Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
( р и с . 2 ) . Это |
потребовало ликвидации |
карлингса в месте |
прохода |
монорельса, |
а т а к ж е использования в |
качестве опоры для |
бимсов |
расположенных сверху на палубе фундаментных балок при соот
ветствующем изменении их конструкции и |
протяженности. |
|
Д л я размещения |
вспомогательных котлов, главного распреде |
|
лительного щита или |
другого оборудования |
и механизмов приме- |
А-А
J |
1 |
1 |
1 |
Условная |
ОЛ |
i |
: |
||||
|
178 |
|
176 |
|
|
Шн |
платформы |
|
|
б-б |
|
|
|
|
S-1B- |
|
|
Piic. 2. Изменение конструк ции набора палубного пере крытия па рыбомучной базе «Пятидесятилетне СССР» при
|
|
|
ограничении |
габаритов |
балок. |
||
няют |
местные |
развитые рецессы или уступы |
в палубах. |
Например, |
|||
при |
установке |
вертикального |
стерилизатора |
банок |
непрерывного |
||
действия на |
рыбообрабатывающей базе «Кронид Коренов» при |
||||||
шлось выполнить рецесс в двойном дне при |
одновременном мест |
||||||
ном |
изменении |
конструкций корпуса |
в этом районе. |
|
|
||
В |
приведенных примерах |
дана |
качественная оценка |
возмож |
|||
ных несовместимых требований задания к корпусным |
конструкциям |
и некоторые методы устранения несовместимости. Однако во всех этих примерах можно установить и количественные закономерности
11
(величины межпалубных расстоянии в свету, свободные раз меры палубы в плане, значения расчетных напряжении в конст
рукции с |
учетом их |
концентрации |
и т. д.). Важно |
отметить, |
что |
|
в |
большинстве случаев устранение |
несовместимости |
по отношению |
|||
к |
корпусу |
можно |
произвести конструктивными средствами |
без |
изменения принципиальных общесудовых решений (размерений, общего расположения), т. е. в рамках оптимального проекта судна, не ухудшая его технико-экономических показателей.
При проектировании судов и корпусных конструкций выявле ние необходимых исходных требований и проверка их совместимо сти осложняются тем, что условия эксплуатации, как правило, задаются не в явном количественном выражении, а в обобщенной форме.
Так, в задании не приводятся характер, величина и повторяе мость усилий, действующих на судно в целом и к а ж д у ю конструк цию в отдельности, а указываются общие условия эксплуатации, анализ которых позволяет получить необходимые количественные показатели с той пли иной степенью достоверности. Например, задание района плавания косвенным образом характеризует пара метры волнения, ледовые нагрузки, условия коррозии, температур ные режимы наружного воздуха и воды в течение ежегодного периода эксплуатации судна. Приведенная в задании номенклатура грузов позволяет оценить их объемно-весовые показатели и, следо вательно, усилия, действующие на перекрытия корпуса, требуемую температуру в трюмах, которая влияет на выбор марок материала конструкций корпуса. Большое значение имеют некоторые специ альные, оговоренные в задании, условия эксплуатации: швартовка в море, требующая специальных подкреплении бортовых перекры тий и смежных конструкций, плавание на мелководье (соответ ствующее подкрепление днищевых перекрытий), наличие корро- зионно-активных сред в отдельных помещениях судна, что, в свою очередь, заставляет прибегать к целому комплексу дополнительных конструктивных мероприятий. Перечень таких специальных требо ваний может быть продолжен, он постоянно расширяется по мере специализации флота и увеличения номенклатуры его операций.
В связи с этим возникает чрезвычайно |
в а ж н а я |
и |
сложная |
|
задача — перевод неявных условий в явные, формулировка |
требо |
|||
ваний задания в конкретном количественном |
виде. |
Эта |
|
задача |
представляет собой проблему внешних воздействий, |
а |
примени |
||
тельно к корпусным конструкциям включает традиционную |
первую |
|||
проблему строительной механики — внешние |
силы |
[96]. |
|
Однако |
этим она не исчерпывается. В каждом конкретном случае необхо димо учитывать большое число дополнительных условий, которые определяют в той или иной степени конструктивное решение. К ним относятся габаритные ограничения, условия непроницаемости или
12
герметичности помещении, технологические возможности изготов ления и монтажа конструкций и многое другое.
