ребрами. Уменьшение присосов может быть также достигнуто закладкой красным кир
пичом проема, в котором рас
|
полагаются калачи. Стенки из |
|||||||
|
кирпича |
выкладываются |
без |
|||||
|
перевязки с основной обмуров |
|||||||
|
кой (рис. 53). |
|
|
|
||||
|
Перед |
|
выявлением |
необхо |
||||
|
димого |
ремонта |
поверхности |
|||||
|
нагрева |
воздухоподогревателя |
||||||
Рис. 51. Ремонт труб водяного эконо |
предварительно |
следует |
очи |
|||||
стить |
его |
наружную |
поверх |
|||||
майзера ЦККБ. |
ность |
от |
|
возможных |
отложе |
|||
1 — поврежденная труба; 2 — стальная |
|
|||||||
ний сажи. |
Очистить |
от |
сажи |
|||||
труба. |
||||||||
|
можно обдувкой |
сжатым |
воз |
духом давлением не ниже 6 кгс/см2 или прочисткой трубчатых воздухоподогревателей ершами, шарошками и т. п. После этого воздухоподогреватель опрессовывают давлением воздуха, пода ваемого дутьевым вентилятором котла, при одновременном за бросе во всасывающий патрубок вентилятора сухого порошкооб разного мела. При ремонте воздухоподогревателей приходится чаще всего встречаться с коррозией труб, расстройством вальцо вочных соединений или повреждением сварных швов в местах
Рис. 52. Ремонт змеевикового экономайзера.
1 — поврежденное место трубы; 2 — отрезаемые элементы змеевиков; 3 — место отреза; 4 — новый элемент для закорачивания.
крепления трубок к трубным доскам трубчатых воздухоподогре вателей, нарушением плотности сальниковых или линзовых уплот нений по периметру соединения подвижных трубных досок с каркасом или рамой воздухоподогревателя, а также в местах соединения секций у воздухоподогревателя типа Оргэнерго.
В чугунных пластинчатых, трубчатых и ребристых воздухо подогревателях и воздухоподогревателях типа Каблиц неплотно сти наблюдаются в местах сопряжений фланцев пластин и труб между собой, а также в местах уплотнений фланцев пластин и труб с каркасом, на который они опираются.
194
Устранение неплотностей в чугунных воздухоподогревателях обычно производится следующими способами:
а) в местах сопряжений и соприкосновения элементов — уплотнением массой, состоящей из 40% цемента, 16% асбеста, 10% жидкого стекла и 34% воды;
б) во фланцевых соединениях — конопачением асбестовым шнуром с последующей густой промазкой указанной выше уплотнительной массой;
Рис. 53. Установка уп лотнительных стенок в экономайзере.
1 — соединительные ка
лачи труб; |
2 — трубы |
экономайзера; |
3 — уплот |
нительная стенка.
в) между плоскостями соединений кубов и рам — установкой прокладок из листового асбеста толщиной до 5 мм на жидком стекле.
Ремонт стальных пластинчатых воздухоподогревателей при значительном повреждении пластин производится чаще всего заменой отдельных дефектных кубов. Наиболее распространен ные в настоящее время трубчатые стальные воздухоподогрева тели ремонтируют, устанавливая временные заглушки на де фектных трубах и затем заменяя их новыми во время капиталь ного ремонта. Неплотности в линзовых уплотнениях ликвиди руют подваркой дефектных мест.
13* |
195 |
ГЛАВА IX
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И КОТЛОАГРЕГАТОВ
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
При обслуживании систем газоснабжения персонал выпол няет работы, связанные с эксплуатацией межцеховых и внутри цеховых газопроводов, оборудования ГРП (ГРУ), а также уста новленной арматуры и других устройств (конденсатоотводчики, коверы, нюхательные трубки). Безопасное обслуживание систем газоснабжения прежде всего обусловлено культурно-техниче ским уровнем и квалификацией персонала. В процессе эксплуа тации приходится встречаться с самыми разнообразными слу чаями, которые невозможно заранее предусмотреть в инструк циях и правилах. В таких случаях принять правильное решение может только персонал, отчетливо представляющий себе смысл выполняемых мероприятий и особенности газового топлива. Спе цифические особенности выполнения различных работ вытекают из токсических свойств газа и его способности при определен ных условиях образовывать взрывоопасные смеси.
