Файл: Фролов, С. А. Кибернетика и инженерная графика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ном ему участке с формирование ес -массива должно проис­ ходить в противоположном направлении путем уменьше­ ния у или увеличения х точки 5 (перемещение вверх).

Чтобы машина самостоятельно могла выбрать нужное направление, в программе слежения должен быть уча­ сток, предусматривающий определение координат первой точки, через которую должен проходить «столбец» или строка нового е-массива. В этом участке предусматри­ вается вычисление координат по следующим формулам:

 

 

 

I

(У — Ут\п) (^max ^mln^

(4)

 

 

 

 

v min

\

и

,

если

ф° ^

45°, или

 

ушах —

i/mln

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л т а х

Л т 1 п

 

при

ф° <

45°,

где

у

(х) — ордината (абсцисса)

послед­

ней

экстремальной

 

точки,

 

 

отобранной

при слежении за

 

 

предыдущим участком. Коор­

 

 

динаты второй

точки

опреде­

 

 

ляются по этим же формулам

 

 

увеличением

(уменьшением)

 

 

у на 2 и х

на 1.

Координаты

 

 

любой п-й

точки

находятся,

 

 

если принять у ± 2п

и х ±

 

 

± п. Если значения

х или у,

Р и с - 41

 

подсчитанные

по

форму-

 

лам (4) и (5), будут дробными, их нужно дополнить до целых значений для х и целых

значений нужной четности для у. Наращивание коорди­ нат происходит до тех пор, пока не будет достигнута тре­ буемая протяженность участка обследования.

На рис. 42 приведена блок-схема программы слеже­ ния. Пользуясь программой слежения (приложение I), можно рассортировать всю исходную информацию, полу­ ченную при считывании чертежа (а-массив), по принад­ лежности точек к каждой из заданных на чертеже линий и записать ее в фиксированных участках машинной па­ мяти (б-массивах) *.

1 Образование б-массива ничего общего со слежением не имеет. Этот участок включен в программу как подготовительная операция, нужная для решения задач.

61


Получение целых значений х (для <р?45°) или целых значений Y

нужной четности

(для ф<45°]

Наращивание

±Удо(У0) (УИ„(для <р<45°)

или наращивание

± х д о ( х 0 )

( х ) = х „ ( д л я <р?45в)

Перенос

отобранных

точек

 

 

 

 

 

Ввод исходных

данных

jj-массива

в

р - массив

 

 

 

 

(образование

 

ОС-массива)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомогательные

операции:

Определение

экстремальных

 

 

 

 

 

подсчет

числа

точек

 

 

 

 

 

в

Ot-масснве;

 

точек

р - м а с с и в а

 

 

 

 

группировка

 

 

координат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по 2

в одну

ячейку

 

 

 

 

 

 

Слежение-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование

команд,опреде ­

исследование

 

 

Выборка

точки

для

обсле ­

на близость точки

 

 

ляющих направление

слежения

 

 

дования

ее

окрестности

окрестности

 

 

 

 

 

 

 

 

*1

Проба: на конец

I

 

 

Конец

 

 

 

 

 

 

 

к

точке

&

 

 

 

 

 

 

 

ОС-массива;

I

точек данного

 

 

 

 

Составление

рекомендаций

I

/3-массива

 

|

 

 

 

 

формирование

 

 

управления

L j

Подпрограммаа

 

для слежения; образование

/З-массива

 

 

переходом от

 

одной

точки

Е-массива (полосы

заданной

 

 

Г

окрестности

 

к

другой

n-N-t

n<N-l

 

 

 

 

 

 

 

 

длины

и

ширины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПробароВ: на границу река-

 

 

Подсчет

числа

точек

 

 

 

мендуемсто участка

Проба:на количество точек

 

 

Грани цаГаостигнута

отобранных в р-массив

 

 

в

/З-массиве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборка рекомендованных точек

 

 

 

 

Перераспределение

чисел.

(сравнение а и е-массивов)

 

 

 

 

Образование

 

 

<У-массива

продолжение

формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ - м а с с и в а и

составление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нового р-массива

(старые числа

 

 

 

 

 

Уплотнение

 

ОС-массива

в р - массиве

стираются)

 

Проба:на

конец точек

ЬТочки

не кончились!

Отобраны^не

отобраны

 

 

исходного (Х-массива

<?•

 

 

 

Проба:отобраны

ли

новые точки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

В-мяссив?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 42


В заключение следует отметить, что приведенный метод не может быть использован, если линии имеют об­ щую точку касания. В этом случае в результате сле­ жения машина с одинаковыми шансами может воспринять ситуацию, изображенную на рис. 43, а так, как это по­ казано на рис. 43, б. Если угол между пересекающимися линиями будет слишком мал, то может произойти раз­

 

 

Рис.

43

Р и с .

44

рыв

в

слежении

и вместо двух линий машина

воспримет

их

как

три (см.

рис. 44,

а и б).

 

В отмеченных случаях при составлении программы

решения задачи

следует

предусматривать разрыв линий

в районе точки касания (рис. 43) или пересечения (рис. 44), Разрыв линий приведет к тому, что после завершения сле­ жения у нас появятся дополнительные р-массивы, что не вызовет никаких принципиальных изменений в построе­ нии программы. Единственное отличие будет состоять лишь в том, что соответственно количеству дополнитель­ ных ^-массивов должно быть увеличено число циклов обращения к некоторым стандартным операторам.

Г Л А В А II!

