Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
В следующих опытах установлено, что существенное влияние на организацию топочного режима, особенно при малых избытках возду ха, оказывает скорость воздушного потока. При давлении мазута выше 15 бар и вязкости до 5° ВУ увеличение коэффициента избытка воздуха от 1,03 до 1,05 и 1,10 позволяет достигнуть низких значений химическо го недожога при скорости воздуха соответственно 50, 35 и 28 місек. Снижение же коэффициента избытка воздуха до 1,01 требует еще боль шего увеличения скорости воздуха — до 90 місек.
Сопоставление рассмотренных результатов с материалами исследо вания горелок меньшей производительности (Горбаненко, Цирульни ков, Чупров, 1965 а, б) свидетельствует о необходимости повышения скорости воздуха на выходе из горелочных устройств по мере увели чения их мощности. При повышении производительности горелок ТКЗ до 2,23 кгісек скорость воздушного потока составила 50 місек. В этом случае обеспечивалось полное выгорание мазута при коэффициенте избытка воздуха в горелках 1,00. C 1963 г. этот путь интенсификации сжигания мазута при малых избытках воздуха стал использоваться многими исследователями и конструкторами.
А. Д. Горбаненко, Л. Μ. Цирульников и В. В. Чупров (1965а) изучали влияние вязкости распыливаемого мазута на топочные поте ри. При коэффициенте избытка воздуха более 1,10 вязкость оказы вала заметное влияние на горение лишь при повышении до 14—15° ВУ. Снижение условной вязкости с 14 до 2° ВУ не отражалось на недожоге. При коэффициенте избытка воздуха 1,05 на химический недожог влияет меньший диапазон изменения вязкостных свойств топлива. При уве личении условной вязкости от 2—3 до 5—18° ВУ химический недожог ¡возрастает с 0,5 до соответственно 1 и 7%.
Сопоставление представленных данных с материалами исследова ний горелочных устройств меньшей производительности позволяет утверждать, что степень влияния вязкости мазута на полноту его сжигания в горелках различной мощности меняется мало (Горба ненко и др., 1963).
Из экспериментальных данных о влиянии давления мазута перед форсунками на топочные потери следует, что при коэффициенте из бытка воздуха 1,08 снижение давления мазута ниже 15 бар способству ет заметному возрастанию недожога, в то время как повышение дав ления выше 16—18 бар практически не влияет на топочные потери.
Проведены сравнительные опыты на одной и двух горелках. В этих опытах установлено, что при идентичных характеристиках топливо воздушного потока топочные потери оказываются выше при работе двух горелок с неравномерным распределением мазута и воздуха и что при коэффициенте избытка воздуха, близком к 1, влияние этой нерав номерности может стать даже большим, чем непосредственное влияние избытка воздуха. В этих опытах установлено, что с уменьшением избыт ка воздуха снижается допустимая степень неравномерности в распре делении воздуха и топлива по горелкам, превышение которой вызывает существенный рост химического недожога (более 0,5%). Аналогичные данные получены ВТИ на котле ТП-170 (Горбаненко и др., 1963).
63
Если равномерного распределения топлива по форсункам добиться сравнительно легко (в пределах ± 1,5 % абс), то равномерное порционирование воздуха встречает значительные трудности. Для выявления процессов, происходящих при равномерном распределении топлива и различных степенях неравномерности распределения воздуха по го релкам, В. В. Карповым и Л. Μ. Цирульниковым (1969) проведены расчеты взаимного влияния режимов работы отдельных горелок. Ус тановлено, что увеличение расхода воздуха через одну горелку при водит к снижению расхода воздуха через остальные. Однако это сниже ние должно быть несколько меньшим, чем увеличение через одну горелку. При уменьшении расхода воздуха через одну горелку про исходят обратные явления.
Полученный вывод подтвержден экспериментом, поставленным на котле НЗЛ (32 кгісек, 35 бар 420° С) с 7 горелками производительностью 0,28 кгісек (Горбаненко, 1968; Верховский, Красноселов, Машилов, Цирульников, 1970). При увеличении расхода воздуха через горелку более чем вдвое снижение расхода через остальные горелки составляло в среднем 6%. Суммарный же расход воздуха при этом увеличивался на
9,5%.
Таким образом, результаты расчетов согласуются с эксперименталь ными данными, несмотря на то, что в реальных условиях сечения отдельных горелок коэффициенты гидравлического сопротивления и напоры воздуха перед горелками несколько отличались друг от друга. Описанная картина может объяснить и тот факт, что попытки авто матического управления процессом горения мазута за счет регулиро вания соотношения топливо — воздух в каждой горелке пока ока зались безуспешными. Эго заставляет перейти к более простой и устой чивой групповой схеме регулирования процесса горения, получившей распространение как в СССР, так и за рубежом.
