ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
чйсле вопросы истолкования квантовой механики) требует
для своего решения разработки социологии физического зна
ния. Это связано с необходимостью явного учета социальной
природы субъекта познания. В. С. Степин (Минск) предло жил весьма общую модель «социального программирования» субъекта познания в процессе «потребления природы чело веком», на основе которой рассмотрел некоторые аспекты со
циальной детерминации процесса развития физико-матема
тического знания в древности. Докладчик указал, в частно
сти, что иерархизированная система кастового строя в Древ:
нем Египте определяла авторитарную форму усвоения и пе
редачи знания, препятствуя развитию теоретического мышле
ния, требовавшего варьирования способов поведения и дей-
ствования. Особенности древнегреческой цивилизации, на против, способствовали его развитию. Законы социального
общения влияют на логику, стиль мышления, формы и ре
зультаты познания.
Своеобразной иллюстрацией одного из многочисленных
аспектов такой детерминации был доклад А. Н. Вяльцева
(Москва), посвященный истории открытия спиральности эле
ментарных частиц. На различных стадиях, предшествовав ших и сопутствовавших этому открытию, взаимоотношения
теоретиков и экспериментаторов (их целей и устремлений)
существенно менялись: от непосредственного ответа экспе риментатора на вопрос теоретика до экспериментальных по исков эффекта, отрицаемого теоретиками. Ввиду отсутствия
требуемой координации усилий теоретиков и эксперимента
торов открытие спиральности произошло на несколько лет
позже того времени, когда оно могло бы произойти, если
исходить только из уровня развития теории и эксперимен тальных возможностей. В дискуссии по докладу А. А. Тяпкин привел любопытный пример того, как один лишь автори тет теоретика вызвал радикальное изменение интерпретации
тех же самых экспериментальных данных.
В. Ж. Келле (Москва) ознакомил присутствующих с
предварительными результатами социологического исследо
вания проблемы объективных критериев оценки труда уче
ного, проводившегося на основе анкетирования в нескольких академических институтах фундаментального профиля. Ста
вилась задача выяснить, какие фактические критерии дейст
вуют в том или ином институте, какие критерии рассматри ваются самими опрашиваемыми как наиболее объективные;
кого они считают наиболее объективным оценщиком (авто-
1811
ритетных ученых, научных руководителей, редколлегию, науч
ную' прессу и т. д.). Уже начальная обработка 1500 анкет выявила некоторые общие закономерности. В частности, вы яснилось, что наиболее объективными признаются достаточ
но неопределенные качественные критерии оценки (ориги
нальность исследований, обоснованность выводов и т. д.),
хотя фактически действующими критериями во многих слу
чаях по необходимости являются формальные показатели (количество опубликованных работ, общая сумма «листажа»
и т. д.). В этой связи В. Ж. Келле высказался в пользу науч
но обоснованной разработки комплексной системы оценок
труда научных работников.
Принимавший участие в указанном социологическом ис
следовании Н. И. Макешин (Москва) подробно остановился
на методике определения качества научных работ, позволяю
щей корректно осуществлять правильный выбор наиболее
эффективной технологии («способа производства») научного знания.
Вопросы научного планирования, прогнозирования, кад
ровой' политики |
и пр. тесно переплетаются с |
более |
общей |
|
проблемой — проблемой взаимоотношения политики и |
науки, |
|||
которая также получила освещение на конференции. |
|
|||
Ядро данной |
проблемы, заметил в своем |
выступлении |
||
Е. А. Беляев (Ленинград), |
состоит не просто во |
взаимовлия |
||
нии указанных инстанций |
(этот факт самоочевиден), а |
в вы |
яснении механизма и последствий их взаимоотношений, осо
бенно на современном историческом этапе. Докладчик ука
зал на ряд изменений в характере влияния науки (как осо
бого социального института) на политику (понимаемую как
единство политических идей и учреждений). Для XVII—XIX вв. примечательно воздействие науки (прежде всего механики Ньютона, затем учения Дарвина) на поли тические (утопические) концепции. Практическая политика испытывала влияние, главным образом, религии, а не науки.
В настоящее время наука оказывает значительное влияние
на политику через технику. На протяжении прошлых веков
государство смотрело на науку скорее как на декорум, а не как на эффективное средство решения социальных проблем.
И только в нашей стране после победы Великой Октябрь ской социалистической революции развитию науки было при дано первостепенное значение. Наш пример послужил толч ком для других стран. Влияние политики на науку усили
вается сейчас во всем мире прежде всего по линии планиро-
182
вания, распределения бюджета. Но при этом преследуются
различные цели. В лагере капитализма (в отличие от социа листических стран) этот процесс развивается в направлении
подчинения науки интересам правящих классов и монополий,
несмотря на официально пропагандируемую «общечеловече
скую» доктрину.
И. А. Майзель (Ленинград) выделил в качестве наиболее
перспективного направления методологического анализа
взаимоотношений науки и политики рассмотрение их в каче стве важных факторов в сложной и динамической системе социальной саморегуляции. В этой системе они образуют
«переплетенный контур регулирования», в рамках которого
могут либо ослаблять, либо усиливать друг друга. От осо
бенностей взаимодействия науки и политики непосредствен но зависят темпы общественного прогресса и его конкретное
проявление.
