Файл: Фисенко, Г. Л. Укрепление откосов в карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ТРОСОВЫМИ ТЯЖАМИ

Первые экспериментальные работы по укреплению откосов тросами были проведены на Кургашинканском карьере. Три уча­ стка откосов протяженностью 15—20 м каждый, подсеченные кру­ топадающими поверхностями ослабления, были укреплены бывши­ ми в употреблении экскаваторными канатами диаметром 39 мм с расчетным сопротивлением разрыву 90 тс.

Канаты бетонировались в скважинах диаметром 105 мм и глу­ биной до 16 м, пробуренных так, чтобы пересечь потенциальнуюповерхность скольжения и заглубиться в ненарушенный массив на 4—5 м. В каждую скважину вводилось по два троса с суммар­ ной несущей способностью 90 тс (при расчетах принимали износ

канатов 50%) • Гибкими тросовыми тяжами было укреплено три участка об­

щей длиной около 60 м, что способствовало предотвращению ло­ кальных обрушений блоков породы и позволило сохранить целост­ ность берм механизированной очистки на указанных горизонтах. По укрупненным расчетам, себестоимость укрепления 1 м3 пород гибкими тросовыми тяжами в условиях Кургашинканского карьера составила 0,3—0,4 руб.

Н а к а р ь е р е ШорСу было поризведено укрепление ослаб­ ленных участков бортов гибкими стальными канатами.

Производственные испытания по укреплению ослабленных

'участков бортов карьера Шор-Су были проведены на опытных участках южного и северного бортов. На указанных участках на­ блюдались частые обрушения пород уступов, что привело к обра­ зованию сплошных откосов значительной высоты.

Экспериментальный участок южного борта высотой и длиной 15 м, сложенный из известняков и прослойков гипса, представляет собой блок, подсеченный системой трещин, падающих в сторону выемки под углами 30 и 65°. На расстоянии 1,5 м от верхней бров­ ки откоса прослеживался закол, образовавшийся в результате

воздействия буровзрывных работ, горизонтальное направление которого совпадало с фронтом добычных работ, а вертикальное — с напластованием пород. Раскрытие закола на выходе составляло приблизительно 30—50 мм. Обрушение пород откосов в пределах участка происходило в основном за счет образования поверхностей ослабления и по контактам слоев, по которым прочностные харак­ теристики пород имели низкие значения. Это говорит о том, что выбранный участок находится в предельном равновесии и эффек­ тивность искусственного укрепления его может быть проверена в течение непродолжительного времени.

Экспериментальный участок Северного борта имел длину 30 м, высоту 11 м. Сложен он из белых и малиновых песчанистых глин сумсарского яруса. Поверхность откосов уступа в некоторой сте­ пени была выветрена, о чем свидетельствовали накопившиеся на берме осыпи. Опытный участок представлял собой блок, подсечен-

178


ный согласнопадающими трещинами, имеющими падение в сторо­ ну выработанного пространства под углами 70 и 40°. Угол откоса уступа в пределах опытного участка составлял 80—85°.

Сетка скважин, в соответствии с расчетом, была принята для верхнего ряда 2,5X3 м, а для среднего и нижнего рядов — 3x 3 м. Скважины располагались под углом 70° к поверхности ослабления.

Бурение скважин, установление и закрепление стальных кана­ тов производилось со специальной буровой каретки конструкции института «Средазнипроцветмет». Буровая каретка при работе крепилась с помощью стального каната за 10-тонную лебедку, расположенную на берме вышележащего горизонта. Рабочая пло­ щадка имела размеры 2000X1500 мм и позволяла бурить сразу две скважины, обеспечивая нормальные условия работы для бу­ рильщиков. Скважины под стальные канаты бурились колонковым молотком типа КЦМ-4 и ручным перфоратором ПР-ЗОЛ с увели­ ченным диаметром коронки (до 70 мм), изготовленной в мастер­ ской рудника. Для бурения скважин с различными углами накло­ на относительно поверхности откоса, молоток КЦМ-4 устанавли­

вался на шарнире, что позволяло менять направление

бурения

как в горизонтальной, так и в вертикальной

плоскости. Сжатый

воздух и бетонный раствор подавались с

помощью

резиновых

шлангов с горизонта установки компрессора марки КС-9 и растворонасоса.

В пробуренные скважины опускали канаты длиной 4,5 м, что превышало нормальную мощность закрепляемого блока на

1 —1,5 м.

