Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
При одинаковой прочности детали из ультрамида в 7 раз легче металлических.
Для снижения веса сельскохозяйственных машин и трудоемкости их выпуска из пластмасс целесообразно получать такие детали, как корпусы фильтров, шкивы, крыльчатки насосов, центрифуги, кожухи и другие дета ли. Например, при замене металлических сальников в трехплунжерных насосах фторопластовыми увеличивает ся срок их службы с 600 до 3000 час. При этом простои из-за ремонта сокращаются со 120 до 4 дней, а загрузка оборудования повышается на 40%'.
Расширение области применения пластмасс обуслов лено необходимостью улучшения эксплуатационной на дежности и долговечности выпускаемых деталей и узлов машин, снижения трудоемкости изготовления деталей, экономии металлов, сокращения цикла подготовки про изводства и другими факторами.
Большая заслуга в деле внедрения капроновых дета лей в машиностроение Белоруссии принадлежит Инсти туту механики металлополимерных систем Академии наук БССР. Его коллектив разработал и изготовил обо рудование для различных технологических процессов переработки термопластических материалов. В этом оборудовании сочетается простота конструкции и надеж ность в работе. Впервые в республике здесь апробирован технологический процесс выпуска крупногабаритных деталей из термореактивных масс методом центробежно вакуумного литья. Научные сотрудники института в содружестве с инженерно-техническим персоналом заво да «Гомсельмаш» изыскивают пути внедрения полимер ных материалов в конструкцию кукурузоуборочных комбайнов.
В колхозе им. Дзержинского Гомельской области про ходили эксплуатационные испытания установки натяж ной звездочки к кожуху, сделанной из полиамидов. При внедрении ее в серийное производство годовая экономия по заводу составила 240 тыс. руб., высвобождено 400 т металла. Кроме того, снижается шум цепной передачи и увеличивается износоустойчивость деталей. Всего на за воде изготовляется более 200 наименований капроновых деталей.
Все шире внедряются пластмассовые изделия на Мин ском тракторном заводе. Так, подшипники и втулки из
80
капрона при испытании показали хорошую прирабатываемость, высокую стойкость к абразивному истиранию. Две капроновые детали, поставленные в воздухоочисти тель трактора «МТЗ-50», уменьшили его вес на 2,3 кг, что дало возможность сэкономить 150 т проката и 61 тыс. руб. в год.
Некоторые специализированные заводы у нас в стра не выпускают подшипники разных типоразмеров с сепа
раторами из |
различных |
пластмасс |
взамен |
цветных |
|||||
|
|
|
|
|
Таблица |
|
22 |
||
Сравнительная |
трудоемкость |
изготовления |
|
|
|||||
сепараторов |
из металлов и пластмасс |
|
|
||||||
|
|
Т р у д о ем к о сть и зготовлен и я 1000 с е п а р а т о |
|
||||||
М о д ел ь |
|
|
|
р о в , н о р м о -ч ас |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
п од ш и п н и |
|
|
|
|
|
|
|
||
к а |
|
из латун и |
из п ластм асс |
сн и ж ен и е |
т р у |
||||
|
|
до ем к о сти , |
% |
||||||
№ 66410 |
|
102,0 |
53,0 |
|
52,0 |
|
|
||
№ 3182120 |
171,0 |
60,0 |
|
35,0 |
|
|
|||
№ 32612 |
|
196,0 |
53,0 |
|
27,0 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 23 |
|||
Нормы расхода и коэффициенты использования материалов при |
|||||||||
изготовлении сепараторов для |
подшипников |
|
|
||||||
Н о р м а |
р а сх о д о в м атер и ал о в на |
К оэф ф ициент |
и сп о л ьзо в ан и я |
||||||
М о д ел ь |
1000 с е п а р а т о р о в , к г |
||||||||
|
м атер и ал о в |
||||||||
