Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ва и снижению их себестоимости, значительному росту производительности труда. Пластмассы обладают весьма ценными физико-механическими и химическими свойст­ вами, благодаря которым они находят широкое исполь­ зование в машиностроении как самостоятельные кон­ струкционные материалы и как заменители металла и других материалов.

Благодаря небольшому объемному весу пластмассы в 2 раза легче алюминия и в 5—8 раз легче стали и других металлов. По удельной прочности и механическим свой­ ствам они приближаются к металлам, а некоторые пласт­ массы превосходят их. Пластмассы весьма стойки к воз­ действию влаги и различных агрессивных сред. Им при­ сущи высокие оптические, диэлектрические, фрикционные и антифрикционные свойства. При замене черных метал­ лов литьевыми пластмассами трудоемкость снижается в 5—6, а себестоимость деталей — в 2—б раз. При приме­ нении 1 т конструкционных пластмасс можно сэкономить 3—5 т стали.

В нашей республике на текущее пятилетие разрабо­ таны меры по форсированию строительства химической промышленности и ускоренному внедрению синтетиче­ ских материалов в машиностроение. На машинострои­ тельных заводах намечено расширить действующие и организовать новые специализированные цехи и участки по переработке полимерных материалов, древопластиков, стеклопластиков и других материалов.

Наличие развитой стекольной, текстильной, деревооб­ рабатывающей и целлюлозной промышленности в БССР в совокупности с нефтеперерабатывающей создает боль­ шие предпосылки для создания производства синтетиче­ ских материалов. Из отходов, образующихся при пере­ работке нефтепродуктов и природного газа, можно полу­ чить большое количество синтетических смол, которые используются в качестве связующих веществ при произ­ водстве пластических масс.

Внедрение пластических масс в машиностроение дает возможность резко сократить затраты труда на изготов­ ление машин и оборудования, снизить их вес и себестои­ мость, повысить эксплуатационные качества, сэкономить большое количество металла. Для многих узлов деталей современных машин и приборов пластические массы являются единственно пригодным материалом.

72

Изготовление деталей из пластмасс позволит повы­ сить коэффициент использования материалов до 0,89— 0,95, что имеет огромное народнохозяйственное значение. Если делать деталь из металлов, необходимо выполнить 30—50 операций, тогда как из пластмассы — в среднем 2—3 операции. Следовательно, применение пластмасс позволяет также ускорить темпы технической подготовки производства.

Трудоемкость производства металлов и пластических масс можно охарактеризовать следующими данными. Подсчитано, что для получения кубического метра метал­ лов и пластмасс необходимо переработать сырья (в тон­ нах): чугуна — 12,6, стали — 10,2, алюминия — 15,5, никеля — 396, меди — 895, цинка — 282, полиэтилена — 1,2, полипропилена — 1,0, фенольно-формальдегидных смол — 3,2, меламино-формальдегидных смол — 1,6.

Об экономической эффективности применения пласт­ масс взамен металла свидетельствуют и такие факты: каждая тонна пластмассы при замене олова экономит от 50 до 80 тыс. руб., свинца — от 1,8 до 8,4, меди — от 1,8 до 5,4 тыс. руб. Однако стоимость аминопластов пока выше стоимости меди. Несколько меньше экономия при замене пластмассами цинка (от 0,5 до 2,3 тыс. руб.), причем амидопласты и целлопласты дороже цинка.

Повышенная химическая стойкость некоторых пла­ стических масс к действию агрессивных сред делает их превосходными заменителями нержавеющих сталей и цветных металлов. На каждой тонне фаолита или фторо­ пласта-4 в химической промышленности экономится 5— 6 т свинца или 10—15 т кислотоупорной стали. Древесно­ слоистые пластики противостоят абразивному изнашива­ нию. Вкладыши подшипников, изготовленные из древес­

но-слоистых пластиков, при

работе в абразивной сре­

де служат в 2—3 раза дольше,

чем аналогичные брон­

зовые.

