ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
пени зависят от уровня надежности линий в работе: чем выше интенсивность отказов и длительность их устранения, тем выше простои линии и трудоемкость обслуживания, ниже производи тельность и больше необходимое количество рабочих-наладчиков.
Для расчета допустимых показателей надежности необходимо знать взаимосвязь показателей надежности линии с функцией ее производительности и экономической эффективности. Схема мате матической модели взаимосвязи показателей надежности автомати-
Ц е л е в а я ф у н к ц и я
си с т е м ы
По к а з а т е л и н а д е ж н о с т и
си с т е м ы
П о к а з а т е л и
на д е ж н о с т и
по д с и с т е м
По к а з а т е л и
на д е ж н о с т и
эл е м е н т о в
си с т е м ы
Э к о н о м и ч е с к а я і—-Ѳ
П р о и зво д и -
эф ф е кт и вн о ст ь
т е л ь ноет о в
J
I
,
Л |
К |
и , 9СРі |
ы г 9ср, Ші ВСРі |
Рис. 15. Схема математической модели взаимосвязи пока зателей надежности автоматической линии с ее целевой функцией — производительностью и экономической эффек тивностью
ческой линии и ее элементов с целевой функцией системы — произ
водительностью |
и экономической |
эффективностью — приведена |
на рис. 15. |
безотказности со; |
и ремонтопригодности Ѳср от |
Показатели |
дельных элементов автоматической линии, в том числе автоопе раторов и других механизмов транспортно-загрузочной системы, определяют комплексный показатель надежности — внецикловые потери В[ данного вида. Сумма внецикловых потерь всех механиз мов и устройств определяет показатели надежности подсистем-
станков, встроенных в линию, и транспортной системы (^ jß и т)ис). Показатели надежности всех подсистем, а также структурные характеристики линии: количество станков q и участков пу, на
3 9
которое разделена линия, величина межучасткового наложения потерь А формируют величину коэффициента технического исполь зования автоматической линии г|а л.
Производительность автоматической линии Q зависит от дли тельности рабочего цикла Т и коэффициента использования ли нии, а экономическая эффективность (например, приведенные затраты Сп) зависит от производительности линии (следовательно, и надежности в работе), стоимости К и количества обслуживающих рабочих Z.
Эта математическая модель реализуется с помощью системы уравнений, где выходной параметр одного уравнения является входным параметром другого (на рис. 15 отмечено стрелками).
Допустимые показатели надежности (со(-, ѲСР(.) рассчитываются
исходя из требуемых технико-экономических показателей, для чего необходимо уравнения, составляющие математическую модель, решить последовательно в обратном порядке (на рис. 15 в направ лении, обратном стрелкам). При этом необходимо исходить из оптимизированных показателей количества обслуживающих ра бочих (ZonT) и структурных характеристик линии (пУопт), что также решается по критерию оптимальной надежности и входит в математическую модель.
Расчеты, выполненные по типовым параметрам автоматических линий токарной обработки подшипниковых колец, показывают, что если линии работают с коэффициентами технического исполь зования г]тех = 0,85н-0,90, они, как правило, экономически эффек тивны. Однако, если автоматическая линия с теми же технологи ческими, конструктивными и стоимостными показателями будет иметь низкую надежность работы (гітех = 0,60н-0,70), автомати зация будет убыточной. Следовательно, требования к показателям надежности автоматических линий должны назначаться, исходя из обеспечения требуемых технико-экономических показателей: заданной производственной программы, планируемых темпов роста производительности труда, годового экономического эффекта, нормативных коэффициентов эффективности капиталовложений и т. д. Если, например, для эффективности капиталовложений не менее Еп = 12% годовых линия должна работать с коэффи циентом технического использования не ниже 0,83, фактическая величина коэффициента технического использования должна на ходиться в пределах 0,83 < г|а л < 1,0. Величина йа. лт1п = = 0,83 в данном случае означает минимально допустимый требуе мый уровень эксплуатационной надежности линии.
Таким образом, расчет требований к надежности автомати ческих линий сводится к определению предельно допустимых значений показателей надежности (минимально допустимые коэффициент технического использования и интенсивность отка зов, максимально допустимая длительность простоев и т. д.) и зоны допустимых значений фактических показателей.
4 0
В качестве примера на рис. 16 приведена типовая диаграмма зависимости сроков окупаемости на создание автоматических ли ний с гибкой связью от уровня надежности встраиваемых станков после их автоматизации (г]а л) и затрат на автоматизацию (а). Чем ниже коэффициент технического использования, тем больше сроки окупаемости капиталовложений, которые при низком уровне надежности оказываются выше нормативных. Так, если дополни тельные затраты составляют 15% стоимости основного оборудова ния (а = 1,15) и нормативные сроки окупаемости п = 5 лет, то, для того чтобы линия была эффективной, коэффициент ее технического исполь
зования |
должен быть |
не |
менее |
|
тія „ = |
0,79. При более |
значитель- |
||
ных затратах на автоматизацию |
(а — |
|||
-= 1,25) |
требования |
к |
надежности |
|
повышаются (т|а. л |
= 0,84). |
|
Требования к надежности стан ков транспортно-загрузочных систем, механизмов и устройств, из которых компонуются линии, должны на значаться исходя из обеспечения требуемого уровня надежности ли ний в целом, с учетом ее конструк тивных и структурных характери стик.
