ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
§ 3. УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ТРОСОВЫМИ ТЯЖАМИ
Первые экспериментальные работы по укреплению откосов тросами были проведены на Кургашинканском карьере. Три уча стка откосов протяженностью 15—20 м каждый, подсеченные кру топадающими поверхностями ослабления, были укреплены бывши ми в употреблении экскаваторными канатами диаметром 39 мм с расчетным сопротивлением разрыву 90 тс.
Канаты бетонировались в скважинах диаметром 105 мм и глу биной до 16 м, пробуренных так, чтобы пересечь потенциальнуюповерхность скольжения и заглубиться в ненарушенный массив на 4—5 м. В каждую скважину вводилось по два троса с суммар ной несущей способностью 90 тс (при расчетах принимали износ
канатов 50%) • Гибкими тросовыми тяжами было укреплено три участка об
щей длиной около 60 м, что способствовало предотвращению ло кальных обрушений блоков породы и позволило сохранить целост ность берм механизированной очистки на указанных горизонтах. По укрупненным расчетам, себестоимость укрепления 1 м3 пород гибкими тросовыми тяжами в условиях Кургашинканского карьера составила 0,3—0,4 руб.
Н а к а р ь е р е ШорСу было поризведено укрепление ослаб ленных участков бортов гибкими стальными канатами.
Производственные испытания по укреплению ослабленных
'участков бортов карьера Шор-Су были проведены на опытных участках южного и северного бортов. На указанных участках на блюдались частые обрушения пород уступов, что привело к обра зованию сплошных откосов значительной высоты.
Экспериментальный участок южного борта высотой и длиной 15 м, сложенный из известняков и прослойков гипса, представляет собой блок, подсеченный системой трещин, падающих в сторону выемки под углами 30 и 65°. На расстоянии 1,5 м от верхней бров ки откоса прослеживался закол, образовавшийся в результате
воздействия буровзрывных работ, горизонтальное направление которого совпадало с фронтом добычных работ, а вертикальное — с напластованием пород. Раскрытие закола на выходе составляло приблизительно 30—50 мм. Обрушение пород откосов в пределах участка происходило в основном за счет образования поверхностей ослабления и по контактам слоев, по которым прочностные харак теристики пород имели низкие значения. Это говорит о том, что выбранный участок находится в предельном равновесии и эффек тивность искусственного укрепления его может быть проверена в течение непродолжительного времени.
Экспериментальный участок Северного борта имел длину 30 м, высоту 11 м. Сложен он из белых и малиновых песчанистых глин сумсарского яруса. Поверхность откосов уступа в некоторой сте пени была выветрена, о чем свидетельствовали накопившиеся на берме осыпи. Опытный участок представлял собой блок, подсечен-
178
ный согласнопадающими трещинами, имеющими падение в сторо ну выработанного пространства под углами 70 и 40°. Угол откоса уступа в пределах опытного участка составлял 80—85°.
Сетка скважин, в соответствии с расчетом, была принята для верхнего ряда 2,5X3 м, а для среднего и нижнего рядов — 3x 3 м. Скважины располагались под углом 70° к поверхности ослабления.
Бурение скважин, установление и закрепление стальных кана тов производилось со специальной буровой каретки конструкции института «Средазнипроцветмет». Буровая каретка при работе крепилась с помощью стального каната за 10-тонную лебедку, расположенную на берме вышележащего горизонта. Рабочая пло щадка имела размеры 2000X1500 мм и позволяла бурить сразу две скважины, обеспечивая нормальные условия работы для бу рильщиков. Скважины под стальные канаты бурились колонковым молотком типа КЦМ-4 и ручным перфоратором ПР-ЗОЛ с увели ченным диаметром коронки (до 70 мм), изготовленной в мастер ской рудника. Для бурения скважин с различными углами накло на относительно поверхности откоса, молоток КЦМ-4 устанавли
вался на шарнире, что позволяло менять направление |
бурения |
|
как в горизонтальной, так и в вертикальной |
плоскости. Сжатый |
|
воздух и бетонный раствор подавались с |
помощью |
резиновых |
шлангов с горизонта установки компрессора марки КС-9 и растворонасоса.
В пробуренные скважины опускали канаты длиной 4,5 м, что превышало нормальную мощность закрепляемого блока на
1 —1,5 м.
