Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждая из которых либо опровергает, либо подтверждает и уточ­ няет выводы предыдущих этапов исследования, целесообразности изменения технологических процессов, условий труда, уровня механизации, внедрения новых автоматов и автоматических линий и т. д.

Экономическая эффективность автоматизации будет обеспечена лишь в том случде, если внедряемые конструкции механизмов по­ зволяют либо повысить производительность оборудования и ка­ чество деталей, либо сократить затраты ручного труда при обслу­ живании машин. В зависимости от конкретного выигрыша могут быть допущены различные затраты на механизацию и автомати­ зацию (из условия их окупаемости в заданные нормативные сроки):

 

 

 

 

1

е

р е

1

-

f -

а

(16)2 ’

 

 

 

 

+

 

п д

( о ц

где К —■стоимость оборудования;

 

 

обслуживающих

ра­

3 — годовой

фонд

заработной платы

бочих (до автоматизации);

 

 

 

 

 

показа­

ср и е — ожидаемое изменение

технико-экономических

телей в результате намечаемых мероприятий по авто­

матизации (ср — коэффициент увеличения выпуска

про­

дукции; е — коэффициент сокращения фонда заработной

платы обслуживающих

рабочих);

 

 

 

 

 

 

Пд — допустимые сроки окупаемости,

лет;

 

затрат

(для

— коэффициент

годовых

амортизационных

автоматических линий

а г = 0,122);

 

 

 

 

 

а 2 — коэффициент ремонтных затрат

(отношение годовых за­

трат на текущий ремонт и межремонтное обслуживание

к стоимости оборудования; обычно

а 2 =

0,05-^0,08).

Если намеченные мероприятия не приведут к росту произво­

дительности

(cp sc; 1) или к сокращению

числа

обслуживающих

рабочих (е

1),

то никакие затраты

не

допускаются

(Д3

=

0).

Следовательно,

в данном случае основная задача технической

диагностики может быть сведена к тому, чтобы при углубленном анализе данного производства («проб») методом последовательного приближения получать все более достоверные количественные зна­ чения ожидаемого роста выпуска качественной продукции и со­ кращения количества рабочих благодаря внедрению намечаемых мероприятий в данных конкретных условиях производства. Оце­ нивая согласно полученным данным допустимые затраты на авто­ матизацию и механизацию и сравнивая их с ожидаемыми, опре­ деляем целесообразность проведения данных мероприятий.

Технико-экономический анализ целесообразности автомати­ зации может складываться из нескольких этапов.

1. Сбор и систематизация имеющихся сведений по данному производству (этап «внешнего осмотра»). Систематизируются дан­ ные по стоимости действующего оборудования, количеству обслу-

189



живающих рабочих и их фонду заработной платы, затратам на ремонт, а также по выпуску продукции и перспективам увеличе­ ния производственной программы и т. д.; в результате опреде­ ляются годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость выпускаемых деталей по основным статьям. Имея эти данные, а также технические предложения по механизации и автомати­ зации, можно дать предварительное заключение о их целесообраз­ ности.

2. Анализ качества выпускаемой продукции; его назначение —

определить пригодность существующих технологических процес­

сов, выполняемых при участии ручного труда, для условий авто­

матизированного производства. Если намечаемые мероприятия

могут привести к снижению качества продукции, они признаются

нецелесообразными, а дальнейшие исследования

не проводятся.

3. Анализ производительности действующего

оборудования

для определения ожидаемого изменения производительности в дан­ ных конкретных условиях. Рассматриваются возможные резервы повышения производительности и без проведения мероприятий механизации и автоматизации, например, за счет увеличения за­ грузки станков. Если выясняется, что намечаемые мероприятия могут привести к снижению производительности, механизация или автоматизация признаются нецелесообразными.

4. Анализ затрат ручного труда при обслуживании действую­ щего оборудования и расчет реальных резервов их сокращения. Если выясняется, что частота операций, не замещаемых автома­ тизацией, велика, реальная экономия фонда заработной платы минимальна из-за трудности использования высвобождаемого вре­ мени или других причин, то механизация или автоматизация при­

знаются нецелесообразными.

5. Количественный анализ по всем трем характеристикам (ка­ честву, производительности, трудовым затратам). Целесообраз­ ность намечаемых мероприятий часто становится очевидной и без специальных экономических расчетов, особенно при отрицатель­ ных результатах (ф «s: 1; е <=« 1).

Если механизация и автоматизация позволяют повысить про­ изводительность и сократить фонд заработной платы, то опре­ деляют допустимые затраты по формуле (16). При этом характера стики К и 3 определяются на первом этапе, ф и е — по результатам последующего инженерного анализа (этапы 2—4), остальные ве­ личины (ccj, а 2, Пд) берутся из соответствующих нормативов. Сравнение допустимых затрат с ожидаемыми позволяет оконча­ тельно определить целесообразность намеченных мероприятий, вы­

брать наиболее эффективные из них.

