Файл: Туровец, О. Г. Экономические проблемы подготовки машиностроительного производства к выпуску новой продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

питательной работы в коллективе. Исходя из этого система морального поощрения создателей новой техники должна включать в себя комплекс воспитательных мероприятий, на­ правленных на создание у трудящихся стремления добивать­ ся ускорения научно-технического прогресса как осознанного выражения общественных интересов.

Система моральных стимулов ускорения развития науки и техники, скорейшего внедрения достижений науки в произ­ водство складывается из следующих элементов: воспитания у рабочих, инженерно-технических и научных работников, руководителей понимания общественной значимости выпол­ няемых работ; развития у создателей новой техники профес­ сиональной гордости за результаты своего труда; воспитания высокой ответственности за общее дело коллектива завода, КБ, научно-исследовательского института.

Реализация этих составляющих системы морального по­ ощрения передовиков борьбы за научно-технический прогресс требует поиска форм идеологического воздействия, обеспечи­ вающих создание в каждом коллективе обстановки, способст­ вующей добросовестному отношению к делу каждого работ­ ника; воспитывающих активность и инициативу, чувство вы­ сокой личной ответственности у всех рабочих, ИТР и руко­ водителей, занятых созданием новой техники.

Те или иные формы морального поощрения должны опре­ деляться конкретными задачами воспитательной работы.

Для того чтобы воспитать у работников, занятых разра­ боткой и освоением производства новой продукции, понимание большого государственного, общественного значения выпол­ няемых работ, нужно использовать ознакомление коллектива и каждого исполнителя с характером задач в связи с созда­ нием новой техники, с производственным, научным и общест­ венным значением ожидающихся результатов намеченных ра­ бот. В отделе, в цехе, в лаборатории и, наконец, на рабочем месте исполнителя необходимо помещать средства наглядной агитации с указанием о том, что коллектив или отдельный исполнитель решает задачи создания новой техники. Здесь же можно сообщить о производственной, экономической, со­ циальной эффективности создаваемой техники. Следует доби­ ваться того, чтобы каждый работник стремился обеспечить достижение наиболее высоких технических и экономических показателей новой техники: экономичности конструкций и технологических процессов, технико-эксплуатационных па­ раметров конструкций, уровня унификации и т. д. В этом на^

202


правлении следует вести работу по популяризации лучшего опыта и критике недостатков. Целесообразно использовать средства наглядной агитации для показа наиболее выдаю­ щихся результатов в достижении высокого технико-экономи­ ческого уровня новой техники, для сравнения показателей ра­ боты отдельных исполнителей и коллективов, для критики недостатков. Всяческой поддержки и распространения заслу­ живает опыт ведения «лицевых счетов», в которых должны отражаться результаты деятельности рабочих и инженернотехнических работников по созданию прогрессивной и высо­

коэкономичной техники.

На каждом предприятии, в научном или конструкторском учреждении должна быть разработана четкая программа изу­ чения передового опыта в области работ по созданию новой техники и стройная система технической информации о луч­ ших достижениях.

Не менее важное значение имеет развитие у рабочих, ин­ женерно-технических работников и служащих — создателей повой техники профессиональной гордости за результаты своего труда. В этом отношении особенно большая роль при­ надлежит всяческой популяризации специальности конструк­ тора, технолога, рабочего-экспериментатора.

В связи с этим большое значение могут иметь и различ­ ные формы морального поощрения передовиков.

— Выдача документа, удостоверяющего, что конструктор, технолог, мастер, рабочий является участником работ или соавтором создания новой машины, нового прибора, аппа­ рата.

' — Присвоение звания лучшего конструктора, технолога, рабочего-экспериментатора.

— Введение особых досок Почета: «Доски создателей но­ вой техники», «Доски передовиков борьбы за технический прогресс» и т. д.

Выдача документа, удостоверяющего вклад работника

вдостижение высоких технико-экономических параметров изделий или технологических процессов.

Необходимо вести воспитание людей на положительных примерах, на образцах добросовестного, творческого отноше­ ния к труду.

Важным направлением создания моральных стимулов к труду является воспитание чувства высокой ответственности за общее дело создания новой техники коллектива цеха, от­ дела, предприятия или научного учреждения. Высокое созна-

203


ііііе общественной значимости выполняемой работы порож­ дает чувство ответственности за общее дело коллектива. Однако лишь постоянное целенаправленное воздействие кол­ лектива на каждого его члена может обеспечить действитель­ но высокий уровень ответственности, дисциплины, добросове­ стного отношения к труду.

На передовых предприятиях страны используются различ­ ные формы и методы морального стимулирования работни­ ков, занятых созданием новой техники, принимаются меры к поиску новых путей сочетания моральных и материальных стимулов.

