Файл: Шаракшанэ, А. С. Испытания сложных систем учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
массового обслуживания: датчики информации; пункты сбора ин формации; устройства ' передачи и переработки информации; исполнительные органы и др.
Автоматизированную сложную систему можно представить как систему массового обслуживания в тех -случаях, когда она предна значена для многократного повторения определенных операций (например, системы обеспечения посадки и взлетов -самолетов, со здаваемых в настоящее время на -всех крупных аэродромах).
Показатель эффективности обычно записывают в виде сложной функциональной зависимости от ряда параметров и переменных, характеризующих отдельные элементы и систему в целом. В -свою очередь, эти параметры и переменные в большой степени зависят от множества-различных факторов, относящихся к внешним воздейст виям и условиям. Поэтому для получения оценки выбранного пока зателя эффективности необходимо предварительно произвести оцен ку параметров и характеристик отдельных элементов с учетом влия ния всевозможных факторов, относящихся к внешним условиям.
Таким образом, для получения ответа на вопрос, решает ли дан ная система задачу, ради -которой ее создали, в ходе испытаний системы необходимо предусмотреть возможность решения следую щих основных задач:
1)проведение проверки правильности функционирования от дельных элементов и системы в целом;
2)определение показателя эффективности и тех характеристик элементов и -системы в целом, которые влияют на его величину;
3)определение отдельных второстепенных оценок.
§ 1.3. ЭТАПНОСТЬ ИСПЫТАНИЙ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Выбор конкретных этапов испытаний, подготовка, организация и непосредственное их проведение для сложных систем является очень трудоемким процессом. Сложные системы в большинстве слу чаев не допускают каких-либо натурных экспериментов в требуемом виде и в полном объёме для получения искомых оценок. Но даже, если какая-нибудь вновь созданная -сложная -система и может допу стить ограниченные'натурные эксперименты без какого-либо значи мого ущерба, то их организация и проведение оказываются чрезвы чайно сложным мероприятием, требующим длительного времени и больших материальных затрат. В силу этого, не реально рассчиты вать на набор необходимой статистики для получения оценок иско мых характеристик и параметров путем только натурных экспери ментов. Поэтому, решая задачу о выборе этапов испытаний, необ ходимо учитывать возможность проведения натурных эксперимен тов, наличие и оснащенность испытательной базы, допустимые условия работы средств обеспечения и средств измерения регистри руемых параметров, возможности применения других методов для
13
оценки искомых характеристик и параметров, возможность разбие ния-системы на отдельные подсистемы с целью проведения испыта ний по частям и т. д. В связи с этим состав испытываемых средств на том пли другом этапе испытаний, решаемые при этом задачи, необходимое обеспечение и целый ряд других вопросов могут быть конкретизированы только о учетом специфических особенностей системы в каждом отдельном случае.
При выборе этапов испытаний системы следует также учиты вать возможность возникновения организационных трудностей: в связи с многочисленностью разнообразных составных элементов к разработке системы привлекают большое количество различных предприятий, конструкторских бюро' и учреждений. Увязка их дея тельности должна осуществляться не только в согласовании тех нических решений, «о и в выборе этапов, объема и сроков испыта ний.
Отсутствие согласованности в этих вопросах, как следует из практики, может привести к нарушению и даже к срыву намечен ной последовательности операций, а порой к необходимости привле чения дополнительных резервов и специалистов (зачастую специа листов более высокой квалификации, так как устранить неувязки порой бывает сложнее, чем выполнить работу с самого начала).
При выборе этапов испытаний необходимо руководствоваться правилом-постепенного наращивания средств с переходом от менее сложного к более сложному этапу.
Обычно вначале проводят лабораторные и автономные испыта ния отдельных элементов системы, в ходе которых стремятся уста новить соответствие полученных характеристик этих элементов тре буемым значениям, а также готовность испытываемого элемента к переходу на этап комплексных испытаний.
