Файл: Пластическое деформирование металлов [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
коэффициента теплоотдачи при охлаждении поверхности валка
В7
h (oti — eta)
toOLl
При постоянном значении термического сопротивления R 0и по стоянном значении о» (холодная прокатка) можно указать еще два безразмерных параметра: 8) тепловой поток от сил трения
при идеальном тепловом контакте В8= |
&к\12 . 9) |
безразмерное |
|
термическое сонротивление'пограничного |
слоя Вд= |
71 |
Если |
|
|
|
процесс теплопередачи полностью характеризуется приведенными безразмерными параметрами, то результаты расчетов, выполнен ные для некоторых значений этих параметров, описывают все те процессы прокатки, в которых теплофизические и технологиче ские характеристики соответствуют этим значениям безразмерных параметров — критериев подобия. Однако при горячей прокатке при условии идеального теплового контакта и fp Ф 0 вследствие сложной нелинейной зависимости ое от температуры не удается получить достаточно малое число критериев подобия. В этом слу чае расчет проводится для набора размерных параметров конкрет ного процесса прокатки и представляет его математическую модель. Аналогичное замечание относится и к случаю зависимости коэф фициента теплоотдачи а от температуры.
Описанная выше задача решалась численным методом сеток на ЭВМ с использованием симметричной неявной разностной схе мы Кранка— Николсона и метода прогонки [19]. Свойство безу словной устойчивости этой разностной схемы позволяет приме нять различные шаги сетки по времени для периода контакта вал ка с полосой и периода конвективного теплообмена, которые при прокатке отличаются на несколько порядков.
Алгоритм реализован в ИМАШ на ЭВМ «Минск-32» в виде двух вариантов универсальных программ, написанных на алго ритмическом языке «Автокод — Инженер» (АКИ) и пред назначенных для расчета как холодной, так и горячей прокатки с различными граничными условиями на контакте валка с поло сой. В первом варианте программы используется уравнение тепло проводности (1) с декартовой координатой х для валка, а во вто ром — уравнение (2) с полярной координатой г. При прочих равных условиях второй вариант программы требует несколько больших затрат машинного времени. При выборе 10—12 простран ственных узлов в полосе, 300 пространственных узлов в валке и 50—60 шагов по времени среднее машинное время расчета темпе ратурного поля для одного теплового цикла на ЭВМ «Минск-32» составляло (30—40) сек. Сравнение численных результатов с точ ными аналитическими решениями [17] для периода контакта вал ка с полосой при идеальном тепловом контакте без трения и одно родных начальных температурных полях валка и полосы, а также для периода конвективного теплообмена полосы с окружающей средой при а = const и однородном начальном температурном
86
поле полосы показало, что погрешность численных результатов при указанных выше шагах сетки не превышает 0,5%. Так как температурные поля валка и полосы в изложенной выше постанов ке задачи зависят от большого числа параметров, то полгое иссле дование влияния этих параметров на температурный режим про катки представляет весьма трудоемкую самостоятельную задачу. Приводимые ниже результаты вычислений, показывающие воз можности разработанного алгоритма, выполнены для конкрет ных примеров холодной и горячей прокатки по исходным данным, представленным НИИТЯЖМаш Уралмашзавода.
