Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

температур 200—300° C они испаряются. При конденсации серной кис­ лоты на поверхности с температурой стенки ниже точки росы инги­ битор образует сплошную пленку на металле, защищая его от непосред­ ственного контакта с кислотой. В работе Девиса и Александера обоб­ щены данные лабораторных и промышленных исследований.

В связи с этим целесообразно выявить и экспериментально изу­ чить эффективность отечественных ингибиторов на пиридиновой ос­ нове. Наиболее перспективен ингибитор кислотной коррозии катапин, представляющий собой парадодицилбензилпиридный хлорид, полу-

Рис. 25. Влияние катапина на скорость коррозии углеродистой стали в серной кислоте при темпера­

туре стенки 90° С:

1 — с ингибитором, 2 — без ингибитора.

чаемый при конденсации парадодицилбензохлорида с пиридином в те­ чение 8 час. при температуре 80° С. Катапин быстро растворяется в во­ де и растворах кислот, он тормозит растворение стали в соляной, сер­ ной и фосфорной кислотах. Эффективность катапина в серной кислоте ■повышается, если к нему добавить йодистый калий. В зависимости от величины добавки скорость растворения стали в ингибированной сер­ ной кислоте уменьшается в 3340—7000 раз (Клинов, 1956). Катапин применяется как средство защиты металла при нефтедобыче и в дру­ гих технологических процессах.

Задачей проведенных опытов было выявить возможность примене­ ния катапина в качестве ингибирующей присадки в промывочную воду. Установлено, что катапин обладает значительным ингибирующим дей­ ствием. При температуре 90° C и дозировке ингибитора в количестве 0,1% от веса кислоты скорость коррозии образцов снижалась пример­ но в 20 раз (рис. 25). Эффект ингибирования зависил от концентрации катапина. Замедление скорости коррозии образцов в 8—10 раз достига­ лось при концентрации катапина около 2% от веса кислоты в от­ ложениях.

52

Для проверки влияния катапина на растворимость отложений про­ веден опыт при температуре 90° С. К навеске отложений 1,0162 г добавлено 0,1014 г катапина, растворимость в воде составила 74,2%. Контролем служил раствор в воде 1,0100 г отложений из той же пробы без добавки ингибитора, степень растворимости — 72,2%.

Таким образом, лабораторная проверка показала значительные преимущества катапина по сравнению с другими ингибиторами. Ввод в промывочный раствор катапина в количестве 2% от веса серной кис­ лоты в отложениях позволяет без изменения растворимости отложе­ ний снизить примерно в 5—10 раз скорость коррозии низкотемператур­ ной набивки РВП при ее промывках.

ОЧИСТКА РВП ОТ ОТЛОЖЕНИЙ ПУТЕМ ОБДУВКИ ПЕРЕГРЕТЫМ ПАРОМ

Струя перегретого пара, попадая в поток дымовых газов, испыты­ вает на себе их тормозящее действие. К сжимаемой обдувочной паро­ вой струе с определенными допущениями может быть применена тео­ рия турбулентных струй, разработанная Г. Н. Абрамовичем (1960) для несжимаемых струй. Струя может быть условно разделена на 2 зоны: сердцевину и оболочку. Сердцевина слабо насыщена дымовыми газами и обладает динамическим напором, достаточным для расщепления фор­ мирующегося слоя отложений и подъема некоторой части его в состоя­ ние витания. Оболочка, наоборот, насыщена дымовыми газами и твер­ дыми частицами, а ее динамический напор недостаточен для расщепле­ ния отложений.

Расщепление отложений обдувочной струей происходит под воз­ действием трех факторов: термического, динамического и абразивного (Коварский, 1964). Действие термического фактора проявляется в хрупком растрескивании слоя. Струя оставляет на слое отложений след в виде желобка цилиндрической формы, а сами отложения расчленя­ ются на отдельные обломки. Динамический фактор превращает в об­ ломки все содержимое желобка, выполняя грубую зачистку. Абразив­ ный фактор производит чистовую зачистку обработанной поверхности. По Л. Г. Коварскому, производительность обдувочной струи в решаю­ щей степени определяется действием термического фактора.

