ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
взрывных работ в карьере блоки пород, оконтуренные такими трещинами, обрушаются, что может привести к нарушению режима горных работ и значительным затратам средств на восстановление транспортных берм и берм механизированной очистки.
Наличие в массиве борта ослабленных участков, а также зон сильнотрещиноватых или выветривающихся пород приводит к уменьшению общего угла наклона нерабочих бортов и к увеличе нию объемов вскрыши.
Для выявления технико-экономической эффективности укрепи тельных мероприятий, проверки расчетных методов и отработки технологии выполнения работ было произведено опытно-промыш ленное укрепление неустойчивого участка борта карьера протя женностью 100 м.
Участок сложен сильнотрещиноватыми неизвестковистыми алевролитами, прорванными дайками не менее трещиноватых афанитовых порфиритов.
Интенсивной трещиноватостью породы разбиты на блоки раз мерами 0,5X0,7X0,7 м в восточной части участка и 1X2x2 м в западной его части.
Наибольшую, с точки зрения устойчивости, опасность пред ставляют тектонические трещины юго-западного, широтного и юговосточного простирания с углами падения 40—60° в сторону вы работанного пространства. Развитие системы трещин меридиональ ного простирания с углами падения 45—50°, сопряженных с не благоприятно ориентированными трещинами других систем, обус лавливает лестничное строение поверхностей, по которым проис ходит обрушение подсеченных участков.
На всем протяжении бермы гор.412 м в пределах выбранного экспериментального участка наблюдались заколы и трещины с раскрытием от 1 до 10 см. Укрепление 100-метрового участка усту па было произведено железобетонными сваями набивного типа. Наряду с этим для предотвращения разрушения поверхностного слоя откоса под влиянием процессов выветривания и для разра ботки технологии укрепления откосов изолирующими покрытиями было осуществлено торкретирование части поверхности откоса по металлической сетке в сочетании со штанговой крепью.
Экспериментальные работы выполнялись в соответствии с про ектом, составленным ВНИМИ.
Исходными материалами для составления проекта укрепи тельных работ послужили физико-механические характеристики массива, полученные на основании лабораторных испытаний (угол трения по контакту р'р =29°, сцепление по контакту £ 'р = 4,5 тс/м2,
плотность пород у = 2,7 т/м3), а также данные структурной и инст рументальной съемок экспериментального участка. Расчеты пока зали, что в пределах участка фактический коэффициент устойчи вости откоса Яф = 1,1. Величина расчетного коэффициента запаса устойчивости яр принята равной 1,5.
173
На участке протяженностью |
100 м было установлено 27 свай |
|
в один ряд на среднем расстоянии 3,7 м друг от друга |
(рис. V.8). |
|
Бурение скважин для свай |
производилось станком |
шарошеч |
ного бурения БСШ-250 с диаметром шарошки 214 мм. Расстояние от устья скважины до верхней бровки уступа определялось воз можностью установки гидравлических упоров станка и составило
1,5 м. |
В процессе бурения контролировалась |
глубина расположе |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ния |
потенциальной |
поверх |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ности скольжения, |
которая |
||||||||
|
|
|
|
|
|
в среднем составила 9 м. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
В |
качестве |
|
арматуры |
|||||
|
|
|
|
|
|
железобетонных свай набив |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ного типа |
были |
использо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ваны бывшие в употребле |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
нии сдвоенные рельсы Р-33. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Арматура |
опускалась в |
|||||||
|
|
|
|
|
|
скважины, |
затем |
свободное |
|||||||
|
|
|
|
|
|
пространство |
скважины |
бе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тонировалось, |
|
причем |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
скважину |
глубиной |
15 |
м |
||||||
|
|
|
|
|
|
опускалось |
по два |
рельса |
|||||||
|
|
|
|
|
|
длиной 12,5 м, соединенных |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
между собой болтами. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Общая |
длина |
скважин |
||||||
|
|
|
|
|
|
на укрепленном участке со |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ставила |
375 |
м. |
|
Всего |
на |
||||
|
|
|
|
|
|
бурение |
было |
|
затрачено |
||||||
Рис. |
V.8. |
План |
и разрез |
укрепленного |
8 станко-смен. |
|
|
|
|
||||||
|
В |
качестве |
связующего |
||||||||||||
участка |
борта |
Зыряновского карьера: |
|
||||||||||||
1, 2, |
3...... |
27 — скважины для |
установки свай; |
материала |
|
использовался |
|||||||||
28 — контрфорс из скальных пород; 29 — штан |
бетон марки 300 с размером |
||||||||||||||
ги; 30— покрытие |
из торкрет-бетона; 31 — рас |
||||||||||||||
|
четная поверхность скольжения |
|
зерен |
заполнителя |
не более |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
20 |
мм |
и |
осадкой |
конуса |
|||||
8—10 см. Общий расход бетона составил |
14 |
м3. |
Все |
работы |
по |
||||||||||
укреплению откоса сваями были выполнены за |
13 |
рабочих дней. |
|||||||||||||
Общий объем укрепленных |
пород |
составил |
36 тыс. м3. При |
||||||||||||
этом на укрепление 1 м3 пород |
было |
израсходовано: |
стали—• |
0,44 кг, портландцемента марки 500—0,18 кг. Затраты на укрепле ние сваями 1 м3 пород составили 0,1 руб. (табл. V.3). Достигну тый экономический эффект при себестоимости вскрыши 1,3 руб. составил около 40 тыс. руб.
