Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 38
Основные технико-экономические показатели литейных цехов
|
К |
о б щ ем у |
в ы п у с к у |
годн ы х |
о т л и в о к , |
% |
|
|
|
л и т ь е |
|
|
|
Т ехн ико -эконом и чески е |
|
|
|
|
|
|
п о к азател и |
и з серого и |
стал ьн о е |
цветн ое |
|||
|
ко вко го ч у гун а |
фасонное |
||||
|
|
|
||||
|
СССР |
БС С Р |
СССР |
БС С Р |
СССР |
БСС Р |
1.Способы литья
Вобычные песчаные сухие
|
формы |
21,4 |
8 , 2 |
9,8 |
2,3 |
4,0 |
2 , 0 |
В обычные песчаные сырые |
|
|
|
|
|
|
|
|
формы |
47,8 |
66,3 |
49,4 |
76,2 |
13,2 |
5,1 |
В формы из быстротверде- |
|
|
|
|
|
|
|
|
ющих смесей |
6,3 |
2 , 0 |
26,2 |
5,1 |
1 , 0 |
— |
В оболочковые скорлупча- |
|
|
|
--- |
|
|
|
|
тые формы |
0 , 2 |
0 , 1 |
0 , 8 |
0 , 2 |
— |
|
В формы, спрессованные под |
|
— |
|
|
— |
|
|
|
большим давлением |
1 ,1 |
3,8 |
13,2 |
— |
||
По выплавляемым моделям |
|
■-- |
1 , 2 |
2 , 0 |
0,5 |
— |
|
В металлические формы |
9,2 |
17,3 |
6,5 |
|
42,1 |
28,5 |
|
|
(кокиль) |
— |
|||||
Центробежное |
8,6 |
0 , 1 |
0 , 2 |
— |
1 , 0 |
39,3 |
|
В машины под давлением |
— |
— |
— |
— |
27,1 |
25,1 |
|
Прочие виды |
5,4 |
6,0 |
2 , 1 |
1 , 2 |
10,9 |
— |
|
2. |
Легированное литье |
4,5 |
0,3 |
23,0 |
1 , 0 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Литье из высокопрочного |
1,5 |
— |
— |
— |
— |
|
|
чугуна |
— |
|||||
4. Литье из ковкого чугуна |
4,3 |
8 , 0 |
— |
|
— |
“ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Литье из алюминиевых |
— |
— |
— |
— |
52,7 |
50,5 |
|
сплавов |
||||||
6. |
Литье по способам фор |
|
|
|
|
|
|
|
мовки: |
34,0 |
14,0 |
26,0 |
9,0 |
15,4 |
6,5 |
|
ручная |
||||||
|
машинная |
56,0 |
67,0 |
71,0 |
91,0 |
5,4 |
0,9 |
|
пескометная |
8,0 |
5,0 |
2 , 0 |
— |
0 , 2 |
— |
|
прочие виды |
2 , 0 |
14,0 |
1 , 0 |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
||
7. |
Литье, залитое на кон- |
42,0 |
60,0 |
38,0 |
76,0 |
3,2 |
|
|
вейерах |
— |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Выход годных отливок |
71,9 |
68,8 |
60,5 |
57,6 |
62,9 |
62,9 |
|
к металлозавалке, % |
||||||
9. |
Себестоимость 1 т годных |
167,0 |
172,7 |
280,2 |
219,5 |
1203,8 908,9 |
|
|
отливок, руб. |
150
литья и потери от брака. Прогрессивными способами изготовляются только 20% чугунных и стальных отли вок, брак литья составляет от 5 до 12%, а иногда и выше.
Ввиду непрерывного роста объема выпуска отливок борьба за повышение качества и увеличение выхода год ного литья приобретает первостепенное значение. От ка чества отливок в значительной степени зависят основ ные технико-экономические показатели выпускаемых машин и оборудования: долговечность, производитель ность, материальные и трудовые затраты.
Серьезным резервом экономии металла в литейных цехах должно стать сокращение брака литья и безвоз вратных потерь, ибо в общем балансе потерь металла по машиностроению и металлообработке Белоруссии брак литья достигает значительных размеров.
По видам дефектов в отливках показатели таковы: пороки по земляным и газовым раковинам — 50—60%; шлаковым и усадочным раковинам — 8—12; спаям и не доливам — 10—15; трещинам — 3—6; несоответствие формы и размеров — 6—10%. Из приведенных данных видно, что основными пороками (70%) в отливках явля ются раковины различного происхождения.
Газовые раковины в отливках образуются в резуль тате подачи в вагранку избыточного количества воздуха при плавке металла, применения форм и стержней, сде ланных из смесей с повышенной газотворной способно стью, а также несоблюдения технологического процесса заливки форм жидким металлом. Для предупреждения их возникновения необходимо соблюдать технологиче ский процесс плавки и заливки металла в формы, при готовлять формовочные и стержневые смеси в соответ ствии с установленными компонентами и заданной про порцией, хорошо вентилировать формы и стержни при их производстве и сборке.
