Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в о з м о ж но только при использовании свободных вырезов

в узлах

пе­

ресечения.

 

 

1

•>

 

В целом полученные результаты могут быть использованы

для

обоснованного

выбора

типовых

узлов пересечений в

зависимости

от конкретных

конструктивных

особенностей судовых

перекрытий

и разбивки корпуса на

секции.

 

перекрытии

З а к л ю ч е н ие

При проектировании корпусов всегда стремились учитывать различные требования, о т р а ж а ю щ и е специфику постройки и эк­ сплуатации судов. Однако узкая специализация проводимых иссле­ дований и разработок отдельных элементов проекта и сложность комплексной количественной оценки результатов проектирования приводили к тому, что степень оптимальности конструктивных ре­ шений, по существу, определялась индивидуальным опытом проек­ танта. При этом главными контролируемыми п а р а м е т р а м и были весовые показатели и прочность конструкций.

Современная практика проектирования корпусов основывается на все более усложняющихся исходных предпосылках, ускорении сроков проектирования и строительства судов, внедрении новой техники и технологии. В этих условиях переход к оптимальному проектированию как к целенаправленному научно обоснованному процессу, базирующемуся на строгих количественных оценках и критериях, становится объективно необходимым.

Комплексный технико-экономический подход к проектированию корпусных конструкций предполагает преодоление р а м о к узкой специализации, проведение подробного анализа и учет различных эксплуатационных, технических и технологических требований. При этом необходимо определить степень влияния к а ж д о г о из этих тре­ бований на принимаемые конструктивные решения, что может быть достигнуто только на основе подхода с единых экономических пози­ ций. Его сущность заключается в выборе проектных решений, при­ водящих к минимальным суммарным з а т р а т а м в период постройки и за время эксплуатации судна. Внедрение такого подхода пе заменяет существующие и интенсивно развивающиеся методы рас­

четов и исследований корпусных

конструкций, а основывается на

них и дополняет их. Это, главным

образом, относится к вероятност-

184


ным методам расчетов прочности, теории взаимозаменяемости, анализу технологичности и т. д.

Принятие тон или иной конструкции и технологии ее изготов­ ления регламентируется нормативами на проектирование (включая нормы прочности и альбомы типовых конструкций, оговаривающие оформление элементов, деталей и узлов корпуса и фундаментов), иа технологические процессы, методы и нормы контроля, дефектацию и ремонт. Все они в принципе д о л ж н ы базироваться -на эко­ номической основе и устанавливать наиболее рациональные реше­

ния с

учетом взаимозависимости

рассматриваемых

факторов .

Возможность

обоснованной

разработки

различных

нормативов и

их взаимного согласования

относится

к числу важных

преимуществ

комплексного

подхода по сравнению

с

традиционными

способами

создания

норм

и методами

расчета конструкций. Непосредственный

учет исходных экономических показателей или их соотношений при разработке нормативов и выборе конструктивно-технологических решений позволит производить обоснованную и своевременную кор­ ректировку норм при изменении экономической ситуации.

Таким образом, внедрение оптимального проектирования в ис­

следовательскую и практическую деятельность

является одним

из

в а ж н ы х факторов

повышения

технического

уровня

строящихся

судов. Эта з а д а ч а

чрезвычайно

сложна, и д а ж е при

наличии

до­

статочно полных и достоверных

исходных данных требует большого

объема расчетных и графических работ. Исчерпывающее ее реше­ ние может быть получено лишь постепенно на основе широких комплексных теоретических и экспериментальных исследований, обобщения и анализа статистических сведений по эксплуатации флота, привлечения вычислительной техники, т. е. путем совмест­ ной работы специалистов разного профиля..


Указатель литературы

1. А л ф е р о в

В. П., М а ц к е в и ч

В. Д. Требования

 

к точности

соединения

секций при сборке

корпуса судна. — «Судостроение», 1970, № 9, с. 38—41.

2.