Комплексные испытания проводят после завершения этапа ав тономных испытаний. Однако часто комплексные испытания могут быть начаты с группой средств, образующих в какой-то степени автономную подсистему, с постепенным наращиванием состава средств до полного комплекта, соответствующего испытываемой системе.
Испытания сложных систем подразделяют на предварительные и государственные.
Предварительные испытания могут включать в себя как лабо раторные и автономные испытания отдельных средств и элементов сложной системы, так и комплексные испытания отдельных подси стем и системы в целом. Проводят эти -испытания силами разраба тывающих организаций с целью проверки соответствия характери стик, полученных в ходе испытаний, заданным значениям, и предъ явления созданной сложной системы на государственные испытания.
Государственные испытания проводит Государственная Комис сия, назначаемая соответствующими компетентными органами, с целью всесторонней проверки аппаратуры, отдельного средства и
14
всей сложной системы на соответствие заданным требованиям в ус ловиях, максимально приближающихся к действительным услови ям их применения.
Выбранную последовательность решаемых задач, конкретизацию всех вопросов, связанных с организацией и проведением испытаний, фиксируют в различной технической документации, разрабатывае мой до начала испытаний (технические условия, программы и мето дики испытаний, методики обработки и т. д.). Основной докумен тацией для организации и проведения испытаний является та, в которой указывают объем и.методы проводимых работ и сроки их выполнения (например, постановления и решения с перечнем ди рективных сроков, программы и методики испытаний, а также пла ны текущих работ). Эти-документы следует особо тщательно прора батывать с привлечением научно обоснованных методов. В обыч ных календарных планах, как правило, указывают виды работ, сроки их выполнения участниками и ответственными исполнителя ми. Такой план как бы закладывает организационные начала для развертывания предстоящего комплекса работ. •
Программа испытаний в отличие от календарного плана носит организационно-технический характер. В ней отражаются: цель-, условия и методы испытаний; необходимые измерения; привлекае мые средства; степень ответственности исполнителей; отчетность и контрольные сроки.
Методика проведения того или иного вида испытаний раскрыва ет способ технического решения поставленной задачи при испыта ниях. В ней оговаривают конкретные условия, необходимые для оп ределения того или .иного параметра (или ряда параметров), воз можные способы реализации этих условий, необходимые измерения, методы обработки результатов этих измерений, целесообразность применения того или иного математического аппарата для получе ния искомого параметра по результатам непосредственных и кос венных измерений* методы анализа и оценки полученных резуль татов.
К планирующим документам относят также и сетевые графики, которые дают полное представление о, технологической последовав тельности проведения работ в'течение рассматриваемого промежут ка времени. Своевременная их разработка позволяет не только де тально представить будущий технологический процесс, но и воз можность заранее предусмотреть и подготовить необходимые сред ства измерения и материального обеспечения.
§ 1.4. ОПЫТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Так кРк проведение экспериментов на сложных системах связа но с рядом трудностей и требует больших материальных затрат и длительных сроков, а в ряде случаев вообще практически невозмож
15
но, возникла необходимость в разработе опытно-теоретического ме тода оценки эффективности. Основные положения опытно-теорети ческого метода оценки эффективности следующие:
1) содержательное описание задачи, связанной с оценкой эф фективности, представляющее собой первый шаг на пути к ее формализации; уточнение степени и характера функциональной зависимости показателя эффективности от характеристик отдель ных элементов системы и внешних условий; установление обобщен ных параметров; определение требований по точности и достовер ности искомых оценок; отбор релевантных факторов по априорным данным и т. д.;
2)определение условий испытаний с помощью факторного пла нирования и выбор соответствующих методов оценки искомых характеристик. При этом предусматривают использование различ ных способов получения информации о средствах и системе в целом (математическое моделирование, применение имитаторов, натур ный эксперимент);
3)обоснование и выбор приемлемого состава и структуры необ ходимых математических моделей и имитаторов;
4)планирование и организация натурных экспериментов, обо снование объема испытаний и необходимого количества экспери ментов;
5)отработка и калибровка математических моделей по резуль татам натурных экспериментов;
6)оценка показателей эффективности.
