Файл: Пластическое деформирование металлов [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
4. Сферическая оболочка под действием внутреннего давления. Рассмотрим устойчивость сферической оболочки из трансвер сально-изотропного металла радиуса г и толщины стенки h, ис пытывающей внутреннее давление р. Введем сферическую систему координат г, 0, ср, где (р и 0 углы широты и долготы. Напряжения
Рис. 7. Зависимость Т\= Т\ (R ) для трансверсально-изотроп ного металла, находящегося в условиях плоской деформации
аг, 0 9, с ф, |
отношение |
напряжений та = 0 |
$1 о9 и приращения де |
|||
формаций |
der, |
dee, d еф определяются равенствами |
||||
0Г= |
0, |
0$ — |
"= |
, |
71}а —1, |
|
dee = |
dev = |
1 |
|
^ел- |
|
|
---- 2~der = |
|
Отметим, что каждый элемент сферической оболочки испытыва ет пропорциональное нагружение, так как положение главных осей напряжений и деформаций не меняются, а та = const.
В момент потери устойчивости dp = 0 или
Используя это условие, найдем, что критическая подкасательная Т1 = 2/3, т. е. такая же, как и для изотропного металла.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Ф. И. Рузанов. Локальная устойчивость процесса деформации ортотропного листового металла в условиях сложного нагружения.— Машино ведение, 1973, № 4.
2.Ф. И. Рузанов. Устойчивость процесса деформации анизотропного ме талла.— Сб. «Исследование процессов пластического формоизменения
металлов». М., «Наука», 1964.
3. Ф. И. Рузанов. Определение критических деформаций при формообразо
вании |
детали из анизотропного листового металла.— Машиноведение, |
1974, |
№ 2. |
4.Ф. И. Рузанов. Устойчивость анизотропных цилиндрических оболочек при растяжении.-— Машиноведение, 1974, № 4.
77
Р. И . Н ЕПЕРШ ИН
КРАСЧЕТУ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В ВАЛКАХ И ПОЛОСЕ ПРИ ЛИСТОВОЙ ПРОКАТКЕ
Температурный режим прокатки оказывает существенное влия ние на условия работы валков и на точность прокатываемого лис та [1].
При горячей прокатке листов валки прокатных станов подвер гаются циклическому воздействию высоких температур во время контакта с нагретой полосой. В поверхностных слоях валка воз никают высокие градиенты температуры и связанные с ними темпе ратурные напряжения, приводящие к появлению разгарных тре щин, к понижению прочности или к поломкам [2J. Валки станов тонколистовой холодной прокатки испытывают высокие контакт ные напряжения, возникающие при деформировании полосы. Кро ме того, в поверхностных слоях валка, так же, как и при горячей прокатке, возникают большие градиенты температуры, хотя абсо лютные значения температуры поверхности валка значительно ниже, чем при горячей прокатке. Так как скорость холодной про катки листа на современных станах в несколько раз выше скорости горячей прокатки, поверхностные слои валка в этом случае под вергаются воздействию высоких градиентов температуры с гораз до большей частотой, чем при горячей прокатке. Температурные напряжения в поверхностных слоях валка накладываются на зна чительные контактные напряжения, возникающие при деформа ции полосы, и могут привести к появлению дефектов валка, наблю даемых при эксплуатации [3J. Кроме того, чрезмерный перегрев листового металла при холодной прокатке может привести к раз рушению смазочно-охлаждающей жидкости и к браку получаемого листа по чистоте поверхности.
Поэтому теоретическое исследование температурных полей, возникающих в валках и прокатываемой полосе, представляет ак туальную задачу, которой посвящено большое число работ. Так, например, рассмотренные А. Д. Томлеповым [4] аналитические методы расчета охлаждения толстой и тонкой заготовки, нагрева инструмента и распространения тепловых волн в инструменте, ос нованные на классических решениях теплопередачи [5], можно ис пользовать для расчета температуры в системе валок — полоса при задании однородных начальных температурных полей и иде альном тепловом контакте. В монографиях [6, 7J приведена об ширная библиография специальных теоретических исследований тепловых явлений при прокатке. Известные методы расчета темпе ратуры позволяют с достаточной для инженерных целей точностью определять усредненные значения температуры валков и полосы
78
при прокатке [2] и изменении температуры валков и полосы в пе риод контакта при однородных начальных условиях в обоих телах [4, 6, 8—10]. Циклический характер теплообмена при прокатке учитывается в работах [7, 8J в предположении, что на поверхности валка периодически действуют заданные, постоянные по величине тепловые потоки, тогда как они должны определяться из решения задачи. В известных методах расчета теплового эффекта деформа ции полосы при горячей прокатке недостаточно точно учитывается зависимость напряжения текучести металла от температуры. Мето ды расчета температурных полей в поверхностных слоях валка в период нестационарного теплового режима работы стана пока не разработаны. Однако именно в этот период валки испытывают на ибольшие тепловые нагрузки, которые приводят к дефектам и раз рушениям их поверхностных слоев [11]. В процессе прокатки про исходит циклическое колебание температуры поверхностных слоев валка в зависимости от времени, которое определяется условиями теплообмена между валком и полосой в период контакта и условия ми охлаждения валка на остальной части теплового цикла. Эти важные вопросы также недостаточно изучены.
