ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
При сплошном покрытии откосов набрызгбетоном экономия на 1 м протяженности борта составит
|
Сэ = |
(ctgai — ctga2) — Су — |
руб., |
(1.10) |
||
|
2 |
|
|
sin о |
|
|
где Св — стоимость 1 |
м3 |
вскрыши, руб.; Су — стоимость |
укрепле |
|||
ния 1 |
м2 откоса, руб.; |
б — угол откоса уступа, |
градус. |
|
||
Например, при # = 300 м, |
ai = 45°, ct2 = 55°, |
6= 65°, Св = 0,5 руб., |
||||
Су= 2 |
руб. Экономия |
на |
1 |
м протяженности борта |
составит |
6090 руб. Показателем экономической эффективности укрепления является отношение экономии средств от укрепления к затратам на укрепление:
Сэ
СуКу
(1.11>
В приведенном примере величина Пэ равна 9,2.
Если укрепление ослабленных участков бортов строящегося карьера не предусмотрено проектом, а углы наклона бортов при няты без учета поверхностей ос лабления массива, то в процес се эксплуатации происходят де формации уступов и бортов. Про изводить работы по укреплению уступов после их нарезки гораздо сложнее и не всегда безопасно.
Оценку целесообразности укрепления бортов в процессе эксплуатации карьера произво дят сопоставлением затрат на укрепительные работы и удале ние в отвал горной массы, при чем возможны два случая:
1) когда вследствие укрепле ния отпадает необходимость в погрузке и транспортировке в от вал горных пород, вероятность обрушения которых достоверно
установлена (имеется в виду, что обрушение произойдет за про межуток времени, значительно меньший срока существования гор
ной выработки). |
Сопоставляются затраты на укрепление и удале |
|
ние в отвал 1 м3 |
горной массы |
|
|
Су < С т, |
(1.12) |
где Ст— стоимость погрузки и транспортировки в отвал 1 м3 об рушившихся пород, руб.
Объем пород, подлежащих укреплению или удалению в отвал, определяется в зависимости от характера нарушенное™ массива по материалам инженерно-геологических изысканий;
29
2)когда благодаря укреплению пород отпадает необходимость
вреконструкции вышележащей части борта карьера.
При этом
Су < Ст + СрТ), руб., |
(1.13) |
где Ср-—стоимость 1 м3 вскрыши при разносе |
борта, руб/м3; |
■р — коэффициент, отражающий нарушение режима работы карье ра при реконструкции борта (перенос коммуникаций, создание дополнительных съездов и т. п.); в зависимости от конкретных ус ловий может меняться от 1 до 2.
Рис. 1.10. Схема к |
определе |
Рис. 1.11. График для опреде |
||
нию объема |
пород, |
подлежа |
ления экономической |
эффек |
щих |
выемке |
|
тивности укрепления |
откосов |
|
|
|
|
различными способами в зави |
|
|
|
|
|
симости от |
глубины карьера |
Объем пород, подлежащий выемке при реконструкции борта, |
|||||
определится из выражения (рис. |
1.10). |
|
|||
|
|
V — аНр1, |
(1.14) |
||
где а — ширина |
обрушившейся |
части бермы, |
м; Яр — высота ре |
||
конструируемой |
части борта, |
м; |
/ — длина |
реконструируемого |
|
участка, |
м. |
|
|
комплексно, т. е. сочетаются |
|
Если |
укрепление производится |
способы укрепления, упрочнения и изоляции пород на одном и том же участке, то все затраты относят на 1 м3 укрепленных по род. Если же производится только изоляция пород поверхности от косов, то затраты относят на 1 м2 поверхности откоса.
На экономическую эффективность искусственного укрепления влияют: время эксплуатации выработок и глубина разработки.
30
Чем больше срок службы выработок, тем меньше удельные капи тальные затраты на 1 т полезного ископаемого.
Глубина разработки на стоимость укрепительных работ непо средственного влияния практически не оказывает, в то время как: стоимость вскрыши с глубиной неуклонно растет (в основном за счет транспортировки). Вопрос о том, начиная с какой глубины экономически выгодно укреплять неустойчивые участки бортов на данном карьере, решается в зависимости от себестоимости вскры ши, влияния сроков реконструкции бортов на режим работы карьера и пр.
