Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
из топки 1,02—1,03, принято считать удовлетворительными. Подобная оценка получила распространение и за рубежом. Например, А. Ditrich (1964), рассматривающий стандарты ФРГ, Франции, Италии и Бельгии, отмечает, что горелки могут быть признаны работоспособными, если в продуктах горения содержание окиси углерода не более 0,1%, а число Baxapaxa располагается в средней части относительной шкалы (от 4 до 6).
Как видно, ни один из указанных способов оценки степени совершен ства горелок не учитывает все упомянутые условия. Поэтому ни один из них не может рассматриваться как способ, пригодный для универ сальной оценки горелок, хотя каждый и позволяет выявить некоторые сравнительные характеристики отдельных конструкций.
В то же время накопленные материалы по промышленным испыта ниям газомазутных горелок позволили ВТИ сформулировать (А. Д. Горбаненко и А. И. Дворецкий) требования к их характеристикам. Количество и единичная производительность должны выбираться с учетом производительности котла: при паропроизводительности до 27,8 кг/сек — 6 горелок производительностью до 1,39 кг/сек, свыше 27,8 кг/сек — не более 8 горелок до 3,33 кгісек. Уделяется опреде ленное внимание и компоновочному фактору.
Μ. А. Поляцкин и А. И. Дворецкий рекомендуют следующие ско рости воздуха в газомазутных горелках: 25—35 м/сек для производи тельности 0,07—0,14 кг/сек, 30—40 — для 0,28—0,7, 35—45 — для 1,11, 35—50 — для 1,67. Минимально допустимая скорость воздуха —
18м/сек.
И в тех, и в других рекомендациях предполагается, что удастся сжечь жидкое топливо в неэкранированной топке с тепловым напря жением объема до 230 квт/м3 при коэффициенте избытка воздуха 1,15
итопочных потерях до 0,25%, а в экранированной — с тепловым на пряжением до 290 кет/м3 при коэффициенте избытка воздуха 1,05 и топочных потерях до 0,5%.
Не рассматривая пока отдельных характеристик топочно-горелоч ных устройств, целесообразно предъявить к ним общее требование: при минимальных избытках воздуха видимый факел должен активно заполнять объем топочной камеры и не выходить за ее пределы. В этом случае вслед за Д. Б. Сполдингом (1959) можно ожидать, что в объеме топки сгорит не менее 99% топлива. Дожигание же остатков несгорев шего топлива будет происходить на высокотемпературных поверхнос тях нагрева пароперегревателя и в свободном объеме топки. Дожи гание окажется тем более полным, чем значительнее расстояние от границы видимого факела до выходного сечения топки.
ПОДГОТОВКА МАЗУТА К РАСПЫ ЛИЗАНИЮ И СЖИГАНИЮ C МАЛЫМИ ИЗБЫТКАМИ ВОЗДУХА
Выше показано, что топочные потери возрастают при увеличении вязкости мазута перед форсунками более 2—3° ВУ. Именно поэтому за рубежом, как правило, мазут подогревают до температур, соответству-
68
ющих вязкости перед форсунками 1,5—2° ВУ. Для поддержания такой вязкости температура мазута марок 40, 100 и 200 должна составлять соответственно 130, 145 и 153° С. C учетом охлаждения мазута на участ ке от подогревателя до форсунки температура мазута после подогре вателя должна равняться 140, 155 и 165° С. В то же время выпускае мые отечественной промышленностью подогреватели рассчитаны на конечную температуру мазута 1250 C (Геллер, 1965).
В связи с этим проведен комплекс исследований путей усовершен ствования способа подогрева мазута на электростанциях, переводимых на сжигание с малыми избытками воздуха (Бурда, Красноселов, Ци рульников, 1965, 1968; Бурда, Цирульников, 1967; Цирульников, Бурда, Красноселов, Кузнецова, 1968).
