Файл: Цирульников, Л. М. Защита газомазутных котлов от сернокислотной коррозии [монография].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Для выявления влияния количества горелок на скорость сернокис лотной коррозии поставлены такие же опыты на весьма близком по кон струкции котле ПК-10 (69,5 кг/сек, 98 бар, 510° С), оснащенном по углам топки 4 горелками Ф. А. Липинского. Коэффициент избытка воздуха был таким же, как и в двух предыдущих опытах. Сжигался мазут MlOO с серосодержанием 2,8—3,9% и зольностью 0,08%.
Скорость коррозии в базисном режиме почти совпала с данными,
полученными |
на котле |
ТП-230-2М. |
Максимальное значение ско- |
||||
роста коррозии (рис. 38, 2) было равно |
|
||||||
0,35 г/м2 час, а среднее в диапазоне темпе |
|
||||||
ратур |
стенки |
80 — 130o C — около |
0,3 |
|
|||
г/м2 |
час. Эти и другие |
аналогичные дан |
|
||||
ные, |
приведенные |
Н. И. Верховским, |
|
||||
Г. К. Красноееловым, Е. В. Машиловым, |
|
||||||
Л. Μ. Цирульниковым (1970), показывают, |
|
||||||
что резкого |
влияния конструкции, мощно |
|
|||||
сти, количества и компоновки горелок в |
|
||||||
одинаковом режиме их эксплуатации ожи |
|
||||||
дать трудно. В частности, этот вывод под |
|
||||||
тверждается |
результатами, полученными |
|
|||||
на котле ПК-10-2 |
(69,5 кг/сек, 98 |
бар, |
|
||||
540° С), оснащенном 4 горелками ХФЦКБ- |
|
||||||
ВТИ, при коэффициенте избытка воздуха |
|
||||||
1,03—1,04 (рис. 38, <?). |
|
|
|
||||
Данные, |
показанные на рис. 38,4, резко |
|
|||||
отличаются |
на |
полученных на котле ТП- |
|
||||
230-2М при сжигании мазута в аналогич |
|
||||||
ных топочно-горелочных устройствах с та |
|
||||||
кими же избытками воздуха. Максимум |
|
||||||
скорости коррозии увеличился в 2 раза, |
|
||||||
до 0,72 г/м2 |
час, |
а среднее ее значение |
|
||||
при температурах стенки 70 ÷ 130o C соста |
2— Б КЗ-320-140 ГМ. |
||||||
вило 0,57 г/м2 ■ |
час |
по сравнению с |
0,12. |
||||
Это значит, что для котлов, работающих |
|
||||||
не в базисном режиме без автоматики, |
не удается даже при малых из |
бытках воздуха получить высокий эффект по снижению скорости коррозии, хотя и достигается ослабление максимума коррозии почта в 2 раза. ь-
Данные Уральского отделения ОРГРЭС, полученные на котле ПК-47, и материалы ВТИ, полученные на котлах ТГМ-151 с 12 горелками и на котле ТП-230 с 4 горелками ХФЦКБ-ВТИ, согласуются с приве денными данными. На всех котлах при коэффициенте избытка воздуха 1,02—1,03 максимальная скорость коррозии находилась в пределах
0,3-0,5 г/м2 ■ час.
Представленные данные убедительно показывают, что хотя и не удается полностью предупредить коррозию низкотемпературных по верхностей нагрева трубчатых воздухоподогревателей при сжигании высокосернистого мазута с малыми избытками воздуха, но неизменно
7 4-70 |
9? |
весьма существенно ослабляются их коррозионные разрушения и уве личивается срок службы примерно в 1,8—3,5 раза. Это значит, что В совокупности с другими мероприятиями может оказаться возможной полная защита трубчатых воздухоподогревателей от сернокислотной коррозии.
