ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
и удельные капиталовложения варьировались (по отношению к спро ектированной расчетной величине) при отношении ± 5 —10 коп. на 1 т исходного угля для себестоимости и ±2 0 —40 коп. для удель
а |
ных капиталовложении. |
||
Графически |
обработанные |
||
|
результаты расчетов (для двух |
||
|
крайних значений |
зольности |
|
|
пластов) показывают, что пол |
||
|
ная себестоимость |
пара при |
|
|
неизменных ее |
слагаемых — |
б
Условные обозначения-.
—— — смешанное сж игание
—> — пылеугольное сжигание
Рис. 14. Зависимость себестоимости 1 т пара на месте добычи угля от методов и глубины обогащения по пластам с наименьшей и наибольшей зольностью при разной его себестоимости. Изменение зольности на 1% соответствует изменению к. п. д. сжигания при смешанном сжигании на 1%, при пылеугольном — на 0,6%. Приняты четыре варианта себестоимости обогащения:
а |
— для пластов зольностью 3 |
9 , 8 2 % ; |
б — для пластов зольностью 9 , |
11 %; 1 — у |
= 0 ,2 7 9 |
+ |
|||||||||||||||||||
+ |
1,965 |
ж; 2 — у |
= |
0 ,2 3 5 |
+ |
|
2 ,0 2 7 |
ж; |
3 |
— у |
= |
0,192 |
+ |
2,08_7 ж; 4 — у = 0 ,2 0 9 |
+ 2,079_ж ; |
||||||||||
О — У ~ |
1 ,3 5 |
7 + |
0 ,2 7 6 |
ж; |
6 |
|
— у = |
1 ,3 3 7 + |
0 ,3 1 0 ж; |
|
7 — |
у |
= 1 ,3 5 3 |
+ 0^392 |
ж; |
8 — |
у |
= |
|||||||
= |
+ 0 ,3 4 5 + |
0 ,3 2 |
0 |
ж; |
9 — |
у |
= 1 , 0 1 ; |
1 0 — ~у = 0,059 |
+ |
1,732 ж; |
U |
— у = |
— 1 ,0 5 ; |
12 |
— |
||||||||||
у |
= 1 ,5 3 4 — 0 |
,4 0 9 |
ж; |
13 — у |
|
— 0,125 |
+ |
1 ,0 9 2 |
ж; _ 1 4 |
— у = |
— 0,4 9 5 |
+ |
1,732 |
ж; |
15 — у |
= |
|||||||||
|
|
|
|
|
= |
— 0,1 3 2 |
+ |
1 ,3 6 8 |
ж; 1в |
— у = |
0,4 6 0 + |
0 ,7 6 6 |
ж |
|
|
|
|
|
|||||||
себестоимости |
добычи |
и сжигания — и переменной (изменяющейся |
в указанных интервалах) слагаемой — себестоимости обогащения — меняется в зависимости от соответствующего способа и глубины обогащения. Анализируя полученные результаты, видим, что харак тер полученных кривых (рис. 14) подобен предыдущим при более резких относительных изменениях для углей большой зольности.
Подтвердилось также (несмотря на отрицательный знак рас сматриваемого слагаемого общей себестоимости) увеличение эффек тивности обогащения для более зольных углей (рис. 15).
72
Ввиду того, что при отрицательном значении издержек обогаще ния общая эффективность обогащения осталась положительной,
Ч.
Рис. 15. Зависимость себестоимо сти 1 т пара на месте добычи угля от зольности пластов, глу бины и методов обогащения при разной себестоимости обогащения и при смешанном сжигании. Из менение зольности на 1% соот ветствует изменению к. л. д. сжи гания на 1%. Приняты три вари анта себестоимости обогащения
до разной глубины:
1 и 4 — до 6 мм; г и 5 — до 13 мм; 3 и 6 — до 25 мм
............. уголь,обогащенный бреожелобах
----------- уголь,обогащенный 6тяжелых средах
было произведено разложение выравненных прямых на слагаемые себестоимости по добыче, сжиганию и обогащению. Это разложение показало, что снижение суммарной себестоимости пара с углублением обогащения происходит за счет себестоимости добычи и сжигания.
