Файл: Гордюхин, А. И. Эксплуатация и ремонт газовых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
Максимальная концентрация газа в помещениях регулятор ных пунктов не должна быть выше 0,5%, а содержание окиси углерода — не более 0,02 мг/л. Концентрацию газа проверяют специально обученный персонал или работники лаборатории. Результаты осмотра оборудования и показания приборов обход чики заносят в журнал обхода. Не реже одного раза в месяц обход производится в присутствии мастера или другого инже нерно-технического работника треста (конторы) газового хозяй
ства.
Все снятые картограммы, а также ведомости с записью входного и выходного давления в этот же день должны достав ляться в соответствующую службу для анализа работы регуля торов. В ведомости также отмечаются обнаруженные неисправ ности оборудования.
Плановая проверка и ревизия оборудования осуществляются бригадой слесарей под руководством мастера или инженера. При плановой проверке устанавливают исправность работы и точ ность настройки оборудования на заданный режим. Если обход чики судят об исправности работы оборудования главным обра зом по показаниям приборов при заданном режиме, то при плановой проверке определяют точность и надежность работы оборудования в различных режимах и условиях. Основное вни мание при этом обращают на работу регулятора и правильность настройки предохранительных устройств.
Обязательно следует проверять точность регулирования. У регуляторов с постоянным выходным давлением колебания давления не должны превышать 5% от заданного. Легче всего проследить за точностью регулирования по картограмме с суточ ной записью выходного давления. При этом следует иметь в виду, что ночью, при резком сокращении газопотребления, за пись выходного давления может дать искаженное представление о точности работы данного регулятора в связи с возможностью подпора с соседних пунктов (рис. 80), на которых установлено более высокое выходное давление. В связи с этим желательно У всех регуляторов устанавливать одинаковое давление.
Клапан регулятора проверяют на плотность закрывания. Обычно при работе за счет дросселирования газа в регуляторе наблюдается шум. Но как только клапан закрывается, проход газа, а вместе с тем и шум прекращаются. Для проверки плот ности закрывания достаточно закрыть клапан и послушать, прекратился ли шум газа в регуляторе. Это достигается умень шением нагрузки на мембрану до выключения регулятора из работы (пока не возникнет подпор с соседних регуляторов). Наиболее подходящее для этого время — часы минимального газопотребления, когда легче обеспечить подпор. Плотность закрывания клапанов тупиковых регуляторов можно также про верить по картограмме с записью выходного давления, которое У неисправных регуляторов повышается ночью или имеет сту-.
171
Рис. 80. Картограмма записи выходного давления регулятора низкого давле ния, установленного на закольцованной сети с выходным давлением на трех
регуляторах 130 мм вод. ст. и |
на одном регуляторе— 170 |
мм вод. ст. |
/ — запись давления; 2— подпор |
от регулятора с более высоким |
давлением. |
пенчатый характер. Если проверкой установлено, что клапан регулятора при прекращении разбора газа плотно не закрыва ется, его необходимо назначить на ремонт.
Предохранительный запорный клапан проверяют на точность настройки и работы. Для этого повышают или понижают давле ние на выходе из регулятора и смотрят, при каком давлении клапан срабатывает. Если давление соответствует заданному, настройку клапана оставляют без изменений. В противном случае увеличивают или уменьшают нагрузку на мембрану кла пана с помощью регулировочной гайки или грузов.
Изменение выходного давления регулятора производят боль шей или меньшей нагрузкой мембраны основного регулятора с помощью регулятора управления (пилота). При этом, чтобы не нарушить газоснабжение потребителей при закрытии клапана, открывается байпасная линия. Проверку правильности настрой ки предохранительного клапана можно осуществить без измене ний выходного давления основного регулятора и без включения байпасной линии. Для этого на импульсной линии между голов кой ПЗК и краном вваривается полудюймовый штуцер с муфтой и пробкой. При необходимости проверки подвязываются рычаги клапана (чтобы при срабатывании не перекрыть проход газа), закрывается кран на импульсной линии, вывертывается пробка штуцера и подключается к нему ручной насос с U-образным водяным манометром. По манометру наблюдают, при каком давлении срабатывает клапан, а насосом создают необходимое давление. Изменение настройки клапана производят вышеопи санным способом.
172
После проверки и настройки клапана насос с манометром снимают, в муфту ввертывают пробку, открывают кран на им пульсной линии и освобождают (развязывают) рычаги клапана.
Выхлопное приспособление проверяют на срабатывание (вы хлоп) при заданном давлении. Как отмечалось, для регуляторов низкого давления оно должно быть на 10—20 мм вод. ст. ниже давления запорных клапанов. Для проверки увеличивают на грузку на мембрану и определяют, при каком выходном давле нии начинается сброс газа в атмосферу. Если это давление соответствует заданному, дополнительной регулировки не требу ется. При несоответствии — изменяют натяжение пружины или глубину погружения трубки в жидкость (в зависимости от конструкции приспособления).
