Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ва и снижению их себестоимости, значительному росту производительности труда. Пластмассы обладают весьма ценными физико-механическими и химическими свойст вами, благодаря которым они находят широкое исполь зование в машиностроении как самостоятельные кон струкционные материалы и как заменители металла и других материалов.
Благодаря небольшому объемному весу пластмассы в 2 раза легче алюминия и в 5—8 раз легче стали и других металлов. По удельной прочности и механическим свой ствам они приближаются к металлам, а некоторые пласт массы превосходят их. Пластмассы весьма стойки к воз действию влаги и различных агрессивных сред. Им при сущи высокие оптические, диэлектрические, фрикционные и антифрикционные свойства. При замене черных метал лов литьевыми пластмассами трудоемкость снижается в 5—6, а себестоимость деталей — в 2—б раз. При приме нении 1 т конструкционных пластмасс можно сэкономить 3—5 т стали.
В нашей республике на текущее пятилетие разрабо таны меры по форсированию строительства химической промышленности и ускоренному внедрению синтетиче ских материалов в машиностроение. На машинострои тельных заводах намечено расширить действующие и организовать новые специализированные цехи и участки по переработке полимерных материалов, древопластиков, стеклопластиков и других материалов.
Наличие развитой стекольной, текстильной, деревооб рабатывающей и целлюлозной промышленности в БССР в совокупности с нефтеперерабатывающей создает боль шие предпосылки для создания производства синтетиче ских материалов. Из отходов, образующихся при пере работке нефтепродуктов и природного газа, можно полу чить большое количество синтетических смол, которые используются в качестве связующих веществ при произ водстве пластических масс.
Внедрение пластических масс в машиностроение дает возможность резко сократить затраты труда на изготов ление машин и оборудования, снизить их вес и себестои мость, повысить эксплуатационные качества, сэкономить большое количество металла. Для многих узлов деталей современных машин и приборов пластические массы являются единственно пригодным материалом.
72
Изготовление деталей из пластмасс позволит повы сить коэффициент использования материалов до 0,89— 0,95, что имеет огромное народнохозяйственное значение. Если делать деталь из металлов, необходимо выполнить 30—50 операций, тогда как из пластмассы — в среднем 2—3 операции. Следовательно, применение пластмасс позволяет также ускорить темпы технической подготовки производства.
Трудоемкость производства металлов и пластических масс можно охарактеризовать следующими данными. Подсчитано, что для получения кубического метра метал лов и пластмасс необходимо переработать сырья (в тон нах): чугуна — 12,6, стали — 10,2, алюминия — 15,5, никеля — 396, меди — 895, цинка — 282, полиэтилена — 1,2, полипропилена — 1,0, фенольно-формальдегидных смол — 3,2, меламино-формальдегидных смол — 1,6.
Об экономической эффективности применения пласт масс взамен металла свидетельствуют и такие факты: каждая тонна пластмассы при замене олова экономит от 50 до 80 тыс. руб., свинца — от 1,8 до 8,4, меди — от 1,8 до 5,4 тыс. руб. Однако стоимость аминопластов пока выше стоимости меди. Несколько меньше экономия при замене пластмассами цинка (от 0,5 до 2,3 тыс. руб.), причем амидопласты и целлопласты дороже цинка.
Повышенная химическая стойкость некоторых пла стических масс к действию агрессивных сред делает их превосходными заменителями нержавеющих сталей и цветных металлов. На каждой тонне фаолита или фторо пласта-4 в химической промышленности экономится 5— 6 т свинца или 10—15 т кислотоупорной стали. Древесно слоистые пластики противостоят абразивному изнашива нию. Вкладыши подшипников, изготовленные из древес
но-слоистых пластиков, при |
работе в абразивной сре |
де служат в 2—3 раза дольше, |
чем аналогичные брон |
зовые. |
|
Большую экономию в машиностроении дают феноль ные и эпоксидные смолы, обладающие высокой износо устойчивостью и превосходной сцепляемостыо с метал лами. Из них в машиностроении делают технологическую оснастку: матрицы и пуансоны штампов, пресс-формы, оболочковые формы, копиры, шаблоны, литейные модели и другие приспособления. Трудоемкость изготовления пластмассовых штампов в 2—8 раз ниже, чем металличе
73
ских. Трудовые затраты на оболочковые формы в 4- 6 раз меньше, чем на подготовку земляных форм. Себе стоимость пресс-форм из пластмасс в 2—4 раза ниже себестоимости металлических пресс-форм.