Первый этап работ состоял в изучении рабочих характеристик ма зутных подогревателей. В качестве объекта исследования выбран сек ционный подогреватель, разработанный в ПКБ Башкирэнерго (Кар пов, 1968) и обеспечивающий среди известных конструкций наиболее высокий подогрев мазута. Этот подогреватель обладает высокой произ водительностью (до 44,4 кг/сек), повышенным коэффициентом тепло передачи (не более 7bβm Mi∙ °С) и возможностью подогревать мазут до 140—150o С. Основной элемент—секция, представляющая собой элементарный трубчатый подогреватель, выполненный из труб с внут ренним диаметром 26—32дъи длиной около 5 м. Компонуется 16—25 та ких секций, последовательно соединенных между собой калачами, обеспечивающими перемешивание слоев мазута. По трубному пучку движется мазут, в межтрубном пространстве — пар. Движение тепло носителей в каждой секции — противоточное Десятилетний опыт эксплуатации показал, что такие подогреватели обладают доста точно высокой надежностью.
Одновременно с изучением характеристик секционного подогре вателя поставлены опыты по определению оптимальных конструктив ных параметров мазутных подогревателей. Разработаны три опытных элемента, скомпонованные в экспериментальный подогреватель— тру
бопровод. Первый элемент состоит из 3 труб диаметром 38 |
× 3 мм, |
||
длиной 4,44 м. |
Второй элемент включает в себя 4 камеры смешения |
||
диаметром 108 |
X 4 мм, длиной 140 мм, расположенные на расстоянии |
||
1 м друг от друга, и 3 трубы между ними диаметром 38 × 3 мм. |
Тре |
||
тий элемент состоит из 5 камер смешения диаметром 108 X 4 мм, |
раз |
||
ной длины, расположенных на расстоянии 1 м друг от друга, |
и 3 труб |
||
между ними диаметром 38 X 3 мм. По внутренним трубам |
движется |
мазут, а в межтрубном пространстве — пар.
Методика при исследовании характеристик двух вариантов секцион ных подогревателей и опытных элементов не отличалась от общепри нятой, подробно описанной 3. И. Геллером (1965). Особое значение придавалось измерениям, направленным на определение зоны наибо лее интенсивного теплообмена в сечении мазутной трубы. Обработка экспериментальных данных проводилась на ЭЦВМ «Урал-2».
Данные об изменении температуры мазута вдоль поверхности тепло обмена секционного подогревателя (рис. 26) согласуются с известными
S3
расчетными формулами для определения температурного перепада между теплоносителями. Кривизна графиков неодинакова. При ма лых температурных перепадах кривая полога, в начальных секциях подогрев значительно больше (1,5—2° С), чем в конечных (0,5° С). При увеличении температурного перепада между теплоносителями кривая идет круче и секции работают более равномерно (начальные — 5° С, конечные — 4° С).
Интересно проанализировать температуру поверхности теплообме на. Так как коэффициент теплоотдачи от пара к стенке значительно больше, чем от стенки к мазуту-то температура стенки мазутного по догревателя близка к температуре насыщенного пара.
Рис. 26. Изменение температуры мазута вдоль поверхно сти подогревателя:
1 — «низкий» подогрев мазута; 2 — «высокий» подогрев мазута.
Для «чистой» поверхности нагрева, согласно экспериментам на по догревателе-трубопроводе, температура стенки совпадала с тем пературой насыщения. В других случаях, когда на трубках подогре вателя со стороны пара имелись отложения, такого совпадения не от
мечено. Например, для секционного подогревателя, |
находившегося |
в работе около 5 лет, значения температуры стенки |
оказались ниже |
температуры насыщения пара примерно на 20° С. |
|
Одной из основных задач было снятие температурного поля в пото ке мазута, движущегося по трубкам. Измерения проводились на выхо де из 5-, 9- и 13-й секций второго варианта секционного подогревателя и на выходе из 1- и 3-го элементов подогревателя-трубопровода. На температурное поле, как установлено, в наибольшей степени влияли скорость мазута и его вязкость.
