Файл: Терехин, Н. И. Расчет параметров объемной гидравлической передачи машин инженерного вооружения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
В приложении 1 (таблицы № 2—6) приведены основные харак теристики насосов и гидродвигателей, рекомендуемых для приме нения в гидравлических передачах машин инженерного воору жения.
§ 9. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ МАШИН ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ
По конструктивному исполнению объемные гидропередачи ма шин инженерного вооружения бывают раздельного и нераздель ного исполнения. Передача раздельного исполнения может ком-
5
Р и с. 9 с — схема гидропередачи с незамкнутой циркуляцией рабочей жидкости; б — схема гидропередачи с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости: 1 — насос; 2 — гидродвигатель; 3 — бак для рабочей жид кости; 4 — клапан; 5 — фильтр; 6 — распределитель; 7 — предохра
нительный клапан
плектоваться из насосов и гидродвигателей различных типоразме ров, что позволяет реализовать определенное передаточное отно шение, а следовательно, и получить требуемые силовые и кинема тические выходные параметры. Гидравлическая передача нераз дельного исполнения представляет собой единый агрегат, включаю щий насос и гидродвигатель, объединенные ко-мплектом переход ных деталей.
В зависимости от способа циркуляции рабочей жидкости между насосом и гидродвигателем различают гидравлические передачи с замкнутой и незамкнутой циркуляцией рабочей жидкости (рис. 9). При проектировании гидравлических передач машин инженерного вооружения следует учитывать, что системы с незамкнутой цирку ляцией имеют хорошие условия охлаждения и очистки рабочей
30
жидкости от посторонних примесей. Однако наличие резервуаров для рабочей жидкости приводит к увеличению веса и размеров гидропередачи и создает условия для окисления жидкости. Нали чие вакуума во .всасывающей полости насоса -способствует возник новению кавитации и попаданию воздуха в гидросистему. Это предъявляет требование ограничения скорости вращения вала насоса.
Незамкнутую циркуляцию рабочей жидкости целесообразно применять в многодвигательных гидропередачах с одним насосом или в гидропередачах с поступательным движением выходного звена.
Гидропередачи с замкнутой циркуляцией жидкости имеют мень шие размеры, обеспечивают высокую плавность работы, так как в них исключается попадание воздуха в систему. Следует учитывать, что такие гидропередачи не могут обеспечить длительной работы под нагрузкой из-за быстрого нагрева рабочей жидкости. Для ком пенсации утечек и исключения возможности возникновения кавита ции в гидропередачах с закрытой циркуляцией рабочей жидкости применяются подииточиые клапаны, вспомогательные бачки — компенсаторы, специальные подпиточные насосы или дозирующие клапаны, устанавливаемые на сливе. Давление подпитки рекомен дуется принимать в пределах 2—5 кГ(см2. Наиболее целесообразно
применять закрытые системы циркуляции рабочей жидкости в си стемах автоматического регулирования.
Оценка выбранной схемы гидропередачи проводится с учетом всех взаимно связанных между собой параметров. Обычно для оценки используются аналитические или графические зависимости, называемые характеристиками гидропередачи. Эти характеристики дают представление о работе всех .элементов гидропередачи, свя занных между собой рабочей жидкостью. Основными характери стиками являются скоростная и механическая. Вид характеристики зависит от режима работы гидропередачи, который может быть либо установившимся, либо пеустановившимоя.
При установившемся режиме время рабочего движения значи тельно больше времени разгона и торможения. При нарушении этих соотношений рабочий режим гидравлической передачи будет неустановившимся. Для установившегося режима гидропередачи обычно проводится статический расчет, а для неустановившегося необходимо проводить динамический расчет.