Фильтр проверяют по перепаду давления. Если перепад находится в допустимых пределах, с фильтром ничего не дела ют. В противном случае его чистят. В зависимости от характера загрязнения фильтрующую массу выбивают (пыль и окалина) либо промывают растворителями (смолистые вещества). Пере пад давления в фильтре следует определять в часы максималь ного газоразбора, ішаче результаты проверки будут неправиль ными. Особое внимание фильтрам должно быть уделено при первоначальном включении регулятора или при подключении (до регулятора) новых участков газопроводов.
С помощью мыльной эмульсии проверяют установленные в регуляторном пункте запорные задвижки (краны) на закрыва ние, а все фланцевые соединения — на плотность. Таким же образом проверяют на плотность всю арматуру и соединения. Неплотные сальники при этом перебивают, а фланцы подтяги вают.
У регуляторов типа РДУК-М необходимо периодически про изводить осмотр состояния седел и уплотнителей клапанов.
Периодичность проверки оборудования определяется конст рукцией и назначением регулятора, допустимой точностью регу лирования и т. п. Практически оборудование проверяют один раз в 2—3 месяца.
При плановой проверке оборудование, за исключением фильтра, как правило, не разбирают. Дефекты, выявленные при проверке оборудования, устраняются немедленно или по специ альному наряду. Отдельные неисправности, не влияющие на точность регулирования, устраняются при ревизии оборудова ния. Ревизия оборудования производится не реже одного раза в год. При этом узлы и детали оборудования разбирают, прове ряют и смазывают, а износившиеся части ремонтируют или за меняют.
Следует также сказать несколько слов о шкафных регуля торных установках (ШРП), которые, как отмечалось, позволяют обеспечить газом отдельные жилые дома, а также других по требителей непосредственно от газопроводов высокого или сред
173
него давления. Шкафы устанавливаются на столбах, на стенах зданий, а также в будках. Безусловное предпочтение следует отдавать шкафам в виде будок (на земле), которые размещают ся во дворах. В этом случае шкаф делается больших размеров. Шкафы на столбах нередко повреждаются транспортом и требу ют ограждений. При размещении шкафов на стенах зданий за труднен доступ к оборудованию. Конструкция шкафов может быть самой различной. Обслуживание регуляторов в шкафах не может быть организовано с такой тщательностью, как это дела ется для районных регуляторных пунктов, так как это привело бы к большим эксплуатационным расходам. Поэтому к шкаф ным регуляторным установкам должны предъявляться более высокие требования в. отношении надежности и безопасности работы. Для большей надежности обычно устанавливается два парал'лельно работающих регулятора. Эксплуатация настенных регуляторов заключается в периодической проверке выходного давления и плотности закрывания регулятора при отсутствии газоразбора. Одновременно с этим производится проверка пре дохранительных приспособлений. Настенные регуляторы прове
ряются не реже одного раза в |
месяц и не реже одного раза в |
3 месяца — мастером вместе с |
обслуживающими слесарями. |
Проверка контрольно-измерительных и телеметрических при боров производится с целью определения точности их показа ний. Манометры в процессе эксплуатации один раз в год долж ны проходить государственную поверку (клеймление). Регистри рующие и телеметрические приборы проверяют путем сравнения с показывающими приборами. Для этой цели наиболее пригодны водяные и ртутные манометры. При этом необходимо иметь в виду, что нередко, особенно зимой, вместо воды в манометры заливают керосин или масла, плотность которых меньше едини цы. У таких манометров в показания по метрической шкале надо вводить поправку на плотность или градуировать шкалу таким образом, чтобы она давала показания в миллиметрах водяного столба. При несоответствии показаний проверяемых приборов с контрольными их надо соответствующим образом отрегулиро вать. Пружинные манометры при плановых проверках сверяют с показаниями образцовых манометров.
Определенные требования предъявляются к содержанию помещений регуляторных пунктов, в которых из-за большого количества фланцевых соединений, установленной арматуры и приборов всегда возможно появление газа. Поэтому особенно тщательно надо следить за плотностью фланцевых и резьбовых соединений. Помещения регуляторных залов считаются взрыво- и газоопасными. Об этом перед входом в регуляторную должна быть сделана предупредительная надпись: «Огнеопасно». Осве щение регуляторных залов должно обеспечивать возможность обслуживания и ремонта оборудования в любое время суток. Делается оно, как отмечалось, во взрывобезопасном исполнении
174
или в виде кососвета с улицы. Температура в помещениях регу ляторных пунктов должна быть выше 0°С, чтобы не допускать обмерзания оборудования при подаче влажного газа и обеспе чивать нормальную работу приборов.