Для обеспечения устойчивости отдельных блоков на поверхно
сти откоса стальные канаты |
устанавливались по типу |
«скоба» |
|
(рис. V.9), после чего в скважины заливался |
цементно-песчаный |
||
раствор состава Ц : П = 1 : 2 ; |
В : Ц = 0,54-0,6. |
Раствор был |
приго |
товлен из цемента марки 400. При производстве укрепительных работ использовалось следующее оборудование: растворомешалка типа С-289В (с горизонтальным валом) с емкостью барабана 0,25 м3 и производительностью 8,3 м3/ч, диафрагмовый растворонасос типа С-854 с рабочим давлением 15 кгс/см2, производитель ностью 6 м3/ч.
Подготовка раствора производилась по упрощенной схеме. Про межуточное звено (бункер) отсутствовало, в связи с чем отводная труба, вмонтированная в нижней части барабана растворомешал ки, соединялась с помощью гофрированного шланга с растворонасосом. Поэтому готовый раствор, минуя бункер, поступал прямо в растворонасос, откуда под давлением по резиновому шлангу диа метром 32 мм направлялся в скважины.
Проведенные опытные работы по укреплению ослабленных участков по южному и северному бортам первоначально дали хо рошие результаты. Однако за счет склонности пород к выветри ванию на укрепленном участке наблюдались осыпи', которые на
ряде скважин привели к частичному обнажению тяжей. Это ббсто-
1* 179
ятельство позволяет предполагать, что при длительном стоянии участков борта рекомендуемый способ укрепления пород может оказаться малоэффективным.
Скважины относительно поверхности ослабления следует распо лагать под острым углом, что обеспечивает натяжение канатов при малейших деформациях пород по поверхности ослабления. Если же скважины (а следовательно, и тросы) располагать перпендикуляр но поверхности ослабления, то в первый период деформации отко са трос работает лишь частично и только в том случае, если при установке он подвергался натяжению.
Рис. V.9. Разрезы укрепленных откосов север ного и южного бортов карьера Шор-Су:
1 — ручная лебедка; 2 — механизм бурения; 3 — буро вая каретка; 4 — одиночные анкеры; 5 — анкерная «скоба»
Как видно из рис. V.9, это условие было нарушено, поэтому ожидать положительного эффекта от укрепления в данном случае нет оснований. К тому же отсутствие изолирующего покрытия по верхности откоса с течением времени приведет к выполаживанию откосов и обнажению тросовых тяжей, которые не могут препятст вовать осыпанию пород.
Определенный интерес представляет опыт укрепления откосов при строительстве или восстановлении плотин путем анкеровки с помощью гибких тросовых тяжей. Анкеровка контрфорсов при по мощи металлических тяжей производилась при строительстве плотины Кастильон на реке Вердон (Нижние Альпы) [25]. Извест няки 2 с трещинами отдельностей зажаты и удерживаются бетон ным контрфорсом, закрепленным на «здоровой» скале при помо щи металлических тяжей 3, предварительно-напряженных усилием 1000 тс (рис. V.10). Тяжи (тросы) пропущены в скважины 4 диа метром 300 мм, а концы их заделаны путем нагнетания цемент ного раствора в нижнюю часть скважины 5, где трос распущен. На другом конце тяжа имеется бетонный оголовок 6, позволяющий произвести натяжение при помощи домкратов.
180
Примером применения тросов (тяжей) могут служить укрепи тельные мероприятия при восстановлении части плотины Шерфас
(департамент Оран в Алжире) |
|
|
|
||||||||
[25]. |
Правая |
часть |
плотины |
|
|
|
|||||
была снесена во время поло |
|
|
|
||||||||
водья. Позднее, при ее восста |
|
|
|
||||||||
новлении |
укрепление |
соору |
|
|
|
||||||
жения |
осуществили |
при по |
|
|
|
||||||
мощи |
металлических |
предва |
|
|
|
||||||
рительно-напряженных тяжей, |
|
|
|
||||||||
концы |
которых |
закрепляли в |
|
|
|
||||||
прочных песчаниках основания |
|
|
|
||||||||
плотины. |
На |
разрезе |
(рис, |
|
|
|
|||||
V. 11) |
показан один из тяжей, |
|
|
|
|||||||
заделанный в основании и на |
|
|
|
||||||||
пряженный при помощи дом |
|
|
|
||||||||
крата, |
опирающегося |
на гре |
|
|
|
||||||
бень плотины. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