Расчет гидравлической передачи сводится к составлению урав нений движения всех ее элементов: насоса, гидродвигателя, на грузки и гидросети. Общий расход рабочей жидкости QHT, пода ваемой насосом, складывается из расхода QM, затрачиваемого гид родвигателем, утечек Qy и объема QC)k, учитывающего сжимае мость рабочей жидкости. Утечки Qy определяются по формуле
Qy A Qh+ ^ Qm Рн Н“ Рм’ |
(52) |
31
Расход С2сж обычно определяется через давление в напорном трубопроводе
|
|
dp |
|
(53) |
<2сж = £сР - ^ , |
|
|||
|
|
dt |
|
|
где kc— коэффициент упругости системы, |
|
|||
|
Еж + |
ЬЕТ |
|
|
Ежу Ет— модули упругости |
жидкости и трубопровода (для сталь |
|||
ных трубопроводов /Гт = |
2*106 |
к Г с м 2), |
|
|
d t Ь — диаметр и толщина стенки трубопровода, |
|
|||
V — объем жидкости, |
находящейся |
под давлением р . |
||
Подставив значения QM, AQH; A QMи <3СЖ, определим |
производи |
|||
тельность насоса |
|
|
|
|
Qht^ Яьл. |
&нРн “Ь |
Ри |
• |
(54) |
|
|
|
d t |
|
Рабочее давление в гидросистеме определяется нагрузкой гидродвигателя и потерями давления в гидромагистрали, т. е.
М |
(55) |
Р* = Рм+ А/? = - f - + А/?, |
где Ар — потери давления в гидромагистрали.
В общем случае уравнение нагрузки гидродвигателя имеет вид
Жм = Жст + /пр^ - = А мЛ) |
(56) |
где Л4М— движущий момент гидродвигателя; |
|
М ст— статический момент нагрузки; |
момент инерпии |
/ пр— приведенный к валу гидродвигателя |
ротора и связанных с ним вращающихся и поступа тельно движущихся частей.
Для определения момента, необходимого для ускорения массы рабочей жидкости тж, можно применить известную зависимость
(57)
/dt
где v — скорость течения жидкости в трубопроводе сечением /.
Перепад давления в гидродвигателе
Ри=~к{/прЬг + Мст)- |
(58) |
32
Учитывая, что потери давления в трубопроводе незначительны Др = 0, можно написать рн==Рм= Р■Тогда уравнение, описывающее
поведение гидропередачи, будет иметь вид
Q„т = «7м <»« + |
С/пр -77 + |
М ст ) + kcV |
, |
(59) |
|
К |
\ |
d t |
j |
d t |
|
где а = аи+ аш — коэффициент |
утечек в насосе и гидродвигателе. |
Из этого уравнения можно получить выражение для определения угловой скорости вала гидродвигателя
Qh |
а |
I j |
d «> |
dp |
(60) |
|
|
' np |
+ |
^Тст |
|
|
|
dt |
~dt |
|
|
или, пренебрегая сжимаемостью рабочей жидкости, получим |
|
||||
п* |
Q ht |
а |
1 пр |
dw + М с, |
(61) |
Ян |
|
~dt |
Уравнение движения гидравлической передачи с возвратно-посту
пательным движением |
выходного звена при постоянном давлении |
||||||||||
^ПР |
dv |
“ |
Ро |
Р\Р\ |
Р2Р2 |
Ртр» |
|
|
(62) |
||
^ |
|
|
|||||||||
где тпр = m |
|
+ |
m^ ~ ^ j |
— приведенная к штоку сило |
|||||||
|
|
|
|
|
|
вого |
цилиндра |
масса |
под |
||
|
|
|
|
|
|
вижных частей и жидкости; |
|||||
|
|
|
|
т — приведенная масса подвиж |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ных частей; |
|
|
|
||
|
|
|
ши т2 — масса |
рабочей жидкости в |
|||||||
|
|
|
|
|
|
нагнетательной |
и |
сливной |
|||
|
|
|
|
|
|
магистралях; |
|
приве |
|||
|
|
|
|
Р0 — полезная |
нагрузка, |
||||||
|
|
|
|
|
|
денная к штоку; |
|
|
ци |
||
|
|
|
Ри Р2 |
— давление |
в полостях |
||||||
|
|
|
|
|
|
линдра; |
штоковой |
и |
бес- |
||
|
|
|
Fu F 2 — площади |
||||||||
|
|
|
|
|
|
штоковой |
полостей |
ци |
|||
|
|
|
/ь |
/ 2 |
|
линдра; |
сечений напорной |
||||
|
|
|
— площади |
||||||||
|
|
|
|
Ртр |
|