Внутри регуляторных помещений должны быть вывешены схемы расположения оборудования, а также инструкции по включению и выключению регуляторов. Кроме того, на оборудо вании необходимо указать стрелками направление движения газа, а на трубопроводах сделать надпись: «Вход газа», «Вы ход газа» и «Байпас». Соответствующие надписи должны быть также сделаны на контрольно-измерительных приборах.
Хранить в ГРП обтирочные и горючие материалы воспреща ется.
Неисправности оборудования регуляторных пунктов
Большинство неисправностей оборудования узлов редуциро вания приводит к закрытию запорных клапанов и прекращению подачи газа. В одних случаях причиной закрытия клапанов яв ляется завышенное выходное давление, а в других — крайне низкое давление. В связи с этим возникают вопросы, почему при повышении давления срабатывают запорные клапаны, в то вре мя как в первую очередь должны срабатывать сбросные устрой ства. Объясняется это тем, что сбросные устройства из-за огра ниченной пропускной способности далеко не всегда могут предотвращать дальнейшее повышение давления, и в этих слу чаях вступает в работу запорный клапан. К тому же по устано вившейся практике разница в давлении, на которое настраива ются запорные клапаны и сбросные устройства для газопрово дов низкого давления, составляет всего лишь 10—20 мм вод. ст., и очень часто запорный клапан закрывается еще до включения в работу сбросного устройства. Это особенно относится к пру жинным клапанам, которые с одной и той же настройкой неред ко включаются в работу при разных давлениях. Следует также иметь в виду, что обычно точно фиксируются все случаи закры тия запорных клапанов, так как для включения регуляторов в работу приходится посылать дежурный персонал, в то время как о срабатывании сбросных устройств в большинстве случаев не известно. На практике фиксируют срабатывание только гидрав лических предохранителей, так как их приходится вновь зали вать жидкостью. На газовых сетях Московской области за 1971 г. на 3009 регуляторных установок зарегистрировано 474 случая закрытия запорных клапанов и только 69 случаев срабатывания запорных устройств.
Каковы же основные причины завышения давления и сраба тывания запорных клапанов? Прежде всего необходимо отме тить, что в абсолютном большинстве случаев на ГРП и ШРП завышается выходное давление и срабатывают запорные клапа ны в ночное время, когда резко сокращается расход газа. Наи
175
более часто причиной завышения давления является неисправ ная работа регулятора управления (пилота). Здесь может быть засорение фильтра перед пилотом, засорение импульсных трубок и дроссельных отверстий, неплотная посадка клапана, заедание рычажной передачи, разрыв мембраны и т. п. При влажном газе в зимнее время возможно замерзание воды в импульсных труб ках и пилоте. Предотвратить неисправную работу пилотов мож но более тщательным обслуживанием оборудования. В частно
сти, при проверке и |
ревизии оборудования импульсные трубки |
||
и отверстия необходимо продувать, а в отдельных |
случаях и |
||
прочищать. Нельзя |
произвольно |
увеличивать или |
уменьшать |
размер дроссельных |
отверстий, |
что, к сожалению, |
делают во |
время настройки оборудования, чтобы устранить «качку». Всег да надо следить за чистотой фильтра перед пилотом.
Завышение выходного давления возможно также вследствие зависания клапана регулятора. Причиной зависания может быть заедание рычагов клапана в шарнирах, а также большое сопро тивление сальника вертикальному перемещению штока. Если при зависании клапана расход газа через регулятор увеличива ется, то выходное давление уменьшается, а при сокращении расхода газа давление ¡может повыситься до опасных пределов, так как отверстие для прохода газа не уменьшается (регулятор не работает).
Исправность хода клапана проверяют увеличением нагрузки на мембрану. У исправного регулятора давление при этом должно повыситься, а у неисправного оно останется неизмен ным. Такой регулятор следует немедленно выключить и отремон тировать. При этом подгоняют и вновь собирают рычажную передачу клапана, а сальник штока клапана перебирают. Очень опасно попадание под клапан регулятора каких-либо предметов (кусков дерева, инструмента и т. п.). Чаще всего это бывает на регуляторных пунктах, где нет фильтров. Возможно также раз рушение фильтров (вырываются кассеты с фильтрующим мате риалом) и попадание их под клапан. Такие случаи бывают прежде всего там, где фильтры несвоевременно и плохо очища ются и в них создается большой перепад давления. Поэтому, чтобы предотвратить попадание под клапан регулятора посто ронних предметов, в первую очередь необходимо улучшить эксплуатацию фильтров, особенно контроль за перепадом дав ления.
При искусственном газе наблюдаются случаи засмолення и прилипания клапанов и штоков. Это легко обнаружить по кар тограмме записи выходного давления, которая приобретает ступенчатый вид. У таких регуляторов клапан и шток надо про мыть растворителями.
Износ клапана и его седла также может явиться причиной завышения давления, особенно на тупиковых регуляторах, так как при этом не обеспечивается плотное закрытие клапана. Та
176