В работе Н. И. Верховского, Г. К. Красноселова, Е. В. Машилова, Л. Μ. Цирульникова (1970) отмечался положительный опыт обдув­ ки РВП перегретым паром. Однако эти данные, полученные на котле с относительно низкими параметрами и, следовательно, слабым влия­ нием отложений золы в области пароперегревателя на загрязнение и коррозию низкотемпературных поверхностей нагрева, нуждались в подтверждении данными на современном котле с развитыми высокотем­ пературными поверхностями нагрева и типовыми РВП. В качестве та­ кого объекта были выбраны два корпуса котла ПК-41-1 энергоблока 300 МВт, каждый из которых оснащен двумя регенеративными воз­ духоподогревателями.

Обдувка производилась по газовой стороне (до и после РВП) пе­ регретым паром из отбора 13 бар. Вследствие значительных гидра'


ческих потерь в схеме давление пара перед стационарными обдувоч­ ными аппаратами со щелевыми отверстиями колебалось от 5 до 8 бар, температура около 300° С. Обдувка производилась в течение 15 мин. сверху (в зоне минимальных температур стенки), затем 15 мин. снизу (в зоне максимальных температур стенки) и снова сверху 10 мин. Пе­ ред обдувкой пар освобождался от конденсата через дренажное устрой­ ство в течение 5—10 мин. \ '

C В результате двухмесячной работы котла на высокосернистом ма­ зуте с коэффициентом избытка воздуха 1,10 гидравлическое сопротив­ ление РВП (по воздушной стороне) возросло примерно на 60 данім1, промывка потребовалась только в конце указанного периода, цри этом нагрузка не лимитировалась и была близка к номинальной.

Максимальная скорость коррозии при температуре стенки 113o C составляла в данных условиях 0,33 г/м2час. Это в 2 ÷5 раз ниже, чем

при систематических водных

промывках РВП:

 

 

 

⅛*

¿¡Температура стенки, pC

час

113

121

129

137

145

153

Скорость коррозии, a∕ju2 •

0,33

0,08

0,06

0,05

0,03

0,03 f

Указанное значение скорости

коррозии почти в 3

раза превышает

значение 0,12 г/л2 час, полученное И. И. Надыровым и Р. А. Петро­ сяном на котле Джон Томсон. Такое различие может быть объяснено, во-первых, более высокой загрязняемостью низкотемпературных по­ верхностей нагрева котла закритических параметров пара, и, во-вто­ рых, более низкими параметрами пара. ζ '` ■ 4 Для выявления влияния параметров пара на эффективность обдув­

ки РВП и скорость коррозии набивки следующая серия опытов была проведена на котле ПК-41-1 при обдувке перегретым паром 16 бар 400° С. Коэффициент избытка воздуха, нагрузка и температурный ре­ жим мало отличались от условий предыдущей серии опытов, но сжи­ гался мазут с присадкой хлористого магния. Скорость коррозии ока­ залась почти такой же, что и в предыдущих опытах: при температуре стенки 105° C скорость коррозии едва превышала 0,3 г/м2 • час, а при температуре стенки 113—144° C в среднем она составляла 0,05.

C приведенными данными согласуются результаты, полученные

IА. Ф. Гавриловым и В. К Марининым в опытах на аналогичном котле. При тех же параметрах обдувочной струи и близком топочном режиме

.была определена интенсивность загрязнения образцов, установленных 1 в центральной части низкотемпературной набивки каждого из 4 РВП.

Два РВП имели минимальную температуру стенки 105° С, а два 120° С. При обоих температурных режимах проверялась эффективность об­ дувки с периодичностью 8—24 час. Оказалось, что при периодичности 8 час. интенсивность загрязнения набивки РВП не зависит оттемпера-

. туры стенки и составляет 0,3 г/м2 ■ час.

ς^4>

При температуре стенки 120° C и более

увеличение межобдувоч­

ного периода с 8 до 24 час. практически не превышает интенсивности загрязнения, которая составляла 0,32 г/.и2 • час. При более низкой тем­ пературе стенки (около 105° С) такое увеличение межобдувочного пери­ ода привело к резкому возрастанию интенсивности загрязнения на-

5j


бивки — до 0,51 г/лі2 • час. Ожидалось, что дальнейшее снижение тем­ пературы стенки набивки РВП вызовет еще большую интенсивность загрязнения, поэтому целесообразно ограничить длительность меж­ обдувочного периода 8 час.

К этому выводу можно придти и при анализе данных о скорости сер­ нокислотной коррозии. Если при температуре стенки 120o C скорость коррозии с увеличением длительности межобдувочного периода от 8 до

до 24 час. возрастает с

0,1 до

0,14 г/лг2

час, то при 105° C соответ­

ственно с 0,14 до 0,2 г/м2

час. При более низкой температуре стенки

скорость коррозии будет очень

высокой,

а значительная загрязнен­

ность набивки РВП отложениями может способствовать резкому снижению эффективности паровой обдувки.