подш ипника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л а т у н ь |
|
п ластм ассы |
|
л а т у н ь |
|
п ластм ассы |
||
№ 46207 |
206,8 |
|
11,2 |
|
0,36 |
|
0,9 |
||
№ 66410 |
1553,4 |
|
43,89 |
|
0,19 |
|
0,9 |
||
№ 3182120 |
1134,6 |
|
18,92 |
|
0,11 |
|
0,9 |
||
№ 32612 |
1962,2 |
|
47,0 |
|
0,16 |
|
0,9 |
металлов. Технико-экономические показатели некоторых подшипников из пластмасс приводятся в табл. 22—24. Из таблиц видно, что сепараторы для подшипников каче ния, сделанные из пластмасс, на 86—91% легче; коэффи циент использования материалов увеличивается с 0,19 до 0,9; трудоемкость их изготовления по сравнению с метал лическими снижается на 27—52%• Экономические расче ты показывают, что при внедрении новых материалов на
6. З а к . 504 |
81 |
Т а б л и ц а 24
Сравнительные весовые показатели сепараторов для подшипников
трения |
и качения из цветных металлов и пластмасс |
||||
М о д е л ь |
Ч исты й вес на 1000 с еп а р ат о р о в , к г |
С ни ж ен и е |
веса |
||
|
|
|
|
|
|
п о д ш и п н ико в |
|
|
|
|
|
|
л атун н ы х |
п ластм ассовы х |
к г |
| |
% |
№ 6 6 4 1 0 |
2 9 5 , 0 |
3 9 , 9 |
2 5 5 ,1 |
|
8 6 , 5 |
№ 3 1 8 2 1 2 0 |
1 2 7 ,0 |
1 7 ,2 |
1 0 9 ,8 |
|
8 6 , 0 |
№ 3 2 6 1 2 |
3 1 5 , 0 |
4 2 , 7 |
2 7 2 ,3 |
|
8 6 , 5 |
№ 31 3 |
6 3 8 , 0 |
3 5 , 3 |
5 8 0 , 7 |
|
9 1 , 0 |
выпуске каждых 1000 сепараторов можно сэкономить около 350 руб.
За последнее время в металлургической промышлен ности появились новые конструкционные материалы — металлопласты, сочетающие металл и пластмассы. Бла годаря антифрикционным качествам они находят широ кое применение в подшипниках скольжения. Вкладыши подшипников, отштампованные из стальной ленты, по крытой тончайшим слоем фторопласта-4 или его замени телем, не нуждаются в смазке, в 5—6 раз долговечнее бронзовых. Для нанесения антифрикционных, фрикцион ных и изоляционных покрытий на различные детали и изделия в отраслях промышленности применяется метод вихревого и струйного напыления.
Выпуск деталей фрикционных узлов из пластмасс (накладок дисков, различных муфт, тормозных лент, колодок и других деталей) повышает эффективность работы этих узлов, обеспечивает высокий и стабильный коэффициент трения, износостойкость пар трения. При менение пластмассовых накладок к тормозным колодкам автомобилей увеличивает срок их службы в 4—7 раз и дает 60 млн. руб. в год экономки.
По данным НИИТАвтопрома и ЦНИИТМаша, пласт массы могут с успехом использоваться в штампах для получения заготовок и деталей из тонколистовой стали. Практика показывает, что в современном машиностро ении от 20 до 40% общего количества деталей переведено на холодную штамповку из листа. Трудоемкость изго товления штампов составляет примерно 20% трудоемко
82
сти всей оснастки. Исследования подтвердили, что в авто мобилестроении трудоемкость штампов для деталей кузо ва достигает 80% общей трудоемкости оснастки-. Для выпуска легкового автомобиля, например, нужно сделать около 3 тыс. различных металлических штампов, на что уходит не менее года, а иногда и больше.
Изготовление штампов и технологической оснастки на основе эпоксидных и фенольных смол снижает их трудо емкость на 50% и сокращает цикл производства в 4—5 раз. Такие штампы продолжительное время не изменяют размеров, изнашиваются лишь после 15—20 тыс. штам повок. Причем их ремонт намного легче и быстрее, чем металлических. В связи с этим уменьшение затрат труда на штампы и упрощение технологии приобретают важное народнохозяйственное значение.
