ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Вместе с тем автомобиль, развивающийся в капиталисти ческом мире совершенно бесконтрольно, поставил перед чело вечеством массу проблем, с которыми частнособственническое общество оправиться не в состоянии. «Четырехколесная ра дость» (как иронически именует автомобиль польский журнал «Пшекруй») приносит сегодня слишком много горя и не удобств. Достаточно выйти на оживленную улицу западного города, чтобы понять: автомобиль и пешеход — это враги. То машины со скоростью черепах прокладывают себе путь сквозь густые людские толпы, то люди с решимостью и отчаянием самоубийц мчатся наперерез стремительно текущим автомо бильным рекам. Запруженные улицы превратились в ловуш ки, у перекрестков скапливаются полчища рычащих и фыр кающих моторов, и газеты сообщают, что средняя скорость автобусов в Париже достигла скорости конных омнибусов се редины XIX века. И это в то самое время, когда на треках го ночные машины штурмуют звуковой барьер!
Все громче звучат тревожные голоса: не окажется ли за падный мир в положении незадачливого рыбака, выпустивше го из бутылки джина? Этот джин куда страшнее сказочного. Ежегодно 180 тысяч убитых, 4 миллиона раненых, — необъяв ленная война идет на всех континентах, и жители многих стран пока что терпят в ней поражение за поражением: легковой автомобиль в десять раз опаснее поезда. Его ядовитое ды хание отравляет воздух, его рев делает невыносимой жизнь в крупных городах, — и люди бегут от него на природу, прибе гая к услугам — ирония судьбы! — опять того же джина... Не удивительно, что основные усилия конструкторов в ближай шие десятилетия будут направлены на решение именно этих проблем: безопасность и «неядовитость».
И еще: сколько бы ни строилось новых прекрасных ма гистралей, они лягут на карты лишь тонкими, еле заметными линиями. Бездорожья всегда будет больше — в общем-то это даже хорошо, поскольку на асфальте ничего не растет. Но без освоения этих «пустых» территорий немыслим прогресс, и люди чрезвычайно нуждаются в автомобилях, которые ездят там, где не пройти, не проехать.
Наша страна ставит перед собой задачу автомобилизации. В новой пятилетке существенно вырастет парк автобусов, так си, индивидуальных автомобилей, грузовиков. Проблемы, ко торые выдвигает автомобиль, присущи этому транспорту, как таковому. Поэтому чтобы справиться с ними, их нужно преж де всего понять и проанализировать, — а далее будут ясны и пути борьбы с отрицательными последствиями широкого внед рения автомобиля в нашу жизнь.
Запутавшийся в паутине улиц
В слове «автомобиль» есть частичка «мобиль»: подвиж ный, быстрый. Увы, в городе это наиболее заметное для пуб лики достижение автостроителей оказывается вещью совер шенно излишней. Трехзначные цифры на спидометре, сотни лошадиных сил под капотом — не более, чем рекламный трюк, привлекающий покупателей. Все равно скорость на улицах ограничена, а бесчисленные перекрестки делают ее вообще смехотворной.
Автомобильные заторы — бич всех старинных городов, -строившихся в эпоху пешеходов и телег. Чтобы приспособить ся как-то к полчищам машин, прокладывают новые улицы, сносят целые кварталы, пробивают тоннели, возводят эстака ды. Пересечения в разных плоскостях, безусловно, помогают, но ненадолго. Часто, развязав один транспортный узел, еще туже затягивают другой, находящийся буквально в двух ша гах, — приходится реконструировать его, хотя это и не решает целиком всех проблем.
А взять такую вещь, как светофор. До сих пор подавляю щее их большинство никак не связано с соседними и уж со всем не зависит от светофоров, стоящих на противоположном конце города. Между тем грандиозная пробка где-нибудь в центре может порой возникнуть именно из-за несогласован ной работы этих «незнакомцев».
Одно время на магистралях увлекались «зеленой волной». Так называют принцип регулирования, при котором светофо ры на каждом перекрестке услужливо зажигают зеленый свет перед машиной, идущей с заранее заданной скоростью: обыч но 50 или 60 километров в час. Выяснилось, однако, что эф фективно работает эта система лишь при соблюдении целого ряда оговорок. Начать с того, что поток автомобилей должен быть достаточно однородным — или грузовики, или легковые, иначе одни опаздывают к светофору, другие приезжают слиш ком рано. Во-вторых, расстояния между перекрестками долж ны быть примерно одинаковыми или кратными, иначе для ма шин, идущих в противоположные стороны, не удается четко отрегулировать «волну». Наконец, самый главный недостаток такого способа управления в том, что режим работы получа ется слишком жесткий, раз навсегда заданный и потому не учитывающий изменения дорожной ситуации.