Это предположение проверено при паровой обдувке РВП котла БКЗ-320—140 ГМ, не имеющего устройства для предварительного подогрева холодного воздуха. Температура стенки наиболее холодных участков набивки РВП не превышала 80° С. В данном случае аэроди­ намическое сопротивление и температура уходящих газов быстро воз­ растают, а нагрузка котла после 200—300 час. начинает лимитироваться возможностями тяго-дутьевых устройств. При увеличении температуры стенки до 100o C удалось обеспечить длительную рабочую кампанию котла без ограничений благодаря ежесуточной обдувке набивки РВП струей перегретого пара. Это позволило резко ослабить протекание коррозионного процесса в низкотемпературной зоне.

Следовательно, при давлении перегретого пара выше 5 бар решаю­ щим фактором является уже не энергия паровой струи, а температур­ ный режим стенки, периодичность обдувки и предварительное дрениро­ вание конденсата. Именно этими характеристиками отличаются полу­ ченные на котле ПК-41-1 данные от рассмотренного Н. И. Верховским, Г. К. Красноселовым, Е. В. Машиловым, Л. Μ. Цирульниковым (1970) малоэффективного опыта применения перегретого пара тех же парамет­ ров для обдувки набивки РВП на котлах ТМ-84 и ПК-47. В то же вре­ мя полученные на котле ПК-41-1 данные удовлетворительно согласу­ ются с результатами Р. А. Петросяна и Н. Д. Сергеевой (1965, 1966) на котле ТГМ-151, где при температуре стенки более90°С, коэффициен­ те избытка воздуха 1,02—1,03 и обдувке РВП паром 15 бар, 400o C максимальная скорость коррозии составила 0,12 г/м2 час. Это зна­ чит, что скорость коррозии набивки РВП при систематической паро­ вой обдувке сравнительно мало зависит от коэффициента избытка воз­ духа.

Последний факт имеет большое значение. Его объяснение заключа­ ется в том, что при систематической паровой обдувке происходит уда­ ление только наружных слоев отложений, являющихся поставщиком свободной серной кислоты в реакционную зону. В то же время защит­ ная пленка соединений железа, расположенная непосредственно на металлической стенке, в большинстве случаев не подвергается разруше­ нию, так как при достижении ее паровая струя обладает уже погашен­ ной энергией, недостаточной для механического разрушения пленки.

• Для растворения же пленки требуется значительное количество

55


влаги, которая удаляется в процессе предварительного дренирования паропровода. Ясно, что скорость сернокислотной коррозии поверхнос­ тей нагрева, на которых не накапливается большого количества отло­ жений, удаляемых «мягкой» струей сухого пара, может оказаться даже меньшей, чем коррозия неочищаемых поверхностей.

Особое значение приобретает этот способ очистки для котлов, ра­ ботающих в пиковом или регулирующем режиме. Частые пуски и ос­ тановы, значительный темп и частота изменения температуры стенки интенсифицируют загрязнения низкотемпературных поверхностей на­ грева. Систематическая обдувка отложений позволит ограничить кор­ розию при незначительном росте аэродинамического сопротивления и температуры уходящих газов.

Общая скорость коррозии воздухоподогревателей таких котлов может быть представлена как сумма значений скорости коррозии в период эксплуатации (без учета времени остановов и стоянок), ско­ рости стояночной коррозии и скорости коррозии в период пусков и остановов котла.

Данные W. Ваг, К. Nuber, F. Werke (1965), G. Veber (1970) свиде­ тельствуют о том, что стояночная коррозия и коррозия в период пус­ ков и остановов мало зависят от серосодержания топлива, коэффициен­ та избытка воздуха, температуры стенки воздухоподогревателя и на­ грузки котлоагрегата. Во всех изученных ими режимах суммарная ско­ рость коррозии при пусках и остановах котла не превышала 0,05aΛw2 × Хчас, но всегда отлична от нуля. Следовательно, полной защиты от сернокислотной коррозии металлических поверхностей нагрева добиться практически невозможно.

Так как скорость стояночной коррозии больше скорости коррозии в период пусков и остановов (Veber, 1970), то уменьшение стояночной коррозии за счет тщательной обдувки агрессивных отложений сразу после останова котла может свести суммарное значение этих двух ско­ ростей коррозии к минимуму.

