Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ствпи с (5-16), т. е. И р .п=г>д .с.опт- На входе регулятора скорости PC производится сравнение оР.п с Од.о и PC тем самым осуществляет
управление торможением по отклонению скорости от ее оптимально го значения. Чем более высокими динамическими характеристиками обладает контур регулирования скорости, тем меньше величина Дод.с и соответственно отклонение процесса торможения от опти мального.
6 0 ,
Рис. 5-3. Структурная (а) и функциональная (б) схемы регу
лятора положения.
Статическая характеристика регулятора положения, соответст вующая (5-16) при Ѵ р .п = О д .о опт. приведена на рис. 5-4 (кривая /). Вблизи начала координат тангенс угла наклона кривой Ц р .п(Д Ц д .п)
определяется значением соответствующей частной производной
lim |
до.р.п |
— lim ks |
,х |
|
|
|
Ди„ |
|
.0 ОДод.ц Ди „-*0 |
|
|
|
|
X |
|
1 |
sign Дчд.п |
— OO. |
(5-17) |
|
|
2pt<m > I Дод.п |
|||||
2 |
|
I |
|
|
|
|
|
^и^м^д.п* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда следует, |
что начальный |
участок |
крігвой Цр.п(Аод.п) не- |
реалнзуем, так как требует бесконечно большого коэффициента уси ления регулятора положения. В связи с этим вблизи начала коорди
нат кривую Ц р .п (Д о д .п ) |
аппроксимируют линейной зависимостью |
||
Ц р . п = / г Р.пД од .п (прямая |
АОВ |
на рис. |
5-4). В интервале (—Д о д . п ь |
Д и д . п і ) преобразование сигнала |
ошибки |
Д ц д .п производится в соот |
ветствии с линейными законами оптимального управления, рассмо тренными в гл. 3, 4.
162
Как следует |
из (5-16), при изменении |
скорости в соответствии |
с оптимальным |
законом ід= і<т >. Поэтому |
рассмотренный способ |
управления торможением является и способом ограничения ускоре ния. Регулятор положения должен обеспечивать ограничение тока якоря и скорости в соответствии с (1-15) и (1-46). Если статический
Рис. 5-4. Статические характеристики регулятора положения.
ток ic= const, что обычно выполняется в позиционных электропри водах, то ограничение максимальной величины і осуществляется при ограничении ід. При этом для я, в выражении (4-15) будет спра
ведливо соотношение
I(т) = я^— іс. |
(5-18) |
Ограничение величины скорости может 'быть осуществлено пу тем ограничения максимального значения выходного сигнала регу лятора положения. Допустимое значение его согласно (4-16)
= |
(5-19) |
В соответствии с этим статическая характеристика |
и р .п (Д и д .п ) |
при |Д ѵ д .п I ^ Д г з д .пг заменяется горизонтальной прямой |
(рис. 5 - 4 ) . |
Таким образом, статическую характеристику регулятора положения
можно разделить на три участка |
и представить выражением |
|
||
— ^р .дД Чд.П |
ПрИ |
I ДВд.п | Д ^ Д .Ш І |
|
|
°ДС.ОПТ ПРИ |
Д^д.ш |
I Д°д.п I ^ ДйД.П2> |
(5-20) |
|
(— °рж si2n Айд . п |
при |
I ДОд.п I > Дод.па. |
|
Как отмечалось выше, с помощью нелинейного регулятора мож но обеспечить управление, близкое к оптимальному по быстродей ствию лишь при торможении, что соответствует движению изобра жающей точки по линии переключения фазовой траектории (рис. 5-2,6). Использовать такой же способ для управления пуском нельзя, так как каждому начальному положению изображающей точки соответствует своя траектория движения к линии лереключе-
иия. Здесь лучше воспользоваться тем, что для всего семейства траекторий, соответствующих пуску, характерно ограничение дина мического тока на его предельном значении. Поэтому достаточно обеспечить при пуске ограничение динамического тока, что может быть осуществлено за счет ограничения выходного сигнала регуля тора скорости. Соответствующий блок ограничения БО і изображен
па рис. 5-3,а.
При построении регулятора положения на Ц-ВУ возлагают функции вычисления ошибки регулирования и, если требуется, инте гральной или дифференциальной составляющих закона регулирования. Нелинейное преобразование сигнала ошибки в соответствии с (5-16) обычно либо осуществляют одновременно с преобразованием цифро вого значения рассогласования в аналоговую форму, так что -опера ции цифро-аналогового и нелинейного -преобразований совмещаются, либо после цифро-аналогового -преобразования (для этого исполь зуется специальный нелинейный блок НБ). Последнее целесообразно
в том случае, еспи используется компенсация помех квантования. При этом корректирующие сигналы суммируются на входе нелиней ного блока. Структурная схема цифрового регулятора положения
для общего случая представлена на рис. 5-3,6. Назначение блоков
ЦП, ЦД, ЦИ, ЦАП-П, ЦАП-Д, ЦАП-И, С, БОі то же, что и в циф
ровом регуляторе скорости (рис. |
5-1,а). |
Если регулятор положения формирует лишь пропорциональную |
|
составляющую сигнала ошибки, |
что имеет место при d n ( f ) = c o n s t , |
то блоки ЦИ, ЦД, ЦАП-И, ЦАП-Д, БО, С, изображенные на рисун
ке штриховой линией, отсутствуют и -регулятор является чисто циф ровым. -Пример такого регулятора -приведен в § 1-2 при описании системы безупорной порезки. Цифро-аналоговый регулятор положе ния подобен регулятору скорости. Пример цифро-аналогового регу лятора положения рассмотрен в § 1-2 применительно к задаче управ ления летучей пилой. Наибольшую сложность для реализации пред ставляет участок характеристики НБ при Дцд.ш < |Дцд.п | 'ОАод.пг.
