Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
в о з м о ж но только при использовании свободных вырезов |
в узлах |
пе |
|||
ресечения. |
|
|
1 |
•> |
|
В целом полученные результаты могут быть использованы |
для |
||||
обоснованного |
выбора |
типовых |
узлов пересечений в |
зависимости |
|
от конкретных |
конструктивных |
особенностей судовых |
перекрытий |
||
и разбивки корпуса на |
секции. |
|
перекрытии |
З а к л ю ч е н ие
При проектировании корпусов всегда стремились учитывать различные требования, о т р а ж а ю щ и е специфику постройки и эк сплуатации судов. Однако узкая специализация проводимых иссле дований и разработок отдельных элементов проекта и сложность комплексной количественной оценки результатов проектирования приводили к тому, что степень оптимальности конструктивных ре шений, по существу, определялась индивидуальным опытом проек танта. При этом главными контролируемыми п а р а м е т р а м и были весовые показатели и прочность конструкций.
Современная практика проектирования корпусов основывается на все более усложняющихся исходных предпосылках, ускорении сроков проектирования и строительства судов, внедрении новой техники и технологии. В этих условиях переход к оптимальному проектированию как к целенаправленному научно обоснованному процессу, базирующемуся на строгих количественных оценках и критериях, становится объективно необходимым.
Комплексный технико-экономический подход к проектированию корпусных конструкций предполагает преодоление р а м о к узкой специализации, проведение подробного анализа и учет различных эксплуатационных, технических и технологических требований. При этом необходимо определить степень влияния к а ж д о г о из этих тре бований на принимаемые конструктивные решения, что может быть достигнуто только на основе подхода с единых экономических пози ций. Его сущность заключается в выборе проектных решений, при водящих к минимальным суммарным з а т р а т а м в период постройки и за время эксплуатации судна. Внедрение такого подхода пе заменяет существующие и интенсивно развивающиеся методы рас
четов и исследований корпусных |
конструкций, а основывается на |
них и дополняет их. Это, главным |
образом, относится к вероятност- |
184
ным методам расчетов прочности, теории взаимозаменяемости, анализу технологичности и т. д.
Принятие тон или иной конструкции и технологии ее изготов ления регламентируется нормативами на проектирование (включая нормы прочности и альбомы типовых конструкций, оговаривающие оформление элементов, деталей и узлов корпуса и фундаментов), иа технологические процессы, методы и нормы контроля, дефектацию и ремонт. Все они в принципе д о л ж н ы базироваться -на эко номической основе и устанавливать наиболее рациональные реше
ния с |
учетом взаимозависимости |
рассматриваемых |
факторов . |
||||
Возможность |
обоснованной |
разработки |
различных |
нормативов и |
|||
их взаимного согласования |
относится |
к числу важных |
преимуществ |
||||
комплексного |
подхода по сравнению |
с |
традиционными |
способами |
|||
создания |
норм |
и методами |
расчета конструкций. Непосредственный |
учет исходных экономических показателей или их соотношений при разработке нормативов и выборе конструктивно-технологических решений позволит производить обоснованную и своевременную кор ректировку норм при изменении экономической ситуации.
Таким образом, внедрение оптимального проектирования в ис
следовательскую и практическую деятельность |
является одним |
из |
|||
в а ж н ы х факторов |
повышения |
технического |
уровня |
строящихся |
|
судов. Эта з а д а ч а |
чрезвычайно |
сложна, и д а ж е при |
наличии |
до |
|
статочно полных и достоверных |
исходных данных требует большого |
объема расчетных и графических работ. Исчерпывающее ее реше ние может быть получено лишь постепенно на основе широких комплексных теоретических и экспериментальных исследований, обобщения и анализа статистических сведений по эксплуатации флота, привлечения вычислительной техники, т. е. путем совмест ной работы специалистов разного профиля..
