Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ОБЗОР ДАННЫХ О СЖИГАНИИ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ МАЗУТОВ C МАЛЫМИ ИЗБЫТКАМИ ВОЗДУХА
Первые лабораторные опыты по сжиганию мазутов с коэффициентом избытка воздуха, близким к 1, были проведены в 40-х годах Μ. Б. Ра вняем (1949), который показал, что при коэффициенте избытка возду ха 1,01—1,03 (содержание избыточного кислорода — 0,2—0,6%) мож но добиться практически полного сжигания топлива. Однако прошло около 20 лет, прежде чем этот способ сжигания высокосернистого ма зута был опробован в промышленных условиях на электростанциях Марчвуд и Тильбури (Англия, 1959 г.), и доказаны преимущества этого способа сжигания в течение 3000 час. (Lachaux, 1960).
Опыт ФРГ по переводу котлоагрегатов на сжигание мазута с малы ми избытками воздуха изложен в работах F. Glaubitz (1960, 1961, 1963, 1964), H. Niepenberg (1963, 1970), F. Ensink (1961), Μ. Schindler
(1964).
Интересные данные получены F. Glaubitz на электростанции Лин ден при сжигании высокосернистого мазута в топках котлов неболь шой мощности (17,8 кг/сек, 44 бар, 475o С). На каждом из них установ лены прямоточные горелки, обладающие сопротивлением 450 дан!м2 и формирующие воздушный поток со средней скоростью 40 м/сек. Топ ливо, предварительно подогретое до 120—130° Сг распыливалось под давлением 1—7 бар Y-образными паровыми форсунками произво дительностью 0,05—0,08 кг/сек, работающими при параметрах пара 4—10 бар, 420—510o С. В указанных условиях они эксплуатирова лись в течение более 4000 час. в режиме сжигания высокосернистого мазута с предельно низкими избытками воздуха. F. Glaubitz считал наладку законченной, когда коэффициент избытка воздуха достигал значения 1,005 при практическом отсутствии окиси углерода. Диапазон изменения относительной нагрузки — от 0,3 до 1. Основной задачей считалось поддержание правильного соотношения воздуха и топлива в горелках.
Подобные результаты получены и H. Niepenberg (1963а) стой лишь разницей, что использовались более мощные форсунки (производитель ность 0,42 кг/сек) и применена горелка с тангенциальной подачей воздуха. В другой работе этого же автора (1963 б) приводятся данные об относительно высоконапорных горелках с сопротивлением 150— 250дан/ж2 при единичной производительности 0,14—0,7 кг/сек. Мазут, как и прежде, распыливался паровыми форсунками.
В работах F. Ensink (1961) и Μ. Schindler (1964) рассматриваются результаты сжигания мазута с малыми избытками воздуха в высоко скоростном потоке (80—85 м/сек) с использованием форсунок меха нического распиливания. В диапазоне нагрузок от 100 до 50÷-54% коэффициент избытка воздуха составлял соответственно 1,05 и 1,02.
Близость результатов, полученных F. Glaubitz (1960, 1961, 1963, 1964) и H. Niepenberg (1963, 1970а, б) при использовании парового рас пиливания и умеренных скоростях воздушного потока, с одной сторо ны, и данные F. Ensink (1961) и Μ. Schindler (1964) при использовании
59
более грубого механического распиливания и высоких скоростях воздуха — с другой, свидетельствует о том, что достижение пример но одинаковых характеристик смесеобразования и выгорания возможно как за счет тонкого диспергирования мазута, так и за счет повышения энергии воздушного потока. Этот вывод подтверждается при анализе данных, полученных в СССР в процессе изучения и освоения режимов сжигания мазута с малыми избытками воздуха.