М А Ш И Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е З А Д А Ч

Машина, выполняя какие-либо функции человека, взятые из области его физической или умственной дея­ тельности, делает это иначе, чем человек. Поэтому объект, на который она действует, должен быть приспособлен к новым методам работы. Эту особенность мы учитывали при разработке метода машинного чтения чертежа. Чтобы подойти к решению вопросов автоматизации процесса

решения задач,

нужно

иметь

в виду, что применяемые

при ручном решении

методы

и способы не могут быть

(в «чистом» виде)

использованы

для машинного решения.

Необходимо разработать новый метод решения задач, учитывающий возможности машины. Основные требо­ вания, предъявляемые к ответу на поставленную задачу, заключаются в том, чтобы он был правильным, обеспечи­ вал требуемую точность, представлен в нужной для нас форме (числовой или графической) и получен в наиболее

короткий

промежуток времени. Кому будет поручено

и какие

методы

и способы будут

использованы при ре­

шении задачи, не имеет никакого значения.

Выбор

метода

решения задачи

зависит: во-первых,

от условий поставленной задачи и формы, в которой за­ даны исходные данные; во-вторых, от того, каким путем, «вручную» или с использованием технических средств, предполагается осуществить решение; в-третьих, от тре­ бований к точности полученного ответа.

Решение задач, исходные данные которых предста­ влены в графической форме, целесообразно осуществлять графическими методами. Для реализации процесса реше­ ния задач предполагается использовать дискретную элект­ ронно-вычислительную машину, принцип действия ко­ торой позволяет оперировать только с числами. Поэтому в процессе подготовки задачи для машинного решения необходимо осуществить ее арифметизацию, выбрать чис-

64


ленный метод решения и составить расчетные формулы. Эти операции свойственны аналитическому методу. Та­ ким образом, мы приходим к двум взаимно исключающим выводам: с одной стороны, форма задания исходных дан­ ных требует графического метода решения, с другой — реализация процесса решения на ЭЦВМ допускает только аналитический метод. Использовать каждый из этих методов в том виде, в котором они обычно применяются, невозможно.

Принцип действия и конструктивные особеннности существующих цифровых электронно-вычислительных устройств не позволяют использовать их в качестве чер­ тежной машины для выполнения

всех

тех

геометрических построе­

 

ний,

которые свойственны графи­

 

ческому

методу

решения.

Труд­

 

ности

в

использовании

аналити­

 

ческого метода состоят в том, что

 

для

аналитического решения

не­

Рис. 45

обходимо

иметь

уравнения

всех

образов,

представленных

на

 

чер­

 

теже. Машина должна опознать

геометрические образы

и

описать их

уравнениями.

 

 

В

настоящее

время

наука

не

располагает данными,

которые необходимы для опознавания материальных об­ разов. Поэтому мы не можем составить алгоритм опозна­ вания, а следовательно, и моделировать его на машине. Не менее сложную задачу представляет опознавание гео­ метрических образов. Пусть на чертеже (рис. 45) даны участки кривых, полученных при сечении поверхности прямого кругового конуса плоскостью. Если не сделать поясняющих надписей, то при визуальном осмотре не­ возможно определить, какая из заданных линий является дугой паработы, гиперболы, эллипса или окружности. В данном случае можно составить сравнительно просто алгоритм опознавания, основанный на том, что между

координатами

точек,

образующих

каждую

из

за­

данных

линий,

имеется строго определенная

зависи­

мость,

выраженная

математическими

формулами.

Но

практическая

реализация такого алгоритма связана с

большими

техническими трудностями, заключающими­

ся в том,

что в памяти машины должны храниться

урав­

нения

всех линий, которые могут встретиться в

усло­

виях

задачи.

 

 

5

С. А. Фролоп

65


Если решение задачи предполагаем осуществить ана­ литически, то в процессе подготовки данных для решения машина должна определить пространственные коорди­ наты точек линий, задающих геометрические образы, и затем подстановкой координат этих точек в уравнения, хранящиеся в ее памяти, установить принадлежность точек данному уравнению. Но этого сделать нельзя, так

как

определение пространственных

координат

точек по

их

ортогональным проекциям, на

которых отсутствует

индексация, неизбежно приводит

к появлению

ложных

точек, что, как было показано выше, приводит к зна­ чительной потере информативности чертежа. Впервые на этот вопрос было обращено внимание в работе А. Ф. Ба­ бушкиной «Некоторые вопросы автоматизации построе­ ния пространственных изображений». Исследования, вы­ полненные автором, позволили определить количество ложных точек (см. § 4). Если предположить, что нам удастся полностью избавиться от ложных точек и найти приемлемый для машины способ определения, к какому (из записанных в ее памяти) уравнению относятся сово­ купности считанных с чертежа точек, задача не может считаться решенной, так как останется бесчисленное мно­ жество разнообразных геометрических образов, которые точно, без аппроксимации, не могут быть описаны урав­ нениями, а следовательно, и опознаны.

Из сказанного следует, что решение задачи, исходные данные которой представлены в графической форме, не­ возможно осуществить на ЭЦВМ, используя только ана­ литический или графический методы в их «чистом» виде. Поэтому необходимо разработать новый метод решения задач, учитывающий характер задания исходных данных и возможности вычислительной машины.

§ 6. МЕТОД РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ

ВГРАФИЧЕСКОЙ ФОРМЕ НА ЭЦВМ

Этот метод решения должен отвечать двум основным требованиям: во-первых, решение должно осуществляться без каких-либо геометрических построений; во-вторых, обходиться без определения уравнений геометрических образов, заданных на чертеже (за исключением прямых

иокружностей).

66