Файл: Автоматическое управление газотурбинными установками..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
дравлическим регулятором скорости вращения. Осциллограммы сня ты во время испытания головного образца на Новгородской опыт ной станции. Имеющаяся аппаратура не позволила записать все параметры, которые использовались при моделировании. Однако запись перемещения регулирующего клапана дает полное представ ление об изменении температуры перед ТВД, т. е. наиболее важного
параметра. |
Поэтому осциллографировались два параметра: скорость |
||
вращения |
ТНД сон и |
перемещение |
регулирующего клапана т. |
На осциллограммах |
(рис. V.17, |
а, б, в) показаны переходные |
процессы без регулятора приемистостц и корректирующих цепей при различных коэффициентах усиления электронного усилителя. Характер процессов в турбине полностью соответствует данным моделирования, т. е. с повышением коэффициента усиления увели чиваются колебательность процессов и их скорость при повышении точности. Осциллограммы сняты при скачкообразном изменении уставки скорости на 100 об/мин и при давлении за нагнетателем
23 кгс/см2.
На рис. V.17, г, д приведены осциллограммы с регулятором приемистости и пнтегро-дифферѳнцирующей корректирующей цепью при максимальном коэффициенте усиления электронного усилителя. Наглядно видно ограничение хода регулирующего клапана регуля тором приемистости при увеличении уставки скорости; при ее умень шении, как и следовало ожидать, регулятор приемистости не рабо тает. Корректирующая цепь уменьшает колебательность процессов, и.это наглядно видно на осциллограмме рис. Ѵ.17, д, где регулятор приемистости не влияет на характер переходного процесса.
Как показали испытания, электрогидравлический регулятор обладает целым рядом положительных качеств: простотой монтажа (подсоединение проводов от датчиков скорости к регулятору и при соединение позиционеров к сервомоторам сбросных и регулирующего клапанов); возможностью изменять на ходу машины коэффициент усиления регулятора, эффективность регулятора приемистости и корректирующих цепей (в гидродинамической системе эти операции на ходу машины провести нельзя); возможностью плавно и скачко образно изменять уставки скорости, настраивать регулятор и реле скоростей отдельно от турбины с помощью стандартного или спе циального генератора синусоидальных колебаний; высокой точно стью стабилизации при хороших динамических качествах системы. Указанные положительные качества электрогидравлических регу ляторов, как нам кажется, позволят повысить качество стабилизации скорости, что косвенно отразится на надежности лопаточного аппа рата ТВД и откроет широкие возможности для дистанционного и телемеханического управления газотурбинными установками на перекачивающих станциях.
Г л а в а VI. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМИ УСТАНОВКАМИ
Определения
Свойство системы или изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение определен ного промежутка времени, называется н а д е ж н о с т ь ю * . Созда ние систем автоматического управления, обладающих высокой на дежностью, является одной из главных инженерных проблем. Это положение в полной мере относится й к системам автоматического управления, используемым при дальнем транспорте газа. Хотя во просы надежности интересовали людей с того времени, как начала развиваться техника, первые теоретические работы появились 25—30 лет назад. В дальнейшем, однако, теория надежности разви валась очень бурно, и за последние годы появилось большое число публикаций, рассматривающих теоретические и пр&ктические аспекты проблемы надежности.
Повышенный интерес к вопросам надежности объясняется глав ным образом постоянно возрастающей важностью функций, выпол няемых системой, стремлением к исключению человека из процесса управления и сложностью условий, в которых работает аппаратура. Для систем управления газотурбинными установками эти проблемы связаны с ростом мощности единичного агрегата. Длительный простой агрегата мощностью 25 Мвт по вине системы управления может привести к экономическим потерям, превышающим стоимость самой системы. Возможны также случаи, когда отказ в системе управления приводит к серьезной поломке агрегата или, что еще более опасно, создает угрозу людям. Стремление уменьшить роль человека в процессе управления неизбежно приводит к усложнению системы, возрастанию числа 'используемых в ней элементов. Следствием этого может явиться увеличение числа поломок, неисправностей, отказов.