73
Направления прямых, характеризующих себестоимость обогаще ния, противоположны.
Выбор того или иного варианта обогащения не влияет на напра-
вление прямых, |
а лишь изменяет абсолютные |
величины |
(прямые |
а |
практически параллельны). |
||
|
Однако |
вследствие |
малой |
|
абсолютной |
величины себе |
|
|
стоимости обогащения |
ее отри |
|
|
цательное влияние с избыт |
||
|
ком компенсируется влиянием |
б
Вариант обогащения Условные обозначения-.
—------------ смешанное сжигание
—------------ пылеугольное сжигание
Рис. 16. Зависимость удельных капитальных вложений на 1 т пара на месте добычи угля от глубины и методов обогащения по пластам с наименьшей и наи большей зольностью. Изменение зольности на 1% соответствует изменению к. и. д. сжигания при смешанном сжигании на 1%, при пылеугольном—[на 0,6%. Приняты четыре варианта удельных капиталовложений на обогащение:
о — д л я п ластов зольностью 3 9 |
, 8 2 % ; |
б — д л я п ластов зольностью |
9, 11_%; 1 — у = |
0,071 |
+ |
||||||||||||||
+ |
6,079 |
ж; 2 — |
у " — 0 ,2 3 6 |
+ |
5 |
,4 2 9 |
ж; |
3 — |
у = |
0 ,3 8 2 |
+ 5 ,8 0 4 |
х ; |
4 — |
у = 0,2 6 2 + |
5,492_ж ; |
||||
S — у = |
2 ,4 2 9 + |
1,771 |
ж;_ |
в |
— у |
= 2 ,9 2 6 |
+ 1,765 |
ж; |
7 — у = |
2 ,4 3 9 |
+ |
1,769 ж; |
8 — у |
= |
|||||
= |
2,9 3 7 |
+ 1 ,7 22_ж; 9 — |
у |
= |
2,0 2 5 |
+ |
1 ,2 0 8 |
ж; |
10 — |
у |
= 1 ,7 2 2 |
+ |
1 ,5 4 2 |
х ; 11 — у = |
0 ,2 2 2 |
+ |
|||
+ |
3,1 ж; |
12 — у |
= 1 ,6 0 4 _ + |
1 |
,7 0 8 |
ж; |
13 — у = 3 ,4 5 8 — 0,575 |
ж; |
14 — |
у = 3,1 6 7 — 0,2 1 3 |
ж; |
||||||||
|
|
|
15— у |
= |
3,823 |
— |
0,041 |
ж; |
16 — у |
= 4 ,5 9 3 |
— |
1 ,6 0 7 |
ж |
|
|
||||
остальных слагаемых |
|
и |
приводит |
к |
|
конечным |
результатам, по |
||||||||||||
казанным на рис. 14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Анализ влияния вариантов обогащения и зольности углей на |
||||||||||||||||||
величину удельных капиталовложений привел к |
аналогичным выво |
||||||||||||||||||
дам, что и по себестоимости. |
Это подтверждается данными, приведен |
||||||||||||||||||
ными на рис. 16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
74
Влияние расстояний транспортирования и транспортных расходов на эффективность обогащения
Не требует никаких обоснований и тем более специальных дока зательств то, что на общую экономическую эффективность обогаще ния транспортные расходы всегда влияют положительно, поскольку абсолютно и относительно уменьшается общий объем перевозок топлива за счет того, что из топливного грузооборота исключаются отходы обогащения.
Вполне очевидно, что такая экономия на транспорте прямо пропорциональна при прочих равных условиях расстоянию пере возок (т. е. экономия тем больше, чем дальше потребитель угля отстоит от его производителя) и уменьшению количества перевози мого товарного угля в результате увеличения степени удаления балласта при обогащении.