Таким образом, первый этап проектирования заключается в качественном анализе функциональных и эксплуатационных тре бований задания, количественной формулировке величин внешних воздействий, проверке совместимости и в необходимых случаях
вкорректировке требований задания .
II этап. Разработка вариантов проектных решений. Судно в це лом, его корпус и л ю б а я конструкция могут быть выполнены в раз
ных |
вариантах, |
качественно отличающихся один |
от |
другого. |
|
К а ж д ы й из них |
соответствует различным |
требованиям |
техниче |
||
ского |
задания и |
их совокупности. Поэтому |
из всего |
многообразия |
принципиально возможных типов конструктивного решения при проектировании отбираются те, которые не противоречат исходным данным. В результате устанавливаются качественные характери стики одного или нескольких типов проектного решения для про ведения дальнейшего количественного анализа . Так, при проекти ровании корпуса судна решаются вопросы выбора системы набора различных перекрытий (продольная, поперечная, применение гоф рированных конструкций), вида конструктивного оформления узлов,
марок и сортамента |
материала и т. д. |
|
|
|
|
|
||||
Во |
многих |
случаях |
предварительное |
рассмотрение |
без |
подроб |
||||
ного |
качественного |
и |
количественного |
анализа, |
не |
дает |
возмож |
|||
ности с требуемой точностью однозначно |
обосновать |
преимущества |
||||||||
какого-либо типового решения по сравнению с другими |
возмож |
|||||||||
ными |
вариантами, а т а к ж е выявить степень его |
соответствия усло |
||||||||
виям |
технического |
задания . Тогда найти наиболее |
рациональную |
|||||||
конструкцию можно путем параллельного определения |
оптималь |
|||||||||
ных решений для каждого из рассматриваемых типовых |
вариантов |
|||||||||
и их последующего |
сопоставления. |
|
|
|
|
|
||||
После того |
как |
выбраны |
основные |
качественные |
показатели |
|||||
проектируемой |
конструкции, |
необходимо |
описать |
ее количественно. |
||||||
Д л я этого вводится |
определенное конечное число проектных пере |
|||||||||
менных (t/i, J/2, • • •, |
У»). К а ж д а я конкретная совокупность |
У этих |
переменных характеризует некоторое проектное решение в рамках выбранного конструктивного типа.
Переменными могут быть любые параметры, каким-либо обра зом характеризующие проектируемое сооружение и допускающие вариации своих величин. Корпусные конструкции описываются двумя группами переменных — физико-механическими константами материала (пределом текучести, ударной вязкостью и др . ), кото рые в заданных условиях эксплуатации целиком зависят от его марки, и геометрическими размерами конструкции (шпацией на бора, толщиной листов, р а з м е р а м и профилей, расстояниями между палубами или переборками и др . ) .
13
В а ж но подчеркнуть, что по характеру |
изменения |
проектные |
||
переменные могут быть непрерывными (например, шпация |
набора) |
|||
и дискретными (количество |
днищевых |
стрингеров, |
карлингсов, |
|
типоразмеры п р о к а т а ) . Это |
различие не |
сказывается |
на |
принци |
пиальной схеме выбора оптимальных решении, но требует в от
дельных случаях |
использования |
специфического математического |
||||||
аппарата . |
|
|
|
|
|
|
|
|
К а ж д а я конструкция определенным |
образом реагирует на |
внеш |
||||||
ние |
воздействия, |
соответствующие |
эксплуатационным |
требова |
||||
ниям Q. Поведение конструкции можно описать конечным |
числом |
|||||||
количественных |
показателей «• поведения |
см, |
стг,..., сг/; |
ими |
могут |
|||
быть |
напряжения, деформации, |
частота |
и |
амплитуда |
колебаний, |
усталостные характеристики. Выбор конкретных показателей в каж дом случае определяется спецификой эксплуатационных требова ний, предъявляемых к конструкции.