Специалисты считают, что автоматика должна строиться по «динамическому» принципу, то есть принимать во внима ние число автомашин, подъезжающих с разных сторон к пере
кресткам, их 'скорость и те |
преимущества, которые |
имеют |
в праве проезда специальные |
машины — пожарные, |
«Скорой |
помощи» и другие. |
|
|
Одним из первых городов, применивших подобную си стему регулирования, был Торонто — столица Канады. Рабо ты закончились в 1963 году, когда в городе было всего пол миллиона машин. За первую же неделю работы средняя ско рость повысилась с 19 до 26 километров в час. Если бы такоп> эффекта попытались добиться обычным путем, то есть расши ряя улицы и прокладывая тоннели, пришлось бы потратить. 15 миллионов фунтов стерлингов. Расходы на введение авто матики составили сумму в десять раз меньшую.
Кстати, автоматическая система, сокращая время ожида ния у перекрестков примерно на треть, косвенным образом способствует снижению аварий. Дело в том, что если зеленый: свет долго не загорается, водители начинают нервничать, а получив возможность ехать, стараются наверстать потерянные' минуты. Эта гонка в сочетании с «неразрядившимся» возбуж дением приводит ко всякого рода нарушениям и дорожным происшествиям.
Разрабатываются электронные системы регулирования и в нашей стране. Вот одна из них: «Магистраль», предназначен ная для регулировки 255 перекрестков Баку. Другая, более мощная, — «Старт». Она станет в 1975 году хозяином тысяч;* перекрестков Москвы, возьмет на себя заботу о движении в пределах всего города, вплоть до кольцевой автодороги. В комплект ее входят не только светофоры, но и управляемые дистанционно дорожные знаки. Если где-то возникнет затор, дежурный сможет направить машины по иной, свободной до роге.
Когда-то каждый самолет мог подниматься в воздух и ле теть, куда ему вздумается. Сегодня даже по аэродрому лет чик может рулить только с разрешения диспетчера. В воздухе каждая машина взята под неустанное наблюдение: в небе тес но. Тесно и автомобилям на земле. Не наступит ли пора и для них вводить диспетчерскую службу? Есть и такие проекты (роль диспетчера играет, понятно, ЭВМ).
Однако автомобилю нужна не только дорога, но и место для стоянки, да не одно, а два-три: возле вашего дома, возле вашей работы и возле того места, куда вы захотели приехать (магазин, кинотеатр, стадион и т. п.). На миллион автомашин нужно 75 квадратных километров стоянок. Поэтому первая: задача, которую пытаются сейчас решить градостроители «автамоібиліизнроваяньїх» стран, — это убрать неподвижные ма шины с улиц. 'Приходится строить /многоэтажные подземные и надземные гаражи, которых, несмотря на все усилия, оказыва ется недостаточно. Нескончаемые «стены» из стоящих авто машин— вот типичный вид улицы западного' города.
Вам, конечно, хочется спросить: а как у нас? Не вызовет ли широкая автомобилизация, к которой мы стремимся, тех
отрицательных явлений, на которые мы сейчас указываем, как на пример бесплановости и хаоса?
«Если оглянуться, то еще на заре автомобилизма вступили в спор две концепции. Мы считали и считаем, что основой транспортной системы должны быть общественные, массо вые средства перевозок. На Западе язвили: мол, это «бедняц кий рецепт». Там пошли по другому пути — только автомоби ли, масса автомобилей, почти единственно автомобили. Теперь сама жизнь разрешила некогда теоретический спор: не авто мобилизация вообще, а ее западный вариант зашел в тупик. Сейчас уже немало крупных специалистов за рубежом возла гает большие надежды на общественный транспорт, при знавая, что Советский Союз оказался прав. А теперь я спро-
.шу: нам ли бояться автомобилизации, когда мы имеем все
.подтверждения правильности своей концепции? Массовый,
.хорошо организованный общественный транспорт плюс лег ковой автомобиль — этот принцип совершенно меняет пер спективы, хотя, разумеется, не снимает забот о разумном предупреждении и устранении отрицательных сторон автомо билизации... Но даже при самой разумной планировке мы вы нуждены будем, очевидно, как-то ограничивать использование легковых автомобилей в некоторых районах города, то есть создавать «безавтомобильные зоны», доступные только для пешеходов и для общественного транспорта...»,—таково мне ние члена-корреспондента АН СССР Дмитрия Петровича Ве-
.ликанова.