 

Большую экономию в машиностроении дают феноль­ ные и эпоксидные смолы, обладающие высокой износо­ устойчивостью и превосходной сцепляемостыо с метал­ лами. Из них в машиностроении делают технологическую оснастку: матрицы и пуансоны штампов, пресс-формы, оболочковые формы, копиры, шаблоны, литейные модели и другие приспособления. Трудоемкость изготовления пластмассовых штампов в 2—8 раз ниже, чем металличе­

73


ских. Трудовые затраты на оболочковые формы в 4- 6 раз меньше, чем на подготовку земляных форм. Себе­ стоимость пресс-форм из пластмасс в 2—4 раза ниже себестоимости металлических пресс-форм.

Большую группу синтетических материалов составля­ ют полиамиды — твердые термопластичные полимеры. Их используют в качестве конструкционных деталей для шестерен зубчатых и червячных передач, вкладышей под­ шипников и втулок, гребневых винтов, фитингов, рукоя­ ток, трубок для гидравлических систем, масло- и бензо­ проводов, покрытий по металлу. Полиамидным смолам присущи высокая механическая прочность, износоустой­ чивость, низкий коэффициент трения, малый удельный вес, способность свариваться, хорошая сцепляемость с ме­ таллами, устойчивость к воздействию большинства орга­ нических растворителей.

Подшипники скольжения, сделанные из пластмасс, при одинаковой прочности и долговечности в 5—10 раз дешевле бронзовых и в 15 раз баббитовых.

Важнейшим представителем полиамидов является капрон. У него высокая износоустойчивость, текучесть в расплавленном состоянии, низкий коэффициент трения. Он антикоррозионен, стоек к маслам, органическим растворителям и щелочам, хорошо поддается механиче­ ской обработке. Благодаря указанным свойствам капрон пригоден для деталей, работающих в узлах трения, для деталей, армированных металлами, если они работают при значительных нагрузках, для силовых деталей, под­ вергающихся малым нагрузкам, для восстановления из­ ношенных деталей капропированием или нанесением пленок. Капроновые шестерни при сухом трении износо­ устойчивее в 100—150 раз. Следовательно, один из важ­ ных заменителей металла в машиностроении — пласт­ массы. За счет широкого их внедрения за текущее пяти­

летие намечается

снизить расход металлов па

544,4 тыс. т.

 

В СССР ведется большая работа по внедрению пласт­

масс в конструкции

автомобилей, однако в настоящее

время на автомашину пока расходуется в среднем 10 кг пластических масс, тогда как в некоторых конструкциях зарубежных легковых автомобилей из полимерных мате­ риалов сделаны почти все детали, за исключением основ­ ных узлов двигателя и шасси (табл. 17).

74


Научные исследования и опыт передовых предприятий свидетельствуют о том, что в строительно-дорожном, ком­ мунальном, торфяном и подъемно-транспортном машино­ строении имеются большие возможности внедрения пластмасс вместо металла.

В строительно-дорожном машиностроении примене­ ние полимерных материалов в конструкциях экскавато-

Т а б л и ц а 17

Средний расход пластмасс на один автомобиль в некоторых зарубежных странах

ФРГ

Англия

Швеция

Италия

США

Вес деталей из пластмасс

на автомобиль, кг

Страны

ГРУЗОЕОЛ |

ЛеГКОЕОЙ

6 , 7 5

1 6 ,5

5 , 0

1 3 ,5

6 , 0

1 3 ,5

 

1 2 ,0

1 3 ,0

ров, башенных кранов и другого крупногабаритного высоконагруженного оборудования способствует резкому повышению эффективности работы тормозных и подшип­ никовых узлов, улучшает условия работы и снижает тру­ доемкость. В этих случаях пластмассы целесообразно использовать для изготовления кабин, подшипников скольжения, крышек, лабиринтных колец редукторов, тормозных устройств и колодок, деталей управления, трап и других деталей.

По данным Гипроторфа, из пластмасс с успехом мож­ но делать многие детали универсальных торфяных экска­ ваторов: ролики, кронштейны транспортеров, подшипни­ ки; в машинах для сбора пня — крышки редукторов, подшипники и втулки, штурвалы; в пневмоуборочных и фрезерующих машинах — кабины, корпуса, диффузоры, рабочие колеса, вентиляторы, бункеры, воздуховоды, ро­ лики, тормозные устройства и многие другие детали.