Первые опыты по изучению процесса горения различных сортов жидких топлив с малыми избытками воздуха проведены в 1961 г. на котлах ПК-Ю (64 кг/сек, 108 бар, 510° С) и БКЗ-210—140Ф (58,3 кг!сек, 137 бар, 570° С). Л. А. Гвоздецкий, А. Д. Горбаненко и др. (1962, 1964), А. К. Внуков (1966), Н. И. Верховский, Г. К. Красноселов, Е. В. Машилов, Л. Μ. Цирульников (1970) установили, что при сжигании различных сортов мазута и нефти топочные потери могут быть сведены на нет, если добиться весьма ровного порционирования топлива и воздуха по отдельным горелкам. Отмечено также, что с умень шением числа включенных горелок с 18 до 8, несмотря на увеличение их единичной производительности, задача поддержания режима сжига
ния жидких топлив с |
малыми избытками воздуха существенно облег |
чается. |
s,. |
Трудность поддержания режима сжигания мазута с малыми избыт ками воздуха при большом числе горелок была подтверждена в про цессе длительных экспериментов, поставленных на котле ТГМ-151 (61,1 кг/сек, 108 бар, 510o С), оборудованном 12 горелками ТКЗ с уме ренными напорами воздуха и механическим распыливанием топлива. Несмотря на указанную трудность, этот котел более 3000 час. работал с коэффициентом избытка воздуха 1,02—1,03 и пренебрежимо малыми суммарными топорными потерями. C учетом положительного опыта эксплуатации котла ТГМ-151 на режим сжигания мазута с малыми из бытками воздуха были успешно переведены все 5 котлов этой станции, h>⅜ Стремление избежать трудностей, связанных с поддержанием равно мерного распределения мазута и воздуха по большому числу горелок, обусловило тенденцию к увеличению единичной производительности и снижению числа горелок. Впоследствии это оформилось как целое направление в области сжигания мазута по разработке мощных горе лочных устройств, единичная производительность которых доведена к настоящему времени в СССР до 3,33, в ФРГ — до 1,39, в США — до 4,17 кг/сек. (Дмитриев и Роддатис, 1961; Schub, 1967; Kessler, 1969; Цирульников, 1970). , і
Первые образцы высокопроизводительных газомазутных горелок, разработанные Таганрогским (ТКЗ) и Подольским (ЗиО) котлострои тельными заводами, были экспериментально изучены на двух импорт ных котлах (27,8 кг/сек, 85 бар, 500°С). Тепловое напряжение объема 163 квт/м3. На котлоагрегатах ранее было установлено в два яруса 12 горелок (по 6 на каждой из боковых стен).
При подготовке к эксперименту, где подробно исследовалось влия ние отдельных факторов на топочные потери при малых избытках воз духа (Горбанёнко, Цирульников, Чупров, 1965), горелки нижнего яру
60
са были демонтированы и на их месте встречно установлены опытные образцы. Сжигался высокосернистый мазут марок 100 и 200.
Горелка ЗиО производительностью 0,83 кг/сек. выполнена с танген циально-лопаточным подводом воздуха, с амбразурой диаметром 750 мм и пережимом диаметром 690 мм\ внутри амбразуры расположен коак сиальный цилиндрический распределительный шибер, позволяющий подавать воздух по наружному и внутреннему каналам, по одному или совместно по обоим, что обеспечивает широкий диапазон изменения ско рости и крутки воздушного потока. Гидравлическое сопротивление горелки в зависимости от положения распределительного шибера ко леблется при полной нагрузке от 110 до 380 данім2.
Горелка ТКЗ производительностью 0,27 кг/сек. выполнена с танген циально-лопаточным направляющим аппаратом, в котором 24 лопатки в трех сериях опытов были установлены соответственно под углом 40, 25 и 0° относительно касательной к внутренней окружности направляю щего аппарата. Диаметр амбразуры 1000 мм, пережима — 810 мм. Расчетная скорость воздуха на выходе из амбразуры 40 місек. Гидрав лическое сопротивление при расчетной нагрузке изменяется в зависи мости от угла наклона лопаток в пределах 40—50 данім2.
Горелки ЗиО испытывались с паромеханическими форсунками ПМФС, работавшими в режиме механического распыливания, а горел ки ТКЗ — с малогабаритными механическими форсунками, разрабо танными на базе форсунок ЦККБ (Цирульников, Горбаненко, Жарков, 1964). (
В период опытов в широких пределах менялись относительные на грузки котла (от 35 до 100%), давление мазута (от 3 до 38 бар) и его условная вязкость (от 2 до 28° ВУ). Исследовалась работа горелок с 20 конструктивными вариантами форсунок единичной производитель ностью 0,55—2,23 кг/сек.