Для обеспечения устойчивости отдельных блоков на поверхно­

сти откоса стальные канаты

устанавливались по типу

«скоба»

(рис. V.9), после чего в скважины заливался

цементно-песчаный

раствор состава Ц : П = 1 : 2 ;

В : Ц = 0,54-0,6.

Раствор был

приго­

товлен из цемента марки 400. При производстве укрепительных работ использовалось следующее оборудование: растворомешалка типа С-289В (с горизонтальным валом) с емкостью барабана 0,25 м3 и производительностью 8,3 м3/ч, диафрагмовый растворонасос типа С-854 с рабочим давлением 15 кгс/см2, производитель­ ностью 6 м3/ч.

Подготовка раствора производилась по упрощенной схеме. Про­ межуточное звено (бункер) отсутствовало, в связи с чем отводная труба, вмонтированная в нижней части барабана растворомешал­ ки, соединялась с помощью гофрированного шланга с растворонасосом. Поэтому готовый раствор, минуя бункер, поступал прямо в растворонасос, откуда под давлением по резиновому шлангу диа­ метром 32 мм направлялся в скважины.

Проведенные опытные работы по укреплению ослабленных участков по южному и северному бортам первоначально дали хо­ рошие результаты. Однако за счет склонности пород к выветри­ ванию на укрепленном участке наблюдались осыпи', которые на

ряде скважин привели к частичному обнажению тяжей. Это ббсто-

1* 179


ятельство позволяет предполагать, что при длительном стоянии участков борта рекомендуемый способ укрепления пород может оказаться малоэффективным.

Скважины относительно поверхности ослабления следует распо­ лагать под острым углом, что обеспечивает натяжение канатов при малейших деформациях пород по поверхности ослабления. Если же скважины (а следовательно, и тросы) располагать перпендикуляр­ но поверхности ослабления, то в первый период деформации отко­ са трос работает лишь частично и только в том случае, если при установке он подвергался натяжению.

Рис. V.9. Разрезы укрепленных откосов север­ ного и южного бортов карьера Шор-Су:

1 — ручная лебедка; 2 — механизм бурения; 3 — буро­ вая каретка; 4 — одиночные анкеры; 5 — анкерная «скоба»

Как видно из рис. V.9, это условие было нарушено, поэтому ожидать положительного эффекта от укрепления в данном случае нет оснований. К тому же отсутствие изолирующего покрытия по­ верхности откоса с течением времени приведет к выполаживанию откосов и обнажению тросовых тяжей, которые не могут препятст­ вовать осыпанию пород.

Определенный интерес представляет опыт укрепления откосов при строительстве или восстановлении плотин путем анкеровки с помощью гибких тросовых тяжей. Анкеровка контрфорсов при по­ мощи металлических тяжей производилась при строительстве плотины Кастильон на реке Вердон (Нижние Альпы) [25]. Извест­ няки 2 с трещинами отдельностей зажаты и удерживаются бетон­ ным контрфорсом, закрепленным на «здоровой» скале при помо­ щи металлических тяжей 3, предварительно-напряженных усилием 1000 тс (рис. V.10). Тяжи (тросы) пропущены в скважины 4 диа­ метром 300 мм, а концы их заделаны путем нагнетания цемент­ ного раствора в нижнюю часть скважины 5, где трос распущен. На другом конце тяжа имеется бетонный оголовок 6, позволяющий произвести натяжение при помощи домкратов.

180


Примером применения тросов (тяжей) могут служить укрепи­ тельные мероприятия при восстановлении части плотины Шерфас

(департамент Оран в Алжире)

 

 

 

[25].

Правая

часть

плотины

 

 

 

была снесена во время поло­

 

 

 

водья. Позднее, при ее восста­

 

 

 

новлении

укрепление

соору­

 

 

 

жения

осуществили

при по­

 

 

 

мощи

металлических

предва

 

 

 

рительно-напряженных тяжей,

 

 

 

концы

которых

закрепляли в

 

 

 

прочных песчаниках основания

 

 

 

плотины.

На

разрезе

(рис,

 

 

 

V. 11)

показан один из тяжей,

 

 

 

заделанный в основании и на­

 

 

 

пряженный при помощи дом­

 

 

 

крата,

опирающегося

на гре­

 

 

 

бень плотины.

 

 

 

 

 

 

 

В США

на

плотине

Вана-

Рис.