Вместе с тем, как уже указано, современные газомазутные котлы оснащаются, как правило, РВП, очистка которых от отложений с по мощью дроби невозможна. На этих котлах также можно снизить ско рость коррозии путем сжигания мазута с малыми избытками воздуха. Например, в процессе коррозионных испытаний набивки РВП, не под вергающейся очистке, на котле ТМ-84 при коэффициенте избытка воз духа 1,03 получена максимальная скорость коррозии 0,3 г!M2 час (Надыров, 1973). Однако вскоре после испытаний из-за загрязнений на бивки РВП появились ограничения паропроизводительности, а тех нико-экономические показатели резко снизились, в связи с чем набив ка была очищена от отложений с помощью водной промывки.
Исследования скорости коррозии набивки РВП котла БКЗ-320- 140ГМ (88,9 кг/сек, 138 бар, 570° С), работающего в режиме сжигания мазута MlOO с серосодержанием 3% и зольностью 0,07% с малыми из бытками воздуха во встречных прямоточных горелках, проведены при относительной нагрузке 0,76. Коэффициент избытка воздуха составлял затопкой 1,03, за конвективным пароперегревателем 1,06,за дымосо сом 1,50. Средние температуры холодного воздуха на входе в РВП 29° С, горячего воздуха 23Г С, газов на входе в РВП 302° С, а на вы ходе 127° С.
Промывка РВП производилась одновременно холодной технической водой (под давлением 6 бар} и водой непрерывной продувки (138 бар, 300° С), поступавшими через стационарные многосопловые промывочные устройства. За время опытов РВП промывался 13 раз всего в течение 13 час. На образцах, установленных в РВП, по окончании опытов име лись лишь трудно удаляемые отложения толщиной 0,5—1 мм, что сви детельствовало о достаточно полной очистке образцов. Однако это привело к резкой интенсификации коррозии — максимум ее достиг
1,4 г/м2 час, |
а в среднем по холодному слою скорость коррозии со |
||||
ставила 0,68 г!м2 |
час (рис. 39, 2). |
|
|||
Отмечена |
небольшая |
разница между приведенными данными |
|||
и полученными в |
аналогичных |
условиях на котле ТГМ-84 при сред |
|||
нем коэффициенте избытка воздуха за топкой |
1,07, а за конвектив |
||||
ным пароперегревателем |
1,10. |
Максимальная |
скорость коррозии |
превысила 1,7 г/м2 час, а среднее по холодному слою значение равно
0,9 г!м2 час (рис. 39, 1).
Следовательно, котлы с РВП только снижением избытка воздуха не удается защитить от сернокислотной коррозии. Но это не значит, что к данному режиму не следует стремиться, так как при нем облегчаются условия для успешного применения других способов защиты от кор розии и повышается экономичность котельного агрегата.
98
Глава V. КИСЛОТОСТОЙКИЕ ПОКРЫТИЯ И МАТЕРИАЛЫ
КАК ЗАЩИТА ОТ СЕРНОКИСЛОТНОЙ КОРРОЗИИ
Один из путей защиты низкотемпературных поверхностей нагрева от сернокислотной коррозии — применение коррозионно-стойких ма териалов или покрытий. Он может оказаться эффективным только в том случае, если не вызовет резкого снижения теплопередачи в низко температурной зоне котла. Чтобы оценить влияние неметаллических материалов и покрытий на теплопередачу, была рассмотрена тепловая работа набивки РВП, у каждого элемента которой в процессе прогре ва и охлаждения меняется температура стенки. Темп изменения тем пературы стенки определяется по уравнению теплопроводности Фурье.
Расчеты, проведенные для различных слоев эмалевого покрытия, показывают, что даже для покрытии толщиной 5 мм относительное изменение температуры на поверхности пластины и в ее средней плос кости по сравнению с температурой металлической неэмалированной пластины не превышает 7% (рис. 40). Это значит, что температуры внут ри пластины и на ее поверхности практически совпадают. Для реаль ных пластин с толщиной покрытия до 2 мм различия не превышают 3,5%, значит, в тонких пластинах, выполненных из материалов с раз личной теплопроводностью, сохраняется один и тот же закон изменения температуры.
