ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1.3 |
|
Угол |
откоса |
уступа высотой |
|
♦ |
до |
20 м |
|
более 20 м |
Породы |
|
|
|
|
|
срок службы |
независимо |
||
|
от срока |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
службы |
до 5 |
лет |
более |
|
5 лет |
Крепкие крупноблочные (величина блока бо
лее 0,6 |
м ) ................................................... |
|
Крепкие |
с |
размером блочной отдельности |
0,2—0,6 |
м ............................................... |
Крепкие мелкоплитчатые (величина блоков менее 0,1—0,2 м), породы средней вывет риваемое™ (мелкоплитчатые доломиты, пес чаники, сланцы средней крепости и т. п.)
Сильно выветривающиеся (аргиллиты, алев ролиты, уголь и т. п . ) ................................
0Оо |
ОО сл |
|
|
1 |
о |
ю |
о |
|
г |
1 |
00 |
- |
70—75°
60—65°
^3 Сл |
ОО о |
|
1 о |
65—75°
60—70°
55—60°
1ОГ -
65—70°
65°
55—60°
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.4 |
|
|
|
Коэффициент |
Размер |
|
|
|
Затраты |
|
|
Карьеры |
крепости |
элементарной |
|
|
|
на заоткос- |
|
|
по проф. |
Способ заоткоски |
|
||||||
структуры |
ку |
1 м1, |
|
|||||
|
М. М . Прото- |
|
|
|
|
|||
|
блока, м |
|
|
|
|
руб. |
|
|
|
дьяконову |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сибайский |
10—14 |
0,5 |
Вертикальные |
скважины |
1,3—2,5 |
|
||
|
|
|
0150 мм, наклонные 0105мм, |
|
|
|
||
|
|
|
сетка 5x6, 3x 4 , |
4 x 5 м |
|
|
|
|
Златоуст- |
6—18 |
|
Многорядное к. з. в. вер |
1.5— |
3.S |
|||
Беловский |
|
|
тикальных и наклонных сква |
|
|
|
||
|
|
|
жин 0105 мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Многорядное к. з. в. вер |
1.5— |
3 |
|||
|
|
|
тикальных скважин перемен |
|
|
|
||
|
|
|
ной глубины |
и |
наклонных |
|
|
|
|
|
|
скважин 0105 мм |
|
|
|
|
|
Коунрадский |
6—12 |
0,5—1,5 |
Двурядное к. з. в. верти |
|
2,6 |
|
||
|
|
|
кальных скважин 0105 мм, |
|
|
|
||
|
|
|
заряд-гирлянда |
|
|
|
|
|
Оленегорский |
8—14 |
0,2—2 |
Предварительное щелеобра- |
|
3—4 |
|
||
|
|
|
зование наклонными скважи |
|
|
|
||
|
|
|
нами 0105 мм, заряд-гирлян- |
|
|
|
||
Гороблагодат |
8—14 |
|
да |
|
|
|
|
|
0,6 |
Двурядное к. з. в. верти |
|
2 - 3 |
|
||||
ское РУ |
|
|
кальных скважин |
0190 мм |
|
|
|
|
|
|
|
и наклонных 0 |
105 мм |
|
|
|
1»
Глубину карьера, начиная с которой экономически целесооб разно применение контурного взрывания, можно определить по формуле
|
Я = --------------?£•--------------, |
(1.4) |
|
|
|
Св (ctg а — ctg а2) sin а у |
|
где |
С3 — стоимость |
заоткоски 1 м2 откоса с учетом |
затрат на бу |
рение и взрывание скважин контурного ряда, руб.; |
Св — стоимость |
||
1 м3 |
вскрыши, руб.; |
а — угол наклона борта без контурного взры |
вания, градус; « 2 — угол наклона борта при контурном взрывании,
градус; |
ау — угол откоса уступа с применением |
контурного |
взры |
||||
вания, |
градус. |
|
|
|
|
|
|
При следующих, весьма характерных для многих рудных карье |
|||||||
ров значениях |
параметров уступов |
и стоимостных |
показателях: |
||||
сс = 50°, |
« 2 = 60°, ау = 75°, |
С3 = 2,5 руб., Св = 0,5 руб. — величина |
|||||
Я = 39 м. |
точного |
определения |
высоты |
борта, |
при |
кото |
|
Для |
более |
рой экономически целесообразна специальная заоткоска уступов, необходимо учитывать также и капитальные затраты на вскрыш ные работы и заоткоску. Аналитическое условие экономической целесообразности применения специальной технологии при поста новке бортов в предельное положение примет вид:
(С, + |
ЕцКс.т) 5 |
с.т < |
(Св + Енк в) АУ, |
|
(1.5) |
|
где Ас.т— удельные |
капитальные |
затраты на |
1 |
м2 |
поверхности, |
|
руб.; Sс.т •— площадь боковой |
поверхности, |
образованной с по |
мощью специальной технологии постановки бортов в предельное положение, м2; Кв — удельные капитальные затраты на 1 м3 вскры
ши, |
руб.; AV — приращение |
объема вскрыши, необходимого для |
||||
обеспечения устойчивости участка борта. |
|
|
||||
|
Sc.r = |
— |
|
= |
м2, |
(1.6) |
|
|
smcty |
sinae |
|
|
|
где |
Яу — высота уступа, |
м; |
ау — угол |
наклона уступа, |
градус; |
|
ап — угол наклона борта, градус; Я б — высота борта, м. |
|
|||||
|
Учитывая выражения (1.5) |
и (1.6), а также (1.4), получим ана |
литическое выражение экономической целесообразности примене ния специальной технологии в виде:
(Сз + ЕНКСт) # б |
1 „ г , , |
, \ / г |
р w \ |
л------ :------------ < |
— Яб (ctg a — ctg аа) (Св + |
ЕЯКВ). |
|
sin a y |
2 |
|
|
Выполнив некоторые преобразования, получим выражение для определения границы перехода от метода обычных скважинных за рядов на специальную технологию при постановке бортов на карьерах в предельное положение
Я б > |
2(б3 + £Hfee т) |
(1.7) |
M. |
||
(Св + Е ЯК В) (ctg a - f ctg a2) sin a y ’ |
|
20
Выполнение всех перечисленных выше мероприятий при веде нии взрывных работ вблизи бортов предельного контура карьеров существенно снизит отрицательное влияние взрывов на устойчи вость бортов карьера, позволит придавать уступам предусмот ренный проектом профиль и улучшит эффект искусственного укрепления отдельных неустойчивых участков.
