Файл: Фисенко, Г. Л. Укрепление откосов в карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1.3

 

Угол

откоса

уступа высотой

до

20 м

 

более 20 м

Породы

 

 

 

 

срок службы

независимо

 

от срока

 

 

 

 

 

 

 

 

службы

до 5

лет

более

 

5 лет

Крепкие крупноблочные (величина блока бо­

лее 0,6

м ) ...................................................

Крепкие

с

размером блочной отдельности

0,2—0,6

м ...............................................

Крепкие мелкоплитчатые (величина блоков менее 0,1—0,2 м), породы средней вывет­ риваемое™ (мелкоплитчатые доломиты, пес­ чаники, сланцы средней крепости и т. п.)

Сильно выветривающиеся (аргиллиты, алев­ ролиты, уголь и т. п . ) ................................

0Оо

ОО сл

 

1

о

ю

о

г

1

00

-

70—75°

60—65°

^3 Сл

ОО о

 

1 о

65—75°

60—70°

55—60°

1ОГ -

65—70°

65°

55—60°

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1.4

 

 

Коэффициент

Размер

 

 

 

Затраты

 

Карьеры

крепости

элементарной

 

 

 

на заоткос-

 

по проф.

Способ заоткоски

 

структуры

ку

1 м1,

 

 

М. М . Прото-

 

 

 

 

 

блока, м

 

 

 

 

руб.

 

 

дьяконову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибайский

10—14

0,5

Вертикальные

скважины

1,3—2,5

 

 

 

 

0150 мм, наклонные 0105мм,

 

 

 

 

 

 

сетка 5x6, 3x 4 ,

4 x 5 м

 

 

 

Златоуст-

6—18

 

Многорядное к. з. в. вер­

1.5—

3.S

Беловский

 

 

тикальных и наклонных сква­

 

 

 

 

 

 

жин 0105 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Многорядное к. з. в. вер­

1.5—

3

 

 

 

тикальных скважин перемен­

 

 

 

 

 

 

ной глубины

и

наклонных

 

 

 

 

 

 

скважин 0105 мм

 

 

 

 

Коунрадский

6—12

0,5—1,5

Двурядное к. з. в. верти­

 

2,6

 

 

 

 

кальных скважин 0105 мм,

 

 

 

 

 

 

заряд-гирлянда

 

 

 

 

 

Оленегорский

8—14

0,2—2

Предварительное щелеобра-

 

3—4

 

 

 

 

зование наклонными скважи­

 

 

 

 

 

 

нами 0105 мм, заряд-гирлян-

 

 

 

Гороблагодат­

8—14

 

да

 

 

 

 

 

0,6

Двурядное к. з. в. верти­

 

2 - 3

 

ское РУ

 

 

кальных скважин

0190 мм

 

 

 

 

 

 

и наклонных 0

105 мм

 

 

 



Глубину карьера, начиная с которой экономически целесооб­ разно применение контурного взрывания, можно определить по формуле

 

Я = --------------?£•--------------,

(1.4)

 

 

Св (ctg а — ctg а2) sin а у

 

где

С3 — стоимость

заоткоски 1 м2 откоса с учетом

затрат на бу­

рение и взрывание скважин контурного ряда, руб.;

Св — стоимость

1 м3

вскрыши, руб.;

а — угол наклона борта без контурного взры­

вания, градус; « 2 — угол наклона борта при контурном взрывании,

градус;

ау — угол откоса уступа с применением

контурного

взры­

вания,

градус.

 

 

 

 

 

 

При следующих, весьма характерных для многих рудных карье­

ров значениях

параметров уступов

и стоимостных

показателях:

сс = 50°,

« 2 = 60°, ау = 75°,

С3 = 2,5 руб., Св = 0,5 руб. — величина

Я = 39 м.

точного

определения

высоты

борта,

при

кото­

Для

более

рой экономически целесообразна специальная заоткоска уступов, необходимо учитывать также и капитальные затраты на вскрыш­ ные работы и заоткоску. Аналитическое условие экономической целесообразности применения специальной технологии при поста­ новке бортов в предельное положение примет вид:

(С, +

ЕцКс.т) 5

с.т <

(Св + Енк в) АУ,

 

(1.5)

где Ас.т— удельные

капитальные

затраты на

1

м2

поверхности,

руб.; Sс.т •— площадь боковой

поверхности,

образованной с по­

мощью специальной технологии постановки бортов в предельное положение, м2; Кв — удельные капитальные затраты на 1 м3 вскры­

ши,

руб.; AV — приращение

объема вскрыши, необходимого для

обеспечения устойчивости участка борта.

 

 

 

Sc.r =

 

=

м2,

(1.6)

 

 

smcty

sinae

 

 

где

Яу — высота уступа,

м;

ау — угол

наклона уступа,

градус;

ап — угол наклона борта, градус; Я б — высота борта, м.

 

 

Учитывая выражения (1.5)

и (1.6), а также (1.4), получим ана­

литическое выражение экономической целесообразности примене­ ния специальной технологии в виде:

(Сз + ЕНКСт) # б

1 „ г , ,

, \ / г

р w \

л------ :------------ <

— Яб (ctg a — ctg аа) (Св +

ЕЯКВ).

sin a y

2

 

 

Выполнив некоторые преобразования, получим выражение для определения границы перехода от метода обычных скважинных за­ рядов на специальную технологию при постановке бортов на карьерах в предельное положение

Я б >

2(б3 + £Hfee т)

(1.7)

M.