Нестационарность процесса в РВП учитывается обычно поправкой, предложенной С. С. Кутателадзе (1957) и В. К. Мигаем.
Поправка на нестационарность процесса для неэмалированной стальной пластины и стальной пластины с несколькими слоями эмали практически не отличается по абсолютному значению.
Вследствие относительно слабого влияния коэффициента тепло проводности на теплопередачу температуры стальной и эмалирован ной пластин отличаются между собой на очень малую величину во всем диапазоне толщины стенки (рис. 41).
Условия теплопередачи через тонкие стенки с разными теплофизиче скими свойствами близки и при стационарном режиме. Для стальной и эмалированной пластин толщиной 0,1—2 мм расхождения межйу зна чениями коэффициента теплопередачи оказываются меньше 5%
7* |
99 |
Следовательно, использование коррозионно-стойких покрытий для защиты от коррозии регенеративных и рекуперативных поверхностей нагрева не может привести к резкому уменьшению тепловой эффектив ности. Указанное снижение коэффициента теплопередачи на несколь
Рис. 40. Распределение температур в средней плос-0<5th (/) и на поверхности (2) металлических пластин
с эмалевым покрытием.
iPhc. 41. Влияние толщины слоя покрытия на темпера туру стальной (сплошная линия) и эмалированной (пунк тирная) пластин.
ко процентов должно компенсироваться в процессе эксплуатации меньшим загрязнением отложениями, что рассмотрено в главе III. Поэтому коррозионно-стойкие поверхности вправе найти применение на электростанциях, потребляющих сернистые топлива.
⅛ При использовании коррозионно-стойких покрытий или материа лов τ jςo⅛ критерий, как скорость коррозии металла, должен был бы замениться другим, более точно отражающим поведение указанных
100
материалов в агрессивной среде, когда, кроме химического воздейст вия серной кислоты, могут определенное влияние оказать и другие факторы (температура, влажность и т. д.). Однако в литературе и к этим материалам применяют критерий скорости коррозии.
Если бы удалось подобрать дешевое покрытие для металла низко температурных поверхностей нагрева, которое оказалось бы и коррозионно, и термически стойким в течение длительного времени, то отпа ла бы необходимость изготовления корродируемой «холодной» части РВП из более толстого металла.
Согласно обзорным данным, представленным Л. И. Кроппом (1958), антикоррозионные покрытия металла должны отвечать следующим ос новным требованиям: химическая устойчивость к воздействию агрес сивной среды, легкость нанесения на металл, соответствующие физикохимические свойства.
Среди защитных покрытий металла нашли распространение лаки, эмали и другие материалы. Известен, в частности, зарубежный полуго довой опыт (1954 г.) применения кислотостойкой боросиликатной эмали «витраллой» для защиты труб воздухоподогревателя котла, работавшего на угле с содержанием серы от Здо8%. В ВТИ под руководством Н. В. Кузнецова и Р. А. Петросяна было начато применение эмали для защиты труб воздухоподогревателя одного из котлов, сжигавшего кизеловский уголь и продукты его обогащения с приведенным серосодержанием до 2%.
Исследования возможности, эффективности и целесообразности использования защитных покрытий металла и неметаллических мате риалов для набивки РВП проведены в ЦКТИ. Испытывались покры тия ВН-60 и ВН-61, лак ФГ-9 и эмали АЛ-70и№9, крометого, следую щие неметаллические материалы: стеклотекстолит KACT-B, ВФТ-С, СК-9-Ф, СТЭФ и СВФЗ-2, асботекстолит, стекловолокнистый анизо
тропный материал CBAM и |
стеклоткань, пропитанная полиэфирной |
|||
смолой ПН-І. Некоторые |
из этих |
материалов |
подробно |
описаны |
Б. В. Любимовым (1959). |
Образцы |
подвергались |
4 видам |
испыта |
ний: на химическую стойкость, теплостойкость, прочность и |
поведе |
|||
ние в эксплуатационных условиях. В первых трех получен |
положи |
тельный результат.