К. И. Шилин' (Дубна) поднял в своем выступлении во
прос о «социальном будущем» физики в связи с «экологиче ской революцией». Научно-техническая революция имеет не только позитивные, но и негативные стороны, создающие достаточно серьезную ситуацию в масштабе всего человече
ства. Изменение человеком природной среды принимает необратимый характер и может привести к роковым послед ствиям. В западной литературе по экологии существуют как
«оптимистическая» точка зрения, согласно которой встаю
щие здесь проблемы будут решены развитием естествознания
и техники, так и «пессимистический» взгляд, по которому ни чего нельзя изменить к лучшему без кардинальных социаль
ных преобразований. В последнем случае речь идет о том,
чтобы человечество изменило самого себя. Отсюда тенден
ция к гуманизации науки, к изменению представления о ли
дере и идеале во всей системе наук. «Пессимисты» вполне
обоснованно выступают против системы ориентации на биз
нес, не веря в социальное будущее буржуазного общества.
Известная переоценка роли, места и задачи физики в систе ме наук в связи с экологической революцией, является, по
видимому, неизбежной.
В целом конференция продемонстрировала плодотвор
ность многоаспектного рассмотрения философских проблем,
возникающих в связи с развитием современной физики, и
безусловно способствовала дальнейшему укреплению заве щанного В. И. Лениным союза философов и естествоиспыта
телей.
С. В. ИЛЛАРИОНОВ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ
12—15 декабря 1972 г. в Институте философии
АН СССР (Москва) проходил симпозиум по философским проблемам современной астрономии, посвященный 500-летшо
со дня рождения Н. Коперника. Симпозиум явился важным
событием, собравшим крупнейших специалистов нашей стра
ны, работающих как в области конкретных проблем астро физики, космологии и космогонии, так и в области общих теоретико-познавательных проблем, связанных с астрономией.
Основными докладчиками на симпозиуме были В. А. Амбар
цумян, В. В. Казютинский, В. Л. Гинзбург, Я. Б. Зельдович,
И. Д. Новиков, А. Л. Зельманов, Г. И. Наан, И. С. Шклов ский. В работе симпозиума приняли также участие другие
известные ученые, выступившие с сообщениями по ряду кон
кретных и общих вопросов современной астрономии.
Вопросы, обсуждавшиеся на симпозиуме, являются узло
выми проблемами современной астрономии, решение кото
рых очень важно для создания последовательной материали стической картины мира. Одной из центральных была про блема определения предмета космологии. Определение пред
мета той или иной научной дисциплины, а тем более такой,
как космология, представляет собой ответственную задачу
философии естественнонаучного знания. Вопрос о характере предмета космологии был темой докладов А. Л. Зельманова «Гносеологические аспекты космологии» и Г. И. Наана «Фи
лософские проблемы космологии», а также выступлений
184
А. С. Кармина, В. В. Казютинского, Μ. В. Мостепаненко и А. Турсунова. Наиболее распространенная точка зрения со
стоит в том, что предметом космологии является Вселенная,
понимаемая как совокупность всей материи, но рассматри
ваемая в определенном отношении, а именно в отношении
пространственно-временной структуры, порождаемой мате
рней.
Одновременно с вопросом о предмете космологии возни
кает вопрос о ее научном статусе. Обычная точка зрения
исследователей, работающих в области космологии, состоит в том, что космология представляет собой физическую тео
рию, основанную на некотором типе решений уравнений об щей теории относительности совместно с начальными усло
виями, т. е. на некоторой космологической модели. На сим
позиуме эта точка зрения защищалась Я. Б. Зельдовичем.
В противоположность этой позиции А. Л. Зельманов предло жил определение космологии как учения о Вселенной, вклю чающего в себя теорию всего охваченного астрономическими
наблюдениями мира как части Вселенной. При этом было
предложено |
определить |
категорию «учение», как отличную |
от категории |
«теория». |
Согласно А. Л. Зельманову, теория |
в принципе может и должна быть непосредственно подтверж дена экспериментом или наблюдениями, тогда как учение
не требует этого. Космология не может быть теорией Все
ленной, так как проверке могут быть подвергнуты только те
выводы, которые относятся к наблюдаемой части Вселенной,
тогда как выводы, касающиеся свойств Вселенной как цело
го, проверке недоступны. Эта точка зрения поддерживалась
в выступлениях А. С. Кармина и Μ. В. Мостепаненко. Кон
цепция А. Л. Зельманова о космологии как об учении нахо
дится в соответствии с другим его тезисом, что во Вселенной как целом должны быть реализованы все возможности, вытека
ющие из уравнений общей теории относительности. Тем самым
отвергаются претензии частных космологических моделей,
исходящих из данных, полученных в нашей метагалактике,
быть моделями Вселенной как целого. Это предположение
аргументируется тем, что Вселенная представляет собой уни
кальный самоопределяющийся объект, существующий в силу
внутренней необходимости, и потому не должно быть воз
можностей, из которых реализовалась только одна.
Это обоснование не представляется однако достаточно убе
дительным, что было отмечено в докладе Г. И. Наана. Мето
дологической и философской основой концепции уникальной
185