Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Та бли ца 14
Сравнительные данные по удельной прочности различных |
сплавов, |
||
применяемых в машиностроении, % |
|
||
М атер и ал |
У д ельн ы й вес |
У д е л ьн ая |
|
п р о ч н о сть |
|||
|
|
||
Хромоникелевая сталь |
7,8 |
15,4 |
|
Дюралюминий |
2,7 |
15,7 |
|
Магниевый сплав |
1,7 |
14,5 |
|
Титановый сплав |
4,5 |
2 2 , 0 |
лась невелика. Для повышения прочностных характери стик этот сплав па Минском моторном заводе начали модифицировать небольшими присадками гелия, церия и ванадия. После термической обработки механические свойства сплава повысились на 20—25%.
В табл. 14 приводятся данные по весовой и прочност ной характеристике некоторых сплавов, нашедших широ кое применение в машиностроении. Эти примеры свиде тельствуют о том, что алюминиевые и магниевые сплавы по удельной прочности не уступают высоколегированной конструкционной стали, а по удельному весу они легче ее в 2,9 и 4,6 раза. Титановые сплавы по удельной проч ности на 43% выше хромоникелевой стали, а по удельно му весу меньше ее на 73,%.
В табл. 15 приведена удельная металлоемкость авто мобильных двигателей в зависимости от материала изго товления корпусных деталей: блок цилиндров, головка блока и картер. Практика показала, что головка блока цилиндров, изготовленная из алюминия, не только легче, но и имеет лучшую теплопроводность, а это способствует лучшему охлаждению двигателя. Чаще всего алюми ниевые картеры устанавливаются на автомобиле с задним расположением двигателя, что способствует улучшению распределения веса по осям.
Фирмы ФР1 проводили опыты по изготовлению цилиндров из сплавов алюминия с кремнием. Испытания показали, что их износоустойчивость не уступает цилинд рам, сделанным из лучших марок чугуна, но из-за высо кой твердости поверхности затруднена их механическая обработка.
66
Т а б л и ц а 15
Материал основных корпусных деталей и весовые параметры некоторых автомобильных двигателей различных фирм ФРГ
М о д е л ь а вто м о б и л я
«Мерседес 190»
«« 190Д»
««200С»
««220Е»
««230Л» «БМВ 700» «БМВ 1800» «ДКВ Ф12»
«ДКВ Ф102» «Принц 4» «Опел кадет» «Рекорд» «Капитан» «Дипломат»
«Глас 700» «Парше 911»
г |
л я , |
и х о . , |
е |
р с |
|
к |
а т |
п . |
В ес д в и г а т е л я , |
М ощ ность д в и г л . с . |
В ес д в и г а т е л я , д я щ и й с я на 1 л к г / л . с . |
149 |
80 |
1,8 |
180 |
55 |
3,2 |
183 |
ПО |
1,6 |
197 |
120 |
1,6 |
195 |
150 |
1,3 |
74 |
32 |
2,3 |
130 |
90 |
1,4 |
85 |
40 |
2,1 |
86 |
60 |
1,4 |
85 |
30 |
2,8 |
96 |
40 |
2,4 |
164 |
55 |
3,0 |
225 |
100 |
2,2 |
271 |
190 |
1,4 |
80 |
30 |
2,8 |
184 |
130 |
1,4 |
|
М атериаа |
|
ров |
РЭ |
|
д |
о |
|
н |
о, |
|
ли |
< |
|
и |
я |
|
я |
||
а ц |
||
я |
||
ов к |
X |
|
я |
||
гол |
о |
|
\о |
||
|
ч |
АЧ
чЧ
АЧ
АЧ
АА(ч)
Ач
Ач
Ач
Ач
Ач
чч
чч
чч
чч
Ач
АА(ч)2
к а р т е р
ч
Ч
ч
ч
ч
А
ч
ч
ч
А
ч
ч
ч
ч
ч
А
П р и н я т ы е о б о з н а ч е н и я : |
А(ч)—алюминиевый блок с чу |
гунными гильзами, А(ч)3—чугунный цилиндр с алюминиевым оребре- |
|
нием, А—алюминий, Ч—чугун. |
|
Большой опыт применения |
алюминиевого литья для |
корпусных деталей двигателей накоплен в США, где еще в 1931 г. выпускался 16-цилиндровый двигатель с кор пусными деталями из алюминия. Вес алюминиевых дви гателей оказался на 50% легче, чем двигателей из чугуна.