Указатель литературы
1. А л ф е р о в |
В. П., М а ц к е в и ч |
В. Д. Требования |
|
к точности |
соединения |
||||||
секций при сборке |
корпуса судна. — «Судостроение», 1970, № 9, с. 38—41. |
||||||||||
2. |
Б а р а б а н о в |
Н. В. Конструкция корпуса морских |
судов. Л., «Судострое |
||||||||
ние», 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Б а р а б а н о в |
Н. В., Ч н б и р я к II. М. Снижение |
прочности |
корпусных |
|||||||
конструкции при выполнении вырезов с последующей |
их заделкой. — «Судострое |
||||||||||
ние», 1967, № 9, с. 10—14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. |
Б а р а б а н о в |
Н. В., Ч и б и р я к II. М. Общая |
прочность |
при |
ремонте |
||||||
корпуса судна на плаву и в доке. — В сб.: Строительная |
механика |
корабля. Ма |
|||||||||
териалы по обмену опытом. Вып. 131, Л., 1969, с. 120—124 |
(НТО Судпрома). |
||||||||||
5. |
Б е л е н ь к и й |
Л. М. Исследование деформирования |
обшивки |
при образо |
|||||||
вании |
бухтин. — В сб.: Износы и нормирование дефектов |
|
корпусов |
судов. Мате |
|||||||
риалы |
по обмену |
опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 115—129 |
(НТО Судпрома). |
||||||||
6. |
Б е л е н ь к и й |
Л. М. Прочностные вопросы дефектацип корпусов |
промыс |
||||||||
ловых |
судов. — В |
сб.: Строительная механика корабля. Материалы |
по |
обмену |
|||||||
опытом. Вып. 130, Л., 1969, с. 214—220 (НТО Судпрома). |
|
|
|
|
|
||||||
7. Б е л е н ь к и й |
Л. М. О нормировании |
гофрировки |
бортовой |
обшивки.— |
|||||||
В кн.: Теоретические |
и практические вопросы |
прочности |
и конструкции |
морских |
|||||||
судов. Л., 1970, с. 121 — 130 (Регистр СССР). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
8. |
Б е л ь ч у к |
Г. А. Сварные соединения |
в корпусных |
конструкциях Л., «Су |
|||||||
достроение», 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Б е л ь ч у к |
Г. А., М а ц к е в и ч |
В. Д. Сварка |
в судостроении.. Л., Суд- |
||||||||
промгпз, 1961. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Б о й ц о в |
Г. В. О связи допусков на толщины листов с характеристиками |
|||||||||
прочности судовых конструкций. — «Судостроение», 1966, № 1, с. 11 —13. |
|
||||||||||
11. |
Б о й ц о в |
Г. В. Проблемы общей прочности крупнотоннажных |
танке |
||||||||
ров.— «Судостроение», 1971, № 12, с. 10—15. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
12. |
Б о й ц о в |
Г. В., Бр о м с к и й |
А. И. Проектирование узлов |
|
пересечения |
||||||
балок |
набора судовых перекрытий. — «Судостроение», |
1970, № 7, с. 15—17. |
|||||||||
13. |
Б о й ц о в |
Г. В., К н о р и н г С. Д. Прочность |
и работоспособность кор |
||||||||
пусных конструкций. Л., «Судостроение», 1972. |
|
|
|
|
|
|
|||||
14. |
Б о й ц о в |
Г. В., К н о р и и г С. Д., Т а у б и н Г. О. К вопросу об иссле |
|||||||||
довании работоспособности корпусных |
конструкций. — В сб.: Доклады ко 2-й на |
учно-технической конференции по строительной механике корабля памяти ака
демика |
10. |
А. Шпманского. Вып. 66, Л., 1965, с. 168—175 |
(НТО Судпрома). |
||
15. |
Б о л о т и н В. В. Статистические методы |
в строительной |
механике. М., |
||
Госстройиздат, 1965. |
|
|
|
||
16. |
Б о р о д а ч е в Н. А. Основные вопросы |
теории |
точности |
производства. |
|
М, Изд-во АН СССР, 1950. |
|
|
|
186
17. |
Б р о и с к и ii А. II. Теоретическое обоснование |
выбора основных элемен |
||||||||
тов внутренних |
выгородок. — В |
сб.: Вопросы |
прочности |
судовых |
конструкции. |
|||||
Материалы по |
обмену |
опытом. |
Вып. 93, Л., 1967, |
с. |
118—126 |
(НТО Суд- |
||||
прома). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
Б ро и с к и ii |
А. II. Выбор основных |
элементов |
опорных |
выгородок.— |
|||||
В сб.: Прочность |
судовых конструкции. Материалы по обмену опытом. Вып. 117, |
|||||||||
Л., 1968, с. 24—31 |
(НТО Судпрома). |
|