На устойчивость рыхлых или выветрелых пород, склонных к набуханию или размоканию, и на эффективность укрепления отко сов оказывает влияние соблюдение профиля площадок уступов, обеспечивающего сток дождевых и талых вод с их поверхности.
Целесообразность укрепления того или иного неустойчивого участка определяется необходимостью сохранения непрерывности и заданной ширины транспортных берм и берм очистки, а также принятого в проекте разработки профиля борта в течение всего срока службы предприятия.
§ 3. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ПОЛЕЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ, ТРЕБУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЯ (НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ)
Поскольку необходимость укрепления откосов уступов и ло кальных участков борта связана в значительной степени с общим углом наклона борта и с общим его профилем, вопрос о выделе нии участков, требующих укрепления, решается одновременно с расчетом общих углов наклона бортов.
Районирование карьерных полей по общей устойчивости бортов карьеров и устойчивости уступов начинается с выделения участ ков по границе карьера в плане, характеризующихся достаточно однородными инженерно-геологическими условиями: неизмен ным или косвенно изменяющимся по простиранию и падению углом падения слоев, выдержанным литологическим составом по род в разрезе по простиранию борта и одинаковыми на всем про тяжении участка гидрогеологическими условиями. Затем по каж дому однородному участку борта определяется путем расчета до пустимый по инженерно-геологическим условиям общий угол на клона борта и устанавливается экономически наиболее целесооб разный его профиль. После выделения по периметру карьера однородных участков бортов, определения общих углов их накло на и смежных участков, соединенных плавными переходами, про изводится планирование съездов в карьер и определяется ширина транспортных берм по участкам и горизонтам.
Следующим этапом является составление детальных профилей бортов в их предельном положении по участкам с нанесением транспортных берм, берм безопасности (механизированной очист ки) и откосов уступов (сдвоенных и строенных). При составлении профиля бортов в их предельном положении необходимо учиты вать следующее:
1) при падении поверхностей ослабления в сторону свободной поверхности откоса уступа под углами более 35° вопрос об углах
21
заоткоски уступов должен решаться в комплексе со способами отработки их вблизи предельного контура и способами укрепле ния откосов и берм;
2) так как устойчивость откосов уступов возрастает и их укрепление упрощается, при более пологих углах целесообразно увеличить общую высоту уступа между бермами безопасности до
40—45 м;
3)при крутых углах наклона борта и при высоте откоса 45—50 м между смежными транспортными бермами вписывается берма очистки с таким же продольным уклоном. В этом случае суммарная ширина транспортных берм, берм очистки и углы отко сов получаются минимальными;
4)при одинаковом литологическом составе пород углы отко сов верхних уступов следует принимать на 10—15° положе ниж них, так как они уже в естественном состоянии затронуты про цессами выветривания и срок их службы больше.
Установив углы откосов уступов в их предельном положении, решают вопрос об укреплении отдельных участков откосов и о времени, когда это укрепление следует производить.
Участки откосов, требующие укрепления, выявляют путем оценки их устойчивости в соответствии с геологическими и горно
техническими факторами, изложенными в § 1 и 2 этой главы. По степени устойчивости все откосы уступов делятся на пять
классов:
1)коэффициент запаса устойчивости откоса уступа более двух,
апороды,-слагающие откос, не склонны к выветриванию. В тече ние всего срока службы откосы не потребуют укрепления;
2)коэффициент запаса устойчивости откоса уступа составляет 1,5—2 и более, но при этом породы склонны к выветриванию и
осыпанию. Такие откосы требуют укрепления по истечении неко торого времени после их заоткоски; время, когда укрепление ста нет необходимым, устанавливается путем маркшейдерских наблю дений за процессом выветривания пород и деформированием от
косов |
(см. § 6); |
устойчивости откоса составляет |
|
3) |
|
коэффициент запаса |
|
1,2— |
1,5. Укрепление таких |
откосов производится в течение года |
после их заоткоски в предельном положении;
4)коэффициент запаса устойчивости откоса 1,1—1,2, а также откосы с большим коэффициентом запаса общей устойчивости, но склонные к интенсивным фильтрационным деформациям. Укрепле ние откосов этого класса необходимо производить сразу же после их заоткоски в предельном положении;
5)коэффициент запаса устойчивости меньше 1,1, т. е. откос без укрепления неустойчив (10% запаса устойчивости в пределах точности расчета). Такие откосы необходимо укреплять до отработки последней заходки; технология заоткоски уступа и укреп ления откоса разрабатывается совместно с технологией отработ ки последней заходки.
22