За укрепленным участком был установлен систематический маркшейдерский контроль по специально заложенным реперам,
привязанным к опорному реперу в |
ненарушенном массиве. После |
|
проведения работ деформаций на |
участке зарегистрировано не |
|
было. |
К у р г а шин к а н с к о г о к а р ь е р а |
|
Н а у ч а с т к е б о р т а |
||
в результате обрушений |
образовался сплошной откос высотой |
174
Т а б л и ц а V .3
Затраты |
Стоимость |
Объем |
Сумма, |
единицы, |
работ |
руб. |
|
|
руб. |
|
|
Бурение скважин, м ................................... |
4—92 |
375 |
1845—00 |
Доставка рельсов: |
|
|
|
автокран грузоподъемностью 5 т . . |
18—10 |
0,25 |
4—53 |
бульдозер на базе трактора С-100, |
18—80 |
1 |
18—80 |
маш-смену....................................... |
|||
рабочая сила при погрузке и раз- |
3—51 |
2 |
7—02 |
грузке, чел-смену........................... |
|||
Спуск рельсов в скважины: |
|
|
|
автокран, маш -смену........................ |
18—10 |
1,5 |
27—15 |
бульдозер, маш-смену........................ |
18—80 |
1,5 |
28—20 |
рабочая сила, чел-смену .................... |
3—51 |
4,5 |
15—80 |
Бетонирование скважин: |
|
|
|
доставка бетона автосамосвалом, |
30—00 |
2 |
60—00 |
маш-смену....................................... |
|||
рабочая сила, чел-смену .................... |
3—51 |
4 |
14—04 |
Ит о г о . . . |
|
|
2020—54 |
Услуги вспомогательных цехов, % . . . |
— |
10 |
202—00 |
Прочие расходы, % ................................... |
— |
20 |
404—00 |
Материалы: |
46—65 |
16 |
746—40 |
рельсы железнодорожные, т . . . . |
|||
бетон товарный МЗОО, м3 ................ |
17—39 |
14 |
243—46 |
В с е г о . . . |
|
|
3616—40 |
50 м с углом падения 45° и длиной по простиранию борта 21 м. Для восстановления бермы механизированной очистки на го ризонте 650 м необходимо было пройти полутраншею, в результа
те чего вышележащие породы теряли устойчивость.
До начала нарезки бермы часть откоса площадью 525 м2 было решено укрепить железобетонными предварительно-напряженными штангами с затяжкой откоса готовыми железобетонными плитами размером 2 X 2 и 3 X 3 м и толщиной 100— 150 мм. Длина штанг из арматурной стали диаметром 25 мм составляла 4 м. Скважины под штанги бурили перфоратором ПМ-508 с люльки, специально изготовленной в мастерских рудника. Сетка крепления, в соответ
ствии |
с расчетом по методике ВНИМИ, была |
принята равной |
2 X 3 |
м. Всего было установлено 60 штанг. По |
предварительным |
подсчетам, стоимость укрепления 1 м3 пород штангами не превы
шала 0,4 |
руб. |
Чехословацкой Социалистической |
Н а |
к а р ь е р е К о с о в |
Республики для безопасного ведения работ на нижележащем го ризонте было произведено укрепление борта в зоне шахтного ство ла и в траншее, расположенной на северном борту карьера, в ос-
175
новации которого залегали сланцы с дайками диабазов [87]. Про стирание сланцев — согласно борту, а падение — в сторону выра ботанного пространства под углом 27—32°. Покрывающая толща была сложена туффитами, легко подвергающимися выветриванию. При этом обнажались трещиноватые диабазы, сдвижение которых по борту в направлении ствола представляло опасность как рабо там в стволе, так и производственным помещениям, расположен ным на поверхности борта. Для повышения устойчивости борта была произведена его заоткоска согласно падению слоев пород; при этом верхняя бровка подошла вплотную к производственным помещениям. Однако опасность выветривания и обрушения туф-
•фитов не была предотвращена, поэтому поверхность откоса бортов была укреплена штангами длиной 1 м и покрыта набрызгбетоном по металлической сетке с ячейками 4X4 см, навешанной на высту пающие концы штанг. Сетка расположения штанг выбиралась в зависимости от нарушенности пород.
