Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствпи с (5-16), т. е. И р .п=г>д .с.опт- На входе регулятора скорости PC производится сравнение оР.п с Од.о и PC тем самым осуществляет

управление торможением по отклонению скорости от ее оптимально­ го значения. Чем более высокими динамическими характеристиками обладает контур регулирования скорости, тем меньше величина Дод.с и соответственно отклонение процесса торможения от опти­ мального.

6 0 ,

Рис. 5-3. Структурная (а) и функциональная (б) схемы регу­

лятора положения.

Статическая характеристика регулятора положения, соответст­ вующая (5-16) при Ѵ р .п = О д .о опт. приведена на рис. 5-4 (кривая /). Вблизи начала координат тангенс угла наклона кривой Ц р .п(Д Ц д .п)

определяется значением соответствующей частной производной

lim

до.р.п

— lim ks

 

 

Ди„

 

.0 ОДод.ц Ди „-*0

 

 

 

X

 

1

sign Дчд.п

— OO.

(5-17)

 

2pt<m > I Дод.п

2

 

I

 

 

 

 

^и^м^д.п*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда следует,

что начальный

участок

крігвой Цр.п(Аод.п) не-

реалнзуем, так как требует бесконечно большого коэффициента уси­ ления регулятора положения. В связи с этим вблизи начала коорди­

нат кривую Ц р .п (Д о д .п )

аппроксимируют линейной зависимостью

Ц р . п = / г Р.пД од .п (прямая

АОВ

на рис.

5-4). В интервале (—Д о д . п ь

Д и д . п і ) преобразование сигнала

ошибки

Д ц д .п производится в соот­

ветствии с линейными законами оптимального управления, рассмо­ тренными в гл. 3, 4.

162


Как следует

из (5-16), при изменении

скорости в соответствии

с оптимальным

законом ід= і<т >. Поэтому

рассмотренный способ

управления торможением является и способом ограничения ускоре­ ния. Регулятор положения должен обеспечивать ограничение тока якоря и скорости в соответствии с (1-15) и (1-46). Если статический

Рис. 5-4. Статические характеристики регулятора положения.

ток ic= const, что обычно выполняется в позиционных электропри­ водах, то ограничение максимальной величины і осуществляется при ограничении ід. При этом для я, в выражении (4-15) будет спра­

ведливо соотношение

I(т) = я^— іс.

(5-18)

Ограничение величины скорости может 'быть осуществлено пу­ тем ограничения максимального значения выходного сигнала регу­ лятора положения. Допустимое значение его согласно (4-16)

=

(5-19)

В соответствии с этим статическая характеристика

и р .п (Д и д .п )

при |Д ѵ д .п I ^ Д г з д .пг заменяется горизонтальной прямой

(рис. 5 - 4 ) .

Таким образом, статическую характеристику регулятора положения

можно разделить на три участка

и представить выражением

 

— ^р .дД Чд.П

ПрИ

I ДВд.п | Д ^ Д .Ш І

 

°ДС.ОПТ ПРИ

Д^д.ш

I Д°д.п I ^ ДйД.П2>

(5-20)

(— °рж si2n Айд . п

при

I ДОд.п I > Дод.па.

 

Как отмечалось выше, с помощью нелинейного регулятора мож­ но обеспечить управление, близкое к оптимальному по быстродей­ ствию лишь при торможении, что соответствует движению изобра­ жающей точки по линии переключения фазовой траектории (рис. 5-2,6). Использовать такой же способ для управления пуском нельзя, так как каждому начальному положению изображающей точки соответствует своя траектория движения к линии лереключе-


иия. Здесь лучше воспользоваться тем, что для всего семейства траекторий, соответствующих пуску, характерно ограничение дина­ мического тока на его предельном значении. Поэтому достаточно обеспечить при пуске ограничение динамического тока, что может быть осуществлено за счет ограничения выходного сигнала регуля­ тора скорости. Соответствующий блок ограничения БО і изображен

па рис. 5-3,а.

При построении регулятора положения на Ц-ВУ возлагают функции вычисления ошибки регулирования и, если требуется, инте­ гральной или дифференциальной составляющих закона регулирования. Нелинейное преобразование сигнала ошибки в соответствии с (5-16) обычно либо осуществляют одновременно с преобразованием цифро­ вого значения рассогласования в аналоговую форму, так что -опера­ ции цифро-аналогового и нелинейного -преобразований совмещаются, либо после цифро-аналогового -преобразования (для этого исполь­ зуется специальный нелинейный блок НБ). Последнее целесообразно

в том случае, еспи используется компенсация помех квантования. При этом корректирующие сигналы суммируются на входе нелиней­ ного блока. Структурная схема цифрового регулятора положения

для общего случая представлена на рис. 5-3,6. Назначение блоков

ЦП, ЦД, ЦИ, ЦАП-П, ЦАП-Д, ЦАП-И, С, БОі то же, что и в циф­

ровом регуляторе скорости (рис.

5-1,а).

Если регулятор положения формирует лишь пропорциональную

составляющую сигнала ошибки,

что имеет место при d n ( f ) = c o n s t ,

то блоки ЦИ, ЦД, ЦАП-И, ЦАП-Д, БО, С, изображенные на рисун­

ке штриховой линией, отсутствуют и -регулятор является чисто циф­ ровым. -Пример такого регулятора -приведен в § 1-2 при описании системы безупорной порезки. Цифро-аналоговый регулятор положе­ ния подобен регулятору скорости. Пример цифро-аналогового регу­ лятора положения рассмотрен в § 1-2 применительно к задаче управ­ ления летучей пилой. Наибольшую сложность для реализации пред­ ставляет участок характеристики НБ при Дцд.ш < |Дцд.п | 'ОАод.пг.