Неоднородные поля напряжений и скоростей пластического те чения, диссипация энергии и процессы теплопередачи создают слояшые нестационарные температурные поля в деформируемой полосе при прокатке. На температурные поля валка существенное влияние оказывают граничные условия теплообмена при контакте валка с полосой. При высоких удельных давлениях, характерных для холодной прокатки, и высоких скоростях прокатки в зонах опережения и отставания возникают большие относительные ско рости скольжения деформируемого металла по поверхности валка. При идеальном тепловом контакте и наличии контактных каса тельных напряжений на границе контакта валка с полосой возни кает сильный дополнительный тепловой поток от трения. При хо лодной прокатке с применением смазочно-охлаждающих жидкос тей может возникать режим гидродинамического трения [6J: поло са и валок разделяются слоем смазки, которая создает на границе контакта термическое сопротивление. При горячей прокатке, повидимому, чаще возникает термическое сопротивление между вал ком и полосой, вызванное тонким слоем вторичной окалины, по являющейся после гидросбива грубой первичной окалины. Однтко при больших обжатиях полосы окалина может разрушаться под действием высоких давлений пластического формоизменения. В ре зультате возможны случаи идеального теплового контакта и выде ления тепла от сил трения. Вне контакта валка с полосой проис ходит сложный конвективный теплообмен с окружающей средой как с поверхности валка, так и с поверхности полосы. Условия теплообмена зависят от применения смазочно-охлаждающих жид костей.
Очевидно, что полный теоретический анализ нестационарных температурных полей в системе валок — полоса представляет
79
пока практически неразрешимую математическую задачу. Вместе с тем при определенных допущениях можно получить достаточ но надежные для инженерных целей результаты.
Ниже задача расчета температурных полей валка и полосы применительно к холодной и горячей листовой прокатке решается в такой постановке. Рассматривается теплопередача в системе рабочий валок — деформируемая полоса для среднего сечения по длине бочки валка и по ширине прокатываемой полосы, где возникают наибольшие значения температур. Изменением темпе ратуры по оси валка в этом сечении пренебрегаем. В выбранном сечении теплопередачу принимаем одномерной в направлении нормали к поверхности валка. Таким образом, с вращающимся валком связывается некоторое фиксированное радиальное направ ление, совпадающее с нормалью к его поверхности, а все другие радиальные направления отличаются от выбранного фиксирован ного направления только сдвигом по центральному углу, которо му соответствует определенное время поворота валка.
Для пластической области расчет изменения температуры вследствие теплопроводности и диссипации энергии пластическо го формоизменения проводим в два этапа. Вначале вычисляем повышение температуры полосы на выходе из валков за счет ра боты пластической деформации при обжатии от начальной до конечной толщины без учета теплопроводности. Затем решаем уравнение теплопроводности в неподвижной системе валок — полоса за время, соответствующее повороту валка на угол захвата полосы в зоне деформации. Начальное распределение температу ры по радиусу валка считается известным (например, постоянная температура перед началом прокатки), а начальное распределе ние температуры полосы получаем суммированием заданной тем пературы на входе в область деформации с полученным на пер вом этапе расчета приращением температуры за счет работы де формации. Такой расчет дает распределение температуры для сечения полосы на выходе из валков. Для промежуточных сече ний полосы может быть выполнен аналогичный расчет с той раз ницей, что приращение температуры полосы будет вычисляться по работе деформации при обжатии полосы от начальной толщи ны до толщины в рассматриваемом сечении, а теплопередача в си стеме валок — полоса будет рассчитываться для времени поворо та валка на часть дуги контакта с полосой, соответствующей рас сматриваемому сечению. Разделение расчета температурного поля на два последовательных этапа позволяет избежать решение слож ной задачи теплопроводности в подвижной среде с внутренними источниками тепла. Это соответствует одному шагу интегрирова ния по методу, предложенному в работе [12] при дополнительном предположении об одномерности теплового потока.
Как показано в работах [4, 13], при высоких скоростях тече ния металла, характерных для процессов штамповки и прокатки, предположение об одномерности теплового потока не приводит
80