Фирма «Алкоа» разработала технологию изготовле ния и выпускает надежные и дешевые автомобильные радиаторы из алюминия. Пайка таких радиаторов произ водится в обезвоженной (сухой) атмосфере, что способ ствует значительному снижению потребляемого флюса и
5* |
67 |
позволяет получить соединения с высокой степенью на дежности.
Французские фирмы проводили эксперимент по заме не стальных шатунов в автомобильных двигателях на алюминиевые. Это дало возможность повысить мощ ность двигателя на 7,4%. Фирма «Порше» ставит на автомобильные двигатели алюминиевые цилиндры с хро мированной рабочей поверхностью.
На двигателе автомобиля фирмы «Шеврале» из алюминиевого сплава отливают картер и головку блока цилиндров. Для автомобилей «Ролс-Ройс» из алюмини евого сплава отливают картер, блок и головку цилинд ров. В последние годы в Англии из алюминия пытаются делать кузова грузовых автомобилей. Это дает возмож ность не только снизить их вес (на 60%), но и увеличить полезную нагрузку.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что алюминий фактически стал обычным материалом в автомобилестроении. В США на один автомобиль его расходуется около 35 кг (по весу готовых деталей).
Несмотря на преимущества корпусных деталей в алюминиевом исполнении как в США, так и Европе, к производству таких двигателей относятся с большой осторожностью, так как их стоимость выше, чем двига телей с корпусными деталями из чугунного литья, а изно состойкость ниже. Первые опыты эксплуатации автомо бильных двигателей с алюминиевыми корпусными дета лями показали, что в головках блока легко срывается резьба под свечу зажигания, вызывается необходимость установки вставного кольца седла и направляющей втул ки стержня клапана. Кроме этого, алюминиевые картеры не обеспечивают надежной жесткости опор коленчатого вала, как чугунные.
Биметаллические материалы с успехом используются при изготовлении щек камнедробилок, зубьев экскаватор ных ножей, скреперов и других деталей, работающих в условиях абразивного износа. Подшипники скольжения в дорожных машинах минского завода «Ударник», сделан ные из биметаллической полосы, позволили в 4—10 раз сократить расход цветных металлов и в 2—3 раза повы сить долговечность втулок.
В порядке изыскания более прогрессивных методов получения самозатачивающихся рабочих органов разра
68
ботан двухслойный лемешный прокат с твердым слоем из высокоуглеродистой хромистой стали марки Х6Ф1 и основным металлом — сталью марки 50. Внедрение этой стали улучшает эксплуатационные свойства плуга и одновременно сокращает расход металлопроката. Испы тана опытная партия дисков лущильников из двухслой ной листовой стали с твердым слоем толщиной 1 мм. Из нее делают самозатачивающиеся лапы культиваторов.
Таким образом, применение биметалла — важное условие экономии дефицитных и дорогостоящих цветных металлов и высоколегированных марок сталей. В биме таллах наиболее выгодно сочетаются прочностные харак теристики и физические свойства, что позволяет повы сить надежность и срок службы деталей и узлов машин, снизить их стоимость.
Несмотря на большие преимущества цветных метал лов, их сплавов и заменителей металла, детали из чер ных металлов в машиностроении по-прежнему занимают значительный удельный вес. Исследования показывают, что в автомобильной отрасли промышленности черные металлы составляют свыше 75%' веса автомобиля.
В табл. 16 приведен удельный вес различных материа лов, потребляемых в производстве легковых автомобилей фирмы «Крейслер». Эти данные свидетельствуют о том,
что в общем весе |
автомобиля |
|
вес |
стальных деталей |
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
Удельный вес материалов, применяемых |
|
для |
изготовления легковых |
|||
автомобилей фирмой «Крейслер» |
|
|||||
Материал |
Вес деталей |
авто |
От общего веса |
|||
мобиля, |
кг |
|
автомобиля, % |
|||
Чугун серый |
2 1 3 |
, 0 |
|
|
1 3 ,7 |
|
Чугун ковкий |
2 0 , 8 |
|
|
1 ,9 |
||
Сталь углеродистая |
8 5 0 |
, 0 |
|
|
5 4 , 5 |
|
Сталь легированная |
5 4 |
, 8 |
|
|
3 , 5 |
|
Сталь алитированная |
1 0 ,9 |
|
|
0 , 7 |
||
Сталь нержавеющая |
|
4 Л |
|
|
0 , 3 |
|
Сталь оцинкованная |
2 2 |
, 0 |
|
|
1,7 |
|
Алюминий |
3 4 , 9 |
|
|
2 , 2 |
||
Магний |
|
0 , 9 |
|
|
0 ,1 |
|
Цинк |
10,7" |
|
|
0 , 7 |
||
Медь, латунь, бронза |
1 6 ,3 |
|
|
1,1 |
||
Свинец |
1 4 ,5 |
|
|
0 , 9 |
||
Пластмассы |
1 0 ,8 |
|
|
0 , 4 |
равен 60,7%, чугунных — 15,6, цветных металлов и их сплавов — 5,0, пластмасс — 0,4%.
