Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О ц енка в л и я н и я к в а н т о в а н и я

по в р ем ени д ля ти п о в ы х

структур

О ( Р )

"7Р (я)

« 7 Д ( Я )

1/УП/У + Уд/* + Сі

і/ТпР

2х2кд.а*ка,

7 ’и ~ ■ k„

2хр +

„ 8т7'и

2х2рг+ 2хр+

У„ =

 

У„

Таблиц а 4-!

замкнутого э л е кт р о п р и в о д а

®'*д <г >

W. (я)

Переходный процесс

 

Ун ( z - 1 )

УдР + С

0,55т

2х + 47”

Ахр+

8x3j03+ 8тѴ 2+ 4тр + 1

Ун

У„ ( z - 1

) 1

 

ИѴ(Р)

 

 

. Уд ( z - 1 ) .

 

+ Гг

+ с

І/Т'пР

Tu ( z - 1 )

і/Уир-4- с;

8 х2 ^д.п*^а.

У,.= Д-С*

С = 4х/7’ц

0,4т

; ,4*

о ІР)

' V P)

 

 

1/ T up + c;

І/Т’пР

 

 

 

 

 

3,41т-/гД111*&

 

2,61i p -j- 1

тя -

и

 

 

/сд.е*

 

і4/)4 -)- 2,61х3/)а + 3,41 t - p - +

с =

13,6 7'1х/7'„; ]

 

“"+ 2 ,6 1 1 /)+ 1

 

 

 

 

' = 5.2 ^

( л )

(4-65), определить опытным путем допустимые согласно (4-3) зна­ чения Т. При этом в .качестве оценки степени влияния квантования по времени лучше принять для Г=0 и Т ф 0 максимальную величи­

ну отклонения кривых переходных процессов отработки какого-либо типового регулярного сигнала. В теории управления в качестве одного из типовых принят единичный ступенчатый сигнал

/1

при

/0;

(4-72)

*(<) =

при

/ < t0,

 

который используем в дальнейшем для оценки влияния квантования по времени.

Отметим, что яри этом задача выбора значения Т решается для

режима работы в лилейной зоне изменений координат объекта, где влияние процессов квантования по времени наибольшее, так как при выходе какой-либо координаты на допустимый уровень насыщается соответствующий аналоговый регулятор (см. § 1-3) л квантование во времени практически не оказывает влияния ла процессы в си­ стеме.

Методы расчета цифро-аналоговых и цифровых регуляторов, рассмотренные в § 4-3 и 4-4, основывались на критерии качества (4-2), оценивающем характер изменения в процессе работы коорди­ нат объекта— динамического тока якоря двигателя и положения механизма, т. е. выходной координаты и ее второй производной. Очевидно, что наибольшие динамические отклонения, связанные с влиянием квантования по времени, будут иметь место в кривой тока якоря. Будем считать, что неравенство (4-3) выполняется, если максимальная величина отклонения в кривых изменения тока якоря

Продолж ение т абл. 4-1

при 7'=0 и Т ф 0 не превышает 5%- Соответствующее значение Т будем считать максимально допустимым Тдоп.

Структурная схема для исследования влияния квантования по времени представлена на рис. 4-5. Передаточная функция объекта

управления определяется выражениями (4-8)

и (4-38). На вход циф­

рового

регулятора подается сигнал (4-72).

При этом моделируется

процесс

мгновенного изменения сигнала

помехи квантования по

уровню согласно схеме .рис. 4-1, при котором имеют место наиболь­ шие динамические ошибки, связанные с квантованием по времени. Полученные выше передаточные функции (4-47) и (4-65) замкнутых оптимальных систем можно представить в виде

G(p)=H(p)/F(p),

(4-73)

где Н(р), F(p) — полиномы от р числителя и знаменателя.