Усадочные раковины возникают от нетехнологичности конструкций литой детали из-за сырых или податли вых к воздействию металла форм, от пониженного со держания углерода или повышенного содержания фос
фора в чугуне.
Для предупреждения образования усадочных рако вин следует предусматривать направленное затвердение отливок от нижних частей к верхним с таким расчетом,
151
чтобы раковины образовывались в прибыльной части отливок.
Шлаковые раковины появляются в отливках в ре зультате проникновения шлака в полость формы при ее заливке металлом и из-за несовершенства конструкции литниковой системы. Чтобы предотвратить их образова ние, нужно при конструировании литниковой системы строго соблюдать соотношение ее основных элементов, добиваться высокого перегрева металла, а всплываю щий на поверхность жидкого металла шлак побыстрее удалять.
Во избежание образования земляных раковин сле дует тщательно соблюдать технологический процесс из готовления форм и стержней, правила заливки форм жидким металлом, не пользоваться неисправной модель- но-опочной оснасткой.
На многих машиностроительных заводах республи ки исправлению дефектов на отлизках внимания уделя ется мало. Дефектные отливки не сортируются, а, как правило, зачисляются в брак целиком, тогда как опыт передовых отечественных заводов свидетельствует о том, что исправить можно до 50% отливок.
На передовых предприятиях БССР дефекты на от ливках исправляют следующими методами: холодной заваркой, пайкой, бакелитизацией и пропиткой дефект ных мест специальными растворами, чеканкой или встав кой с помощью врезки новых частей, металлизацией на пылением, декоративной заделкой быстротвердеющими пластмассами.
Структура отходов в литейных цехах разнообразна. Значительное место в них занимает скрап, т. е. мелкие частицы жидкого металла, разбрызгиваемые во время его выпуска из вагранок и электропечей, транспортиров ки и разливки в формы и изложницы, а также часть ме талла, оставшаяся па дне ковша. Такие потери состав ляют около 2% годного литья. Недоливы металла в фор му приводят к браку отливок. При этом потери металла колеблются в пределах 0,3—2%.
В литниковых системах и изложницах (литниках) остается около 1 % металла (к весу годных отливок). Унос металла со шлаком в общем балансе потерь равен 1—2%. Безвозвратные потери металла имеют место и при угаре железа, особенно при плавке стали в дуговых
152
электропечах. Потери стали на угар достигают 1—3% выхода годного литья.
Угар может быть значительно уменьшен за счет при менения шихтовых материалов хорошего качества, со блюдения режима плавки и соответствующей подготов ки плавильного оборудования.
Величина потерь металла на угар находится в пря мой зависимости от скорости и температуры плавки. Чем продолжительнее процесс плавки металла, тем больше он окисляется. В результате возникают потери на угар и происходит высокое газонасьпцение металла. Форси ровать ход плавки можно путем подогрева дутья и уве личения подачи воздуха в вагранку. Однако следует учитывать, что избыток воздуха в вагранке также при водит к газонасыщению металла.
Существенное влияние па качество отливок оказы вает температура металла при его заливке в форму. Жидкий металл перед разливкой по формам должен вы держиваться в ковше до установленной температуры: при низкой температуре заливки в деталях образуются газовые раковины, а при высокой на поверхности отлив ки получается пригар. Хорошая наводка струи металла в центр стояка литниковой системы обеспечивает мини мальные потери его при разливке. Во избежание обгара форм и стержней заливку форм целесообразно вести с большой скоростью и на полную струю металла. Чем больше скорость охлаждения отливок, тем мельче их структура и выше механические свойства. Для форсиро ванного остывания формы необходимо равномерно охлаждать путем обдувания воздухом или поливки водой.
Для улучшения качества стальных отливок на ряде машиностроительных заводов страны применяется ва куумирование жидкой стали в ковше или в струе при ее переливании в изложницу. Такой процесс снижает газонасыщеиность стали и уменьшает количество неметалли ческих включений, тем самым улучшая качество от ливок.
Поскольку основная масса отливок продолжительное время все еще будет производиться в разовых песчано глинистых формах, этот метод литья должен совершен ствоваться. Поверхность отливок, как известно, в той или иной мере копирует поверхность формы. Наиболее гру
бая поверхность получается у отливок, изготовленных в песчано-глинистых формах ручной формовки.
В связи с этим появилось новое направление в техно логии изготовления форм и стержней. В качестве основ ных компонентов для формовочных смесей все чаще на чали применять бентонитовые глины, кварцевые и цир коновые пески. Формы, сделанные из песчано-бентони товых смесей, можно использовать для отливок из чугу на, стали и цветных сплавов. Детали, отлитые в этих формах, имеют чистые и гладкие поверхности. Бентони товые смеси дают значительно меньший пригар в отлив ках, чем огнеупорные глины, повышают газопроницае мость и тем самым снижают брак по газовым рако винам.