При горячей прокатке расчеты проводились для первой после окалинолома клети чистовой группы полосового стана «1700». Приводим исходные данные для этой клети: радиус рабочего валка R = 325 мм, начальная толщина полосы Н 1 = 22,54 мм, толщина полосы после обжатия Н = 10,23 мм, материал полосы — сталь 08кп, температура полосы перед входом в клеть Т0 = =1000° С, материал валков — чугун хромоникелевый, скорость прокатки (окружная скорость поверхности валка v = 2 м/сек). Примем начальную температуру валка Тх = 60° С и коэффициент теплоотдачи при естественном охлаждении валка воздухом а =
=200 втп/м2град. Решая графически уравнение (6) при ее=1п-^- =
=0,793 и ё,е — 17,3 сект1 с использованием параметров зависи
мости (5) для мягкой стали, приведенной в работе [14J, находим температуру полосы с учетом выделения тепла от работы деформа ции Т2 = 1025° С. Длительность теплового цикла (оборота валка) равна t0 = 1,02 сек; длительность периода контакта при заданном обжатии полосы tx = 0,032 сек; при условии, что нейтральное сечение находится в середине дуги контакта с полосой, средняя скорость проскальзывания полосы по поверхности валка равна vK — 0,436 м/сек. Теплофизические характеристики материалов валка и полосы находим по справочным данным [20]: ах =0,72 х
хЮ "8 м2/сек, |
а2 = |
0,84-10“6 м2/сек, |
= 29 em/м-град, |
= |
|||
= 40,5 вт/м-град. |
Этим исходным данным соответствуют следую |
||||||
щие значения первых семи безразмерных параметров: Вх = |
0,058, |
||||||
В 2 = |
1,169, В3 = |
1,397, В4 = 0,035, |
В ъ = |
0,282, В6 = |
0,031, |
||
В1 = |
0. На границе контакта валка с полосой принимались в рас |
||||||
чете |
три варианта |
условий теплообмена: 1) |
идеальный |
контакт |
|||
с трением / р = |
0,15, 2) идеальный контакт |
без трения |
fp = 0, |
||||
3) термическое |
сопротивление, равное |
В 0 = |
0,5-10-4 м2град/вт, |
которое может соответствовать слою вторичной окалины между валком и полосой [18]. Для первого варианта граничных условий вследствие сложной нелинейной зависимости ае от температуры температурный режим прокатки не описывается достаточно малым числом безразмерных параметров. Для второго варианта Bs = 0, а для третьего В9 = 0,284. Расчеты проводились по варианту программы, в котором используются полярные координаты для валка.
87
Рис. 1. Горячая прокатка. Распределение температуры в валке для фикси рованного радиального направления в конце периода контакта (а) и в конце теплового цикла (б) для идеального теплового контакта между валком и полосой при fp = 0,15;
1, 6, 18, 30, 48 — номера тепловых циклов |
|
|
|
На рис. 1 показано распределение температуры в |
поверхност |
||
ном слое валка в радиальном направлении для первых 48 |
тепло |
||
вых циклов при идеальном тепловом контакте и fp = 0,15. |
Наи |
||
большие значения температура поверхности валка |
принимает |
||
в конце периода контакта (рис. 1, а). На первом тепловом |
цикле |
||
вследствие резкого перепада температуры валок с |
поверхности |
||
испытывает тепловой |
удар, который приводит к большим терми |
||
ческим напряжениям. |
В конце каждого теплового цикла темпера |
||
тура поверхности валка существенно снижается (рис. |
1, б). С уве |
личением числа тепловых циклов наблюдается быстрое прогрева ние поверхностного слоя валка за счет передачи тепла от деформи руемой полосы, что приводит к увеличению температуры поверх ности валка как в конце периода контакта (см. рис. 1, а), так и в конце теплового цикла (см. рис. 1, б).
На рис. 2, а, б, в показано изменение во времени температуры поверхности валка для фиксированного с вращающимся валком радиального направления при различных номерах тепловых циклов. Наибольшие значения температуры поверхности валка соответствуют концу периода контакта с полосой. Случай идеаль ного теплового контакта при наличии трения (рис. 2, а) вызывает наибольший температурный перепад на поверхности валка в те чение теплового цикла и значительный температурный перепад в поверхностном слое валка в конце периода контакта с полосой. Термическое сопротивление значительно снижает эти перепады температуры (рис. 2, в).
С увеличением числа тепловых циклов максимальное и мини мальное значения температуры поверхности валка быстро прибли жаются к некоторым стационарным значениям (рис. 3). При пер вых тепловых циклах наблюдается быстрый рост максимальной и минимальной температуры поверхности валка. При идеальном тепловом контакте стационарные значения температуры достига ются через—60 тепловых циклов (рис. 3, а), а при термическом
88
т°:- /г
Ь.сек
T°Z-ltr3
70 |
го |
30 |
00 л, off |
t,ceK
Рис. 2. Горячая прокатка. Из менение температуры поверх ности валка от времени в тече ние теплового цикла для иде ального теплового контакта при fp =0,15 (a), fp = 0 (б) и
термического сопротивления (в)
Рис. 3. Горячая прокатка. Из менение максимальной (сплош ная) и минимальной (пунктир ная) температуры поверхности валка в зависимости от числа тепловых циклов для идеаль ного теплового контакта (а)
при fp = 0,15 (1) и fp — 0 (2)
и для термического сопротив ления (б)
сопротивлении максимальное и минимальное значения темпера туры приближаются к стационарным значениям через — 270 теп ловых циклов (рис. 3, б).