Отличительной чертой опытно-теоретического 'метода является то, что он позволяет оценивать как отдельные характеристики эле ментов и самой системы, так и характеристики системы в целом в виде показателя эффективности в широком диапазоне его измене ния. При этом одновременно решается задача о наиболее рацио нальном использовании ограниченного количества натурных экспе риментов, включая задачу увязки результатов экспериментов с ре зультатами моделирования.
В существующих в настоящее время методах оценку эффектив ности проводят в ограниченном количестве точек факторного про странства, которые выбирают на основе интуитивных соображе ний, исходя из стремления выбрать наиболее «тяжелые» или «наихудшие» условия или режимы. При этом подразумевают (без каких-либо обоснований), что оценки искомых параметров по всему факторному пространству не будут хуже значений, получен ных в выбранных точках. Для сложных систем такой подход несо стоятелен по следующим причинам:
1) трудно выбрать точки, в которых следует проводить оценку эффективности (большой диапазон изменения факторов, влияющих на выбор условий оценки, и их многочисленность затрудняют выбор «наихудших» режимов);
2) ограничения, накладываемые на возможность проведения натурных экспериментов, значительно сужают область, допустимую
16
для выбора точек, и далеко не все точки, соответствующие «наихуд шим» условиям, могут попасть в нее.
Решение этой проблемы является существенной особенностью опытно-теоретического метода, суть которого сводится к тому, что при оценке показателя эффективности находят не нижнюю границу значений последнего, а коэффициенты аппроксимирующей зависи мости искомого показателя от соответствующих факторов. Поэтому при опытно-теоретическом методе количество точек в факторном пространстве, параметры и характеристики значимых факторов сле дует выбирать не из соображений выбора «наихудших» условий, а из условия получения или подтверждения априорно выбранной искомой зависимости, для чего целесообразно воспользоваться идеями факторного планирования.
«Активное» планирование экспериментов сводится к отысканию оптимальных условий с применением методов дисперсионного и ре грессионного анализа. Часто для отыскания оптимального плана проведения экспериментов зависимость выбранного показателя от значимых факторов может быть представлена в виде полинома
Й |
ft |
ft |
У — bо + 2 Xi |
^ |
bi)x ix i 2 ЬцХУ-Ь ■■■ |
/=i |
■i<i=>l |
/=i |
с коэффициентами регрессии b0, bn Ьц, bn, ...
Используя метод наименьших квадратов, можно получить оцен ки коэффициентов уравнения регрессии, применение же идей фак торного планирования способствует при этом выбору оптимальной стратегии, т. е. достижению наиболее точного представления иско мой зависимости по результатам наименьшего числа целенаправ ленно спланированных экспериментов. Последнее возможно за счет того, что в каждом эксперименте одновременно варьируются все переменные. Поэтому, обрабатывая результаты наблюдений всех запланированных экспериментов, получают оценки коэффициентов уравнения регрессии с наименьшей дисперсией. Число эксперимен тов определяется количеством независимых переменных xi, Хг, •••, Xk и количеством уровней варьирования этих переменных. Во многих практических случаях вполне достаточно, если варьирование неза висимых переменных производится на двух уровнях.
Для получения независимых оценок коэффициентов уравнения регрессии целесообразно, чтобы уровни рассматриваемых факто ров были симметричны относительно начала координат. Таким об разом число экспериментов определяется числом всех неповторя-
•ющихея комбинаций, которые можно составить из k рассматрива емых независимых переменных, имеющих по два уровня. Если осуществляют все 2й возможные и неповторяющиеся комбинации, то получают полный факторный эксперимент. На практике часто мож но ограничиться реализацией матрицы планирования, содержащей лишь часть полного факторного эксперимента. Сущность примене ния дробного факторного эксперимента сводится к сокращению
17