В подъемно-транспортном машиностроении (табл. 18) пластмассы весьма целесообразно применять для дета­ лей и узлов движущихся органов машины, снижение веса которых является важнейшей задачей. Кроме того, использований пластических масс может дать значитель-

75

Т а б л и ц а 18

Область применения пластмасс в подъемно­ транспортном машиностроении

П о д ъ е м н о -т р а н с п о р т н о е

Д е т а л и и у зл ы , к о то р ы е м о гу т

о б о р у д о в ан и е

и зго т о в л я т ь с я и з п л астм асс

Ручные, электрические и пневматические тали

Мостовые и портальные краны

Цепные и ленточные элева­ торы и рольганги

Ленточные стационарные конвейеры

корпуса и крышки редукторов и токо­ съемников, втулки, подшипники сколь­ жения, катки и ролики, шестерни, диски, колодки тормозной системы, токосборники, корпуса и крышки кно­ пок управления, роторы, встроенные в барабаны моторов, и др.

кабины, перила и настилы, корпуса и крышки редукторов н выключателей, вкладыши и втулки, тормозные ко­ лодки, плунжеры, поршни, золотники

иуплотнения гидросистем, детали электрооборудования и аппаратуры

имногие другие детали

ковши, ролики, кожухи, крыльчатки, катки, вкладыши, детали редукторов и тормозной системы, колодки и об­ кладки

уплотнения футеровки приводных ба­ рабанов, ролики, стаканы, трубы, гибкие роликоопоры

Грузовые и пассажирские

двери кабин, вкладыши башмаков,

лифты

каркасы, футеровки шкивов, барабаны

 

и тормозные устройства лебедок, де­

 

тали редукторов и прочие детали

Эскалаторы

катки, облицовки, тормозные устрой­

 

ства, ступени и другие детали

ную экономию не только цветных, но и черных металлов при резком снижении трудоемкости и себестоимости про­ дукции.

Данные, приведенные в табл. 19, свидетельствуют о том, что замена цветных металлов пластмассами не толь­ ко экономит денежные средства на разнице стоимости материалов, но и снижает общий вес названных изделий. Так, при замене свинца для футеровки электролитных ванн пластмассовыми облицовками помимо экономии

76


весьма дефицитного свинца затраты на эти работы снижаются на 36—90% (табл. 20).

Большой экономический эффект дают синтетические смолы в электротехнической промышленности. Тонна эпоксидных компаундов, использованных в качестве литой изоляции в трансформаторах тока, позволяет вы-

 

Т а б л и ц а

19

Сравнительные весовые показатели центробежных

 

насосов из

латуни и пластмасс

 

 

М а т е р и а л

О бщ и й вес ,

С ни ж ен и е

к г

веса (к

%

 

 

л а ту н и ),

Латунь

312,0

69,3

 

Бумолит

96,0

 

Волокннт

6 8 , 0

78,2

 

Т а б л и ц а 20

Сравнительные цены на различные материалы и затраты на футеровку электролитных ванн площадью 10,5 м2

И сх о д н ы е м ат ер и а л ы

Ц ена 1 т

м а т ер и а л а ,

 

р у б .

Н орм а

р а с х о д а

матер и ал а

на

ф у т е ­

р о

в к у , к г

З

а т р а т ы

на

ф у т е ­

р о в к у , р у б .

Свинец толщиной 4 мм

510,0

50,0

255,0

Винипласт толщиной 7 мм

1630,0

101,4

165,4

Пластикат ПХВ толщиной 2,5 мм

1330,0

33,3

44,3

Фольга винипласта толщиной 0,7 мм

1090,0

25,0

27,25

свободить до 2 т цветных металлов и около 9 т стально­ го проката. Если жаростойкие кремнийорганические смолы пустить для изоляции обмоток электродвигателей и генераторов, то повысятся прочность, надежность и срок эксплуатации последних. Вес энергетического обо­ рудования можно снизить на 20—30%. В кабельной про­ мышленности 1 т полиэтилена высвобождает 3 т свинца, а на каждой тонне полихлорвинилового пластика эконо­ мится около 4 т свинца.