В общей структуре промышленного литья СССР за 1971 г. на стальные фасонные отливки приходилось 23, а на чугунные — 73%• Сравнительный анализ показывает, что себестоимость тонны стальных отливок на 67% выше себестоимости чугунных, а выход годных стальных отли вок на 20% ниже. Кроме того, изготовление деталей из стальных литых заготовок на металлорежущих станках намного сложнее и отходы больше, чем при обработке чугунных литых заготовок. Следовательно, при выборе материала в машиностроении большое внимание должно быть уделено стоимости его обработки и окончательной стоимости готовых деталей. Из этого следует, что в не которых случаях чугунные отливки применять выгоднее, чем стальные.
Применение обычного чугуна вместо стали для изго товления конструкционных деталей продолжительное время сдерживалось из-за его низких прочностных свойств: детали были недостаточно надежны и недолго вечны в эксплуатации. Благодаря настойчивым поискам ученых совместно с производственниками был получен так называемый высокопрочный чугун, который по проч ностным свойствам вполне пригоден для производства деталей машин, включая тяжелонагруженные, взамен стального литья и горячекатаного проката.
При добавлении в расплавленный чугун десятых или сотых долей процента таких элементов, как магний или церий, пластинчатая форма графита модифицируется в шаровидную. Благодаря этому в структуре чугуна созда ются условия, необходимые для получения чугуна с раз личной металлической основой, обладающей превосход ными свойствами в литом и термообработанном состоя ниях. И хотя себестоимость модифицированного чугуна увеличивается на 20—30 %1 по сравнению с обычным чугуном, зато прочность его по сравнению с последним в 5—6, а пластичность по удлинению в 50 раз выше.
Высокопрочный чугун по механическим свойствам приближается к стали, а по износостойкости превосходит ее. Советские ученые совместно с литейщиками проводят успешные исследования по дальнейшему улучшению механических характеристик модифицированного чугуна. Например, в Институте проблем литья Академии наук
70
СССР его прочность удалось повысить до 150 кг/мм2, в Одесском ЦКТБ разработан способ получения отливок из высокопрочного чугуна в кокилях на непрерывных каруселях, который применяется в производственных условиях с большим экономическим эффектом.
Технологические и эксплуатационные преимущества высокопрочного чугуна позволяют с успехом использо вать его для изготовления многих конструкционных дета лей взамен стали. В настоящее время чугун с пределом прочности на растяжение, доходящим до 80 кг/мм2, идет па коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания, шпиндели металлорежущих станков, зубчатые передачи, шатуны, корпуса плугов и другие ответственные детали.
Получение деталей из модифицированного высоко прочного чугуна вместо стального литья дает возмож ность снизить не только вес машины, но и сократить расход чугунного литья. Расход жидкого металла при литье из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом на 17% меньше, чем при литье из стали.
Практика показывает, что при изготовлении крупных коленчатых валов из стального проката отходы металла достигают до 75%, а из отливок высокопрочного чугуна отходы уменьшаются почти вдвое. Учитывая эти пре имущества, производство литых коленчатых валов для автомобилей намечается увеличить за текущее пятилетие примерно в 2,5 раза. Подсчитано, что выпуск коленчатых валов из высокопрочного чугуна позволит к концу 1975 г. высвободить около 122 тыс. т проката черных металлов.
6.Эффективность применения пластмасс
вмашиностроении
Одним из главных направлений технического прогрес са в нашей стране является всемерное развитие химиче ской промышленности. Химизация народного хозяйства дает огромный экономический эффект. Вот почему Директивами XXIV съезда КПСС предусматривается увеличить выпуск пластических масс и синтетических смол за девятую пятилетку примерно в 2 раза.
Применение пластических масс способствует интенси фикации технологических процессов, совершенствованию конструкций машин и оборудования, улучшению качест
71