При обходе трасс газопроводов необходимо соблюдать сле дующие меры предосторожности.
1.Проверять наличие газа в колодцах только через имею щиеся отверстия по запаху или отбором пробы воздуха.
2.В случае необходимости открытия люка колодца для его проветривания открывать крышку с подтветренной стороны,
предварительно очистив ушко колодца от грязи, и, пользуясь специальным крючком, поднять крышку на 60—80 мм, второй рабочий в этот момент должен вставить под крышку деревян ную опору. Если колодец расположен на проезжей части дороги, то перед открыванием крышки необходимо на расстоянии 5 м от колодца установить предупредительный дорожный знак, а в ноч ное время на предупредительный знак укрепить сигнальный фо нарь красного цвета.
3.Ни при каких условиях не спускаться в колодцы.
4.Проверять плотность соединений надземных газопроводов только путем обмыливания мыльной эмульсией.
5.Осмотр надземных газопроводов производить только с по верхности земли, в случае необходимости осмотр может произ водиться при помощи переносной лестницы, если газопровод
196
расположен в пределах одного этажа. При работе на лестнице один из слесарей должен находиться внизу, и поддерживать лестницу.
6. В случае воспламенения газа при утечке его из газопро вода низкого давления тушение пламени, в зависимости от ха рактера очага, производится одним из следующих способов:
а) замазыванием места выхода газа глиной; б) набрасыванием на пламя мокрых брезентов или кошм;
в) сбиванием пламени струей воды, воздуха или инертного газа (азота, углекислого газа) давлением в 4—6 кгс/см2;
г) на газопроводах высокого и среднего давления — частич ным закрытием задвижек для понижения давления, но не ниже 40 мм вод. ст., после чего пламя гасится одним из указанных выше способов.
7.При проверке наличия газа в колодце газоанализатором не во взрывобезопасном исполнении после отбора пробы шланг должен быть удален из колодца и только после этого можно проводить анализ.
8.Анализ воздуха в подвалах зданий может производиться непосредственно в подвале газоанализаторами взрывозащищен
ного типа, а при отсутствии их — путем отбора пробы воздуха
ианализа ее вне здания.
9.При нахождении в подвале, а также у колодцев, шахт, кол лекторов и других сооружений курить и пользоваться открытым огнем запрещается.
10.Применение огня допускается только для проверки нали чия газа в контрольных трубках, находящихся на расстоянии более 3 м от зданий и подземных сооружений.
При обслуживании конденсатоотводчиков подземных газо проводов необходимо соблюдать следующие меры предосторож
ности.
1.Работа по обслуживанию конденсатосборников должна производиться двумя рабочими, из которых один назначается старшим.
2.При удалении конденсата из газопроводов высокого и среднего давления собственным давлением газа до открытия кранов на стояках конденсатосборников следует соединять сто яки с емкостью автоцистерны. После окончания откачки кон денсата следует закрыть кран на стояке конденсатосборника, вывернуть отвод и завернуть глухую пробку.
3. Курить во время откачивания конденсата и допускать
кместу работы посторонних лиц запрещается.
4.Конденсат из цистерн должен сливаться в специально от
веденные места.
5. При откачке конденсата на проезжей части территории предприятия на расстоянии 5 м от места производства работ не обходимо установить предупреждающий знак. Рабочие, находя
197
щиеся на проезжей части, должны стоять лидом к движущемуся транспорту.
При обслуживании оборудования ГРП (ГРУ) необходимо выполнять следующие меры предосторожности.
1. Выявление утечек газа производится только применением мыльной эмульсии.
2.В помещении ГРП запрещается курить и пользоваться от крытым огнем, о чем должны быть вывешены снаружи и внутри помещения предупредительные плакаты.
3.Во время ремонтных работ в помещении ГРП за рабочими должен быть организован непрерывный надзор с улицы. Для
этого назначается дежурный, который неотлучно находится у входа в помещение, следит за телефонными звонками, держит связь с работающими, не допускает курения или разведения огня вблизи помещения, оказывает в случае необходимости по
мощь |
работающим и сообщает о случившемся администрации. |
4. |
При обнаружении утечек газа немедленно должны быть |
приняты меры по вентиляции помещения, сообщено ответствен ному за газовое хозяйство, запрещен вход в помещение без про тивогазов.