 

Оказывается, что передаточные функции

 

K(p) = UF(p),

(4-74)

Рис. 4-5. Структурная схема для оценки влияния квантования по времени,

153

152


соответствующие (4-47) и (4-65), характеризуют так называемые идеальные фильтры (фильтры Боттерворса) четвертого и второго порядков [Л. 40]. Тогда, как следует из анализа (4-47), (4-65), Н(р)

выбирается так, чтобы передаточные функции .разомкнутой опти­ мальной системы .имели в начале координат полюс второго порядка

(4-75)

Целесообразно в связи с этим дополнить анализируемые по схе­ ме рис. 4-5 структуры (4-47) и (4-65) «промежуточной» по отно­ шению к ним, для которой J (р) является идеальным фильтром

третьего порядка:

 

G

=

8тзрз _|_ 8тЦЯ +

4-/>+ 1 '

(4"76)

В табл. 4-1 приведены кривые изменения координат а и а (рис. 4-5)

для трех

вариантов G(p):

(4-47), (4-65),

(4-76). Из сопоставитель­

ного анализа осциллограмм определены соотношения т и

Г ДОп. Для

каждого

из вариантов

G(p) приводятся

значения Г ДОп

при чисто

цифровом регуляторе .положения и цифро-аналоговом, вырабатываю­ щем в цифровой форме интегральную составляющую закона регули­ рования.

Пользуясь табл. 4-1, по допустимому влиянию квантования по времени нетрудно выбрать значение Т .или осуществить проверку

корректности выполненного расчета. Так, для рассмотренных выше примеров 4-1 и 4-2 значения т, обеспечивающие ограничение средних значений флюктуаций на допустимом уровне, составляют 0,444 и 0,095 с. Из табл. 4-1 допустимые значения периода квантования по времени при этом равны: 7'доп1 = 0,55 • 0,144=0,08 с и 7'ДОп2= 0,55Х

Х0,095= 0,052 с. В то же время для основных типов цифровых дат­

чиков максимальное значение периода квантования согласно § 1-5

составляет 0,01 с, т. е. существенно .меньше. Тем самым неравенство

(4-3) выполнено. Практика проектирования промышленных электро­

приводов показывает, что при использовании основных типов пози­

ционных датчиков неравенство (4-3) всегда выполняется. Исключе­

ние могут составлять специализированные позиционные

датчики.

Для них табл. 4-1 дает возможность выбрать значение т

исходя из

приближения

процессов к оптимальным в непрерывной системе.

Г Л А В А

П Я Т А Я

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ КООРДИНАТ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

5-1. СВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗРЯДНОСТЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИФРОВОГО РЕГУЛЯТОРА СКОРОСТИ И ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ТОКА ЯКОРЯ ДВИГАТЕЛЯ

Синтез регулятора, как было отмечено в гл. 3 и 4, проводился из условия получения оптимального режима при работе электропри­ вода в линейной зоне изменений координат объекта управления, т. е. в зоне, где их значения меньше допустимых согласно і(1-14)— (1-17). Такой подход к синтезу основывается на том, что при принятые

154


ö настоящее время способах ограничения значений координат объек­ та управления, в частности при способе подчиненного регулирова­ ния, промышленные электроприводы при отработке сигналов, при­ водящих к выходу аіз линейной зоны, по быстродействию мало отли­ чаются от оптимальных по быстродействию систем. Таким образом, системы -подчиненного регулирования в режиме отработки таких сигналов можно считать близкими к оптимальным по быстродейст­

вию, а -проектирование для

работы в этом режиме будет сводиться

к ограничению координат с

помощью регулятора, спроектированного

на оптимальную работу в линейной зоне.

Регулятор скорости, на-пример, должен обеспечить в процессе управления ограничение лишь тока якоря двигателя. При способе подчиненного регулирования это может быть осуществлено за счет ограничения максимального значения выходного сигнала регулятора скорости посредством ограничения числа разрядов элементов ЦВУ. Для нахождения связи между числом разрядов элементов цифрово­ го регулятора скорости и допустимым значением тока якоря необ­ ходимо знать структуру регулятора скорости, определяемую синте­ зированными передаточными функциями lFp(p) или \V*p(z) и при­

нятым методом -программирования вычислений.

В большинстве случаев [Л. 10, 11, 4, 5] закон регулирования скорости включает в себя не более трех составляющих: пропорцио­ нальную, дифференциальную и интегральную. Поэтому рассмотрение задачи ограничения тока якоря двигателя будем -вести при условии

(Р) =

сп +

Т лр + 1 цр;

(г) =

Сп +

И^д (г) + 1^*н (г),

где lF*s (z) н \V*u(z)— передаточные функции соответственно диф­

ференцирующего и интегрирующего устройств.

Следует -отметить, что излагаемый здесь подход к .решению рас­

сматриваемой задачи может быть использован и при более сложных, чем (5-1), выражениях для \Ѵр(р) и W*p(z), найденных в процессе

синтеза регулятора. В общем случае цифро-аналогового управления

выбор

Wa(p)

и

\Ѵц(р) в выражении (2-1) производится согласно

(5-1)

из условия

IFa (Р) + №ц(р) = Сп + ГдР+ 1ITар.

