Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
температур 200—300° C они испаряются. При конденсации серной кис лоты на поверхности с температурой стенки ниже точки росы инги битор образует сплошную пленку на металле, защищая его от непосред ственного контакта с кислотой. В работе Девиса и Александера обоб щены данные лабораторных и промышленных исследований.
В связи с этим целесообразно выявить и экспериментально изу чить эффективность отечественных ингибиторов на пиридиновой ос нове. Наиболее перспективен ингибитор кислотной коррозии катапин, представляющий собой парадодицилбензилпиридный хлорид, полу-
Рис. 25. Влияние катапина на скорость коррозии углеродистой стали в серной кислоте при темпера
туре стенки 90° С:
1 — с ингибитором, 2 — без ингибитора.
чаемый при конденсации парадодицилбензохлорида с пиридином в те чение 8 час. при температуре 80° С. Катапин быстро растворяется в во де и растворах кислот, он тормозит растворение стали в соляной, сер ной и фосфорной кислотах. Эффективность катапина в серной кислоте ■повышается, если к нему добавить йодистый калий. В зависимости от величины добавки скорость растворения стали в ингибированной сер ной кислоте уменьшается в 3340—7000 раз (Клинов, 1956). Катапин применяется как средство защиты металла при нефтедобыче и в дру гих технологических процессах.
Задачей проведенных опытов было выявить возможность примене ния катапина в качестве ингибирующей присадки в промывочную воду. Установлено, что катапин обладает значительным ингибирующим дей ствием. При температуре 90° C и дозировке ингибитора в количестве 0,1% от веса кислоты скорость коррозии образцов снижалась пример но в 20 раз (рис. 25). Эффект ингибирования зависил от концентрации катапина. Замедление скорости коррозии образцов в 8—10 раз достига лось при концентрации катапина около 2% от веса кислоты в от ложениях.
52
Для проверки влияния катапина на растворимость отложений про веден опыт при температуре 90° С. К навеске отложений 1,0162 г добавлено 0,1014 г катапина, растворимость в воде составила 74,2%. Контролем служил раствор в воде 1,0100 г отложений из той же пробы без добавки ингибитора, степень растворимости — 72,2%.
Таким образом, лабораторная проверка показала значительные преимущества катапина по сравнению с другими ингибиторами. Ввод в промывочный раствор катапина в количестве 2% от веса серной кис лоты в отложениях позволяет без изменения растворимости отложе ний снизить примерно в 5—10 раз скорость коррозии низкотемператур ной набивки РВП при ее промывках.
ОЧИСТКА РВП ОТ ОТЛОЖЕНИЙ ПУТЕМ ОБДУВКИ ПЕРЕГРЕТЫМ ПАРОМ
Струя перегретого пара, попадая в поток дымовых газов, испыты вает на себе их тормозящее действие. К сжимаемой обдувочной паро вой струе с определенными допущениями может быть применена тео рия турбулентных струй, разработанная Г. Н. Абрамовичем (1960) для несжимаемых струй. Струя может быть условно разделена на 2 зоны: сердцевину и оболочку. Сердцевина слабо насыщена дымовыми газами и обладает динамическим напором, достаточным для расщепления фор мирующегося слоя отложений и подъема некоторой части его в состоя ние витания. Оболочка, наоборот, насыщена дымовыми газами и твер дыми частицами, а ее динамический напор недостаточен для расщепле ния отложений.
Расщепление отложений обдувочной струей происходит под воз действием трех факторов: термического, динамического и абразивного (Коварский, 1964). Действие термического фактора проявляется в хрупком растрескивании слоя. Струя оставляет на слое отложений след в виде желобка цилиндрической формы, а сами отложения расчленя ются на отдельные обломки. Динамический фактор превращает в об ломки все содержимое желобка, выполняя грубую зачистку. Абразив ный фактор производит чистовую зачистку обработанной поверхности. По Л. Г. Коварскому, производительность обдувочной струи в решаю щей степени определяется действием термического фактора.
В работе Н. И. Верховского, Г. К. Красноселова, Е. В. Машилова, Л. Μ. Цирульникова (1970) отмечался положительный опыт обдув ки РВП перегретым паром. Однако эти данные, полученные на котле с относительно низкими параметрами и, следовательно, слабым влия нием отложений золы в области пароперегревателя на загрязнение и коррозию низкотемпературных поверхностей нагрева, нуждались в подтверждении данными на современном котле с развитыми высокотем пературными поверхностями нагрева и типовыми РВП. В качестве та кого объекта были выбраны два корпуса котла ПК-41-1 энергоблока 300 МВт, каждый из которых оснащен двумя регенеративными воз духоподогревателями.