(Св + Е ЯК В) (ctg a - f ctg a2) sin a y ’

 

20


Выполнение всех перечисленных выше мероприятий при веде­ нии взрывных работ вблизи бортов предельного контура карьеров существенно снизит отрицательное влияние взрывов на устойчи­ вость бортов карьера, позволит придавать уступам предусмот­ ренный проектом профиль и улучшит эффект искусственного укрепления отдельных неустойчивых участков.

На устойчивость рыхлых или выветрелых пород, склонных к набуханию или размоканию, и на эффективность укрепления отко­ сов оказывает влияние соблюдение профиля площадок уступов, обеспечивающего сток дождевых и талых вод с их поверхности.

Целесообразность укрепления того или иного неустойчивого участка определяется необходимостью сохранения непрерывности и заданной ширины транспортных берм и берм очистки, а также принятого в проекте разработки профиля борта в течение всего срока службы предприятия.

§ 3. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ПОЛЕЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ, ТРЕБУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЯ (НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ)

Поскольку необходимость укрепления откосов уступов и ло­ кальных участков борта связана в значительной степени с общим углом наклона борта и с общим его профилем, вопрос о выделе­ нии участков, требующих укрепления, решается одновременно с расчетом общих углов наклона бортов.

Районирование карьерных полей по общей устойчивости бортов карьеров и устойчивости уступов начинается с выделения участ­ ков по границе карьера в плане, характеризующихся достаточно однородными инженерно-геологическими условиями: неизмен­ ным или косвенно изменяющимся по простиранию и падению углом падения слоев, выдержанным литологическим составом по­ род в разрезе по простиранию борта и одинаковыми на всем про­ тяжении участка гидрогеологическими условиями. Затем по каж­ дому однородному участку борта определяется путем расчета до­ пустимый по инженерно-геологическим условиям общий угол на­ клона борта и устанавливается экономически наиболее целесооб­ разный его профиль. После выделения по периметру карьера однородных участков бортов, определения общих углов их накло­ на и смежных участков, соединенных плавными переходами, про­ изводится планирование съездов в карьер и определяется ширина транспортных берм по участкам и горизонтам.

Следующим этапом является составление детальных профилей бортов в их предельном положении по участкам с нанесением транспортных берм, берм безопасности (механизированной очист­ ки) и откосов уступов (сдвоенных и строенных). При составлении профиля бортов в их предельном положении необходимо учиты­ вать следующее:

1) при падении поверхностей ослабления в сторону свободной поверхности откоса уступа под углами более 35° вопрос об углах

21


заоткоски уступов должен решаться в комплексе со способами отработки их вблизи предельного контура и способами укрепле­ ния откосов и берм;

2) так как устойчивость откосов уступов возрастает и их укрепление упрощается, при более пологих углах целесообразно увеличить общую высоту уступа между бермами безопасности до

40—45 м;

3)при крутых углах наклона борта и при высоте откоса 45—50 м между смежными транспортными бермами вписывается берма очистки с таким же продольным уклоном. В этом случае суммарная ширина транспортных берм, берм очистки и углы отко­ сов получаются минимальными;

4)при одинаковом литологическом составе пород углы отко­ сов верхних уступов следует принимать на 10—15° положе ниж­ них, так как они уже в естественном состоянии затронуты про­ цессами выветривания и срок их службы больше.

Установив углы откосов уступов в их предельном положении, решают вопрос об укреплении отдельных участков откосов и о времени, когда это укрепление следует производить.

Участки откосов, требующие укрепления, выявляют путем оценки их устойчивости в соответствии с геологическими и горно­

техническими факторами, изложенными в § 1 и 2 этой главы. По степени устойчивости все откосы уступов делятся на пять

классов:

1)коэффициент запаса устойчивости откоса уступа более двух,

апороды,-слагающие откос, не склонны к выветриванию. В тече­ ние всего срока службы откосы не потребуют укрепления;

2)коэффициент запаса устойчивости откоса уступа составляет 1,5—2 и более, но при этом породы склонны к выветриванию и

осыпанию. Такие откосы требуют укрепления по истечении неко­ торого времени после их заоткоски; время, когда укрепление ста­ нет необходимым, устанавливается путем маркшейдерских наблю­ дений за процессом выветривания пород и деформированием от­

косов

(см. § 6);

устойчивости откоса составляет

3)

 

коэффициент запаса

1,2—

1,5. Укрепление таких

откосов производится в течение года

после их заоткоски в предельном положении;

4)коэффициент запаса устойчивости откоса 1,1—1,2, а также откосы с большим коэффициентом запаса общей устойчивости, но склонные к интенсивным фильтрационным деформациям. Укрепле­ ние откосов этого класса необходимо производить сразу же после их заоткоски в предельном положении;

5)коэффициент запаса устойчивости меньше 1,1, т. е. откос без укрепления неустойчив (10% запаса устойчивости в пределах точности расчета). Такие откосы необходимо укреплять до отработки последней заходки; технология заоткоски уступа и укреп­ ления откоса разрабатывается совместно с технологией отработ­ ки последней заходки.

22