C учетом этого паровая обдувка низкотемпературной набивки РВП мазутных котлоагрегатов рекомендована как мероприятие, позволяю­ щее повысить их экономичность и надежность при условии предва­ рительного подогрева воздуха, обеспечивающего уровень температуры стенки не ниже 90—120° C (Зайцев, Цирульников, Надыров, 1970). Положительный опыт очистки РВП струей высокопотенциального пе­ регретого пара накоплен и за рубежом (Müller, 1970).

Этот способ внедрен на ряде котлов ТГМ-84/А, где РВП обдувают­ ся перегретым паром 15—20 бар, 300—350° С, поступающим через качающиеся стандартные аппараты типа OK завода «Ильмарине». Ап­ параты установлены на входе и выходе дымовых газов на расстоянии 0,2—0,3 м от кромок радиальных уплотнительных полос. Труба обду­ вочного аппарата с сопловой головкой совершает возвратно-поступа­ тельное движение из одного крайнего положения в другое и обрат­ но за 40 мин.

В результате отработки режима обдувки на этих котлах установле­ но, что лучший эффект достигается при очистке нижними аппаратами,

66


которые ближе, чем верхние, расположены к основной массе отложе­ ний. В этом случае отложения «холодного» слоя паровой струей выду­ ваются навстречу потоку дымовых газов в «горячий» слой, где проис­ ходит подсушка увлажненных отложений и удаление их потоком газа. Включение верхних обдувочных аппаратов способствует весьма незна­ чительному снижению аэродинамического сопротивления (около 10% от общего).

При температуре стенки 92—980 C и коэффициенте избытка воздуха 1,10 скорость изменения аэродинамического сопротивления состав­ ляет 0,01—0,02 данім2 час против 0,08—0,20 данім2 ■ час при работе без обдувки. Коррозия протекает в 2—3 раза слабее, чем при водных обмывках: ее скорость составляет 0,3—0,4 г!м2-час при температуре стенки 98° С. В результате удалось увеличить длительность межпромы­ вочного периода с 300 до 4000 час. Аналогичные данные получены при внедрении этого способа очистки от отложений на других котлах.

Í7

Глава ¡V. ОСЛАБЛЕНИЕ СЕРНОКИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ

НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА­

ГРЕВА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА СЖИГА­

НИЯ ВЫСОКОСЕРНИСТОГО МАЗУТА C МАЛЫМИ

ИЗБЫТКАМИ ВОЗДУХА

Анализ зависимости коррозионной активности продуктов горения высокосернистого мазута от способа его сжигания (глава I) позволяет сделать вывод, что при ограничении участвующего в горении избы­ точного кислорода тормозится процесс окисления сернистого ангид­ рида в серный, уменьшается температура точки росы дымовых газов и конденсация аэрозолей серной кислоты на низкотемпературных по­ верхностях нагрева, тем самым ослабляются коррозионные поврежде­ ния. Ограничение концентрации избыточного кислорода влечет за собой меньшее охлаждение высокотемпературного ядра факела. Это сопровождается дальнейшим торможением перехода сернистого ан­ гидрида в серный в пределах топочной камеры, вследствие чего сни­ жается интенсивность коррозии низкотемпературных поверхностей нагрева.

Одновременно происходит изменение структуры высокотемпера­ турных отложений в зоне пароперегревателя, уменьшение их количест­ ва и снижение в них концентрации пятиокиси ванадия и других агрес­ сивных компонентов, выполняющих функцию катализатора гетероген­ ного окисления сернистого ангидрида в серный за пределами топочной камеры. В результате в продуктах горения дополнительно умень­ шается серный ангидрид и ослабляется коррозия низкотемпературных поверхностей нагрева.

Необходимо также отметить, что сжигание мазутов с малыми из­ бытками воздуха характеризуется снижением объема дымовых газов, что позволяет (при неизменных топочных потерях от химического и ме­ ханического недожога) повысить к.п.д. котельных агрегатов. На этой основе получил широкое развитие прогрессивный способ сжигания высокосернистых мазутов с малыми избытками воздуха.

Следует отметить, что еще 10—12 лет назад трудно было найти ко­ тел, в котором мазут сжигался бы с коэффициентом избытка воздуха менее 1,15—1,2, поскольку это было указано в правилах технической эксплуатации.

При освоении нового способа сжигания появились и новые задачи, связанные с подготовкой, распыливанием мазута и совершенствованием топочно-горелочных устройств.

58