Эксплуатационные испытания проводились на котле Джон Томсон, где в течение 7 месяцев сжигалась смесь высокосернистого мазута и попутного нефтяного газа со средним содержанием мазута в смеси 40%. Серосодержание смеси колебалось около 1 %. Температура холодного воздуха в среднем составляла 45° С, уходящих газов 175° С, а стенки «холодных» концов набивки воздухоподогревателя — примерно 105° С. Очистка РВП от отложений производилась ежесменной обдувкой пере гретым водяным паром с параметрами 30—40 бар 420° С.
В результате испытаний установлено, что в «горячей» части РВП покрытия ВН-60 и ВН-61 не имели никаких изменений, покрытие ФГ-9 находилось в несколько измененном состоянии, а эмаль АЛ-70 отслаи валась от металла. В «холодной» части РВП образцы, покрытые ВН-60 и эмалями № 9 и АЛ-70, под воздействием серной кислоты имели при-
101
знаки разрушения. Все это не позволило рекомендовать для защиты от сернокислотной коррозии ни одно из испытанных покрытий.
Испытываемые неметаллические материалы являются кремнийорганическими полимерами. Они состоят из молекул, сочетающих в себе структуру неорганических и органических молекул и содержащих силоксанный скелет, представляющий собой цепь чередующихся ато мов кремния и кислорода, при этом другие связи кремния компенси руются органическими группами атомов (Андрианов, Петрушко, 1959). В отличие от органических полимеров, которые имеют в основе атомы углерода, легко соединяющиеся с кислородом среды, особенно при повышенных температурах (чем и объясняется их быстрое старение), наличие кремния и кремнийорганических полимеров и связанного с ни ми кислорода определяет более термостойкую их структуру. Чем мень ше в полимерах органических связей, тем выше термическая устой чивость. В то же время отсутствие органических связей делает поли меры хрупкими. В качестве предельного варианта может быть взят кварц, у которого каждый атом кремния связан только с атомами кислорода.
Наилучшие результаты достигнуты со стеклотекстолитом марок KACT-B, C ГЭФ и СК-9-Ф. Хотя внешний вид этих образцов также из менился, но они сохранили прочность, эластичность и даже блестя щую «лаковую», хотя и несколько потемневшую, поверхность. Только в самых низкотемпературных зонах, где одновременно имело место активное воздействие серной кислоты и паровой струи, наблюдались незначительные следы разрушения в виде потери блеска и подтеков. Таким образом, эти три марки стеклотекстолита, особенно СТЭФ
иKACT-B, зарекомендовали себя с положительной стороны.
Вкачестве защитных материалов следует отметить стекло, ситаллы и пропитанный графит, обладающий почти такой же, как у стали, теплопроводностью, теплостойкостью до 300—400o C и коррозионной стойкостью в растворе серной кислоты с концентрацией 70% (Смирнов, Вовшина, 1959).
Для изготовления трубчатых и регенеративных воздухоподогрева телей мазутных котлов используется стекло (в СССР Горелов, 1965; Гаврилов, Мійданик, 1973; за рубежом Upmalis, 1968; Bowen, 1968). Длительная (около 10 лет) эксплуатация стеклянных поверхностей нагрева на электростанциях СССР, Англии, Франции и ФРГ свиде тельствует о том, что из лучших сортов боросиликатного стекла можно получить трубчатые воздухоподогреватели с относительно малым боем (годовые потерн составляют около 5% от общего числа труб). Стоимость таких воздухоподогревателей (при равных поверхностях нагрева) оказывается на 50—75% выше, чем со стальными трубами.
Для глубокого охлаждения дымовых газов, безусловно, потребуется большая поверхность стеклянных труб, чем стальных, поскольку при прочих равных условиях теплопроводность у стекла существенно ниже, чем у стали. Поэтому фактическое различие в стоимости воздухо подогревателей со стеклянными и стальными трубами будет еще боль
102