О т к а з о м в теории надежности называют событие, заклю чающееся в нарушении работоспособности системы или изделия.
* Определения терминов теории надежности даются в соответствии с ГОСТ 13377—67.
201
Обычно отказы, возникающие в системах автоматического управле ния, подразделяют на внезапные, постепенные и кратковременные. В н е з а п н ы е ( к а т а с т р о ф и ч е с к и е ) о т к а з ы воз никают в результате резкого, скачкообразного изменения главных параметров системы, и обычно приводят к полному нарушению ее работоспособности. Внезапные отказы могут явиться следствием и постепенных изменений параметров, которые остались незамечен ными либо из-за несовершенства методов контроля, либо из-за недо статочно хорошо организованной системы профилактики.
П о с т е п е н н ы е о т к а з ы проявляются в плавном изме нении параметров системы. Эти изменения обычно накапливаются медленно под воздействием внешних условий и приводят в большин стве случаев к ухудшению функционирования системы, что может
быть легко |
замечено при |
проверке. К р а т к о в р е м е н н ы е |
|
о т к а з ы |
обычно являются следствием помех в линиях связи, |
||
неисправностей |
источников |
питания и некоторых других причин |
|
и проявляются, |
как внезапные, с той лишь разницей, что причина |
их возникновения во многих случаях лежит вне рассматриваемой системы. Следует подчеркнуть условность приведенной классифи кации отказов.
При оценке надежности газотурбинной установки и ее системы управления основное внимание обычно уделяется внезапным отка зам. Результатом отказа системы управления могут быть следующие события: 1) ГТУ не запускается в нужный момент (отказ пуска), 2) ГТУ останавливается без действительной надобности (ложная остановка), 3) ГТУ не Останавливается в нужный момент, например при возникновении аварийной ситуации (отказ типа несрабатывание).
Для количественной оценки надежности системы автоматиче
ского управления |
используются следующие основные |
величины. |
П а р а м е т р |
п о т о к а о т к а з о в — среднее |
количество |
отказов ремонтируемого изделия в единицу времени, взятое для рассматриваемого момента или отрезка времени. На практике сред нее число отказов тср (t) можно определить из наблюдения за испы
таниями (или эксплуатацией) N |
объектов. При этом определяют |
|||
числа т,- (t) отказов каждого из |
объектов до |
наработки t. Тогда |
||
|
|
N |
|
|
|
ѵ |
2 т‘ (о |
|
|
|
т ср ( t ) — |
лг |
• |
. ' |
Параметр потока отказов |
|
|
|
|
|
N |
N |
|
|
|
2 щ (/+ д о —2 |
m-i (о |
|
|
со(0 |
і=і |
і=і |
|
|
|
N М |
|
|
|
|
|
|
|
Точное значение ш (і) определяется как предел этой дроби при ІѴ-*-оо и Аt -э-0. В большинстве практических случаев параметр
2 0 2
потока отказов |
после некоторой |
наработки |
t = £0, |
называемой |
п е р и о д о м |
п р и р а б о т к и , |
перестает |
зависеть |
от времени: |
со (£) = ю = const.
Н а р а б о т к а н а о т к а з , или среднее время безотказной работы, — среднее время наработки ремонтируемого изделия между
отказами. |
Определив тСр для двух наработок f2 и £х, можно найти, |
ито наработка на отказ |
|
у |
*-2 ^1 |
|
~ / « c p ( h ) —Mcp (tx) |
После периода приработки, т. е.