Оптимально выбранная толщина стенок литых дета лей в соответствии с их размерами, конфигурацией, ве сом и характером производства является важнейшим условием повышения выхода годных отливок. При чрез мерно толстых стенках литых деталей утяжеляются из делия, замедляется скорость охлаждения отливок, сни жается твердость и прочность металла за счет образова ния в отливках рыхлости и пористости. Следовательно, уменьшение толщины сечения элементов способствует повышению качества чугуна, увеличению его прочности, приводит к снижению веса деталей и к экономии ме талла.
Экспериментальные данные показали, что при сопо ставлении литых корпусных деталей зарубежных ме таллорежущих станков с аналогичными типами деталей отечественного производства толщина стенок в послед них оказалась на 30—40%' больше, чем в зарубежных станках. Практически, по данным ЭНИИМСа, она мо жет быть снижена на 15—20%. Это позволит сэкономить значительные материальные и трудовые ресурсы и обе спечить сокращение себестоимости выпускаемой про дукции.
Для усиления связи между элементами литых дета лей следует вводить ребра жесткости, в которых для устранения местного скрепления металла иногда преду сматриваются специальные отверстия. Введение ребер — не только конструктивное средство повышения прочно сти и жесткости деталей, но и технологическое. Благо даря ребрам улучшаются условия заполнения полостей
154
формы жидким металлом, несколько устраняется нерав номерность температуры различных по толщине элемен тов отливки во время ее охлаждения, снижается вес отливок.
Уменьшение толщины стенок литых'деталей до дей ствительно необходимых по технологическим условиям отливки и расчетных нагрузок, введение ребер жестко сти, образование «окон», выемок и впадин в малонагруженных и ненагруженных местах деталей представляет значительный резерв снижения веса машин и оборудо вания.
Г л а в а IV
ЭКОНОМИЯ МЕТАЛЛА ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПОРОШКОВ
Технический прогресс в машиностроении в значитель ной мере достигается внедрением новых высокоэффек тивных материалов, улучшающих технико-экономиче ские характеристики изделий в процессе их производ ства и эксплуатации, снижением материальных ресурсов и трудовых затрат.
Большую роль в проблеме экономии металла должны сыграть в первую очередь материалы с особыми свойст вами, полученные новыми способами, а также техноло гические методы выпуска деталей из них. В связи с этим важное значение приобретает технологический процесс, основанный на применении различных металлических порошков в качестве исходного материала для деталей машин и других изделий.
Процесс получения заготовок или готовых деталей из металлических порошков путем прессования и после дующего спекания получил название порошковой метал лургии. Изделия, сделанные таким методом, называют металлокерамическими ввиду сходства их технологии с технологией керамических изделий.
Порошковая металлургия за последние годы вызы вает подлинную революцию в технической политике. Каждая тонна деталей, изготовленная методом порошко вой металлургии, экономит 1,5—2 т стали и значительно снижает их трудоемкость. Килограмм металлокерамиче ских твердых сплавов при обработке металла резанием и давлением заменяет десятки килограммов инструмен тальной стали.
В СССР налажен промышленный выпуск металло керамических твердых сплавов, изделий из тугоплавких металлов, пористых подшипников, фрикционных и анти-
156
фрикционных изделий, магнитов, фильтров, контактов и т. д. Они применяются в автомобильной, тракторной, станкостроительной, авиационной, электротехнической, радиотехнической, электронной и других отраслях про мышленности. По данным Института проблем материа ловедения АН УССР, в промышленности СССР занято производством изделий методом порошковой металлур гии около 100 специализированных предприятий, цехов и участков. Среди них Броварский завод порошковой металлургии, Московский завод порошковой металлур гии и др.
В машиностроении Белоруссии метод порошковой металлургии получил промышленное применение срав
нительно недавно — в начале |
1960 г. За этот период вы |
||
пуск |
металлокерамических |
изделий |
возрос почти в |
10 раз. |
В настоящее время около 90% |
металлокерами |
ческих изделий, изготовляемых в республике, использу ется на предприятиях автомобильного и тракторного ма шиностроения.
Порошковая металлургия успешно развивается и в странах социалистического содружества. Так, в Чехо словакии вырабатывается широкий ассортимент фрик
ционных, антифрикционных и других |
видов |
деталей. |
В Польше и Венгрии ведутся исследования в |
области |
|
порошковой металлургии и вводятся новые |
мощности |
|
по производству металлокерамических изделий. |
|
|
Наибольшего развития порошковая |
металлургия до |
стигла в США, где выпускается более 30 типов металли ческих порошков. Изготовлением полуфабрикатов и го товых деталей здесь занимаются около 250 компаний, оснащенные более 2,5 тыс. специализированными прес сами и 300 установками для пропитки. Ежемесячно в США потребляется почти 4 тыс. т порошков железа. Только годовой выпуск порошков меди и сплавов на ее основе составляет свыше 20 тыс. т, а общее производ ство изделий из металлокерамики достигает более 100 тыс. т в год. Из общего выпуска деталей методом по рошковой металлургии 55% приходится на подшипники и детали машин, 27 — на электротехнические изделия, 3 — на фрикционные детали и 15% — на другие изделия.
В настоящее время порошковая металлургия проник ла во многие отрасли промышленности и заслужила признание не только в машиностроении, но и в атомной
1-57