Последние слова — как бы ответ на всевозможные предпо ложения по регулированию количества машин в городе. Ведь выдвигались предложения, главным образом «жесткого» свой ства: не продавать машин тем, у кого нет гаражей или хотя бы места для стоянки; просто прекращать продажу автомо билей, когда огород наберет ісвою «квоту»: 20, 60 или 400 ты сяч... Но практика показывает, что запретами мало чего мож но достичь, а кроме того, вводя ограничения, мы искусствен но делим людей на тех, кому повезло, кто может позволить себе удовольствие ездить на собственной машине, и неудач ников, которые должны навсегда распрощаться со своей меч той. Больше того, подобные запреты прямо противоречат по литике нашей партии, в Программе которой записано, что цель коммунистического производства — «...предоставить каждому члену общества материальные и культурные блага по его рас тущим потребностям, индивидуальным запросам и вкусам...». Покупая автомобиль, человек у нас, так сказать, пожинает плоды собственного труда на благо общества. Почему же его нужно лишать этого права? Нет, не ограничение возможности иметь автомобиль, а регулирование — в интересах общества —
права им пользоваться, |
такая постановка вопроса уважает |
обе «заинтересованные |
стороны»: и личность, и коллектив. В |
1971 году на страницах «Литературной газеты» шла широкая дискуссия на тему взаимоотношений автомобиля с городом. Перелистайте подшивку, если вас заинтересовала эта про блема!
Увы, вопросы организации городского движения, симбиоза «город—автомобиль» столь обширны и сложны, что им без труда можно посвятить целую книгу. И потому нам ничего не остается, как перейти к чисто техническим проблемам автомо биля.
Продукция химического реактора
«Каждое утро к Лос-Анджелесу устремляется более ста тысяч автомобилей. Они выбрасывают в воздух около 200 тонн одного только угарного газа. Облако выхлопа — угарный газ, окислы азота, разнообразные углеводороды — движется вслед за ними к Пасадене и Бэрбанку. Оно медленно расползается по долинам Сан-Габриэль и Сан-Фернандо. Под действием солнечных лучей облако разлагается, образуя озон и дымку, вызывающую раздражение глаз. Вечером восточный ветер от носит это облако, значительно уже расширившееся, в ЛосАнджелес. Здесь оно застаивается на западе или юго-западе города. Тем временем движение транспорта во второй поло вине дня и вечером вызывает образование второго облака. Оно сначала .медленно передвигается к востоку, а затем ветер сносит его обратно к западу. Он также застаивается в райо нах, лежащих на западе или юго-западе от Лос-Анджелеса, охватывая все большую площадь. На следующее утро его со держимое опять вступает в реакцию образования смога». Это описание относится к 1949 году, когда профессор А. ХаагенСмит, видный биохимик, возглавлял одну из американских организаций по защите чистоты воздуха. Он первым обратил тогда внимание на бедствия, которые несут американским го родам полчища автомобилей. С тех пор прошло много време ни, а положение осталось столь же тревожным. Правда, в ре зультате большой работы, проделанной конструкторами, уда лось снизить количество ядовитых веществ в' выхлопе процентов на шестьдесят. Но количество автомобилей возрос ло более чем в три раза и продолжает расти, увеличилась мощность двигателей, а стало быть, и объем выбрасываемых ими газов. «Задушит ли автомобиль цивилизацию?» — бьют тревогу заголовки газет.
В чем же причина ядовитости автомобильного мотора? К сожалению, она заложена в нем, так сказать, от рождения.
Во-первых, во время рабочего такта, когда в цилиндре сго рает смесь паров бензина с воздухом, температура повышает ся до 2200 — 2400° С, а давление достигает 25—30 атмосфер. При этих условиях азот теряет присущую ему инертность и