В США |
на |
плотине |
Вана- |
Рис. |
V.10. Поперечный разрез откоса, |
||||||
пум |
напряженные |
|
стальные |
укрепленного бетонным контрфорсом и |
|||||||
канаты были впервые |
приме |
|
анкерами: |
||||||||
нены для |
анкеровки. |
Предва |
|
1 — бетонный |
контрфорс |
||||||
рительно |
проводились |
опыт |
|
|
|
||||||
ные работы, для чего в скаль |
|
|
|
||||||||
ном основании была пробуре |
|
|
|
||||||||
на |
|
скважина |
|
диаметром |
|
|
|
||||
400 мм и глубиной 22 м, в ко |
|
|
|
||||||||
торую |
были |
заложены |
четыре |
|
|
|
|||||
каната длиной 27 м (каждый |
|
|
|
||||||||
из |
90 |
проволок |
диаметром |
|
|
|
|||||
6 мм) |
с выпуском |
их |
выше |
|
|
|
|||||
устья скважин. |
Канаты были |
|
|
|
|||||||
забетонированы в скважину на |
|
|
|
||||||||
глубину до 7 м от забоя сква |
|
|
|
||||||||
жины, а верхние концы кана |
|
|
|
||||||||
тов |
закреплены |
в |
|
бетонном |
|
|
|
||||
блоке, под которым были уста |
|
|
|
||||||||
новлены |
гидравлические дом |
|
|
|
|||||||
краты. Многократные натя |
|
|
|
||||||||
жения до 30% предела проч |
|
|
|
||||||||
ности канатов прошли благо |
|
|
|
||||||||
получно, |
причем |
удлинение |
|
|
|
||||||
каната |
|
составило |
|
|
112,5— |
Рис. |
V. 11. Поперечный разрез пло |
||||
125 мм. |
|
|
с т р о и т е л ь |
||||||||
П р о е к т о м |
тины, |
укрепленной |
вертикальными |
||||||||
с т в а |
|
То к т о гу л ь с ко й |
|
тросовыми тяжами |
|||||||
|
|
предусматривалось укрепле |
|||||||||
ГЭС , |
выполненного |
Гидропроектом, |
ние откосов каньона р. Нарын в районе створа плотины гибкими тросовыми тяжами.
181
Район створа плотины Токтогульской ГЭС характеризуется сложными геологическими условиями. Участок приурочен к вися чему крылу крупного Карасуйского надвига и расположен между двумя тектоническими разрывными нарушениями типа сбрососдвига. Со стороны верхнего бьефа участок ограничивается Тегерекским сбросо-сдвигом с амплитудой смещения не менее 150 м, со стороны нижнего бьефа — Кыз-Курганским сбросо-сдвигом. Ширина влияния разрывных нарушений около 100 м.
Скальный массив сложен известняками, доломитизированными и метаморфизованными в различной степени, разбит несколькими системами трещин.
Среди разрывных тектонических нарушений наиболее значи тельны пологопадающие в юго-восточном и северо-западном на правлениях и крутопадающие субмеридионального простирания. По всем тектоническим нарушениям в зоне разгрузки развиты трещины бортового отпора, которые определяли объем выемки не устойчивых блоков пород и глубину врезки сооружения в Скаль ный массив.
Одна из трещин бортового отпора была вскрыта штольней в глубине массива на расстоянии 80 м от дневной поверхности. Она оказалась заполненной супесью с мощностью слоя до 2 м. Поло гопадающие нарушения снижали устойчивость откосов.
Коэффициент трещинной пустотности в массиве без учета тре щин бортового отпора не превышал 0,5%. Мощность выветрелой зоны колебалась в пределах 10 м; в этой зоне коэффициент тре щинной пустотности достигал 1 % •
Объем блоков, ослабленных трещинами бортового отпора, со ставлял: на левом берегу— 1950 тыс. м3, на правом берегу—■ 1900 тыс. м3.
Проектным заданием Гидропроекта предусматривались выемка неустойчивых блоков в объеме 1100 тыс. м3 и укрепление остав шихся блоков в объеме 640 тыс. м3 различными методами.
С точки зрения физико-механических свойств горных пород в массиве выделялись две зоны:
1. Зона разуплотненных и выветрелых пород мощностью 10— 50 м; для нее Гидропроектом рекомендованы следующие характе ристики:
модуль упругости пород — (60—80) ПО3 кгс/см2; коэффициент Пуассона — 0,25—0,27; коэффициент крепости пород ■— 6—8; угол внутреннего трения и сцепление:
а) |
скального массива — р= 37°; &= 3 кгс/см2; |
б) |
супесчаного заполнителя трещин — р' = 29°; й' = 0. |
2. Зона ненарушенных пород, практически не затронутых про цессами бортового отпора. Трещины в этой зоне сомкнуты и запол нены кальцитом. Для нее рекомендованы следующие характери стики:
модуль упругости— 15-104 кгс/см2;
182