Файл: Бронский, А. И. Основы выбора конструкций корпуса судна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
в узле. Как правило, она обеспечивается, если площадь сечения соединительных деталей сос (рис. 54) удовлетворяет условию COC/COG=^0,7—ОД где сол — площадь сечения стенки балки главного направления, и одновременно выполняются требования Правил Ре гистра С С С Р , предъявляемые к катету сварного шва и к ширине перекроя. Кроме того, пересекающиеся связи в районе узла должны быть приварены к обшивке двусторонними швами в соответствии с требованиями Правил классификационных обществ. При выпол
|
|
|
ощиj<Pc |
|
|
|
auc=h3S3 |
|
|||
|
Рис. |
54. Размеры соединительных |
деталей |
в |
узлах |
пересечения |
|||||
|
|
|
|
|
балок |
набора. |
|
|
|
|
|
пении |
указанных |
условии |
применение узлов |
со |
свободными выре |
||||||
зами |
в |
стенках рамных |
связен вполне допустимо. Работоспособ |
||||||||
ность |
этих |
узлов |
оказывается |
не |
ниже, |
чем |
при |
использовании |
|||
узлов |
с |
непосредственной |
сваркой |
стенок |
|
балок; |
обеспечивается |
такж е необходимая устойчивость плоской формы изгиба балок.
Типовые конструктивные узлы пересечения со свободными |
выре |
||||||||
зами |
и |
области |
допустимого |
их |
использования |
приведены |
|||
в табл. |
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
при |
различных |
вариантах |
конструктивного |
||||
оформления узлов |
пересечения |
их прочностные |
(эксплуатацион |
||||||
ные) характеристики практически одинаковы; не меняются |
т а к ж е |
||||||||
размеры |
основных |
связей |
конструкции, |
масса заказного |
материала |
||||
и технологическая |
оснастка. Поэтому |
сопоставление |
вариантов |
конструктивных узлов достаточно производить только на основании
рассмотрения суммарной |
трудоемкости технологических операций |
с учетом вероятности их |
выполнения. |
178
Таблица 16
Узлы пересечения балок набора с использованием свободных вырезов
Э с к и з и размеры элсмептоп узла |
Область п р и м е н е н и я |
В перекрытиях палуб, бортов и переборок
»J0. |
1 |
При 1,6 |
< Я/Л < |
2,5 |
|
|
|||||
|
15-20) |
(кницы |
на |
каждой |
балке |
|
|
главного |
направления) |
При Я/Л < 1,6 и Я/Л>2,5
В районе опорных сече ний рамных связей в тех случаях, когда площадь нетто поперечного сечения стенки недостаточна для восприятия перерезываю щей силы и для перекры тий, на которые, возможно воздействие значительных сосредоточенных нагрузок (продольные ребра борта и продольных переборок танкеров в районе распо рок, а также при увели ченной длине отсеков; шпангоуты судов, шварту ющихся в море, и т. п.)
В перекрытиях, имею щих значительную кривиз ну, при приварке балок нормально к обшивке
у* |
179 |
|
|
Продолжение табл. 16 |
Э с к из п размеры элементов узла |
Область п р и м е н е н и я |
В диищсных перекрытиях при продольной системе набора
S
>0,8h
-5
В средней и кормовой частях длины судна вне района машинного отделе ния
Для балок |
в |
районе |
|||
действия |
значительных |
||||
сое редото чей н ы х |
нагрузок |
||||
(носовая |
часть |
судна, |
ма |
||
шинное |
отделение, |
балки |
|||
пастила |
второго |
дна |
ру |
||
довозов, |
балки |
|
днища |
в |
|
районах |
доковых |
дорожек |
|||
и спусковых путей, и т. |
п.) |
П р и м е ч а н и е : 1. |
Размеры вырезов |
для |
всех |
узпов одинаковы . |
||
2. |
П е р е к р о и заделок, |
размеры и расстановка |
п о д к р е п л я ю щ и х ребер, катеты сварных |
|||
швов — в соответствии |
с П р а в и л а м и |
Регистра |
СССР. |
|||
3. |
При применении |
б а л о к симметричного |
профиля конструкции п размеры элементов |
|||
в |
у з л а х аналогичны |
|
приведенным. |
|
|
|
При этом возможны различные технологические мероприятия, снижающие вероятность пригонки в узлах с непосредственной
сваркой стенок балок при раздельной |
сборке |
[20]: |
|
|
— расширение сварочных зазоров |
в |
пределах, |
допускаемых |
|
П р а в и л а м и классификационных обществ |
(до 4 |
м м ) , |
при компен |
сации их путем увеличения катета шва, соединяющего стенки пе ресекающихся балок;
— усиление межоперационпого контроля точности сборочносварочных работ и -строгое соблюдение нормируемых допусков
(статистические данные |
показывают, |
что |
в среднем |
фактические |
|
отклонения |
установочных |
размеров |
балок |
главного |
направления |
на 20—50% |
превышают |
д о п у с к а е м ы е ) ; |
|
|
— предварительный наклон балок главного направления в сто рону, противоположную ожидаемой угловой сварочной дефор мации.
180
Рис. 55. Изменение объема пригонки в узлах пересечения набора при внедрении технологических |
мероприятий: а — |
||
расширение допустимого сварочного зазора и введение предварительного наклона |
балок; б—введение |
дополнитель |
|
ного пооперационного контроля и предварительного наклона балок; в — комплексное |
использование |
технологических |
|
мероприятии. |
|
|
|
Р в Р , - вероятность пригонки в у з л а х соответственно с учетом и без учета внедрения дополнительных технологических мероприятий.