 

 

 

При этом ЦВУ в соответствии с получившим преимущественное

использование

в

практике электропривода методом параллельного

программирования вычислений составляют из параллельно -включае­ мых блоков, программы работы которых определяются передаточны­ ми функциями lF*H;(z) (2-5). Если условно распространить терми­ нологию о методах программирования работы ЦВУ {Л. 2] на анало­ говые вычислительные устройства, то для последних преимуществен­ но используется прямое программирование, при котором -построение

аналогового регулятора осуществляется по передаточной функции

\Ѵл(р).

При цифро-аналоговом

управлении

выбор !Fa(p) и Wn(p)

в (2-6) производится согласно (5-1) из условия

№*а (2 ) + Ц7*ц (2

) =Сп+ Й7*д(2

) + W*n (z) .

В этом случае используются те же принципы построения ЦВУ и аналогового регулятора, но выражение для lF%i(z) находится из (2-8), а передаточная функция аналогового регулятора \ѴЯ (р) — из эквивалентности его действия дискретному фильтру lF*a(2 ).

155


На рис. 5-1 представлены функциональные схемы регуляторов скорости при различных вариантах распределения функций между цифровым и аналоговым регуляторами. Схема рис. 5-1 соответст­

вует случаю чисто цифрового управления при

№. (Р) =0; №•„(г) = 117*,.(2) + Ц7*д (2) + Сп,

необходимость в котором возникает при высоком уровне помех ана­ логовых датчиков скорости.

При меньшем уровне помех (см. § 3-5) регулятор строится на основе схемы рис. 5-1,6, для которой

№.(р) =с„; №*д(г) = Ц7*„(2) + №*«(«).

Наконец, при слабых помехах может быть использован регуля­ тор рис. 5-1,в, в котором

Га (р) =Сп + Гдр; Г*д(2) = Г*,, (2).

Случаю аналогового регулирования скорости, когда

Га'(р) =Сп + Тцр-\- 1/ГЦ; 117*д(г) =0,

соответствует схема рис. 5-1,г.

В схемах на рнс. 5-1 цифро-аналоговые преобразователи ЦАП-И, ЦАП-Д, ЦАП-П помимо преобразования в аналоговую форму про­

изводят запоминание аналогового сигнала на время одного периода прерывания преобразуемой цифровой величины и умножение его на постоянные коэффициенты. Выходной сигнал аналогового ПИД-ре-

гулятора ограничивает

ток якоря

двигателя за

счет включения

в цепь обратной связи

нелинейного

звена (БОі-—/1)

типа зоны не­

чувствительности. Это позволяет получить характеристики электро­ привода, 'близкие к оптимальным по быстродействию, в режиме с предельным согласно (1-15) значением тока якоря. Для получе­ ния того же эффекта при цифровом управлении необходимо в схе­ мах рис. 5-1,а, б и в ограничить максимальные значения выходных сигналов сумматора С и интегратора ЦИ. Технически такое огра­

ничение выполняется с помощью аналоговых и цифровых блоков ограничения £ 0 ,. Уровень выходных сигналов ЦД и ЦП при этом

не ограничивается. Отметим, что возможно и иное, отличное от схем рис. 5-1,а и б построение ЦВУ. В частности, количество цифро-ана­ логовых преобразователей ЦАП может быть уменьшено за счет

предварительного суммирования в цифровой форме сигналов всех или каких-либо двух вычислительных блоков {Л. 4]. Однако при лю­ бом варианте функционального построения ЦВУ условие эквива­ лентности схем рис. 5-1 требует ограничения максимального значе­ ния числа ЦИ и сигнала С.

■Найдем связь между разрядностью цифровых блоков регулятора скорости и допустимым значением тока якоря. Под разрядностью блока 'будем понимать максимальное количество разрядов (двоич­ ных, двоично-десятичных, десятичных и т. п.) на его выходе. Если пренебречь перерегулированием тока якоря двигателя, которое со­ гласно і[Л. 10, 4і1] не превышает 5%, то максимальное значение вы­ ходного сигнала аналогового суммирующего устройства С в долевых

единицах определяется как

< С )= =*д.х.««,-

(5-2)

156