C ростом скорости размеры ядра температурного поля увеличились, влияние температуры пристеночного слоя при неизменной темпера-
70
туре стенки подогревателя на среднеобъемную температуру мазута снижалось. C уменьшением скорости диаметр ядра невозмущенного потока убывал, пристеночный слой оказывал значительное влияние на среднеобъемную температуру. При малых скоростях разность меж ду среднеобъемной температурой и температурой ядра потока стано вилась больше. - ~
Влияние вязкости на характер температурного поля выявлялось в процессе изучения поля на выходе из разных секций. По мере про хождения секций подогревателя температура мазута росла, вязкость потока уменьшалась, размеры ядра температурного поля увеличива лись, зона интенсивного изменения температуры вблизи стенок сокра щалась.
Аналогичные данные получены и на опытных элементах. Кроме того, удалось установить, что с ростом температуры стенки толщина пристеночного слоя заметно увеличивается. >
Во всех случаях в центральной части труб можно выделить'зону, где температура мазута почти не меняется, т. е. эта часть в теплообме не практически не участвует. В некоторых опытах граница зоны изме нения температуры находилась на расстоянии 3—8 мм от стенки тру бок секционного подогревателя, а опытных элементов— 1÷7 мм. Это расстояние менялось вдоль поверхности теплообмена, уменьша ясь по мере нагрева мазута.
Полученные данные позволяют утверждать, что с ростом произво дительности подогревателя и повышением температуры мазута целе сообразно свести к минимуму размеры ядра потока, практически не участвующего в теплообмене, путем уменьшения внутреннего диа метра до 12—-14 мм с одновременным сохранением площади проход ного сечения.
Другой путь интенсификации теплообмена связан с уменьшением длины трубок до 1 м. Материалы, полученные на опытных элементах, показали, что увеличение длины трубок сопровождается снижением коэффициента теплоотдачи от стенки к мазуту. Это согласуется с дан ными И. Т. Аладьева (1951) о теплообмене на начальном участке теп ловой стабилизации длиной до 50 внутренних диаметров, формирую щем поток жидкости.
Результаты опытов по теплообмену показывают, что с уменьшением подогрева и увеличением исходной вязкости снижается интенсивность теплообмена (рис. 27). C ростом критерия Рейнольдса интенсивность теплообмена увеличивается. Сопоставление полученных данных с рас четными по формулам Μ. А. Михеева (1958) и 3. И. Геллера (1965) поз воляет считать, что для секционных подогревателей расчетные данные по формуле Μ. А. Михеева оказываются завышенными, а для наиболее эффективного участка экспериментальные данные располагаются в не посредственной близости от линии, соответствующей этой формуле. Опытные данные о секционных подогревателях оказываются близкими к рассчитанным по формуле 3. И. Геллера. Однако анализ показал, что эта формула не может быть распространена на режимы с большим диапазоном изменения определяющих критериев, характерным для
71
работы с высокими нагрузками и значительным нагревом мазута в по догревателях.
Сравнение данных о секционных подогревателях с данными 3. И. Геллера о подогревателе «труба в трубе» указывает на то, что оба подогревателя имеют близкие значения коэффициента теплоотдачи.
C повышением среднелогарифмического температурного напора и скорости мазута опытное значение коэффициента теплоотдачи рас тет. Степень влияния скорости оказывается тем больше, чем значитель нее подогрев мазута.
Рис. 27. Зависимость комплекса K0 от критерия Ret
7 — по Μ. А. Михееву (1958); 2 — по 3. И. Геллеру (1965);
<3 — по Н. И. Верховскому, Г. К. Красноселову, Е. В. Ma-
Шилову, Л. |
Μ. Цирульникову (1970); 0 —секционный по |
догреватель; |
— второй участок экспериментального подо |
|
гревателя трубопровода. |
Повышение давления насыщенного пара с 3 до 9 бар привело к уд воению коэффициента теплопередачи (рис. 28, а). Наибольшую интен сивность теплообмена из всех рассмотренных конструктивных вариан тов обеспечивает второй опытный элемент, где коэффициент теплоотда чи достигает 460 впг/м2 ■ ° C даже при умеренных параметрах пара (8—9 бар) и скорости мазута до 1,5 місек. При переходе к малым разме рам труб и повышении параметров пара до 16 бар можно ожидать, что коэффициент теплоотдачи может достичь 900 вт/м2 °С (рис. 28, б).