Обдувка производилась по газовой стороне (до и после РВП) пе регретым паром из отбора 13 бар. Вследствие значительных гидра'
ческих потерь в схеме давление пара перед стационарными обдувоч ными аппаратами со щелевыми отверстиями колебалось от 5 до 8 бар, температура около 300° С. Обдувка производилась в течение 15 мин. сверху (в зоне минимальных температур стенки), затем 15 мин. снизу (в зоне максимальных температур стенки) и снова сверху 10 мин. Пе ред обдувкой пар освобождался от конденсата через дренажное устрой ство в течение 5—10 мин. \ '
C В результате двухмесячной работы котла на высокосернистом ма зуте с коэффициентом избытка воздуха 1,10 гидравлическое сопротив ление РВП (по воздушной стороне) возросло примерно на 60 данім1, промывка потребовалась только в конце указанного периода, цри этом нагрузка не лимитировалась и была близка к номинальной.
Максимальная скорость коррозии при температуре стенки 113o C составляла в данных условиях 0,33 г/м2час. Это в 2 ÷5 раз ниже, чем
при систематических водных |
промывках РВП: |
|
|
|
||||
⅛* |
¿¡Температура стенки, pC |
час |
113 |
121 |
129 |
137 |
145 |
153 |
Скорость коррозии, a∕ju2 • |
0,33 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
0,03 |
0,03 f |
||
■ |
Указанное значение скорости |
коррозии почти в 3 |
раза превышает |
значение 0,12 г/л2 час, полученное И. И. Надыровым и Р. А. Петро сяном на котле Джон Томсон. Такое различие может быть объяснено, во-первых, более высокой загрязняемостью низкотемпературных по верхностей нагрева котла закритических параметров пара, и, во-вто рых, более низкими параметрами пара. ζ '` ■ 4 Для выявления влияния параметров пара на эффективность обдув
ки РВП и скорость коррозии набивки следующая серия опытов была проведена на котле ПК-41-1 при обдувке перегретым паром 16 бар 400° С. Коэффициент избытка воздуха, нагрузка и температурный ре жим мало отличались от условий предыдущей серии опытов, но сжи гался мазут с присадкой хлористого магния. Скорость коррозии ока залась почти такой же, что и в предыдущих опытах: при температуре стенки 105° C скорость коррозии едва превышала 0,3 г/м2 • час, а при температуре стенки 113—144° C в среднем она составляла 0,05.
C приведенными данными согласуются результаты, полученные
IА. Ф. Гавриловым и В. К Марининым в опытах на аналогичном котле. При тех же параметрах обдувочной струи и близком топочном режиме
.была определена интенсивность загрязнения образцов, установленных 1 в центральной части низкотемпературной набивки каждого из 4 РВП.
Два РВП имели минимальную температуру стенки 105° С, а два 120° С. При обоих температурных режимах проверялась эффективность об дувки с периодичностью 8—24 час. Оказалось, что при периодичности 8 час. интенсивность загрязнения набивки РВП не зависит оттемпера-
. туры стенки и составляет 0,3 г/м2 ■ час. |
ς^4> |
При температуре стенки 120° C и более |
увеличение межобдувоч |
ного периода с 8 до 24 час. практически не превышает интенсивности загрязнения, которая составляла 0,32 г/.и2 • час. При более низкой тем пературе стенки (около 105° С) такое увеличение межобдувочного пери ода привело к резкому возрастанию интенсивности загрязнения на-
5j
бивки — до 0,51 г/лі2 • час. Ожидалось, что дальнейшее снижение тем пературы стенки набивки РВП вызовет еще большую интенсивность загрязнения, поэтому целесообразно ограничить длительность меж обдувочного периода 8 час.
К этому выводу можно придти и при анализе данных о скорости сер нокислотной коррозии. Если при температуре стенки 120o C скорость коррозии с увеличением длительности межобдувочного периода от 8 до
до 24 час. возрастает с |
0,1 до |
0,14 г/лг2 |
час, то при 105° C соответ |
ственно с 0,14 до 0,2 г/м2 |
час. При более низкой температуре стенки |
||
скорость коррозии будет очень |
высокой, |
а значительная загрязнен |
ность набивки РВП отложениями может способствовать резкому снижению эффективности паровой обдувки.