Как было показано выше, различ ные элементы транспортно-загрузоч ных систем автоматических линий обработки тел вращения неодинаково влияют на показатели надежности линии в целом и ее эффективность. Отказы транспортеров-распределите-
лей, подъемников, отводных транспортеров и т. д., как правило, не приводят к отказам всей системы, т. е. простоям станков, поэтому уровень надежности этих устройств влияет практически только на количество обслуживающих рабочих: наладчиков, ремонтни ков, электриков и др.
Отказы в работе автооператоров вызывают безусловные отказы и простои технологического оборудования, встроенного в линию, т. е. влияют не только на количество обслуживающих рабочих, но и на производительность линии, а следовательно, влекут за собой более значительные экономические убытки. Поэтому тре бования к надежности (допустимые показатели надежности) элементов транспортно-загрузочных систем автоматических ли ний обработки тел вращения целесообразно рассчитывать по двум вариантам.
41
Требования к надежности механизмов межстаночного транс портирования (подъемников, транспортеров, лотков и др.) сле дует рассчитывать, исходя из стоимости транспортной системы, сокращения количества обслуживающих рабочих и т. д., при усло вии, что затраты на создание транспортной системы при допусти мом уровне ее надежности будут экономически эффективны.
Требования к надежности механизмов автоматической загрузкивыгрузки автооператоров следует рассчитывать, исходя из задан ной технико-экономической эффективности линии в целом,
Рис. 17. Блок-схема расчета допустимых показателей надежности авто матических линий и их элементов
фиксированной стоимости технологического оборудования и транс портно-загрузочной системы, изменения производительности и количества обслуживающих рабочих. Такой расчет является более сложным и включает следующие последовательные этапы (рис. 17):
1) исходя из заданных технико-экономических показателей (нормативные сроки окупаемости и эффективность капиталовло жений, положительный годовой экономический эффект и др.), рассчитывают требования к надежности автоматической линии в целом (минимально допустимое значение коэффициента техни ческого использования т]а , при котором эти показатели будут
обеспечены на «пределе»); 2) исходя из дадаиных требований к надежности линии в целом
(Ла.л^п) с учетом структурной схемы линии (количества станков,
участков, типа межагрегатной связи и т. д.), рассчитывают тре бования к надежности отдельных автоматов, встроенных в линию
(минимально допустимое значение коэффициента технического
42
использования і]нс |
или максимально допустимая величина вне- |
|
цикловых потерь ^ |
fn); |
|
3) |
исходя из заданных требований к надежности всего станка |
(Листщ или S ^nmax)’ Рассчитываются требования к надежности отдельных механизмов и устройств станка — в том числе автоопе ратора (максимально допустимые внецикловые потери £Птах или
минимально допустимое количество рабочих циклов между двумя отказами в работе &н ).
Блок-схема расчетов допустимых значений показателей на дежности с указанием всех необходимых исходных данных для каждого этапа приведена на рис. 17.
Для того, чтобы рассчитать требуемый уровень надежности линии в целом, минимально допустимый коэффициент техниче ского использования линии, необходимо знать в качестве исходных данных:
1)номинальные сравнительные показатели автоматической линии по сравнению с неавтоматизированным производством: увеличение стоимости а, охидаемый рост производительности ав томатической линии фном и сокращение количества обслуживаю щих рабочих еном; все эти данные содержатся обычно в проектной документации, в частности, — в проектных расчетах экономиче ской эффективности автоматической линии;
2)нормативные показатели: нормы амортизации, которые имеются в справочной литературе (для автоматических линий
при двухсменной работе а х = 0,122); отношение годовых затрат на текущий ремонт и межремонтное обслуживание к стоимости оборудования, которое можно принимать равным а 2 == 0,06-ь0,08
[6]и т. д.;
3)функциональную зависимость количества наладчиков в ав
томатической линии от надежности станков в линии £ ("Пис)» к0" торая зависит от стоимостных показателей и различна для разных типов автоматических линий.
Для того чтобы рассчитывать по требуемому коэффициенту технического использования линии требования к коэффициентам использования отдельных станков, встраиваемых в линию, в ка честве исходных данных необходимо знать (см. рис. 17):
1) структурные характеристики автоматической линии: ко личество последовательных станков (позиций) в линии ц\ коли чество участков, на которые разделена линия пу и т. д.; длитель ность рабочего цикла Т. При расчете требований к надежности конкретных автоматических линий их показатели q и пу имеются в технической документации; величина межучасткового наложе
ния потерь А может быть определена по |
методике ЭНИМСа; |
2) эксплуатационные характеристики, |
которые для линий |
данного типа являются объективными: среднее время обнаружения и устранения отказов Ѳср, коэффициент возрастания внецикловых потерь w; эти данные могут быть получены путем исследований
43