Обычно целесообразность мероприятий по автоматизации и механизации обоснуется только по результатам первого этапа; при этом ожидаемое изменение выпуска продукции и сокращения количества обслуживающих рабочих оценивается абстрактно без конкретного анализа технологии, работоспособности оборудова­

ло


пия и трудовых затрат на обслуживание машины. После внедре­ ния мероприятий эти показатели оказываются совсем иными, а ожидаемая условная экономия может обернуться безусловными убытками. Это можно иллюстрировать на примере автоматизации изготовления втулок.

Токарная обработка гладких втулок диаметром 105 мм, вы­ сотой 54 мм, толщиной стенки 2,5 мм (материал — высоколегиро­ ванный чугун) производится на токарных многошпиндельных авто­ матах 1А240 и 1265П-8, после чего следует пятикратное последо­ вательное шлифование на пяти бесцентровых станках типа 3184 с ручной подачей заготовок под круг; каждый станок обслужи-

2

6)

Рис. 93. Схема планировки технологической системы машин:

а — поточная

линия на токарных и шлифовальных операциях;

б — поточная

линия на токарных операциях и автоматическая

 

линия для наружного шлифования:

/--токарные многошпиндельные полуавтоматы 2—бесцентрово-шли­ фовальные станки

вается оператором (рис. 93, а). С первого взгляда целесообраз­ ность создания автоматической линии для шлифования (рис. 93, б) сомнений не вызывает: станки работают «на проход» и пригодны для встраивания в линию, существуют надежные и дешевые вал­ ковые загрузочные устройства, так что технический риск практи­ чески отсутствует. Указанные соображения можно подтвердить и расчетами, если выполнять их по принятой методике, без кон­

кретного

инженерного

анализа.

 

 

приспособления

Стоимость

одного

валкового подающего

1020 р.,

отводящего

транспорта — 400

р.;

итого

ожидаемые за­

траты на автоматизацию составят (1020 +

400)-5

=

7100 р.

Годовой фонд заработной платы одного рабочего при средне­

месячном заработке

ПО р. и односменной работе

будет ПО X

X 12 X

1,14 =

1500

р., где 1,14 — коэффициент,

учитывающий

дополнительную заработную плату и начисления.

 

Сроки окупаемости дополнительных

капиталовложений

 

, __

 

7100

 

. р

 

 

 

П ~

1500-4 — 7100 (0,122 + 0,05) ~~ 1,0 Г0Да;

здесь 7100 (0,122 + 0,05) = 1220 р. — ожидаемые годовые до­ полнительные эксплуатационные затраты (амортизация и ремонт транспортно-загрузочных механизмов; увеличением расходов на

191


электроэнергию пренебрегаем). Согласно такому расчету автома­ тизация окупается в сроки, значительно меньше нормативных

(пн = 5-:--8 лет).

Аналогичный вывод получим, если определим допустимые за­ траты на автоматизацию по формуле (16) на основании тех же исходных данных, полученных на этапе «внешнего осмотра», без анализа работоспособности. Так, считая, что производительность линии после автоматизации не изменится (ср = 1), а затраты руч­ ного труда сократятся в 5 раз (е = 5), так как на обслуживание линии остается один рабочий (рис. 93, б), согласно формуле (16) допустимые затраты на автоматизацию при нормативном сроке окупаемости в пять лет (« = 5) получим D3 = 16 200 р. Согласно расчету по формальным исходным данным допустимые затраты на автоматизацию значительно выше ожидаемых фактических, по­ этому целесообразность создания автоматической линии согласно рис. 93 казалось бы сомнений не вызывает.

Однако приведенный выше расчет абстрагируется от реальных характеристик применяемого технологического процесса, работо­ способности станков и других особенностей данного оборудова­ ния. Покажем, что исследования на последующих этапах опро­ вергают сделанные выше расчеты.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ

И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

ОБОРУДОВАНИЯ

ПРИ

АВТОМАТИЗАЦИИ

Если расчеты первого этапа («внешнего осмотра») подтвер­ ждают целесообразность предлагаемых мероприятий, необходимо перейти ко второму этапу — анализу качества исходных материа­ лов и выпускаемой продукции, точности и стабильности проте­ кающих технологических процессов и т. д.

Анализ технологического процесса и показателей качества де­ талей.; Многие технологические процессы неавтоматизированного производства и также конструкции выпускаемых деталей обуслов­ лены возможностями человека.

В технологических процессах механической обработки, осо­ бенно черновых, даже при условии их механизации и частичной автоматизации, заданное качество поддерживается благодаря по­ стоянному участию человека (контроль деталей и подналадка ме­ ханизмов и устройств, осмотр и отбраковка обрабатываемого материала, контроль состояния инструмента и механизмов, очистка их от стружки и других отходов и загрязнений и т. д.). Замещение таких функций в проектах дальнейшей автоматизации или меха­ низации обычно не предусматривается (иногда оно просто невоз­ можно), что в итоге может привести к ухудшению качества.

Поэтому при анализе качества на данном этапе необходимо ответить на вопрос, может ли данный технологический процесс и данная конструкция деталей служить основой для автомати­ зации.

192