Б а р а б а н о в

Н. В. Конструкция корпуса морских

судов. Л., «Судострое­

ние», 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Б а р а б а н о в

Н. В., Ч н б и р я к II. М. Снижение

прочности

корпусных

конструкции при выполнении вырезов с последующей

их заделкой. — «Судострое­

ние», 1967, № 9, с. 10—14.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Б а р а б а н о в

Н. В., Ч и б и р я к II. М. Общая

прочность

при

ремонте

корпуса судна на плаву и в доке. — В сб.: Строительная

механика

корабля. Ма­

териалы по обмену опытом. Вып. 131, Л., 1969, с. 120—124

(НТО Судпрома).

5.

Б е л е н ь к и й

Л. М. Исследование деформирования

обшивки

при образо­

вании

бухтин. — В сб.: Износы и нормирование дефектов

 

корпусов

судов. Мате­

риалы

по обмену

опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 115—129

(НТО Судпрома).

6.

Б е л е н ь к и й

Л. М. Прочностные вопросы дефектацип корпусов

промыс­

ловых

судов. — В

сб.: Строительная механика корабля. Материалы

по

обмену

опытом. Вып. 130, Л., 1969, с. 214—220 (НТО Судпрома).

 

 

 

 

 

7. Б е л е н ь к и й

Л. М. О нормировании

гофрировки

бортовой

обшивки.—

В кн.: Теоретические

и практические вопросы

прочности

и конструкции

морских

судов. Л., 1970, с. 121 — 130 (Регистр СССР).

 

 

 

 

 

 

 

8.

Б е л ь ч у к

Г. А. Сварные соединения

в корпусных

конструкциях Л., «Су­

достроение», 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Б е л ь ч у к

Г. А., М а ц к е в и ч

В. Д. Сварка

в судостроении.. Л., Суд-

промгпз, 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Б о й ц о в

Г. В. О связи допусков на толщины листов с характеристиками

прочности судовых конструкций. — «Судостроение», 1966, № 1, с. 11 —13.

 

11.

Б о й ц о в

Г. В. Проблемы общей прочности крупнотоннажных

танке­

ров.— «Судостроение», 1971, № 12, с. 10—15.

 

 

 

 

 

 

 

12.

Б о й ц о в

Г. В., Бр о м с к и й

А. И. Проектирование узлов

 

пересечения

балок

набора судовых перекрытий. — «Судостроение»,

1970, № 7, с. 15—17.

13.

Б о й ц о в

Г. В., К н о р и н г С. Д. Прочность

и работоспособность кор­

пусных конструкций. Л., «Судостроение», 1972.

 

 

 

 

 

 

14.

Б о й ц о в

Г. В., К н о р и и г С. Д., Т а у б и н Г. О. К вопросу об иссле­

довании работоспособности корпусных

конструкций. — В сб.: Доклады ко 2-й на­

учно-технической конференции по строительной механике корабля памяти ака­

демика

10.

А. Шпманского. Вып. 66, Л., 1965, с. 168—175

(НТО Судпрома).

15.

Б о л о т и н В. В. Статистические методы

в строительной

механике. М.,

Госстройиздат, 1965.

 

 

 

16.

Б о р о д а ч е в Н. А. Основные вопросы

теории

точности

производства.

М, Изд-во АН СССР, 1950.

 

 

 

186


17.

Б р о и с к и ii А. II. Теоретическое обоснование

выбора основных элемен­

тов внутренних

выгородок. — В

сб.: Вопросы

прочности

судовых

конструкции.

Материалы по

обмену

опытом.

Вып. 93, Л., 1967,

с.

118—126

(НТО Суд-

прома).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

Б ро и с к и ii

А. II. Выбор основных

элементов

опорных

выгородок.—

В сб.: Прочность

судовых конструкции. Материалы по обмену опытом. Вып. 117,

Л., 1968, с. 24—31

(НТО Судпрома).

 

 

 

 

19.

Б р о н с к и й

А. И. Исследование силового взаимодействия

в узлах пе­

ресечения балок

набора

при поперечном иагруженин. — В сб.: Строительная меха­

ника корабля. Материалы по обмену опытом. Вып.

131,

Л., 1969, с. f54—162

(НТО

Судпрома).

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Б ро н е к и й

А. II. Технико-экономические основы

решения задач взаимо­

заменяемости корпусных конструкции и их приложение к выбору узлов пересе­

чения

набора. — В сб.: Тезисы докладов на совещании по совершенствованию

корпусных

работ

и

механизации

производственных

процессов

в судостроении.