На Воронежском заводе тяжелых механических прессов создана система, обеспечивающая учет творческой деятельно­ сти каждого инженера. Здесь введена «Зачетная книжка твор­ ческой деятельности инженера». На основании показателей «Зачетной книжки» ежегодно ко Дню машиностроителя про­ водится аттестация инженеров с вручением им «Свидетельст­ ва творческой деятельности» и присвоением передовым ра­ ботникам почетных званий заслуженного конструктора и заслуженного технолога. Работникам, получившим почет­ ное звание, устанавливается надбавка к окладу и выдается разовая премия. Задача состоит в том, чтобы воедино связать системы материального и морального поощрения создателей новой техники, подчинив их требованиям ускорения и повы­ шения эффективности научно-технического прогресса.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловий

 

........................................................................

 

 

 

 

 

.

3

Г л а в а

I. Содержание подготовки производства и ее значение в ус­

 

 

корении

научно-технического прогресса

. .

. .

7

§ 1. Содержание и задачи

подготовки

производства в

совре­

 

 

менных условиях .......................................................................

 

подготовки производства

и ос­

7

§ 2. Резервы

совершенствования

!5

Г л а в а

новные направления их

реализации

....................................

 

 

II, Организация подготовки производством к выпуску новой

 

 

продукции ....................................

 

 

 

' ........................................

 

34

 

§ 1. Системный

подход к проблемам организации и управления

 

 

подготовкой производства

.

.................................................. 34

 

§ 2. Процесс подготовки производства

и основные принципы его

 

 

о р г а н и з а ц и и ...............................................................................

комплексной

 

 

40

 

§ 3. Вопросы

организации

подготовки производ­

 

 

ства в м аш иностроении ..........................................................

 

 

 

 

52

 

§ 4. Проблемы организации подготовки производства во времени

 

(

и пространстве ..............................................................................

 

 

 

 

 

69

 

§ 5. Вопросы

совершенствования

структурной организации под­

 

Г л а в а

готовки производства

................................................................

 

 

 

 

 

85

III. Система управления процессами создания новой про­

94

§ 1.

дукции

на предприятиях

..........................................................

 

 

 

Сущность управления подготовкой производства'. Процесс

94

§ 2.

и функции

управления

 

 

 

 

 

 

Структура

системы управления

 

................................................

системы

управ­

115

§ 3.

Организация информационного обеспечения

130

Г л а в а

ления подготовкой производства

 

...........................................

 

 

IV. Применение современной вычислительной техники в под­

135

§ 1.

готовке

производства

.........................................................

 

 

 

 

Основные направления

использования вычислительной тех­

135

§ 2.

ники в процессах подготовки производства

. .

. .

Некоторые вопросы создания подсистемы управления под­

138

 

готовкой производства в составе АСУ предприятия

 

§ 3. Механизация инженерных работ

и

совершенствование

149

 

организации

подготовки

производства

 

 


' л а в а V. Экономическое стимулирование

создания новых видов

продукции ......................................................................................

создания

новой продук­

§ 1. Исследование влияния процессов

ции на экономические показатели

работы

предприятий

§2. Некоторые вопросы экономического стимулирования пред­ приятий в период подготовки производства и освоения вы­ пуска новой продукции ................................................................

Г л а в а VI. Совершенствование форм

материального и морального

поощрения трудящихся за

создание новых изделий

§1. Организация заработной платы рабочих, в период освоения новой продукции ...............................................................................

§2. Вопросы премирования работников, занятых созданием но­ вой техники ......................................................................................

§3. Совершенствование форм морального поощрения рабочих и

инженерно-технических р аботн и к ов ...........................................

Оскар Григорьевич ТуровеЦ

Э К О Н О М И Ч Е С К И Е П Р О Б Л Е М Ы П О Д Г О Т О В К И М А Ш И Н О С Т Р О И Т Е Л Ь Н О Г О П Р О И З В О Д С Т В А

К В Ы П У С К У Н О В О Й П Р О Д У К Ц И И

Редактор издательства А. С. 3 а іі ц е в а Технический редактор Ю. А. Ф о с с Корректор Н. С. С т у к а л о в а

ЛЕ08683. Сдано в набор 6.VIII 1973 г. Подп. в печ. 29.ХІ 1973 г. Форм. бум. 6 0 X 8 4 ‘ / I G . Бумага типографская № 3. Печ. л. 13.

Уч.-изд. л. 12,2. Тираж 2000. Заказ 10599. Цена 72 коп.

Издательство Воронежского университета Воронеж, ул. Пушкинская, 3 Типография издательства «Коммуна» Воронеж,пр.Революпии, 39.