Здесь обычно осуществляют кусочно-линейную аппроксимацию (на рис. 5-4 показана пунктиром), что позволяет использовать для реа лизации нелинейной характеристики диодные схемы ограничения.
Исследования позиционного электропривода с управляющим устройством ;(рнс. 5-3,а) показали, что неточность реализации не линейной характеристики (5-16) и недостаточно высокие в некото рых случаях динамические характеристики контура регулирования скорости могут привадить к существенному отклонению процесса торможения от оптимального. В связи с этим иногда видоизменяют закон управления -в линейной зоне (|Дод.п|<Ат>д.пі), включая кор ректирующие устройства, для того чтобы «подправить» ход процес са торможения. Это в свою очередь приводит к уходу от оптималь ного режима, работы в линейной зоне. Для коррекции процесса тор можения без искажения закона управления в линейной зоне можно воспользоваться методом вибрационной линеаризации нелинейной характеристики НБ. Использование вибрационной линеаризации по зволяет приблизить кусочно-линейную характеристику НБ к желае
мой (5-46).
Рассмотрим цепь, -включающую нелинейное звено с характери стикой ф, являющееся составным элементом цифрового или цифроаналогового регулятора положения, и объект управления, заданный
своей передаточной функцией Wo(p) (рис. 5-5). |
При этом |
? (х) = — k V I X I sign X, |
(5-21) |
164
где коэффициент к определяется из (5-16) при ф = г ) д .с ..опт и .ѵ =
= Аид.ц.
На входе нелинейного звена действует сумма медленно изме няющегося сигнала Дод.и(0 и периодического сигнала ult) с нуле-
Рпс. 5-5. К анализу вибрационной линеаризации нелинейной характеристики регулятора поло жения.
вым средним значением, частота ш которого достаточно велика,
в связи с чем .можно считать сигнал Дг>д.п(0 |
постоянным в пределах |
одного .периода 2я/<т>, т. е.' |
|
х(0=<Дид.п(0+к(0- |
(5-22) |
Выходной сигнал нелинейного звена можно представить в виде суммы средней .медленно изменяющейся составляющей М[Дтзд.п(0] и периодической.ѵ (/)
<р[Аѵд.„(1) + и (0 ] = М[Дпд.„ (0 ]+ ^ (0 - |
(5-23) |
В (5-23) Мі[Дтід.п(0] можно определить как среднее значение выходного сигнала нелинейного звена за .период 2я/со:
і + г/со
М[Аод .п(/)1 |
Г V [Дид.п (0 + а (т )]г /т . |
(5-24) |
t—и/ш
Чем больше величина ш, тем точнее формула (5-24) определяет среднее значение выходного сигнала. Выходной сигнал (5-23) нели нейного элемента поступает на вход объекта управления, свойства которого в линейной зоне характеризует передаточная функция \Ѵо{р). На выходе объекта управления получаем сигнал
|
а(0=і4оЛ<[Дтзд.п(0]+Лоо(0. |
(5-25) |
где /4о — оператор |
линейной системы с передаточной функцией |
|
\Ѵо{р). Последняя |
определяется выражением (4-8) |
и характеризует |
объект как фильтр высоких частот. Поэтому при достаточіш боль шой частоте линеаризующих колебаний составляющая Aav(t) прак
тически равна нулю и ею можно пренебречь. При этом за выходной сигнал линеаризованного элемента .можно принять среднее значение, определяемое выражением (5-24). Практически при /=м/2л^=20 Гц можно пренебречь влиянием u(t) не только на выходную координа
ту, но и на ток якоря двигателя.
В качестве линеаризующих обычно используются колебания си
нусоидального |
|
Ui (t) =A i sin co^ |
(5-26) |
165
нлл прямоугольного типа
2* |
2я |
я |
Лпри „ —
и, (0 = |
я |
(5-27) |
2я |
2іт |
|
- Л при и — |
+ — |
< < < ( / ' + ! ) — . |
где «=0, 1 , 2 . . .
На рис. 5-6 представлены два соседних линейных участка ку
сочно-аппроксимированной характеристики (5-21), уравнения которых имеют вид:
фі ( x ) = a lx + b l, ф2(-ѵ) = а 2х + Ь г,
где X определяется (5-22).
Рис. 5-6. Исходная (/) и линеаризо ванные (2, 3) характеристики для
двух типов линеаризующих сигналов.
Для случая синусоидального линеаризующего сигнала (5-26) вычисления по (5-24) дают следующие выражения для линеаризо ванной характеристики:
|
cos d |
M [Доя.п (<)] — <Р(Ачд.п.о) — (а, — а2) X |
||||
х [а |
|
к - 2 d |
(А°д.п |
AoÄ-no)J |
|
|
7Z |
1 |
2я |
(^°д.п ^°д.по) |
при
і, X
- А ^ |
П А^Д.ПО< 0 ; |
(5-28) |
М [-Ч ,.п(0] = <Р(Ачд.по) + (а, — я2) X cos d , Зя — 2d
n (Аод.п Аод,по)
1 2я
п р и 0 < Д ч д . п —Д ч д . П0< А ; |
( |
|
|
|
, |
, |
Аод.п |
Дод.ші \ |
|
а - |
arcsin |
V-------------- |
А------ |
------ J• |
166