Вып. 181, Л., 1972, с. 146—158 (НТО Судпрома).

 

 

 

 

 

 

 

21.

Б р о и с к и п А. И., А л ь т ш т е й и С. Я- К вопросу конструирования

гоф­

рированных

выгородок. — Труды

НТО Судпрома

(Ленинградское обл. правл.),

I960, вып. 2, с. 79—86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Б у б н о в

П. Г. Избранные труды. Л., Судпромгпз, 1956.

 

 

 

23.

Б ы к о в

В. А., Р а з о в

II. А., Х у д о ж ни ко в а

Л. Ф. Циклическая

прочность судокорпуспых сталей. Л., «Судостроение», 1968.

 

 

 

 

24.

Бюллетень дополнений и изменений к Правилам классификации и пост­

ройки морских

судов (изд. 1970 г.); № 2. Л., «Транспорт», 1971

(Регистр СССР).

25.

В а с и л ь е в

В. П., Р о щ и и М. Б., Т о в с т ы х

Е. В. Судостроительные

материалы. Л., «Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

В е н т ц е л ь

Е. С. Теория

вероятностей. М., «Наука»,

1964.

 

 

27.

В о ,п о г д ii н В. П. Применение

качественных

сталей

в конструкции

кор­

пуса в связи с

вопросами технологии

электросварки.—Труды

ВНПТОСС,

1937,

т. II, вып. 3, с.

11 — 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

Вопросы

оценки напряженного

состояния

элементов

конструкций при их

замене

во время

ремонта. — В сб.: Строительная

механика

корабля. Материалы

по обмену

опытом.

Вып. 131, Л., 1969, с. 132—140

(НТО Судпрома). Авт.:

А. А. Пшков, В. П. Лавров, Б. Я- Розендеит, А. И. Симхес.

 

 

 

 

29.

Г а р б у з

В. С. Концентрация напряжений в прерывистых связях судо­

вого корпуса. Л., «Судостроение»,

1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

Г л о з м а н М. К-, В а с и л ь е в

А. Л. Технологичность

конструкций

кор­

пуса судна. Л., «Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

Д е н и с о в

Р. О. Применение

математической

статистики в технологии

судового корпусостроення. Л., «Судостроение», 1965.

 

 

 

 

 

 

32.

Д и к о в и ч И. Л. Статика упругопластпческих

балок судовых

конструк­

ций. Л., «Судостроение», 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.

Д м и т р и е в

В. П. Опыт

изготовления прочных

гофрированных

продоль­

ных и поперечных

переборок. Л., Судпромгпз, 1958.

 

 

 

 

 

 

 

34.Д у н а е в П. Ф. Размерные цепи. М., Машгнз, 1963.

35.Д у р н о в В. П. Вопросы прочности бортов промысловых судов. — В кн.:

Теоретические и практические вопросы

прочности и конструкции морских судов.

М. — Л., 1966, с. 70—95 (Регистр СССР).

36. Е к и м о в В. В. Вероятностные

методы в строительной механике корабля.

Л., «Судостроение», 1966.

 

37. Е р ш о в Н. Ф., С в е ч н и к о в

О. II. Предельное состояние и надежность

конструкций речных судов. Л., «Судостроение», 1970.

38.И в а и о в а В. С. Усталостное разрушение металлов. М., Металлургиздат,

1963.

39.Исследование долговечности и распространения трещин усталости в ма­ териале и конструкциях из судостроительных сталей. — В сб.: Прочность судовых

187


конструкции. Материалы по обмену опытом. Выи. 85, Л., 1966, с. 15—22 (НТО

Судпрома). Авт.: Г. В. Бойцов, С. Д. Кнорннг, 10. Ф. Лепи, Г. О. Таубпн.

 

40.

Исследование работоспособности узлов пересечений балок

набора

кор­

пуса. — В сб.: Пзносы и нормирование дефектов корпусов

судов. Материалы по

обмену

опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 136—146 (НТО Судпрома). Авт.: Г. В. Бой­

цов, А. II. Вронский, А. М. Васильев, Е. Б. Волкова.

 

 

 

 

41.

К а н д е л ь

Ф. Г., К о ш к и н Э. А., Ф р и д л я н с к и й А. 3.