Тем не менее ясность общих тенденций не только не исключает, а наоборот, предполагает всестороннюю количественную и струк турную оценку влияния этого фактора на эффективность обогащения.
Для решения этой задачи необходимо установить некоторые исходные количественные оценки.
Поскольку для условий СССР с его огромной территорией наряду с совершенствованием географического размещения добычи углей и районирования тошгавопотребления характерны большие рас стояния транспортирования угля, для расчетов были приняты сле дующие значения: 100, 300, 600, 1000 и 1500 км. При этом внутри интервалов полученные в дальнейшем величины можно без суще ственных ошибок интерполировать, а за их пределами (данных, относящихся к последнему случаю, будет относительно немного) — экстраполировать.
Вследствие того, что себестоимость перевозок (все расчеты про изводились лишь для железнодорожного транспорта — основного вида перевозки угля) не только не пропорциональна расстоянию, а убывает по мере увеличения расстояний, были определены диффе ренцированные величины себестоимости перевозок на единицу работы транспорта (10 т/км) х. Они приведены в табл. 16.
Одновременно необходимо учитывать, что вышеприведенные вели чины, относящиеся к массе топлива при пересчете на пар, т. е. с учетом индекса теплового баланса, естественно, при возрастающем индексе приводят к прогрессивному возрастанию эффективности обогащения по фактору транспорта, а при убывающем индексе — экономия на транспорте полностью или частично в зависимости от соотношения соответствующих величин убывает.
Рассчитанные на базе этих исходных положений конкретные данные были обработаны уже ранее описанным графоаналитическим методом, и анализ их позволил сделать следующие выводы.
1 Расчеты себестоимости перевозок были разработаны Центрогипрошахтом.
75
Таблица 16
|
Себестоим ость |
Р а ссто я н и е , км |
п ер ево зки н а |
|
10 т - к м , ко п . |
Общ ая се б е стои м ость
пер ево зо к ,
руб.
100 |
3,04 |
0,304 |
300 |
1,73 |
0,519 |
600 |
1,91 |
1,146 |
1000 |
1,67 |
1,670 |
1500 |
1,13 |
1,695 |
При любых возможных расстояниях транспортирования угля эффективность обогащения возрастает очевидно и однозначно за счет экономии на транспорте по уже известной по другим факторам и повторяющейся в данном случае закономерности, как при смешан ном, так и при пылеугольном сжигании, что видно из рис. 17.
С ростом расстояний транспортирования угля возрастает абсо лютная величина эффективности, но почти не меняется общая законо мерность изменения кривых по мере углубления обогащения.
Эффективность по фактору транспорта выше для высокозольных углей, что повторяет в принципе аналогичную закономерность, выявленную ранее для других слагаемых эффективности обогащения.
Ввиду того, что величина экономии на транспорте является равно действующей влияния самого фактора транспорта и индекса тепло вого баланса, было произведено графическое разложение общих кривых на кривые собственно издержек транспорта в сопоставлении с кривыми индекса теплового баланса, которое показало, что обе частные кривые накладываются одна на другую, давая общую кри вую эффективности.
Для рассмотрения этого же вопроса при убывающем индексе теплового баланса такое же разложение кривых было произведено в соответствующих условиях (рис. 18). При этом оказалось, что эффективность на транспорте настолько значительна, что при воз можных комбинациях других факторов она способна перекрыть влияние убывающего индекса теплового баланса.
Таким образом, только при очень сильно убывающем индексе теплового баланса (т. е. в единичных случаях) может возникнуть вопрос о поглощении им эффекта от транспорта, который, как пра вило, является фактором, увеличивающим эффективность обогаще ния, достигаемую по себестоимости пара на месте производства.
Вопрос о влиянии показателя удельных капиталовложений рассмотрен с некоторой условностью. Дело в том, что нет оснований исходить из необходимости существенных изменений общих капи тальных вложений на транспортирование угля в зависимости от способа обогащения (в части железнодорожных путей, сооружений
76