Проведенные мероприятия позволили обезопасить работы в
стволе и в карьере. |
|
|
П ри |
с т р о и т е л ь с т в е п л о т и н ы М ю л ь д о р ф |
после |
удаления |
моренных отложений в створе будущей плотины |
был об |
нажен гладкий крутой откос, подсеченный крупной раскрытой тре щиной, и большой скальный массив мог обрушиться по этой тре щине. Перед руководством строительства была поставлена задача построить плотину с выемкой минимального объема пород, в то же время обеспечив максимальную безопасность при строительстве
иэксплуатации сооружения.
Всвязи с этим было решено произвести укрепление откоса над плотиной, для чего каверны откоса заделывались «пломбами», ко торые прижимались к «здоровому» массиву с помощью длинных железобетонных штанг.
Работы производились со специальной люльки, спуск и подъем которой осуществлялся кабель-краном. По завершении возведе ния тела плотины, когда ее верхняя отметка оказалась на уровне ослабленной зоны, была произведена цементация массива в месте контакта с плотиной.
В США на п л о т и н е Г у в е р для укрепления огромной глы бы объемом 4600 м3, нависшей позади здания шлюзовой камеры, были применены предварительно-напряженные штанги с заделкой замков цементным раствором. Вертикально расположенная глыба длиной 62 м и высотой 37 м, общей средней мощностью около 4 м была отделена от прочного скального массива серией трещин, заполненных глиной. Это создавало опасность обрушения глыбы и разрушения здания шлюзовой камеры, а вместе с ним и несколь ких турбогенераторов. По различным причинам оказалось необхо димым укрепить ее на месте; для этого были применены железо
бетонные |
штанги |
с предварительно-напряженными стержнями. |
|
В скале было пробурено 350 скважин диаметром 90* мм, |
частично |
||
ударным, |
частично |
вращательным бурением, с таким |
расчетом, |
176
чтобы пройти опасную зону и обеспечить закрепление штанг на глубине не менее 3,65 м в прочных породах каньона. Применялись различные способы, чтобы проверить пересечение скважинами зоны большой трещиноватости. Стержни штанг диаметром 50,8 мм были изготовлены на месте в соответствии с требуемыми разме рами длины замка, закрепляемого на необходимой глубине. Зам ковая часть штанг была снабжена ребрами, изготовленными из от резков труб, которые навинчивали на штанги. Стержни обертывали бумагой, чтобы избежать сцепления стали с нагнетаемым в сква жину раствором до натяжения штанг. Раствор приготовляли с во
доцементным |
отношением |
0,8 :1 |
(по |
массе); |
в него |
добавляли |
|
пять частей |
алюминия в |
порошке |
на |
каждые |
100 000 |
частей це |
|
мента. |
|
|
|
|
|
|
|
После установки опорных плиток размером 254x254 мм штанги |
|||||||
постепенно натягивали с усилием до 28 500 |
кгс, соответствующим |
||||||
напряжению |
14 кгс/мм2, а для некоторых |
штанг— 14,65 кгс/мм2. |
Предварительное натяжение осуществляли при помощи гидравли-' ческого домкрата с натяжной гайкой. После этого нагнетали в породу раствор для заполнения трещин и окончательного закре пления штанг. Нагнетание вели при давлении 0,35—1,75 кгс/см2. Работы дали удовлетворительные результаты.
В США во время строительства крупного бетонного соору жения были зарегистрированы подвижки породы в большом утесе против сооружения. Укрепление этого скалистого массива "было осуществлено при помощи железобетонных штанг, но без предва рительного напряжения. Кроме того, дополнительно были пробу рены дренирующие скважины, чтобы избежать возможности созда ния гидростатического давления позади укрепленного штанговой
крепью массива. Штанги представляли собой пакеты |
стержней |
||||
(восемь стержней диаметром 32 мм и два |
стержня |
диаметром |
|||
25 мм), скрепленных с |
трубкой |
диаметром |
12,7 мм для |
подачи |
|
раствора. Длина штанг |
в самых |
глубоких |
скважинах |
достига |
ла 18 м.
Нагнетание вели при давлении 0,7—1,4 кгс/см2. Раствор приме няли с водоцементным отношением 0,7: 1 (по массе) с добавле нием алюминиевого порошка в количестве 0,004% от массы цемен та, чтобы уменьшить усадку цемента. При цементации на каждые 1,23 м скважины расходовалось 50 кг цемента. После установки штанговой крепи для окончательного укрепления скального мас сива через скважины глубиной около 12 м произвели дополнитель но его цементацию. Нагнетание раствора вели при давлении око ло 1,8 кгс/см2.
В А в с т р и и и Ф Р Г штанговая крепь применяется для укре пления скальных откосов над автострадами. При этом хвостовики штанг обычно связываются железобетонными балками.
7 Фнсенко Г. Л. и др. |
177 |