Рассмотренные материалы не касаются другой формы неравномер ности, связанной с несоответствием в данной горелке топливного потока воздушному, и наоборот. Это несоответствие возникает, как правило, вследствие необоснованного подбора форсунок к горелкам. Поиски рациональных путей подбора весьма затруднены еще и потому, что капли наиболее крупных размеров смещены относительно максимума плотности орошения (Геллер, 1965). Несоответствие расположения наиболее крупных капель максимуму плотности орошения не позволяет в настоящее время осуществлять правильный подбор форсунок к го релкам по подобию эпюр скоростей или расходов топливного и воздуш ного потоков. Отсутствие необходимых сведений по оптимальному под бору форсунок к горелкам заставляет в процессе конструирования и наладки горелочных устройств применять специальные меры, на правленные на компенсацию их несовершенства. Для этой цели при меняют паровое распыливание мазутов и повышенные напоры возду ха. Оба эти мероприятия требуют увеличения энергетических затрат для улучшения перемешивания топлива с воздухом.
• Применение же умеренных напоров воздуха в сочетании с отно сительно грубым механическим распиливанием мазута приводит к не
совершенному смесеобразованию, удлинению факела, особенно при малых избытках воздуха, и неравномерному распределению газовых концентраций и температур в топочной камере.
Особое значение точность порционирования топлива по воздуху имеет для котлов, в топках которых расположены поверхности нагрева с температурой стенки более 500—550° С, подверженные высокотем пературной коррозии в восстановительной среде с коэффициентом из бытка воздуха менее 1, характеризуемой присутствием сероводорода (Горбаненко и др., 1971).
Таким образом, порционирование топлива и воздуха по горел кам — одно из необходимых условий эффективной работы топочно горелочных устройств в режиме сжигания мазута*с малыми избытками воздуха.
■Описанные данные положены в основу разработки отечественных
конструкций топочно-горелочных устройств, специально созданных в СССР для сжигания мазута с малыми избытками воздуха (Горбанен ко и др., 1967; Геллер и Липинский, 1964; Ахмедов, 1970; Боев, Вер ховский, Горбаненко, Левин, Цирульников, 1970).
Следует упомянуть, что перед советскими учеными и инженерами стояла значительно более сложная задача, чем перед зарубежными специалистами. Во-первых, им приходилось разрабатывать горелки для топочных устройств с присосами воздуха от 5 до 20% (в среднем около 10%), а за рубежом горелки устанавливались в бесприсосных топках, в которых несравненно легче организовать сжигание мазу тов с малыми избытками воздуха. Например, для достижения коэффи циента избытка воздуха за топкой 1,01, если она работает под разреже нием, коэффициент избытка воздуха в горелках должен быть в сред нем не более 0,91. Даже в наиболее «плотных» топках в горелки пода ется не более 96% воздуха, необходимого для горения. Остальное количество воздуха попадает в топку неорганизованным путем. В этом случае большое значение приобретает такой фактор, как размещение горелок на стенах топочной камеры, вариированием которого можно в той или иной степени способствовать вовлечению присосанного воздуха в процесс горения. В то же время в зарубежной котельно-топочной технике, где преобладают мазутные топки, работающие под наддувом, коэффициент избытка воздуха в горелках был таким же, как и на вы ходе из топки.
Во-вторых, за рубежом, хотя и разработаны горелки производи тельностью до 4,17 кг/сек, но, как правило, их производительность находится в пределах 0,69—0,83 кг!сек. Увеличение же единичной произ водительности, благоприятствующее организации сжигания мазута с малыми избытками воздуха, особенно в топках, работающих под разре жением, может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. К положительным следует отнести удешевление котла Hf системы автоматики, упрощение эксплуатации и ремонта, а к отри цательным применение более высоких напоров и скоростей воздуха, увеличение капель мазута вследствие возрастания геометрических раз меров форсунок, удлинение факела до недопустимо большой величины.
5 <-70 |
65 |
В-третьих, имеются существенные отличия в особенностях каче ства мазута и условиях его подготовки к сжиганию. Как правило, в США, ФРГ и других странах сжигается практически безводное мало зольное топливо (в среднем зольность составляет 0,02—0,03%), вяз кость которого соответствует отечественным мазутам марок 40 и 100. В процессе подготовки мазут подогревается до температур, обеспечиваю щих вязкость перед распыливанием не более 1,5—2,5° ВУ. На отечест венных же электростанциях, как правило, сжигается менее качествен ный мазут, характеризуемый повышенной зольностью (до 0,15% для марок 40 и 100 и 0,3% для марки 200), а в ряде случаев и высокой влаж ностью (до 10—25% при сливе из цистерн)и т. д. Фактическая вязкость мазутов при температуре 50o C достигает 200° ВУ, а иногда и более высоких значений. Качественная подготовка таких мазутов к сжига нию весьма затруднительна, в связи с чем к форсункам подается сравни тельно вязкое, а часто и увлажненное топливо.