Основной вид изоляции проводов и кабелей в элек­ тротехнической промышленности —■полихлорвиниловая оболочка, заменяющая каучук и свинец. Подсчитано, что

77


1 кг полихлорвиниловой изоляции заменяет 4 кг свинца. Если для изоляции применять только полихлорвинил, то в год будет сэкономлено свыше 400 тыс. т меди и 400 тыс. т свинца. Общая экономия от снижения капита­ ловложений, технологического оборудования, замены материалов, а также эксплуатационных расходов соста­ вит примерно 800 млн. руб. При использовании для за­ ливки трансформаторов 5000 т эпоксидных смол будет сэкономлено 24 тыс. т красной меди и 150 тыс. т черного проката. Вес и габариты трансформаторов резко снизят­ ся. Общий экономический эффект составит около 60 млн. руб. Применение полихлорвиниловой пластикатной плен­ ки в кабельной промышленности Белоруссии позволило за два года сэкономить около 12 тыс. т свинца.

В автомобильном, тракторном и сельскохозяйствен­ ном машиностроении за счет широкого внедрения пласт­ масс за текущее пятилетие предполагается сэкономить 168,6 тыс. т металла. Область их применения показана в табл. 21.

Подсчитано, что только при снижении веса двух марок автомобилей Минского автозавода за счет пластмасс на 100 кг расход горючего снижается на 0,5—0,6%, Если раньше на автомобиль МАЗ употреблялось в среднем 10 пластмассовых деталей, а на БелАЗ — 16, то теперь их предусматривается внедрить соответственно 70 и 300. Широкое внедрение пластических масс в автомобиле­ строении позволит снизить вес машин примерно на 15,% и значительно повысить их эксплуатационные качества.

Большой опыт применения пластмасс в автомобиле­ строении накоплен за рубежом. Так, на автомобилях итальянской фирмы «Фиат» вес деталей из пластмасс в среднем составляет 15 кг. Пластифицированный поли­ винилхлорид идет для топливных, водяных и тормозных шлангов, различных прокладок.

В Швеции нейлон с успехом используется на вклады­ ши шаровых шарниров рулевого управления и зубчатых колес спидометра, из полиамидных материалов делают поплавки карбюраторов и бензиновых баков. Соедини­ тельные трубы обогревателей и сопло антиобледенителей из полистирола вместо листовой стали снизили вес этих деталей примерно на 20—30%.

Фирма «Бритиш Мотор» применяет нейлоновые дета­ ли в приводах дроссельной заслонки, дверных защелках,

78

Т а б л и ц а 21

Область применения пластмасс в автомобилестроении

М аш и н ы

Д е т а л и , п о д л еж а щ и е и зготовлен и ю

из п л астм асс

 

Грузовые автомобили, авто­

кабины, капоты, панели дверей, обли­

фургоны и автоцистерны

цовка, подшипники и втулки, баки для

 

горючего, бензомаслопроводы, венти­

Автобусы

ляторы, тормозные накладки и диски

крыши, капоты, панели дверей, внут­

 

ренняя облицовка, задние стенки, ка­

 

бины, внутренние скаты, кронштейны

 

и ролики, поручни, соединительные

 

муфты, накладки колодок тормозов

 

и др.

Легковые автомобили

кузова, крылья, двери, емкости, бен­

 

зомаслопроводы, крышки багажников,

 

шестерни масленого насоса, подшипни­

 

ки и втулки, корпуса насосов, венти­

 

ляторы, детали сцепления и управле­

 

ния, тормозные устройства и наклад­

 

ки, детали электрооборудования и

 

т. д.

Мотоциклы, мотороллеры,

прицепные коляски, крылья, панели,

мотоколяски и велосипеды

крышки бензобаков, капоты, передние

 

и задние двери, рама и руль, насос и

 

другие узлы и детали

зубчатых колесах для спидометров, щетках стеклоочисти­ телей и других деталях. Фирма «Стандарт Триумф» на автомобиле «Геральд» удачно использовала присущую нейлону самосвязываемость и вязкость уретановых каучуков. За счет этого увеличены смена смазки в авто­ мобиле до 20 тыс. км пробега и долговечность трущихся пар.

На международной выставке «Химия-70» фирма БАСФ (ФРГ) демонстрировала 16 шестерен из пласт­ масс диаметром от 7 см до 2,5 м. Эти шестерни сделаны из ультрамида. Он обладает повышенной прочностью и износостойкостью, зубчатые передачи из такого материа­ ла могут нормально работать в диапазоне температур от —40 до + 140°С. Исследования показали, что пластмас­ совые шестерни позволяют снизить шум в 50—100 раз.

79