и сливной магистралей; |
|
||||
Если учитывать |
|
|
|
— сила |
трения. |
|
|
|
|||
все связанные с работой гидропередачи про |
|||||||||||
цессы и явления, которые возникают |
при неустановившемся |
ре |
|||||||||
жиме, то решение полученных |
уравнений весьма затруднительно. |
||||||||||
3 Зак. 878 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Для практических расчетов задачу упрощают, принимая некото рые приемлемые допущения, такие, как неизменность рабочего давления, постоянство сил трения, неизменность массы, моментов инерции и т. п. Так, например, при чисто инерционной нагрузке
|
.. |
, dm |
, |
|
|
|
М =* I |
——- = k up. |
|
||
|
|
|
dt |
|
|
Используя уравнение расхода, получим: |
|
||||
Q h ~ |
ЯнР'Н^Н ~ |
|
~ |
ЯнС0Н == |
( ^ 3) |
|
|
|
2 тс |
|
|
Qu = ~ ~ Ям<*>м= а 2С°М . |
(64) |
||||
|
2 Тс |
|
|
|
|
Qy = |
а3р, |
|
|
|
(65) |
<3сж = |
#4^, |
|
|
|
(66) |
где а г = qHnH= -----qHт н — коэффициент пропорциональности меж-
2 тс
|
ду производительностью насоса |
и па |
|||
|
раметром |
регулирования, |
|
||
а 2 = ~^—qu — коэффициент пропорциональности меж- |
|||||
2 тс |
ду расходом гидродвигателя и его уг |
||||
|
|||||
|
ловой скоростью, |
|
|
||
а з — коэффициент пропорциональности меж |
|||||
|
ду утечками и давлением, |
|
|||
#4 = K V — коэффициент пропорциональности меж |
|||||
|
ду упругостью жидкости и давлением. |
||||
С учетом перечисленного имеем |
|
|
|
||
a iU„ = а2 <вы+ ai p + a t ^ ~ . |
|
(67) |
|||
|
|
|
d t |
|
|
Вводя в расчет символическое |
представление |
d |
виде |
||
D = — в |
|||||
оператора дифференцирования, |
получим |
d t |
|
||
|
|
||||
a xUH=--а2ти + аър + D p , | |
|
(68) |
|||
kup = |
I npD 0)м. |
J |
|
||
|
|
||||
Из полученной системы уравнений имеем |
|
|
|||
dt LJн |
/ а 4/ nD |
а3/ Пп |
\ |
|
|
1 _ <ои |
р D* + 3 пр D + 1 |
|
|||
cl2 |
' k Mci2 |
|
kMd2 |
! |
|
34
или
где |
|
|
|
(69) |
|
|
|
|
|
Яз Aip |
„ |
^4 Л|р |
Л |
#1 |
• |
I 2 — |
J |
/1 = |
— |
Постоянные времени Тх и |
Т2 могут принимать |
любые значения, |
что свидетельствует о различном характере переходного процесса.
При Ti = T2
,(70)
где t — время переходного процесса.
Приравнивая расходы через зо лотник и гидродвигатель при одина ковом сечении каналов золотника (рис. 10), получим
Q = A f V p ^ J i = |
QaAfVp = |
|
|
|
|
|||
Откуда |
== Qм^ </м"м• |
|
|
|
|
|
|
|
Q 2 |
|
|
Рис. 10. Схема включения |
|||||
|
|
|
||||||
Ph- P l = -7T7; = P2, |
( 7 1 ) |
гидродвигателя через |
золотник |
|||||
|
Л2/ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
а перепад давления |
в гидродвигателе |
|
|
|
||||
|
P i — P 2= P u= P * - |
—=— Q2. |
(72) |
|||||
Учитывая, |
что |
|
|
|
Л2/ |
2 |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
''>« = |
7 - , |
a QM= |
2 тс |
|
|
||
можно написать |
|
2 тс |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
’ Л |
2* Г |
Л 2/ 2 4Л / ’ |
(73) |
||||
|
|
|||||||
Скорость |
вала гидродвигателя |
может |
быть определена |
из выра* |
||||
жения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2* |
/ Л 2/ 2 |
/ |
0 |
, |
rf®, |
(74) |
|
|
|
1/ |
л |
(РнЯы |
2 ^ / пр |
dt |
||
|
|
Г |
л - |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 9м |
У |
|
|
|
|
Из формулы (74) следует, что быстродействие гидропередачи воз растает с увеличением давления в насосе и уменьшением ускоре ния разгоняемых масс.
3* |
. |
35 |