Так, к палубам, на которых размещаются грузовые помещения, предъявляются требования достаточной прочности, и в качестве показателей поведения целесообразно принимать параметры напря женного состояния конструкции. Если ж е на палубе расположены неуравновешенные механизмы (дизель-генераторы, компрессоры
рефрижераторной установки), то в качестве показателен |
поведе |
|||
ния следует принять вибрационные параметры и усталостные |
харак |
|||
теристики конструкции. |
|
|
|
|
Величина показателей поведения связана с эксплуатационными |
||||
требованиями Q и проектными переменными |
У некоторыми |
функ |
||
циональными зависимостями, |
которые |
можно |
записать в |
форме |
так называемых уравнений поведения |
|
|
|
|
cp,.(Q, Y, <j) = |
0 ( i = l , |
2, . . . . |
t). |
(1.1) |
Простейшим примером таких уравнений могут служить зави симости между максимальными напряжениями и геометрическими характеристиками однопролетной свободно опертой балки при ста тическом поперечном изгибе:
|<т|—2^- = |
0; |
| т | — ^ - = 0, |
|
|
(1.1а) |
||
1 1 |
8117 |
1 |
1 |
2со |
|
|
к |
где о, т — максимальные |
нормальные |
напряжения |
в |
крайних фиб*- |
|||
pax балки в среднем пролетном сечении |
и |
максималь |
|||||
ные касательные напряжения в опорном сечении, т. е. |
|||||||
реакция балки как |
системы |
на внешнее |
воздействие; |
||||
q — интенсивность |
равномерно |
распределенной |
нагрузки, |
т. е. количественное выражение эксплуатационного тре бования по величине воспринимаемого внешнего воз действия;
14
/, W, |
со — соответственно пролет, |
момент сопротивления сечения |
|||
|
и приведенная площадь стенки балки, т. е. геометриче |
||||
|
ские |
характеристики конструкции. |
|
||
Д л я |
каждой |
произвольно |
выбранной системы |
проектных пере |
|
менных |
У формально может |
быть |
определена |
соответствующая |
система показателей поведения а при заданной совокупности экс плуатационных требований Q. Однако это не означает, что любые
проектные |
решения |
У реально осуществимы. Некоторые из взаимо |
||
зависимых |
систем |
переменных У и а не |
могут быть |
приняты, так |
как они |
противоречат определенным |
объективным |
физическим |
закономерностям или не удовлетворяют условиям нормальной без аварийной эксплуатации конструкции.
Такими недопустимыми или нежелательными решениями явля ются случаи неустойчивости элементов или конструкции в целом, чрезмерно малые толщины (ниже минимально допустимых), повы шенные габариты балок (которые могут, например, препятствовать нормальному размещению груза, обслуживанию или ремонту обо
рудования), недопустимый |
уровень напряжении, |
повышенные |
деформации, резонанс при вибрационных нагрузках и т. п. |
||
Следовательно, возникает |
чрезвычайно в а ж н а я |
задача норми |
рования допустимых пределов изменения реакции конструкции на
внешние воздействия, т. е. |
таких величин показателей |
поведения, |
||
при |
которых |
конструкция |
выполняет свои функции с установлен |
|
ной |
степенью |
гарантии. В |
частности, сущность третьей |
проблемы |
строительной механики — выбор допускаемых напряжений и дефор
м а ц и й — заключается в устранении недопустимых по |
условиям |
|||
безаварийной эксплуатации конструктивных решений. |
|
|||
Н и ж е будут рассмотрены |
некоторые |
частные |
случаи |
нормиро |
вания допустимых пределов |
изменения |
реакции |
конструкции или |
ее размеров. В общем же виде решения, которые не удовлетворяют предъявленным функциональным требованиям и физическим зако
номерностям, |
исключаются введением |
различных |
ограничений, |
|
выраженных |
системой |
неравенств |
|
|
|
ip,.(Q, |
Y, а ) > 0 ( / = 1 , |
2, . . . . /) . |
(1.2) |
Так, в рассмотренном примере изгиба однопролетной балки очевидным является ограничение максимальных действующих на пряжений определенным верхним пределом, обеспечивающим заданные гарантии неразрушимости конструкции:
°доп — М > ° ; т д о п — | т | > 0 . |
(1.2а) |
Во многих случаях требования совместимости конструкции корпуса с общесудовыми решениями удобнее формулировать не в виде исходных данных для проектирования корпуса, а в виде
15