Это предположение проверено при паровой обдувке РВП котла БКЗ-320—140 ГМ, не имеющего устройства для предварительного подогрева холодного воздуха. Температура стенки наиболее холодных участков набивки РВП не превышала 80° С. В данном случае аэроди намическое сопротивление и температура уходящих газов быстро воз растают, а нагрузка котла после 200—300 час. начинает лимитироваться возможностями тяго-дутьевых устройств. При увеличении температуры стенки до 100o C удалось обеспечить длительную рабочую кампанию котла без ограничений благодаря ежесуточной обдувке набивки РВП струей перегретого пара. Это позволило резко ослабить протекание коррозионного процесса в низкотемпературной зоне.
Следовательно, при давлении перегретого пара выше 5 бар решаю щим фактором является уже не энергия паровой струи, а температур ный режим стенки, периодичность обдувки и предварительное дрениро вание конденсата. Именно этими характеристиками отличаются полу ченные на котле ПК-41-1 данные от рассмотренного Н. И. Верховским, Г. К. Красноселовым, Е. В. Машиловым, Л. Μ. Цирульниковым (1970) малоэффективного опыта применения перегретого пара тех же парамет ров для обдувки набивки РВП на котлах ТМ-84 и ПК-47. В то же вре мя полученные на котле ПК-41-1 данные удовлетворительно согласу ются с результатами Р. А. Петросяна и Н. Д. Сергеевой (1965, 1966) на котле ТГМ-151, где при температуре стенки более90°С, коэффициен те избытка воздуха 1,02—1,03 и обдувке РВП паром 15 бар, 400o C максимальная скорость коррозии составила 0,12 г/м2 час. Это зна чит, что скорость коррозии набивки РВП при систематической паро вой обдувке сравнительно мало зависит от коэффициента избытка воз духа.
Последний факт имеет большое значение. Его объяснение заключа ется в том, что при систематической паровой обдувке происходит уда ление только наружных слоев отложений, являющихся поставщиком свободной серной кислоты в реакционную зону. В то же время защит ная пленка соединений железа, расположенная непосредственно на металлической стенке, в большинстве случаев не подвергается разруше нию, так как при достижении ее паровая струя обладает уже погашен ной энергией, недостаточной для механического разрушения пленки.
• Для растворения же пленки требуется значительное количество
55
влаги, которая удаляется в процессе предварительного дренирования паропровода. Ясно, что скорость сернокислотной коррозии поверхнос тей нагрева, на которых не накапливается большого количества отло жений, удаляемых «мягкой» струей сухого пара, может оказаться даже меньшей, чем коррозия неочищаемых поверхностей.
Особое значение приобретает этот способ очистки для котлов, ра ботающих в пиковом или регулирующем режиме. Частые пуски и ос тановы, значительный темп и частота изменения температуры стенки интенсифицируют загрязнения низкотемпературных поверхностей на грева. Систематическая обдувка отложений позволит ограничить кор розию при незначительном росте аэродинамического сопротивления и температуры уходящих газов.
Общая скорость коррозии воздухоподогревателей таких котлов может быть представлена как сумма значений скорости коррозии в период эксплуатации (без учета времени остановов и стоянок), ско рости стояночной коррозии и скорости коррозии в период пусков и остановов котла.
Данные W. Ваг, К. Nuber, F. Werke (1965), G. Veber (1970) свиде тельствуют о том, что стояночная коррозия и коррозия в период пус ков и остановов мало зависят от серосодержания топлива, коэффициен та избытка воздуха, температуры стенки воздухоподогревателя и на грузки котлоагрегата. Во всех изученных ими режимах суммарная ско рость коррозии при пусках и остановах котла не превышала 0,05aΛw2 × Хчас, но всегда отлична от нуля. Следовательно, полной защиты от сернокислотной коррозии металлических поверхностей нагрева добиться практически невозможно.
Так как скорость стояночной коррозии больше скорости коррозии в период пусков и остановов (Veber, 1970), то уменьшение стояночной коррозии за счет тщательной обдувки агрессивных отложений сразу после останова котла может свести суммарное значение этих двух ско ростей коррозии к минимуму.