V.10. Поперечный разрез откоса,

пум

напряженные

 

стальные

укрепленного бетонным контрфорсом и

канаты были впервые

приме­

 

анкерами:

нены для

анкеровки.

Предва­

 

1 — бетонный

контрфорс

рительно

проводились

опыт­

 

 

 

ные работы, для чего в скаль­

 

 

 

ном основании была пробуре­

 

 

 

на

 

скважина

 

диаметром

 

 

 

400 мм и глубиной 22 м, в ко­

 

 

 

торую

были

заложены

четыре

 

 

 

каната длиной 27 м (каждый

 

 

 

из

90

проволок

диаметром

 

 

 

6 мм)

с выпуском

их

выше

 

 

 

устья скважин.

Канаты были

 

 

 

забетонированы в скважину на

 

 

 

глубину до 7 м от забоя сква­

 

 

 

жины, а верхние концы кана­

 

 

 

тов

закреплены

в

 

бетонном

 

 

 

блоке, под которым были уста­

 

 

 

новлены

гидравлические дом­

 

 

 

краты. Многократные натя­

 

 

 

жения до 30% предела проч­

 

 

 

ности канатов прошли благо­

 

 

 

получно,

причем

удлинение

 

 

 

каната

 

составило

 

 

112,5—

Рис.

V. 11. Поперечный разрез пло­

125 мм.

 

 

с т р о и т е л ь ­

П р о е к т о м

тины,

укрепленной

вертикальными

с т в а

 

То к т о гу л ь с ко й

 

тросовыми тяжами

 

 

предусматривалось укрепле­

ГЭС ,

выполненного

Гидропроектом,

ние откосов каньона р. Нарын в районе створа плотины гибкими тросовыми тяжами.

181


Район створа плотины Токтогульской ГЭС характеризуется сложными геологическими условиями. Участок приурочен к вися­ чему крылу крупного Карасуйского надвига и расположен между двумя тектоническими разрывными нарушениями типа сбрососдвига. Со стороны верхнего бьефа участок ограничивается Тегерекским сбросо-сдвигом с амплитудой смещения не менее 150 м, со стороны нижнего бьефа — Кыз-Курганским сбросо-сдвигом. Ширина влияния разрывных нарушений около 100 м.

Скальный массив сложен известняками, доломитизированными и метаморфизованными в различной степени, разбит несколькими системами трещин.

Среди разрывных тектонических нарушений наиболее значи­ тельны пологопадающие в юго-восточном и северо-западном на­ правлениях и крутопадающие субмеридионального простирания. По всем тектоническим нарушениям в зоне разгрузки развиты трещины бортового отпора, которые определяли объем выемки не­ устойчивых блоков пород и глубину врезки сооружения в Скаль­ ный массив.

Одна из трещин бортового отпора была вскрыта штольней в глубине массива на расстоянии 80 м от дневной поверхности. Она оказалась заполненной супесью с мощностью слоя до 2 м. Поло­ гопадающие нарушения снижали устойчивость откосов.

Коэффициент трещинной пустотности в массиве без учета тре­ щин бортового отпора не превышал 0,5%. Мощность выветрелой зоны колебалась в пределах 10 м; в этой зоне коэффициент тре­ щинной пустотности достигал 1 % •

Объем блоков, ослабленных трещинами бортового отпора, со­ ставлял: на левом берегу— 1950 тыс. м3, на правом берегу—■ 1900 тыс. м3.

Проектным заданием Гидропроекта предусматривались выемка неустойчивых блоков в объеме 1100 тыс. м3 и укрепление остав­ шихся блоков в объеме 640 тыс. м3 различными методами.

С точки зрения физико-механических свойств горных пород в массиве выделялись две зоны:

1. Зона разуплотненных и выветрелых пород мощностью 10— 50 м; для нее Гидропроектом рекомендованы следующие характе­ ристики:

модуль упругости пород — (60—80) ПО3 кгс/см2; коэффициент Пуассона — 0,25—0,27; коэффициент крепости пород ■— 6—8; угол внутреннего трения и сцепление:

а)

скального массива — р= 37°; &= 3 кгс/см2;

б)

супесчаного заполнителя трещин — р' = 29°; й' = 0.

2. Зона ненарушенных пород, практически не затронутых про­ цессами бортового отпора. Трещины в этой зоне сомкнуты и запол­ нены кальцитом. Для нее рекомендованы следующие характери­ стики:

модуль упругости— 15-104 кгс/см2;

182