Здесь обычно осуществляют кусочно-линейную аппроксимацию (на рис. 5-4 показана пунктиром), что позволяет использовать для реа­ лизации нелинейной характеристики диодные схемы ограничения.

Исследования позиционного электропривода с управляющим устройством ;(рнс. 5-3,а) показали, что неточность реализации не­ линейной характеристики (5-16) и недостаточно высокие в некото­ рых случаях динамические характеристики контура регулирования скорости могут привадить к существенному отклонению процесса торможения от оптимального. В связи с этим иногда видоизменяют закон управления -в линейной зоне (|Дод.п|<Ат>д.пі), включая кор­ ректирующие устройства, для того чтобы «подправить» ход процес­ са торможения. Это в свою очередь приводит к уходу от оптималь­ ного режима, работы в линейной зоне. Для коррекции процесса тор­ можения без искажения закона управления в линейной зоне можно воспользоваться методом вибрационной линеаризации нелинейной характеристики НБ. Использование вибрационной линеаризации по­ зволяет приблизить кусочно-линейную характеристику НБ к желае­

мой (5-46).

Рассмотрим цепь, -включающую нелинейное звено с характери­ стикой ф, являющееся составным элементом цифрового или цифроаналогового регулятора положения, и объект управления, заданный

своей передаточной функцией Wo(p) (рис. 5-5).

При этом

? (х) = — k V I X I sign X,

(5-21)

164


где коэффициент к определяется из (5-16) при ф = г ) д .с ..опт и .ѵ =

= Аид.ц.

На входе нелинейного звена действует сумма медленно изме­ няющегося сигнала Дод.и(0 и периодического сигнала ult) с нуле-

Рпс. 5-5. К анализу вибрационной линеаризации нелинейной характеристики регулятора поло­ жения.

вым средним значением, частота ш которого достаточно велика,

в связи с чем .можно считать сигнал Дг>д.п(0

постоянным в пределах

одного .периода 2я/<т>, т. е.'

 

х(0=<Дид.п(0+к(0-

(5-22)

Выходной сигнал нелинейного звена можно представить в виде суммы средней .медленно изменяющейся составляющей М[Дтзд.п(0] и периодической.ѵ (/)

<р[Аѵд.„(1) + и (0 ] = М[Дпд.„ (0 ]+ ^ (0 -

(5-23)

В (5-23) Мі[Дтід.п(0] можно определить как среднее значение выходного сигнала нелинейного звена за .период 2я/со:

і + г/со

М[Аод .п(/)1

Г V [Дид.п (0 + а (т )]г /т .

(5-24)

t—и/ш

Чем больше величина ш, тем точнее формула (5-24) определяет среднее значение выходного сигнала. Выходной сигнал (5-23) нели­ нейного элемента поступает на вход объекта управления, свойства которого в линейной зоне характеризует передаточная функция \Ѵо{р). На выходе объекта управления получаем сигнал

 

а(0=і4оЛ<[Дтзд.п(0]+Лоо(0.

(5-25)

где /4о — оператор

линейной системы с передаточной функцией

\Ѵо{р). Последняя

определяется выражением (4-8)

и характеризует

объект как фильтр высоких частот. Поэтому при достаточіш боль­ шой частоте линеаризующих колебаний составляющая Aav(t) прак­

тически равна нулю и ею можно пренебречь. При этом за выходной сигнал линеаризованного элемента .можно принять среднее значение, определяемое выражением (5-24). Практически при /=м/2л^=20 Гц можно пренебречь влиянием u(t) не только на выходную координа­

ту, но и на ток якоря двигателя.

В качестве линеаризующих обычно используются колебания си­

нусоидального

 

Ui (t) =A i sin co^

(5-26)

165


нлл прямоугольного типа

2*

я

Лпри „ —

и, (0 =

я

(5-27)

2іт

- Л при и —

+ —

< < < ( / ' + ! ) — .

где «=0, 1 , 2 . . .

На рис. 5-6 представлены два соседних линейных участка ку­

сочно-аппроксимированной характеристики (5-21), уравнения которых имеют вид:

фі ( x ) = a lx + b l, ф2(-ѵ) = а 2х + Ь г,

где X определяется (5-22).

Рис. 5-6. Исходная (/) и линеаризо­ ванные (2, 3) характеристики для

двух типов линеаризующих сигналов.

Для случая синусоидального линеаризующего сигнала (5-26) вычисления по (5-24) дают следующие выражения для линеаризо­ ванной характеристики:

 

cos d

M [Доя.п (<)] — <Р(Ачд.п.о) — (а, — а2) X

х [а

 

к - 2 d

(А°д.п

AoÄ-no)J

 

7Z

1

(^°д.п ^°д.по)

при

і, X

- А ^

П А^Д.ПО< 0 ;

(5-28)

М [-Ч ,.п(0] = <Р(Ачд.по) + (а, — я2) X cos d , Зя — 2d

n (Аод.п Аод,по)

1 2я

п р и 0 < Д ч д . п —Д ч д . П0< А ;

(

 

 

,

,

Аод.п

Дод.ші \

а -

arcsin

V--------------

А------

------ J

166