Вцелях сокращения сроков подготовки производства
квыпуску новых марок машин и снижения себестоимости оснастки в автомобилестроении применяют холодноли стовые штампы из армированных пластиков. Так, на Горьковском автозаводе за последние годы внедрено в производство большое количество крупных, мелких и средних штампов из пластмасс: штампы для гибки и вы жимки ребер жесткости; штампы для формовки изделий из листовой стали; вытяжные штампы с пластмассовой рабочей поверхностью для лицевой детали кабины грузо
вых автомобилей, задней стенки и задней угловой панели кабины; вырубные штампы, у которых рабочие кромки матриц и пуансонов армированы стальной полосой.
Иа Минском автозаводе внедрены комбинированные штампы из металла, облицованного в рабочей части эпоксидной смолой. Такие штампы не требуют больших материальных и трудовых затрат при ремонте и долго вечнее металлических.
Из самотвердеющих пластмасс можно делать прессформы для литья термопластиков под давлением, шаб лоны, стержневые ящики, формы для литья по выплав ляемым моделям и другую технологическую оснастку. Подсчитано, что оснастка из эпоксидных пластиков при мерно на 50% дешевле металлической. Так, с применени ем фенольно-формальдегидных смол для литья в оболоч ковые формы расход металла снижается на 15—20%, а формовочных материалов — в 7—8 раз при одновремен ном повышении производительности труда на 30%. Для
6* |
83 |
точного литья по выплавляемым моделям широко исполь зуется этилсиликат, тонна которого заменяет 23 т метал ла. Переход на винипластовую футеровку электролитных ванн взамен свинцовой увеличивает срок службы между капитальными ремонтами на 20,% (с 4 до 5 лет).
В настоящее время основным материалом, для кузов ных конструкций автомобилей, тракторов и других ма шин служит холоднокатаная листовая сталь. Она и доро га и дефицитна, потребность в ней очень велика, а произ водят ее мало. Замена стали пластмассами (особенно полипропиленовыми, полиамидами и стеклопластиками) имеет большое народнохозяйственное значение.
Стеклопластики — новый конструкционный материал, который используется почти во всех отраслях промыш ленности. Применение стеклопластиков в машинострое нии дает возможность выпускать изделия для силовых конструкций со значительно большей механической проч ностью на единицу веса, чем у высококачественных ста лей. Стеклопластики превосходно «работают» в условиях повышенной влажности и температуры, стойки к корро зии и агрессивным средам, в 4 раза легче стали и 1,5 раза легче дюралюминия, легко поддаются механической обработке и сварке. Использование 1 т стеклопластиков в машиностроении в среднем экономит 3—4 т черных металлов или 5—6 т чугуна и цветных металлов.
Одним из основных направлений технического про гресса в автомобильной промышленности является созда ние с помощью полимеров принципиально новых кон струкций автомобилей и в связи с этим освоение совер шенно иных технологических процессов их выпуска. Стремление достичь большой экономичности в производ стве автомобилей и их эксплуатации побудило конструк торов не только нашей страны, но и всего мира заняться разработкой крупногабаритных деталей, в том числе и кузовов автомобилей в пластмассовом исполнении. Мате риалами для крупногабаритных деталей могут служить стеклопластики, а также полиэтилен, полиамиды, поли уретаны, акриловые пластики и др.
Технико-экономическое обоснование выбора ассорти мента изделий, подлежащих изготовлению из стеклопла стиков, должно базироваться на результатах всесторон них испытаний и длительных исследований как самих процессов, так и материалов.
84
Накопленный опыт по конструированию кабин из стеклопластиков показывает, что конструкции их могут быть разделены на цельнопластмассовые, пластмассовые с металлическими элементами либо металлические с пластмассовыми элементами. Они отличаются по нали чию или отсутствию каркаса, виду облицовки, типам об лицовки и материала. Наиболее полно преимущества стеклопластика проявляются в целыюпластмассовых конструкциях.