Некоторые

статистические

закономерности

ударного

взаимодействия

судна с

волнами.—

В сб.: Строительная механика

корабля. Материалы по обмену опытом. Вып. 131,

Л., 1969, с. 66-73

(НТО Судпрома).

 

 

 

 

 

 

42.

Ка и ф о р

С. С. Корпусная сталь. Л., Судпромгнз,

I960.

 

 

 

43.

К и о р и и г С. Д., Л е п п Ю. Ф. Анализ опыта эксплуатации

корпусов

отечественных

транспортных судов. — В сб.: Доклады ко 2-й научно-технической

конференции по строительной механике корабля памяти академика

Ю. А. Шн-

манского. Вып. 66, Л., 1965, с. 176—184 (НТО

Судпрома).

 

 

 

 

44.

К о з л я к о в В. В. Упруго-пластический изгиб судовых перекрытий

и ба­

лок из упрочняющегося материала с учетом

деформаций сдвига, — В сб.: Строп-

тельная

механика

корабля. Материалы

по

обмену опытом. Вып. 42,

Л., 1962,

с.51—94 (НТО Судпрома).

45.К о з л я к о в В. В. Сравнительная оценка прочности и усталостной долго­ вечности палубных п днищевых конструкций транспортных судов. — В сб.: Проч­ ность корпуса судна. Материалы по обмену опытом. Вып. 63, Л., 1965, с. 4—43 (НТО Судпрома).

46.

К о з л я к о в

В. В. Об оценке предельной

прочности перекрытии, загру­

женных

поперечной

нагрузкой

при общем изгибе

корпуса судна. — В сб.: Проч­

ность судовых

конструкций. Материалы

по обмену опытом. Вып. 85, Л., 1966,

с. 45—64 (НТО Судпрома).

 

 

 

 

47. К о з л я к о в

В. В. О рациональной структуре формул для

определения

статистических

характеристик

волновых

нагрузок.— «Судостроение», 1966, № 8,

с. 10—16.

 

 

 

 

 

 

48.

К о з л я к о в

В. В. Об оценке

усталостной долговечности

конструкций,

долговременный

спектр напряжений в которых определяется законом Вейбулла. —

В сб.: Прочность судовых конструкций. Материалы по обмену опытом. Вып. 99, Л., 1967, с. 99—110 (НТО Судпрома).

49. К о з л я к о в В. В. Некоторые вопросы технико-экономического анализа эксплуатационных повреждений и запасов прочности конструкций морских транс­ портных судов.—В сб.: Износы и нормирование дефектов корпусов судов. Ма­ териалы по обмену опытом. Вып. 103, Л., 1968, с. 37—50 (НТО Судпрома).

50.

К о з л я к о в

В. В. Об экономическом

анализе запасов

прочности конст­

рукций

морских

транспортных

судов.—Труды

ЛКИ, Л., 1969,

вып. 66, с.

91 —

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.

К о з л я к о в

В. В. Об оценке и обеспечении

усталостной

прочности

кор­

пусов

морских

транспортных

судов. — В

сб.: Строительная

механика

корабля.

Материалы по обмену опытом. Вып.

130,

Л.,

1969, с.

205—213 (НТО

Судпрома).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52.

К о з л я к о в

В. В.,

Л а з а р е в

В. Н.

Экспериментальное исследование

упруго-пластического

изгиба

днищевых

перекрытий. — Труды

ЛКИ, Л., 1962, вып.

38, с. 75-87.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.

К о з л я к о в

В. В., П л е х а н о в

Ю. В. Построение

и анализ

долговре­

менных спектров волновых нагрузок и давлений от слемнига

 

и залнваемости. —

Труды ЛКИ, Л., 1968, вып.'62. с. 63—76.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.

К о р о т к и й

Я. П. Вопросы прочности

морских транспортных

судов. Л.,

«Судостроение»,

1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55.

К о и т о р о в ич Б. М. Определение веса металлического

корпуса танке­

ров в первом приближении. — В сб.: Прочность

судовых конструкций. Материалы

по обмену опытом. Вып. 85, Л., 1966, с. 83—92 (НТО Судпрома).

 

 

 

188