Результаты расчетов распределения температуры по толщине полосы (рис. 4) показали, что при всех трех вариантах условий теплообмена на границе контакта валка с полосой наблюдается снижение температуры поверхностных слоев ^полосы в конце пе риода контакта, во наибольшее снижение температуры лолуча-
89>
ется при идеальном тепловом контакте без трения (рис. 4, б). С увеличением числа тепловых циклов температура поверхности полосы в конце периода контакта увеличивается, так как прогрев поверхностных слоев валка уменьшает отвод тепла от полосы. В конце каждого теплового цикла температура полосы практически выравнивается по всему сечению, поэтому для расчета снижения температуры полосы в межклетевом промежутке можно использо вать известное аналитическое решение для полосы при однородном начальном распределении температуры и граничном условии третьего рода на ее поверхности [17J.
Расчеты температурных полей валка и полосы для холодной прокатки выполнены для третьей клети четырехклетевого стана. Приводим исходные данные для этой клети: радиус рабочего вал ка/? = 250 мм, толщина полосы до обжатия Нг = 1,55 мм, тол щина полосы после обжатия Н = 1,15 мм, материал полосы — сталь 08кп, температура полосы перед входом в клеть TQ= 115° С, начальная температура валка Тг = 30° С, скорость прокатки v = 13,04 м/сек, длина дуги контакта валка с полосой с учетом упругой деформации валка I = 12,06 мм, охлаждение валков смазочно-охлаждающей жидкостью — со стороны входа полосы на дуге, равной я, средний коэффициент теплоотдачи при охла ждении жидкостью а 2 = 4460 вт/м2град, коэффициент теплоотдачи на остальной части поверхности валка (воздушное охлаждение) <Xi = 50 вт!м2град, материал валка — сталь 9Х2В. Значение тем пературы полосы, вычисленное по формуле (4) с учетом упрочнения стали 08кп, оказалось равным Т2 = 198° G. Средняя скорость
проскальзывания |
полосы по поверхности валка |
vK = 1,96 м/сек, |
|
коэффициент пластического трения / р = 0,075. |
Длительность |
те |
|
плового цикла t0 |
— 0,12 сек, длительность периода контакта |
= |
= 0,925-10“3 сек, момент времени изменения значения коэффи циента теплоотдачи с на а 2 ^2 = 0,061 сек. Теплофизические характеристики материалов валка и полосы: а^ = 0,125-10“4 м2/сек,
Л* = 48,0 втп/м-град, а2 = 0,189-10~^м2/сек, Я2 = 69,0 етп/м-град.
Так же, как и при горячей прокатке, для периода контакта валка
сполосой рассматриваем идеальный тепловой контакт с трением
ибез трения и наличие термического сопротивления, создаваемого слоем смазки. По данным работы [6J, при холодной прокатке в ре жиме гидродинамического трения толщина смазочного слоя 8 =
— 0,002 мм. При коэффициенте теплопроводности |
смазки X' = |
||||
= 0,45 вт/м-град (20J |
этот слой создает термическое сопротивле |
||||
ние R 0 = 0,445-10'5 м2/вт-град. Приведенным исходным данным |
|||||
соответствуют следующие |
значения |
безразмерных |
параметров: |
||
Вх = 0,152, |
В 2 = 1,512, |
В3 = 1,437, |
= 0,0006, |
В ь = 4,617, |
|
Вв = 0,0077, |
В 7 = - |
44,76, В8 = 0,619, В„ = 0,375. При от |
сутствии трения и идеальном контакте между валком и полосой Ва — 0. Расчеты проводились по варианту программы, в котором используются декартовы координаты для валка.
На рис. 5 показано распределение температуры в поверхност-
90