при t > f0,
|
|
Т = — = const. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
(й |
|
|
|
|
|
|
На |
практике |
всегда существует |
|
|
||||||
некоторая |
вероятность |
того, |
что |
си |
Рис. |
V I.1. Вероятность безот |
||||
стема или изделие может выйти |
из |
|
|
казной работы. |
||||||
строя |
в любой |
момент |
времени. |
Это |
работы |
является величиной |
||||
означает, что время Т |
безотказной |
|||||||||
случайной. |
Наиболее |
распространенной |
характеристикой на |
|||||||
дежности |
для |
систем |
автоматики |
является |
в е р о я т н о с т ь |
|||||
б е з о т к а з н о й |
р а б о т ы |
— вероятность того, что в заданном |
интервале времени или в пределах заданной наработки отказ системы не возникнет. Вероятность безотказной работы обычно обозначают р (£), а ее численное значение определяют но формуле
_ j_ р (£) = e~mt = е т.
Событием, противоположным безотказной работе, является отказ. Вероятность возникновения отказа за время наработки t
q{t) = i —р (£).
Из графика р (£) (рис. VI.1) видно, что вероятность безотказной работы падает с ростом наработки t. В частности, в том случае, когда время наработки равно времени наработки на отказ (t = Т),
p(t) —0,37, g(£) = 0,63.
Для характеристики надежности системы автоматики, явля ющейся ремонтируемой системой, важное значение имеет с р е д н е е в р е м я в о с с т а н о в л е н и я , определяемое как среднее время простоя, вызванного отысканием и устранением одного отказа. В общем случае время простоя является величиной случайной и среднее время восстановления
m
203
где т — общее число обнаруженных и устраненных отказов; tL — время, затраченное на обнаружение и устранение г'-го отказа.
Очевидно, чем меньше Тв, тем работоспособнее система, выше ее надежность. Влияние времени восстановления на надежность системы учитывается коэффициентом готовности — удобной и часто используемой характеристикой надежности восстанавливаемой си стемы. К о э ф ф и ц и е н т г о т о в н о с т и определяется как вероятность того, что система будет работоспособна в произвольно' выбранный момент времени в промежутках между выполнениями планового технического обслуживания: К г =Т/(Т + ТВ).
Виды отказов
Отказ системы всегда приводит к экономическим потерям, причем размер этих потерь значительно возрастает с увеличением мощности газотурбинного агрегата. Величина потерь определяется не только уменьшением количества транспортируемого газа, но и тем влиянием, которое оказывает процесс пуска или остановки на долговечность газотурбинного агрегата. Как известно, именно в процессе пуска
иостановки ответственные узлы агрегата испытывают максимальные напряжения, связанные со значительными градиентами температуры
иускорениями. Это обстоятельство дает основание приравнивать каждый пуск наработке определенной длительности и выражать ресурс агрегата не только в часах, но и числом пуско-остановочных операций (иногда указывают, что ревизию агрегата следует проводить по истечении определенного времени работы, например 8000 ч, или после определенного числа пусков, например 25).
Сэтой точки зрения, отказ пуска является серьезным событием только в том случае, если он происходит на заключительном этапе пуска, когда скорость вращения агрегата и температура газа близки к номинальным. Наиболее опасным является отказ-несрабатывание, когда в результате возникновения отказа в системе управления на рушается одна из основных ее функций — защита агрегата экстрен ной остановкой от развития аварийной ситуации. Нарушения такого типа могут привести к полному разрушению агрегата. На практике отказы системы автоматики в процессе пуска встречаются относи тельно редко. Надо, правда, оговориться, что это обстоятельство, является, по-видимому, следствием того, что автоматический способ пуска медленно внедряется в практику эксплуатации и обслужива ющий персонал стремится «дотянуть» начатый пуск до конца любой ценой.
Среди причин непрохождения пуска наиболее часто называют две: отказ зажигания и отказ в перестановке технологических кранов.
Зажигание топлива в камере сгорания — сложный процесс, на дежность протекания которого определяется работой запального устройства и тем, как организована подача газа и воздуха в зону воспламенения. На многих газовых турбинах в качестве воспламе нителя использовалась свеча поверхностного разряда. Искра обра
204