Большую группу синтетических материалов составля ют полиамиды — твердые термопластичные полимеры. Их используют в качестве конструкционных деталей для шестерен зубчатых и червячных передач, вкладышей под шипников и втулок, гребневых винтов, фитингов, рукоя ток, трубок для гидравлических систем, масло- и бензо проводов, покрытий по металлу. Полиамидным смолам присущи высокая механическая прочность, износоустой чивость, низкий коэффициент трения, малый удельный вес, способность свариваться, хорошая сцепляемость с ме таллами, устойчивость к воздействию большинства орга нических растворителей.
Подшипники скольжения, сделанные из пластмасс, при одинаковой прочности и долговечности в 5—10 раз дешевле бронзовых и в 15 раз баббитовых.
Важнейшим представителем полиамидов является капрон. У него высокая износоустойчивость, текучесть в расплавленном состоянии, низкий коэффициент трения. Он антикоррозионен, стоек к маслам, органическим растворителям и щелочам, хорошо поддается механиче ской обработке. Благодаря указанным свойствам капрон пригоден для деталей, работающих в узлах трения, для деталей, армированных металлами, если они работают при значительных нагрузках, для силовых деталей, под вергающихся малым нагрузкам, для восстановления из ношенных деталей капропированием или нанесением пленок. Капроновые шестерни при сухом трении износо устойчивее в 100—150 раз. Следовательно, один из важ ных заменителей металла в машиностроении — пласт массы. За счет широкого их внедрения за текущее пяти
летие намечается |
снизить расход металлов па |
544,4 тыс. т. |
|
В СССР ведется большая работа по внедрению пласт |
|
масс в конструкции |
автомобилей, однако в настоящее |
время на автомашину пока расходуется в среднем 10 кг пластических масс, тогда как в некоторых конструкциях зарубежных легковых автомобилей из полимерных мате риалов сделаны почти все детали, за исключением основ ных узлов двигателя и шасси (табл. 17).
74
Научные исследования и опыт передовых предприятий свидетельствуют о том, что в строительно-дорожном, ком мунальном, торфяном и подъемно-транспортном машино строении имеются большие возможности внедрения пластмасс вместо металла.
В строительно-дорожном машиностроении примене ние полимерных материалов в конструкциях экскавато-
Т а б л и ц а 17
Средний расход пластмасс на один автомобиль в некоторых зарубежных странах
ФРГ
Англия
Швеция
Италия
США
Вес деталей из пластмасс
на автомобиль, кг
Страны
ГРУЗОЕОЛ | |
ЛеГКОЕОЙ |
6 , 7 5 |
1 6 ,5 |
5 , 0 |
1 3 ,5 |
6 , 0 |
1 3 ,5 |
|
1 2 ,0 |
— |
1 3 ,0 |
ров, башенных кранов и другого крупногабаритного высоконагруженного оборудования способствует резкому повышению эффективности работы тормозных и подшип никовых узлов, улучшает условия работы и снижает тру доемкость. В этих случаях пластмассы целесообразно использовать для изготовления кабин, подшипников скольжения, крышек, лабиринтных колец редукторов, тормозных устройств и колодок, деталей управления, трап и других деталей.
По данным Гипроторфа, из пластмасс с успехом мож но делать многие детали универсальных торфяных экска ваторов: ролики, кронштейны транспортеров, подшипни ки; в машинах для сбора пня — крышки редукторов, подшипники и втулки, штурвалы; в пневмоуборочных и фрезерующих машинах — кабины, корпуса, диффузоры, рабочие колеса, вентиляторы, бункеры, воздуховоды, ро лики, тормозные устройства и многие другие детали.