И, наконец, в-четвертых, следует учитывать различия в качестве об работки рабочих поверхностей элементов топочно-горелочных уст ройств, в первую очередь форсунок. Если зарубежные форсунки изго тавливаются только на специализированных заводах фирм Пибоди, Бабкок-Вилькокс и других, гарантирующих высокое качество испол нения и термообработки распиливающих элементов, то в СССР, за ред ким исключением, даже для мощных котлов, предназначенных для энергоблоков 200 и 300 МВт, форсунки выполняются в кустарных ус ловиях, качество изготовления и обработки деталей низкое, подчас с грубым отклонением от номинальных размеров. В результате'цроизводительность и тонкость распыливания в форсунках одного комп лекта иногда различаются на 30—50%. Примерно в такой же степени различаются гидравлические характеристики горелок, предназначенных для одного и того же котла.
Все это указывает на то, что степень технического совершенства отечественных конструкций горелок для сжигания мазутов с малыми избытками воздуха должна быть намного выше, чем зарубежных горе лок, предназначенных для тех же целей.
Следует одновременно отметить, что известные способы оценки степени совершенства топочно-горелочных устройств существенно раз личаются между собой. Неодинаковыми критериями оцениваются и газомазутные горелки.
Вразработанном ВТИ и ЦКТИ «Нормативном методе теплового рас чета котельных агрегатов» требования к газомазутным горелкам све дены к тому, что они должны обеспечивать сжигание 98,5% топлива с коэффициентом избытка воздуха 1,15 в топках с тепловым напряжением объема до 291 квт/м9. Скорость воздуха должна быть 20—25 м/сек при механическом распыливании мазута и 5—8 м/сек — при паровом («Теп ловой расчет котельных агрегатов», 1957).
Вновом «Нормативної^ м 'тоде теплового расчета котельных агре гатов» расчетные характеі стики газомазутных топок принимаются следующими: тепловое напряжение объема 291 кет /м9, потеря тепла от химического недожога w более 0,5% при коэффициенте избытка воз-
66
духа на выходе из топки от 1,10 до 1,02—1,03, потеря от механического недожога не учитывается. Скорость воздуха рекомендуется принимать
впределах 40—70 м.1сек (Кузнецов и др., 1973).
Вдругих случаях горелка считается удовлетворительной, если обес печивается сжигание топлива без химического недожога при коэффи циенте избытка воздуха 1,03—1,05 и умеренном аэродинамическом сопротивлении (Внуков, 1963, 1966).
Согласно данным Л. Μ. Цирульникова, В. В. Карпова, С. К. Вязо вого (1967), Л. Μ. Цирульникова, Г. К. Красноселова, В. В. Карпова, С. К. Вязового (1968), при оценке горелок следует учитывать не толь ко химический недожог, но и механический, а наряду с коэффициентом аэродинамического сопротивления надо принимать во внимание абсо лютную величину давления воздуха перед горелками.
Р. Б. Ахмедов (1962, 1968, 1970) производил оценку горелок как по коэффициенту аэродинамического сопротивления, так и по крутке воздушного потока.
Подробно требования к горелочному устройству описаны Ю. В. Ива новым (1968). Их можно свести к следующему: полная надежность в ра боте, устойчивость зажигания и стабилизации фронта горения в широ ких пределах изменения нагрузки, обеспечение производительности
изаданных параметров пара, обеспечение полного сжигания при мини мальных избытках воздуха, простота конструкции, изготовления, обслуживания, ревизии, ремонта и быстрота перевода с одного вида топ лива на другой, минимальное сопротивление по воздушному тракту.
C иных позиций подошли к этому вопросу я. П. Сторожук и В. А.Павлов (1968). В результате рассмотрения процесса смесеобразо вания авторы пришли к выводу о целесообразности оценки горелок по длине формируемого ими факела. При этом предполагалось, что подсчи танная длина факела будет наименьшей при хорошей работе горелочного устройства без нарушения конструктивных параметров его элементов, а получить более короткий факел «обычными конструктивными меро приятиями» не представлялось возможным. Фактическая длина факела оказывается в большинстве случаев существенно выше расчетной. Это может быть объяснено, в частности, некоторыми отклонениями действи тельной схемы горелочного устройства от расчетной. По-видимому, имеются отдельные горелки, формирующие факел, длина которого не отличается от расчетной. Однако это можно рассматривать лишь как частный случай. Действительно, трудно полагать, что можно учесть все многообразие конструктивного оформления топочно-горелочных устройств и условий их работы. В частности, формула Я. П. Сторожу ка и В. А. Павлова не учитывает взаимного расположения горелок, конфигурации топочной камеры и т. д., а самое главное — концентра ции окислителя, с помощью которого, как известно, можно в широких пределах управлять длиной факела.
Наибольшее распространение в СССР получила оценка горелок по полноте выгорания топлива при сжигании его с малыми избытками воз духа. Например, горелки, обеспечивающие суммарную неполноту го рения не выше 0,4—0,5% при коэффициенте избытка воздуха на выходе
5* |
7 |