5. Смену перегоревших электрических ламп производить только после того, как будет обесточена система электроснабже ния помещения.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КОТЛОАГРЕГАТОВ
Основное внимание при эксплуатации котлоагрегатов на га зовом топливе должно быть обращено на предотвращение и свое временное обнаружение утечек газа. Для этого необходимо си стематически следить за плотностью газопроводов, их соедине ний и арматуры, а также быстро принимать меры по ликвида ции обнаруженных неплотностей.
Утечку газа своевременно обнаруживают по запаху и анали зом проб воздуха из помещения котельной. Места утечки опре деляются путем регулярного осмотра и проверкой обмыливанием соединений внутрицеховых газопроводов, фланцевых сое динений и сальников арматуры.
Строжайшее соблюдение правил безопасности необходимо при пуске и остановке котлоагрегатов, так как при этих опера циях наиболее вероятны нарушения режима работы газогорелочных устройств и возможность загазования топочной камеры, что при нарушении правил безопасности может привести к взрыву. Анализ, проводившийся в течение ряда лет, показал, что из общего числа взрывов различных газовоздушных смесей более 60% происходит в топках и боровах котлоагрегатов и лишь менее 40% — в помещениях.
Взрывы газа в агрегатах по обусловившим их причинам рас пределяются примерно следующим образом:
198
а) из-за нарушения инструкций и правил безопасности по
розжигу газовых горелок — 50 %; б) вследствие отрыва пламени из-за увеличения давления
газа перед горелками и при чрезмерном увеличении тяги в то
почной камере— 15—20%; в) в результате скопления газовоздушной смеси в топках, га
зоходах и боровах из-за неплотности газовой арматуры— 10—
15%;
г) вследствие неполного сгорания газа и образования в бо ровах взрывчатых смесей — 5—10%.
Перед зажиганием газовых горелок и даже при осмотре то почной камеры при помощи внесенной в нее переносной лампы необходимо прежде всего убедиться, что топка не загазована. Все операции по подготовке котла к пуску следует производить не торопясь, в полном соответствии с имеющимися инструк циями. Поспешные действия в момент зажигания горелок часто приводят к серьезным авариям. При зажигании горелок не сле дует находиться на близком расстоянии от запального отвер стия, так как через него возможен выброс пламени, и человек, неосторожно наблюдающий за горелкой, может быть обожжен.
При переходе с твердого топлива на газообразное у котлоаг регатов, имеющих комбинированные пылегазовые горелки, не обходимо тщательно очистить все площадки и наружную часть обмуровки от возможных скоплений угольной пыли, которая при работе агрегата на газе может загореться и привести к аварии или отравлению персонала. На одной из промышленных ТЭЦ после двухдневной работы котлоагрегата на газовом топливе при контрольном анализе воздушной среды в верхних зонах по мещения котельной было обнаружено недопустимое содержание окиси углерода, однако, несмотря на тщательный осмотр всех газопроводов, горелок, взрывных клапанов и газоходов агрегата, не было обнаружено никаких неисправностей. Тогда было вы сказано предположение, что где-то на котле имеются очаги тле ющей угольной пыли. Осмотр агрегата подтвердил, что на пло щадке потолочного перекрытия находилась тлеющая пыль, кото рая, подсохнув на горячей обмуровке, загорелась. После удале ния пыли анализы проб воздушной среды, взятых в помещении цеха, не обнаружили содержания в воздухе окиси углерода.
При обслуживании котельного агрегата необходимо система тически проверять состояние предохранительных взрывных кла панов, особенно если они расположены в газоходах, которые при работе агрегата могут находиться под давлением (газоходы от выхлопного патрубка дымососа до дымовой трубы). Появление неплотности в предохранительных клапанах приводит к присосам холодного воздуха в газоходы или к выбиванию продуктов горения в помещение цеха. Последнее наиболее опасно, так как в случае неполного горения окись углерода может попасть в по мещение цеха и отравить обслуживающий персонал.
199