В тех случаях, когда сопоставляется стоимость укрепления и удаления в отвал 1 м3 горной массы, глубина, начиная с которой экономически выгодно укреплять уступы, может быть определена по графику (рис. 1.11). По оси абсцисс откладывается стоимость работ, а по оси ординат — глубина карьера. Для различных спо собов укрепления, применяемых на данном карьере, проводятся прямые Су{ (стоимости укрепления 1 м3 горных пород) парал
лельно оси ординат и строится график зависимости стоимости 1 м3'' вскрыши от глубины. Точки пересечения этого графика с прямы ми Су. определяют глубину, начиная с которой укрепление отко
сов экономически целесообразно. Начиная с глубины, где
Са= Св — Су = О,
строится результирующий график для каждого способа укрепле ния, показывающий экономический эффект от укрепления для:
различных горизонтов.
Следует отметить, что в условиях, когда разнос борта осу ществить очень сложно, а иногда и невозможно, обрушение даже небольшого участка борта, на котором расположены транспортные и другие коммуникации, может повлечь за собой нарушение режи ма работы предприятия на длительный срок. Очевидно, при рабо те на больших глубинах в отдельных случаях будет экономически выгодно сооружение искусственных транспортных берм небольшой протяженности (например, железобетонный каркас, заполненный породой).
Особенно ощутимый эффект от укрепления неустойчивых уча стков бортов следует ожидать на реконструируемых карьерах,, первоначальными проектами которых разработка предусматрива лась до определенной глубины.
Изложенный порядок экономической оценки целесообразности укрепления откосов на карьерах применим при укреплении отно сительно небольших участков и в тех случаях, когда укрепление по времени мало опережает период сокращения объема вскрыш ных работ за счет ранее проведенного укрепления.
При укреплении больших объемов горного массива необходи мо учитывать неодновременность затрат на укрепление и их со кращение на вскрышные работы, при этом должны учитываться
ЗГ
не только эксплуатационные затраты, но также и капитальные. Для этой цели используется формула приведения затрат более
поздних лет к текущему моменту
д _ |
Q 4~ П+£н) Ki |
1 |
(1+ £ н)Г ’ |
где Ci — себестоимость единицы продукции, руб/м2 или руб/м3; Еи—’Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности; Ki — удельные капитальные затраты, руб/м2 или руб/м3; Т — период приведения, годы.
§6. СЛУЖБА ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОТКОСОВ
ИОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ
Для обеспечения устойчивости бортов карьеров, откосов усту пов и берм на глубоких карьерах необходимо создавать специ альную службу, в задачи которой входит: 1) систематические наблюдения за состоянием бортов и откосов; 2) детальное изуче ние инженерно-геологических условий устойчивости отдельных участков уступов и составление паспортов на заоткоску и укрепле
ние уступов и берм; 3) выполнение работ |
по укреплению |
откосов |
и берм; 4) очистка берм от осыпей, оборка и ремонтные |
работы |
|
на откосах. |
в ы в е т р и в а н и я и |
|
Н а б л ю д е н и я за р а з в и т и е м |
осыпания пород в откосах уступов, а также за развитием их де формирования являются неотъемлемой частью в комплексе меро приятий по обеспечению устойчивости откосов.
При районировании карьерного поля по устойчивости откосов выявляются такие участки, укрепление которых становится необ ходимым лишь с течением некоторого времени после заоткоски уступов в их предельном положении (участки откосов второго и третьего классов устойчивости). Время, когда укрепление стано вится необходимым, устанавливается путем инструментальных наблюдений за развитием выветривания пород и деформирования уступов.
При изучении процесса выветривания пород и их осыпания в откосах уступов установлено, что в первую очередь происходит постепенное растрескивание пород на поверхности уступов и рас пространение этого процесса в глубину от поверхности откоса. Растрескивание сопровождается расширением выветривающихся пород, что наблюдается путем измерения профиля поверхности откосов на специальных площадках откосов, ограниченных ря дом реперов, заложенных на глубину 30—40 см от поверхности откосов. Относительно этих реперов поверхность откосов вспучи вается вследствие расширения поверхностного слоя пород. Этот процесс продолжается до тех пор, пока механические связи между отдельными частицами массива не снизятся до величины, при ко-
32