Результаты опытов обработаны в виде зависимости топочных по терь от отдельных факторов. При коэффициенте избытка воздуха 1,10 химический недожог не превышает 0,5%. Он повышается по мере сни жения нагрузки, так как в этом случае ухудшаются условия смесе образования из-за уменьшения скорости и крутки воздушного потока. При переходе на подачу воздуха через внутренний канал недожог ста новится меньше. Однако при этом угол раскрытия мазутного факела, а также его устойчивость заметно снижаются. В таких условиях одно временно с удалением мазутного конуса от устья сопла меняется цвет факела и снижается его температура, что связано, по-видимому, с ди намическим воздействием мощной воздушной струи на корень факела при повышенных скоростях воздуха (до 60—70 м/сек).
При низких давлениях мазута (6—8 бар) химический недожог не превышает 0,4%, но по визуальной оценке качество горения заметно ухудшалось и сопровождалось выпадением искр из оконечностей коптя щего факела. В опытах с коэффициентом избытка воздуха ниже 1,05 наблюдалось сажевыделение, которое сопровождалось и некоторым увеличением недожога. В этих случаях потеря тепла с механическим недожогом достигала 0,34%. При повышении коэффициента избытка
61
воздуха до 1,10 механический недожог не превышал 0,1 %. Наилучшие показатели по экономичности сжигания мазута отмечены при скорос ти воздушного потока более 40 місек. В диапазоне изменения вязкости мазута перед форсунками от 2 до 6,8° ВУ она не оказывала заметного влияния на результаты сжигания. Различные конструктивные вариан ты паромеханических форсунок обеспечивают практически одинаковую полноту сжигания.
Наиболее подробно изучено сжигание мазута в горелках ТКЗ. Пер вая серия опытов включала в себя опробование форсунок производи тельностью по мазуту 0,7 кг/сек при давлении 18 бар и 1,11 кгкек — при 40 бар. Наблюдение за процессом горения мазута, распыленного такими форсунками, показало сравнительно высокую регулировоч ную способность этих форсунок, характеризуемую нижним допусти мым значением давления мазута 10 бар. При снижении давления ниже 10 бар на периферии факела появлялись черные полосы, дым приобре тал темную окраску и факел периодически затягивало в пароперегрева тель. C повышением давления мазута до 12—15 бар дым вновь стано вился белым, а горение заканчивалось в топочном объеме.
Опыты, проведенные при эксплуатационных высоких избытках воз духа, показали возможность добиться практически полного сгорания мазута, распыленного под давлением выше 17 бар при условной вяз кости до 20° ВУ. Повышение условной вязкости до 36q ВУ при сохра нении Остальных параметров неизменными сопровождалось резким ухудшением качества распиливания, цвет факела менялся со светло соломенного на темно-желтый, было отчетливо видно искрение круп ных капель.
В опытах установлено, что при работе двух горелок факел слабо заполняет топку. Выходя навстречу один другому, потоки образуют общий направляющийся вверх факел, ширина которого примерно рав на половине ширины топки (около 3,5 м), причем длина горизонталь ного участка составляла 1 лі, т. е. оказалась примерно равной диаметру амбразуры горелок. Нижняя граница факела располагалась примерно на 0,5 м ниже уровня горелок. Еще слабее заполнялась топка при работе одной горелки.
C увеличением крутки воздуха, определяемой углом наклона ло паток, химический недожог снижался. Так, при коэффициенте избытка воздуха 1,10 увеличение угла наклона лопаток от 0 до 25 и 40° вызыва ло химический недожог соответственно 0,8; 0,5 и 0,2%, а при коэф фициенте избытка воздуха 1,07 — 1,3; 0,7 и 0,5%. В этих опытах дав ление мазута было не ниже 18 бар, а вязкость топлива была близка к 5° ВУ.
C учетом присосов неорганизованного воздуха в топку и верхнюю часть конвективной шахты (около 8%) был сделан вывод о возможности практически полного сжигания мазута при коэффициенте избытка воз духа в горелке 1,02. Одновременно высказано предположение, что при присосах 2—3% воздуха в топку можно ожидать высокую эффектив ность процесса горения при весьма малых значениях коэффициента избытка воздуха, близких к Г.
62