Несмотря на высокую стоимость стеклопластиков, трудоемкость изготовления кузовов уменьшается в 1,5 раза. Примерно в 2 раза сокращаются производственные площади, количество оборудования и оснастки, числен ность рабочих и капиталовложения. Кроме того, эконо мится значительное количество стали, лакокрасочных материалов и другие затраты. В связи с этим эксплуата ционные затраты на топливо и смазочные материалы сокращаются в 1,5, расходы на амортизацию и ремонт авторезины — в 2,5 раза. Пластмассовый кузов не под вержен коррозии, срок его службы по сравнению со стальным увеличивается в 3 раза.
Особое значение при изучении основных технологиче ских предпосылок применения новых материалов в ма шиностроении приобретает экономическая оценка техно логических вариантов. При переходе на новые материалы значительно снижаются нормы расхода материалов и улучшаются коэффициенты их использования. Так, если кузов легкового автомобиля «Москвич» делать из сталь ного листа, на это расходуется 0,46 т материала, а из стеклопластика — 0,23 т. Объем материала уменьшается более чем в 2 раза.
Малый удельный вес пластмасс позволяет значитель но уменьшить вес деталей и изделий. Например, при вы пуске 100 тыс. автомобилей «Москвич» с кузовом из стеклопластиков будет сэкономлено 45 тыс. т тонколисто вой холоднокатаной стали. Общий экономический эффект от этого за год составит 3 млн. руб. Эксплуатационные расходы уменьшатся на 9 млн. руб. в год, срок службы машины увеличится с 3 до 10 лет, вес ее снизится почти
в2 раза.
Внастоящее время пластмассовые кузова выпускают ся в США, Англии, Франции, ФРГ, Бельгии и других странах. В некоторых случаях их вес снижается до 200 кг.
85
|
|
|
|
Т а б л и ц а 25 |
Весовые показатели |
деталей автомобильного |
кузова |
из алюминия |
|
|
и пластмассы* |
|
|
|
|
В ес д е т а л е й , |
к г |
|
|
Д е т а л и к у з о в а |
ИЗ л и с т о во го |
из п о л и э ф и р |
С ни ж ен и е ве с а , % |
|
|
алю м и ни я |
ных |
п л а с т и к о в |
|
Стенки кабины |
п ,1 |
|
6,6 |
40,5 |
Головная часть |
5,0 |
|
4,1 |
18,0 |
Корпус фары |
0,3 |
0,06 |
80,0 |
|
Крылья колес: |
9,6 |
|
5,4 |
43,5 |
переднего |
|
|||
заднего |
4,9 |
|
4,4 |
10,5 |
Щиток против брызг |
12,2 |
|
7,7 |
37,0 |
Задняя сторона |
28,1 |
|
17,7 |
37,0 |
Оконная рама |
0,07 |
0,04 |
35,7 |
|
Кожух радиатора |
17,9 |
|
7,3 |
59,2 |
* Б. И. Р о д и н . Технико-экономические проблемы внедрения но вых материалов в машиностроении. М., 1963, стр. 25.
В табл. 25 приводятся сравнительные весовые показа тели деталей и узлов автобусного кузова английской фирмы. Эти данные свидетельствуют о том, что вес дета лей в комбинации из стеклопластика даже с таким лег ким металлом, как алюминий, сокращается на 18—80%.
Особенностью пластмассового кузова автобуса английской компании «Бирмингем Энд Мидланд Мотор Омнибас» является облегчение веса панелей из стекло пластика при сохранении их жесткости за счет замены металлических ребер прутками из прессованной бумаги с последующим наложением пропитанного смолой стекло пластика.
Стеклопластики применяются также в конструкциях самосвалов, полуприцепов, кузовов фургонов специаль ных автомобилей-рефрижераторов и прицепов. Выпу щенный английской фирмой «Форэрджин Энд Харвай» самосвал, кузов и кабина которого выполнены из стекло пластика, после 2 лет эксплуатации в тяжелых условиях не претерпел существенных изменений. Кузов при разме рах примерно 3,8X2,2 м весит 450 кг, а аналогичный кузов из стали и дерева весил бы 1,1 т.
86