C учетом этого паровая обдувка низкотемпературной набивки РВП мазутных котлоагрегатов рекомендована как мероприятие, позволяю щее повысить их экономичность и надежность при условии предва рительного подогрева воздуха, обеспечивающего уровень температуры стенки не ниже 90—120° C (Зайцев, Цирульников, Надыров, 1970). Положительный опыт очистки РВП струей высокопотенциального пе регретого пара накоплен и за рубежом (Müller, 1970).
Этот способ внедрен на ряде котлов ТГМ-84/А, где РВП обдувают ся перегретым паром 15—20 бар, 300—350° С, поступающим через качающиеся стандартные аппараты типа OK завода «Ильмарине». Ап параты установлены на входе и выходе дымовых газов на расстоянии 0,2—0,3 м от кромок радиальных уплотнительных полос. Труба обду вочного аппарата с сопловой головкой совершает возвратно-поступа тельное движение из одного крайнего положения в другое и обрат но за 40 мин.
В результате отработки режима обдувки на этих котлах установле но, что лучший эффект достигается при очистке нижними аппаратами,
66
которые ближе, чем верхние, расположены к основной массе отложе ний. В этом случае отложения «холодного» слоя паровой струей выду ваются навстречу потоку дымовых газов в «горячий» слой, где проис ходит подсушка увлажненных отложений и удаление их потоком газа. Включение верхних обдувочных аппаратов способствует весьма незна чительному снижению аэродинамического сопротивления (около 10% от общего).
При температуре стенки 92—980 C и коэффициенте избытка воздуха 1,10 скорость изменения аэродинамического сопротивления состав ляет 0,01—0,02 данім2 час против 0,08—0,20 данім2 ■ час при работе без обдувки. Коррозия протекает в 2—3 раза слабее, чем при водных обмывках: ее скорость составляет 0,3—0,4 г!м2-час при температуре стенки 98° С. В результате удалось увеличить длительность межпромы вочного периода с 300 до 4000 час. Аналогичные данные получены при внедрении этого способа очистки от отложений на других котлах.
Í7
Глава ¡V. ОСЛАБЛЕНИЕ СЕРНОКИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА
ГРЕВА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА СЖИГА
НИЯ ВЫСОКОСЕРНИСТОГО МАЗУТА C МАЛЫМИ
ИЗБЫТКАМИ ВОЗДУХА
Анализ зависимости коррозионной активности продуктов горения высокосернистого мазута от способа его сжигания (глава I) позволяет сделать вывод, что при ограничении участвующего в горении избы точного кислорода тормозится процесс окисления сернистого ангид рида в серный, уменьшается температура точки росы дымовых газов и конденсация аэрозолей серной кислоты на низкотемпературных по верхностях нагрева, тем самым ослабляются коррозионные поврежде ния. Ограничение концентрации избыточного кислорода влечет за собой меньшее охлаждение высокотемпературного ядра факела. Это сопровождается дальнейшим торможением перехода сернистого ан гидрида в серный в пределах топочной камеры, вследствие чего сни жается интенсивность коррозии низкотемпературных поверхностей нагрева.
Одновременно происходит изменение структуры высокотемпера турных отложений в зоне пароперегревателя, уменьшение их количест ва и снижение в них концентрации пятиокиси ванадия и других агрес сивных компонентов, выполняющих функцию катализатора гетероген ного окисления сернистого ангидрида в серный за пределами топочной камеры. В результате в продуктах горения дополнительно умень шается серный ангидрид и ослабляется коррозия низкотемпературных поверхностей нагрева.
Необходимо также отметить, что сжигание мазутов с малыми из бытками воздуха характеризуется снижением объема дымовых газов, что позволяет (при неизменных топочных потерях от химического и ме ханического недожога) повысить к.п.д. котельных агрегатов. На этой основе получил широкое развитие прогрессивный способ сжигания высокосернистых мазутов с малыми избытками воздуха.
Следует отметить, что еще 10—12 лет назад трудно было найти ко тел, в котором мазут сжигался бы с коэффициентом избытка воздуха менее 1,15—1,2, поскольку это было указано в правилах технической эксплуатации.
При освоении нового способа сжигания появились и новые задачи, связанные с подготовкой, распыливанием мазута и совершенствованием топочно-горелочных устройств.
58