|
|
|
|||||
19. |
Б р о н с к и й |
А. И. Исследование силового взаимодействия |
в узлах пе |
|||||||
ресечения балок |
набора |
при поперечном иагруженин. — В сб.: Строительная меха |
||||||||
ника корабля. Материалы по обмену опытом. Вып. |
131, |
Л., 1969, с. f54—162 |
||||||||
(НТО |
Судпрома). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Б ро н е к и й |
А. II. Технико-экономические основы |
решения задач взаимо |
заменяемости корпусных конструкции и их приложение к выбору узлов пересе
чения |
набора. — В сб.: Тезисы докладов на совещании по совершенствованию |
|||||||||||||
корпусных |
работ |
и |
механизации |
производственных |
процессов |
в судостроении. |
||||||||
Вып. 181, Л., 1972, с. 146—158 (НТО Судпрома). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
21. |
Б р о и с к и п А. И., А л ь т ш т е й и С. Я- К вопросу конструирования |
гоф |
||||||||||||
рированных |
выгородок. — Труды |
НТО Судпрома |
(Ленинградское обл. правл.), |
|||||||||||
I960, вып. 2, с. 79—86. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
22. |
Б у б н о в |
П. Г. Избранные труды. Л., Судпромгпз, 1956. |
|
|
|
|||||||||
23. |
Б ы к о в |
В. А., Р а з о в |
II. А., Х у д о ж ни ко в а |
Л. Ф. Циклическая |
||||||||||
прочность судокорпуспых сталей. Л., «Судостроение», 1968. |
|
|
|
|
||||||||||
24. |
Бюллетень дополнений и изменений к Правилам классификации и пост |
|||||||||||||
ройки морских |
судов (изд. 1970 г.); № 2. Л., «Транспорт», 1971 |
(Регистр СССР). |
||||||||||||
25. |
В а с и л ь е в |
В. П., Р о щ и и М. Б., Т о в с т ы х |
Е. В. Судостроительные |
|||||||||||
материалы. Л., «Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
26. |
В е н т ц е л ь |
Е. С. Теория |
вероятностей. М., «Наука», |
1964. |
|
|
||||||||
27. |
В о ,п о г д ii н В. П. Применение |
качественных |
сталей |
в конструкции |
кор |
|||||||||
пуса в связи с |
вопросами технологии |
электросварки.—Труды |
ВНПТОСС, |
1937, |
||||||||||
т. II, вып. 3, с. |
11 — 14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
28. |
Вопросы |
оценки напряженного |
состояния |
элементов |
конструкций при их |
|||||||||
замене |
во время |
ремонта. — В сб.: Строительная |
механика |
корабля. Материалы |
||||||||||
по обмену |
опытом. |
Вып. 131, Л., 1969, с. 132—140 |
(НТО Судпрома). Авт.: |
|||||||||||
А. А. Пшков, В. П. Лавров, Б. Я- Розендеит, А. И. Симхес. |
|
|
|
|
||||||||||
29. |
Г а р б у з |
В. С. Концентрация напряжений в прерывистых связях судо |
||||||||||||
вого корпуса. Л., «Судостроение», |
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
30. |
Г л о з м а н М. К-, В а с и л ь е в |
А. Л. Технологичность |
конструкций |
кор |
||||||||||
пуса судна. Л., «Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
31. |
Д е н и с о в |
Р. О. Применение |
математической |
статистики в технологии |
||||||||||
судового корпусостроення. Л., «Судостроение», 1965. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
32. |
Д и к о в и ч И. Л. Статика упругопластпческих |
балок судовых |
конструк |
|||||||||||
ций. Л., «Судостроение», 1967. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
33. |
Д м и т р и е в |
В. П. Опыт |
изготовления прочных |
гофрированных |
продоль |
|||||||||
ных и поперечных |
переборок. Л., Судпромгпз, 1958. |
|
|
|
|
|
|
|
34.Д у н а е в П. Ф. Размерные цепи. М., Машгнз, 1963.
35.Д у р н о в В. П. Вопросы прочности бортов промысловых судов. — В кн.:
Теоретические и практические вопросы |
прочности и конструкции морских судов. |
М. — Л., 1966, с. 70—95 (Регистр СССР). |
|
36. Е к и м о в В. В. Вероятностные |
методы в строительной механике корабля. |
Л., «Судостроение», 1966. |
|
37. Е р ш о в Н. Ф., С в е ч н и к о в |
О. II. Предельное состояние и надежность |
конструкций речных судов. Л., «Судостроение», 1970.
38.И в а и о в а В. С. Усталостное разрушение металлов. М., Металлургиздат,
1963.