С о к р а щ е н ие соответствующего |
объема пригонки детален в уз |
||
лах, |
обусловленное изменением |
параметров точности |
сборочных |
работ, определено сопоставительным расчетом. |
|
||
В |
качестве исходной принята |
обычная технология |
раздельной |
сборки при установке балок до сварки в соответствии с их про ектным положением и при среднестатистической точности работ без специального контроля. Результаты расчета приведены на рис. 55. Анализ этих результатов показывает, что каждое из перечисленных
мероприятий имеет свою |
область рационального применения: вве |
||||||||||
|
|
дение |
дополнительного |
|
кон |
||||||
|
|
троля эффективно для относи |
|||||||||
|
|
тельно малых профилей (вы |
|||||||||
|
|
сотой до 120—140 м м ) , а |
рас |
||||||||
|
|
ширение |
сварочных |
зазоров — |
|||||||
|
|
для |
больших профилей |
(высо |
|||||||
|
|
той |
свыше |
140 |
м м ) . |
Это |
тем |
||||
|
|
более |
важно, |
что |
увеличение |
||||||
|
|
катета шва более опасно для |
|||||||||
|
|
малых профилей с относитель |
|||||||||
|
|
но |
топкой |
стенкой, |
так |
как |
|||||
|
|
может привести к столь силь |
|||||||||
|
240 h,MM |
ной |
технологической |
концен |
|||||||
|
|
трации |
напряжений, |
что |
на |
||||||
Рис. 56. Граничные линии равной эко |
дежность |
узлов |
не |
будет |
|
обес |
|||||
номической эффективности узлов пере |
печена. |
|
Одновременное |
|
рас |
||||||
сечения набора. |
|
ширение |
|
зазоров |
|
и |
введе |
||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
ние |
дополнительного |
контроля |
|||||||
практически не приводят |
к дальнейшему сокращению |
объема |
при |
гоночных работ. В целом использование различных технологиче ских мероприятий уменьшает вероятность пригонки примерно
в1,5—2 раза. Так, введение дополнительного пооперационного
контроля |
при сборке плоскостных секций дока, построенного в |
||
С С С Р |
д л я |
Финляндии (высота продольных ребер 80 |
м м ) , при |
вело к |
сокращению объема пригонки примерно в 1,7—1,8 раза . |
||
Однако |
только технологическими мероприятиями |
полностью |
исключить пригонку невозможно . Кроме того, сами эти меропри ятия т а к ж е требуют определенных трудовых затрат . Поэтому необ ходимо сопоставить различные конструктивные варианты оформле ния узлов пересечения и выбрать оптимальное в рассматриваемой
ситуации |
решение. И з |
условия 6Т = БА,Тг—S(PjTt)o |
(где |
индексом |
|
«0» отмечены |
значения |
вероятности и трудоемкости |
операций, от |
||
носящихся |
к |
узлу с |
непосредственной сваркой |
стенок |
балок) |
м о ж н о получить значения вероятностей пригоночных работ, соот ветствующих равной экономической эффективности узлов разных типов. Отсюда определяется целесообразность применения того или
182
иного варианта узла в зависимости от размеров пересекающихся балок, шпации основного набора и количества узлов пересечения вдоль перекрестной связи в пределах одной секции. На рис. 56 приведены линии, соответствующие равной экономической эффек тивности разных типов узлов. Они разделяют области рациональ ного использования узлов с непосредственной сваркой стенок балок
при внедрении полного комплекса технологических |
мероприятий, |
||||
уменьшающих объем пригоночных работ (слева от |
кривой), |
и уз |
|||
лов со свободными вырезами при |
соответствующем оформлении |
||||
соединения пересекающихся |
балок |
(справа от |
кривой) . |
Если |
|
при |
заданных высоте и шпации балок основного набора число уз |
||||
лов |
пересечения вдоль одной |
рамной |
связи меньше |
обозначенного |
на липни, можно применять узлы с непосредственной сваркой сте нок; в противном случае более целесообразно перейти па узлы со свободными вырезами.
При наиболее распространенном оформлении основных пере крытий корпуса па судах современной постройки с учетом требо ваний Правил классификационных обществ, предъявляемых к кон
струированию |
перекрытий, |
число узлов |
пересечений в пределах |
одной рампой |
связи между |
ее опорами |
или в границах секции |
составляет: для палубных перекрытий танкеров и судов с большим
раскрытием люков, днищевых перекрытий на судах любых |
типов |
||||||
при |
продольной |
системе |
набора, |
а |
т а к ж е для |
бортовых перекрытий |
|
при |
поперечной |
системе |
набора |
с |
рамными |
шпангоутами и |
стрин |
герами (например, в машинных отделениях) — н е более 5—6; для палубных перекрытий сухогрузных, рефрижераторных и промысло
вых |
судов с |
относительно малым раскрытием люков, для бортов |
|||||
и продольных |
переборок танкеров при продольной системе набора, |
||||||
а т а к ж е для |
палубных перекрытий |
при |
поперечной |
системе на |
|||
б о р а — более |
6. Соответственно |
для |
первой группы |
конструкций |
|||
при |
условии |
комплексного |
внедрения |
перечисленных |
выше |
технологических мероприятий экономически оправданы узлы пересечения набора с непосредственным соединением стенок балок, а для второй группы рационально внедрение узлов пересечений со свободными вырезами в стенках рамных связей.
Эти положения следует рассматривать лишь как общие исход ные рекомендации. Они подлежат анализу и могут корректиро
ваться в зависимости от специфических особенностей |
проектируе |
||
мого |
судна. |
|
|
Разумеется, полученные выводы относятся только |
к полосовым |
||
и несимметричным |
профилям (полособульбам или |
угольникам) . |
|
Д л я |
симметричных |
полособульбовых или тавровых профилей, ко |
торые все шире используются в корпусных конструкциях в качестве балок основного набора, внедрение раздельной сборки без пригонки
183