Проверка возможности создания высокоэффективного мазутного подогревателя проводилась на двух опытных конструкциях: «большом» подогревателе с трубками длиной 4,175 м и «малом» с трубками длиной 1,025λi. Каждый имел по три трубки диаметром 18,0 X 2яя, размещен ные в корпусе диаметром 108 X 6 мм и введенные в трубные доски. По верхности подогревателей, подсчитанные по внутреннему диаметру, равнялись соответственно 0,55 и 0,135 м2. Внутри труб протекал мазут MlOO, а в межтрубном пространстве—насыпанный пар давлением
72
3,6—16 бар. Такое увеличение давления пара, вызвавшее рост тем пературы стенки подогревателя в 1,5 раза, способствовало повышению коэффициента теплоотдачи также в 1,5 раза (см. рис. 28, б).
Из сопоставления данных о «большом» подогревателе и о первой секции подогревателя ПКБ Башкирэнерго (длина трубок около 5 Mr их внутренний диаметр 26 мм) видно, что при прочих близких условиях в «большом» температура мазута возрастает на 16,5° С, а в первой сек ции — на 5° С. Это значит, что теплообмен в трубках с внутренним; диаметром 14 мм протекает интенсив нее, чем при внутреннем диаметре 26 мм, принятом в секционных подог ревателях, и значительно больше, чем при внутреннем диаметре 51 мм в по догревателях «труба в трубе». По аб солютному значению коэффициент теплопередачи «большого» подогрева
теля составил |
433 |
вт/м2 |
° C при |
|
|
|
|
||
давлении 16 бар. Это в 2,5—3 раза |
|
|
|
|
|||||
выше, чем у промышленных подогре |
|
|
|
|
|||||
вателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В «малом» подогревателе коэффи |
|
|
|
|
|||||
циент теплопередачи |
еще больше — |
|
|
|
|
||||
почти в 3 раза. Опыты показали, что |
|
|
|
|
|||||
уменьшение отношения длины трубок |
|
|
|
|
|||||
к их внутреннему диаметру с 300 до |
|
|
|
|
|||||
70 приводит к существенной интенси |
|
|
|
|
|||||
фикации теплообмена между паром и |
|
|
|
|
|||||
мазутом и что размеры трубок с внут |
|
|
|
|
|||||
ренним диаметром |
14 |
мм и |
длиной |
Рис. 28. Зависимость коэффициента |
|||||
около 1 ж близки к оптимальным. |
теплопередачи |
от скорости мазута (а) |
|||||||
и от критерия |
Re (б) в эксперимен |
||||||||
Теплообмен при ламинарном дви |
|||||||||
тальном подогревателе-трубопроводе? |
|||||||||
жении мазута в наиболее эффективных |
а. 1 — 3 бар, 2—5; |
3— 7; 4 — 9; |
5 — 9 |
||||||
трубках «малого» подогревателя удов |
(второй участок); б: |
1 — «большой» подо |
|||||||
греватель, 4 бар; |
2—то же, |
16 бар* |
|||||||
летворительно |
описывается |
уравне |
3 — «малый» |
подогреватель, 13 |
бар. |
||||
нием Μ. А. Михеева. |
|
|
|
|
|
|
|||
Таким образом, |
рассмотренные данные показывают возможность |
резко интенсифицировать теплообмен в мазутных подогревателях. Сопоставление полученных данных об изменении давления мазута вдоль поверхности теплообмена секционного подогревателя (рис. 29) сданными 3. И. Геллера (1965) о подогревателе «труба в трубе» указы вает на различный характер этих зависимостей. В секционном подогре вателе гидравлическое сопротивление отдельных секций достаточно близко между собой, а в подогревателе «труба в трубе» сопротивление
не менялось после 4—5 раз по ходу мазута.
Опыты с различными марками мазута позволили выявить некоторые зависимости гидравлического сопротивления от марки и от средней за опыт вязкости мазута. C ростом вязкости гидравлическое сопро тивление подогревателя растет, например, при расчетной скорости
73