В подъемно-транспортном машиностроении (табл. 18) пластмассы весьма целесообразно применять для дета лей и узлов движущихся органов машины, снижение веса которых является важнейшей задачей. Кроме того, использований пластических масс может дать значитель-
75
Т а б л и ц а 18
Область применения пластмасс в подъемно транспортном машиностроении
П о д ъ е м н о -т р а н с п о р т н о е |
Д е т а л и и у зл ы , к о то р ы е м о гу т |
о б о р у д о в ан и е |
и зго т о в л я т ь с я и з п л астм асс |
Ручные, электрические и пневматические тали
Мостовые и портальные краны
Цепные и ленточные элева торы и рольганги
Ленточные стационарные конвейеры
корпуса и крышки редукторов и токо съемников, втулки, подшипники сколь жения, катки и ролики, шестерни, диски, колодки тормозной системы, токосборники, корпуса и крышки кно пок управления, роторы, встроенные в барабаны моторов, и др.
кабины, перила и настилы, корпуса и крышки редукторов н выключателей, вкладыши и втулки, тормозные ко лодки, плунжеры, поршни, золотники
иуплотнения гидросистем, детали электрооборудования и аппаратуры
имногие другие детали
ковши, ролики, кожухи, крыльчатки, катки, вкладыши, детали редукторов и тормозной системы, колодки и об кладки
уплотнения футеровки приводных ба рабанов, ролики, стаканы, трубы, гибкие роликоопоры
Грузовые и пассажирские |
двери кабин, вкладыши башмаков, |
лифты |
каркасы, футеровки шкивов, барабаны |
|
и тормозные устройства лебедок, де |
|
тали редукторов и прочие детали |
Эскалаторы |
катки, облицовки, тормозные устрой |
|
ства, ступени и другие детали |
ную экономию не только цветных, но и черных металлов при резком снижении трудоемкости и себестоимости про дукции.
Данные, приведенные в табл. 19, свидетельствуют о том, что замена цветных металлов пластмассами не толь ко экономит денежные средства на разнице стоимости материалов, но и снижает общий вес названных изделий. Так, при замене свинца для футеровки электролитных ванн пластмассовыми облицовками помимо экономии
76
весьма дефицитного свинца затраты на эти работы снижаются на 36—90% (табл. 20).
Большой экономический эффект дают синтетические смолы в электротехнической промышленности. Тонна эпоксидных компаундов, использованных в качестве литой изоляции в трансформаторах тока, позволяет вы-
|
Т а б л и ц а |
19 |
|
Сравнительные весовые показатели центробежных |
|
||
насосов из |
латуни и пластмасс |
|
|
М а т е р и а л |
О бщ и й вес , |
С ни ж ен и е |
|
к г |
веса (к |
% |
|
|
|
л а ту н и ), |
|
Латунь |
312,0 |
69,3 |
|
Бумолит |
96,0 |
|
|
Волокннт |
6 8 , 0 |
78,2 |
|
Т а б л и ц а 20
Сравнительные цены на различные материалы и затраты на футеровку электролитных ванн площадью 10,5 м2
И сх о д н ы е м ат ер и а л ы |
Ц ена 1 т |
м а т ер и а л а , |
|
|
р у б . |
Н орм а
р а с х о д а
матер и ал а
на |
ф у т е |
р о |
в к у , к г |
З |
а т р а т ы |
на |
ф у т е |
р о в к у , р у б .
Свинец толщиной 4 мм |
510,0 |
50,0 |
255,0 |
Винипласт толщиной 7 мм |
1630,0 |
101,4 |
165,4 |
Пластикат ПХВ толщиной 2,5 мм |
1330,0 |
33,3 |
44,3 |
Фольга винипласта толщиной 0,7 мм |
1090,0 |
25,0 |
27,25 |
свободить до 2 т цветных металлов и около 9 т стально го проката. Если жаростойкие кремнийорганические смолы пустить для изоляции обмоток электродвигателей и генераторов, то повысятся прочность, надежность и срок эксплуатации последних. Вес энергетического обо рудования можно снизить на 20—30%. В кабельной про мышленности 1 т полиэтилена высвобождает 3 т свинца, а на каждой тонне полихлорвинилового пластика эконо мится около 4 т свинца.