39.Исследование долговечности и распространения трещин усталости в ма териале и конструкциях из судостроительных сталей. — В сб.: Прочность судовых
187
конструкции. Материалы по обмену опытом. Выи. 85, Л., 1966, с. 15—22 (НТО
Судпрома). Авт.: Г. В. Бойцов, С. Д. Кнорннг, 10. Ф. Лепи, Г. О. Таубпн. |
|
|||||||||
40. |
Исследование работоспособности узлов пересечений балок |
набора |
кор |
|||||||
пуса. — В сб.: Пзносы и нормирование дефектов корпусов |
судов. Материалы по |
|||||||||
обмену |
опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 136—146 (НТО Судпрома). Авт.: Г. В. Бой |
|||||||||
цов, А. II. Вронский, А. М. Васильев, Е. Б. Волкова. |
|
|
|
|
||||||
41. |
К а н д е л ь |
Ф. Г., К о ш к и н Э. А., Ф р и д л я н с к и й А. 3. |
Некоторые |
|||||||
статистические |
закономерности |
ударного |
взаимодействия |
судна с |
волнами.— |
|||||
В сб.: Строительная механика |
корабля. Материалы по обмену опытом. Вып. 131, |
|||||||||
Л., 1969, с. 66-73 |
(НТО Судпрома). |
|
|
|
|
|
|
|||
42. |
Ка и ф о р |
С. С. Корпусная сталь. Л., Судпромгнз, |
I960. |
|
|
|
||||
43. |
К и о р и и г С. Д., Л е п п Ю. Ф. Анализ опыта эксплуатации |
корпусов |
||||||||
отечественных |
транспортных судов. — В сб.: Доклады ко 2-й научно-технической |
|||||||||
конференции по строительной механике корабля памяти академика |
Ю. А. Шн- |
|||||||||
манского. Вып. 66, Л., 1965, с. 176—184 (НТО |
Судпрома). |
|
|
|
|
|||||
44. |
К о з л я к о в В. В. Упруго-пластический изгиб судовых перекрытий |
и ба |
||||||||
лок из упрочняющегося материала с учетом |
деформаций сдвига, — В сб.: Строп- |
|||||||||
тельная |
механика |
корабля. Материалы |
по |
обмену опытом. Вып. 42, |
Л., 1962, |
с.51—94 (НТО Судпрома).
45.К о з л я к о в В. В. Сравнительная оценка прочности и усталостной долго вечности палубных п днищевых конструкций транспортных судов. — В сб.: Проч ность корпуса судна. Материалы по обмену опытом. Вып. 63, Л., 1965, с. 4—43 (НТО Судпрома).
46. |
К о з л я к о в |
В. В. Об оценке предельной |
прочности перекрытии, загру |
||||
женных |
поперечной |
нагрузкой |
при общем изгибе |
корпуса судна. — В сб.: Проч |
|||
ность судовых |
конструкций. Материалы |
по обмену опытом. Вып. 85, Л., 1966, |
|||||
с. 45—64 (НТО Судпрома). |
|
|
|
|
|||
47. К о з л я к о в |
В. В. О рациональной структуре формул для |
определения |
|||||
статистических |
характеристик |
волновых |
нагрузок.— «Судостроение», 1966, № 8, |
||||
с. 10—16. |
|
|
|
|
|
|
|
48. |
К о з л я к о в |
В. В. Об оценке |
усталостной долговечности |
конструкций, |
|||
долговременный |
спектр напряжений в которых определяется законом Вейбулла. — |
В сб.: Прочность судовых конструкций. Материалы по обмену опытом. Вып. 99, Л., 1967, с. 99—110 (НТО Судпрома).
49. К о з л я к о в В. В. Некоторые вопросы технико-экономического анализа эксплуатационных повреждений и запасов прочности конструкций морских транс портных судов.—В сб.: Износы и нормирование дефектов корпусов судов. Ма териалы по обмену опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 37—50 (НТО Судпрома).
50. |
К о з л я к о в |
В. В. Об экономическом |
анализе запасов |
прочности конст |
||||||||||
рукций |
морских |
транспортных |
судов.—Труды |
ЛКИ, Л., 1969, |
вып. 66, с. |
91 — |
||||||||
102 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51. |
К о з л я к о в |
В. В. Об оценке и обеспечении |
усталостной |
прочности |
кор |
|||||||||
пусов |
морских |
транспортных |
судов. — В |
сб.: Строительная |
механика |
корабля. |
||||||||
Материалы по обмену опытом. Вып. |
130, |
Л., |
1969, с. |
205—213 (НТО |
||||||||||
Судпрома). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52. |
К о з л я к о в |
В. В., |
Л а з а р е в |
В. Н. |
Экспериментальное исследование |
|||||||||
упруго-пластического |
изгиба |
днищевых |
перекрытий. — Труды |
ЛКИ, Л., 1962, вып. |
||||||||||
38, с. 75-87. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53. |
К о з л я к о в |
В. В., П л е х а н о в |
Ю. В. Построение |
и анализ |
долговре |
|||||||||
менных спектров волновых нагрузок и давлений от слемнига |
|
и залнваемости. — |
||||||||||||
Труды ЛКИ, Л., 1968, вып.'62. с. 63—76. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
54. |
К о р о т к и й |
Я. П. Вопросы прочности |
морских транспортных |
судов. Л., |
||||||||||
«Судостроение», |
1965. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
55. |
К о и т о р о в ич Б. М. Определение веса металлического |
корпуса танке |
||||||||||||
ров в первом приближении. — В сб.: Прочность |
судовых конструкций. Материалы |
|||||||||||||
по обмену опытом. Вып. 85, Л., 1966, с. 83—92 (НТО Судпрома). |
|
|
|
188