Основной вид изоляции проводов и кабелей в элек тротехнической промышленности —■полихлорвиниловая оболочка, заменяющая каучук и свинец. Подсчитано, что
77
1 кг полихлорвиниловой изоляции заменяет 4 кг свинца. Если для изоляции применять только полихлорвинил, то в год будет сэкономлено свыше 400 тыс. т меди и 400 тыс. т свинца. Общая экономия от снижения капита ловложений, технологического оборудования, замены материалов, а также эксплуатационных расходов соста вит примерно 800 млн. руб. При использовании для за ливки трансформаторов 5000 т эпоксидных смол будет сэкономлено 24 тыс. т красной меди и 150 тыс. т черного проката. Вес и габариты трансформаторов резко снизят ся. Общий экономический эффект составит около 60 млн. руб. Применение полихлорвиниловой пластикатной плен ки в кабельной промышленности Белоруссии позволило за два года сэкономить около 12 тыс. т свинца.
В автомобильном, тракторном и сельскохозяйствен ном машиностроении за счет широкого внедрения пласт масс за текущее пятилетие предполагается сэкономить 168,6 тыс. т металла. Область их применения показана в табл. 21.
Подсчитано, что только при снижении веса двух марок автомобилей Минского автозавода за счет пластмасс на 100 кг расход горючего снижается на 0,5—0,6%, Если раньше на автомобиль МАЗ употреблялось в среднем 10 пластмассовых деталей, а на БелАЗ — 16, то теперь их предусматривается внедрить соответственно 70 и 300. Широкое внедрение пластических масс в автомобиле строении позволит снизить вес машин примерно на 15,% и значительно повысить их эксплуатационные качества.
Большой опыт применения пластмасс в автомобиле строении накоплен за рубежом. Так, на автомобилях итальянской фирмы «Фиат» вес деталей из пластмасс в среднем составляет 15 кг. Пластифицированный поли винилхлорид идет для топливных, водяных и тормозных шлангов, различных прокладок.
В Швеции нейлон с успехом используется на вклады ши шаровых шарниров рулевого управления и зубчатых колес спидометра, из полиамидных материалов делают поплавки карбюраторов и бензиновых баков. Соедини тельные трубы обогревателей и сопло антиобледенителей из полистирола вместо листовой стали снизили вес этих деталей примерно на 20—30%.
Фирма «Бритиш Мотор» применяет нейлоновые дета ли в приводах дроссельной заслонки, дверных защелках,
78
Т а б л и ц а 21
Область применения пластмасс в автомобилестроении
М аш и н ы |
Д е т а л и , п о д л еж а щ и е и зготовлен и ю |
|
из п л астм асс |
||
|
Грузовые автомобили, авто |
кабины, капоты, панели дверей, обли |
фургоны и автоцистерны |
цовка, подшипники и втулки, баки для |
|
горючего, бензомаслопроводы, венти |
Автобусы |
ляторы, тормозные накладки и диски |
крыши, капоты, панели дверей, внут |
|
|
ренняя облицовка, задние стенки, ка |
|
бины, внутренние скаты, кронштейны |
|
и ролики, поручни, соединительные |
|
муфты, накладки колодок тормозов |
|
и др. |
Легковые автомобили |
кузова, крылья, двери, емкости, бен |
|
зомаслопроводы, крышки багажников, |
|
шестерни масленого насоса, подшипни |
|
ки и втулки, корпуса насосов, венти |
|
ляторы, детали сцепления и управле |
|
ния, тормозные устройства и наклад |
|
ки, детали электрооборудования и |
|
т. д. |
Мотоциклы, мотороллеры, |
прицепные коляски, крылья, панели, |
мотоколяски и велосипеды |
крышки бензобаков, капоты, передние |
|
и задние двери, рама и руль, насос и |
|
другие узлы и детали |
зубчатых колесах для спидометров, щетках стеклоочисти телей и других деталях. Фирма «Стандарт Триумф» на автомобиле «Геральд» удачно использовала присущую нейлону самосвязываемость и вязкость уретановых каучуков. За счет этого увеличены смена смазки в авто мобиле до 20 тыс. км пробега и долговечность трущихся пар.
На международной выставке «Химия-70» фирма БАСФ (ФРГ) демонстрировала 16 шестерен из пласт масс диаметром от 7 см до 2,5 м. Эти шестерни сделаны из ультрамида. Он обладает повышенной прочностью и износостойкостью, зубчатые передачи из такого материа ла могут нормально работать в диапазоне температур от —40 до + 140°С. Исследования показали, что пластмас совые шестерни позволяют снизить шум в 50—100 раз.
79